15 лет нереальной жизни
Unreal (1998)
Первый трехмерный проект Epic MegaGames (компания сменила название на Epic Games в 1999 году) был действительно «мега» и укладывал на лопатки тогдашнего короля шутеров в лице Quake 2. Мало того, что Unreal выглядела красивее даже без использования 3D-ускорителей, она еще и блистала гигантскими по тогдашним меркам уровнями. Даже сейчас ее картинка смотрится сносно, а тогда просто сносила крышу: цветное освещение, богатая геометрия уровней и самая реалистичная вода.
Движок, над которым Тим Суини корпел в гараже три года, превосходил детище Кармака (движок Quake II, который сейчас называется id Tech 2) практически по всем статьям: не только графикой, физикой и звуком (ах, эта чудесная музыка Александра Брэндона!), но и удобством в разработке – уже тогда редактор позволял создавать и менять уровни и сразу же опробовать их в деле. Кроме того, в игре были скааржи – достаточно юркие и умные противники, которые доставляли проблемы даже в одиночку: позже искусственный интеллект ботов в Unreal Tournament тоже станет образцом для подражания. Наконец, Unreal позволяла улучшать оружие: базовая «единичка» превращалась к концу кампании в грозное оружие.
К игре вышло дополнение Return to Na Pali, которое, по сути, лишь добавило новые уровни и продолжило историю заключенного 849, который пытается покинуть планету На-Пали. Новый прорыв случился позже.
Unreal Tournament (1999)
У игры были все шансы стать главным многопользовательским шутером конца века, но всего два дня спустя после ее релиза вышла Quake III Arena, и большинство игроков решили, что знакомый конь борозды не испортит. Хотя на WCG 2001 и WCG 2002 проводились турниры по Unreal Tournament, главным киберспортивным шутером стала Quake 3 Arena, что, в принципе, логично – там меньше карты, выше динамика, аскетичнее графика.
У Unreal Tournament были другие плюсы: отличный баланс оружия – практически все пушки были востребованы (и у всех было два режима стрельбы), да и в целом экземпляры были интереснее. Пока фанаты Quake бегали с приевшимися двустволкой, ракетницей и «рельсой», адепты Unreal Tournament отсекали головы ножами циркулярных пил, растворяли врагов зеленой слизью, взрывали шарики синей плазмы и, конечно же, расстреливали из «фляки» – гибрида дробовика и гранатомета. Другой интересной особенностью игры стали персональные телепортеры: можно было бросить небольшой диск, а затем перенестись на его место (и при определенном везении убить врага телефрагом).
Кроме того, благодаря умным ботам в UT было интересно играть и в одиночку (попробуйте-ка выстоять под огнем ИИ уровня Godlike). Также в игре появился интересный режим Assault, где одна команда должна захватить вражескую базу, а другая ее защищала. На фоне тогдашнего засилья Capture the Flag и Deathmatch данный тип игры смотрелся очень выигрышно. Наконец, для UT вышли всевозможные пользовательские модификации, причем некоторые выглядели отдельными проектами. Например, фанатская Tactical Ops: Assault on Terror (скрестившая Unreal Tournament с Counter-Strike) в 2002 году была выпущена в виде отдельной игры. Увы, UT так и осталась высшей точкой развития серии Unreal.
Unreal Tournament 2003 (2002)
Первая игра на Unreal Engine 2 могла похвастаться отличной графикой, но так и не снискала популярности оригинальной Unreal Tournament. Возможно, дело было в высоких системных требованиях, возможно, в сложившемся вокруг первой UT сообществе, возможно, люди просто не хотели отказываться от привычной механики: хотя в плане арсенала и геймплея в целом UT 2003 мало отличалась от предшественницы, ощущалась она как-то не так. Кроме того, из игры исчез Assault, зато появился кооперативный режим, где нужно было отстреливать монстров.
На Xbox игра вышла под названием Unreal Championship, а в 2005 году появился ее сиквел Unreal championship 2: The Liandri conflict (эксклюзив для консоли от Microsoft), который, несмотря на высокие оценки, продался достаточно скромным тиражом, но не будем забегать вперед.
Unreal 2: The Awakening (2003)
Первая и последняя игра в серии, созданная сторонней компанией: пока Epic трудилась над новым движком и UT 2003, разработка однопользовательского продолжения была поручена студии Legend Entertainment. С заданием она справилась так себе: The Awakening была довольно скучна и, главное, не слишком похожа на любимую массами первую часть. Если там мы играем за заключенного, потерпевшего крушение на неизвестной планете, то главным героем Unreal II становится бывший военный, а события происходят значительно позже истории Unreal.
Однако со своей главной задачей – демонстрацией возможностей Unreal Engine 2, который позже лицензировали чуть ли не все разработчики, – игра справилась. Каждый уровень отличался от предыдущих и обладал уникальным сеттингом. Но сейчас такой графикой уже никого не удивишь, поэтому The Awakening вполне ожидаемо оказалась на свалке истории: геймплей не относится к сильным сторонам игры. Изначально у Unreal 2 была только однопользовательская кампания, и лишь в конце года выпущен бесплатный eXpanded MultiPlayer, содержащий один онлайн-режим, напоминающий о «Захвате флага». Популярности игре это не прибавило, ведь на подходе была следующая Unreal Tournament.
Unreal Tournament 2004 (2004)
По сути, игра являлась ремейком Unreal Tournament 2003 на обновленном движке (Unreal Engine 2.5) – например, в США обладателям UT 2003 после покупки новой версии даже возвращали $10. Главным нововведением в UT 2004 стали транспортные средства и масштабный режим Onslaught, также вернулся Assault. Хотя Unreal Tournament 2004 была явно лучше предшественницы, она так и не сравнилась по популярности с самой первой частью. К тому же к середине нулевых общественность заинтересовалась более реалистичными и медленными шутерами. А Epic приступила к работе над Gears of War и, казалось, Unreal можно было не ждать.
Unreal Tournament 3 (2007)
Хотя является четвертой частью UT, цифрой в заголовке игра обязана тем, что создана на Unreal Engine 3 (UT 2003 и UT 2004 при этом неформально считаются Unreal Tournament 2). С этой игрой Epic нарушили неписаное правило: игра серии Unreal должна быть первой на новой версии движка.
Но это мелочи, а в целом UT 3 удалась: по динамике она ближе к оригинальной игре, хотя новые приемы (например, двойной прыжок), добавленные в UT 2003 и 2004, остались. Набор оружия соответствует первой Unreal Tournament: вернулись и пневматический молоток, и пистолет Enforcer (если подобрать второй, можно стрелять по-македонски). Несмотря на ворчание старичков и сравнительно высокие системные требования PC-версии (в течение полугода игра также вышла на PS3 и Xbox 360), UT3 – лучшее, что случалось с серией со времен Unreal Tournament.
Не забыли и о привлечении новой крови: в игре присутствует вся техника из UT 2004, а режимы представлены как классические (Deathmatch, TDM, CTF), так и современные. Warfare представляет сплав Onslaught и Assault, а в режиме Greed нужно собирать черепа и относить их на базу противника – эдакий экстремальный американский футбол.
Несмотря на высокие оценки и неплохие продажи (более миллиона копий), о продолжении серии новостей до сих пор нет. Epic эксплуатирует Gears of War, экспериментирует с новыми IP (Bulletstorm, Shadow Complex, Infinity Blade) и продолжает улучшать Unreal Engine. Но мы все еще надеемся на ремейк первой Unreal или Unreal Tournament 4. Возможно, на следующем поколении консолей?
Автор: Денис Кублицкий