14 клонов Die Hard лучше «Небоскреба»
В ранних 90-х, на волне успеха трилогии Die Hard, мир боевиков буквально захлестнула волна подражаний классике с Брюсом Уиллисом. Появился даже целый неофициальный поджанр Die Hard On… («Крепкий орешек» на…») где в формулу «одинокий герой против террористов» оставалось подставить место действия. Другой небоскреб, линкор, хоккейный стадион, автобус, тюрьма Алькатрас и даже — в несостоявшемся сиквеле боевика со Стивеном Сигалом, — воздушный шар.
Все настолько несложно в производстве (и не требует творческих усилий со стороны сценаристов), что мода на клоны Die Hard периодически возвращается: пару лет назад Джерард Батлер разыгрывал «Крепкого орешка» в Белом доме, а на этой неделе Дуэйн Джонсон изображает Брюса Уиллиса в… ну, ЕЩЕ ОДНОМ небоскребе (на сей раз — самом высоком в мире). Ниже мы отобрали лучшие — или во всяком случае, самые запоминающиеся и, если можно так выразиться, оригинальные — клоны Die Hard в кино, на телевидении и даже в аниме.
«Скала» (The Rock), 1996
Никита Казимиров
Вряд ли у кого-то повернется язык назвать Майкла Бэя хорошим режиссером. Серия «Трансформеры» наглядно демонстрирует основные черты его творчества: гигантоманию и постоянные взрывы при полном отсутствии смысла. Но есть в его портфолио одно кино, которое умудрилось получить «свежий» рейтинг на Rotten Tomatoes и хорошо смотрится и сегодня. Речь идет о «Скале» с Николасом Кейджем.
Бывший морпех Френсис Хаммел (Эд Харрис) попал в крайне неприятную ситуацию. 83-м семьям его погибших подчиненных правительство отказывается выплачивать денежные компенсации, ведь официально ни в каких операциях солдаты не участвовали. И Френсис решается на крайние меры: он получает в свое распоряжение ракеты со смертоносным газом, захватывает заложников на острове Алькатрас и требует выкуп 100 миллионов долларов, которые он планирует раздать семьям и своим людям. Разобраться с угрозой предстоит специалисту по химоружию Стэнли Гудспиду (Николас Кейдж) и бывшему британскому шпиону, ныне осужденному преступнику Джону Патрику Мэйсону (Шон Коннери), который когда-то тянул срок на Алькатрасе и сумел сбежать с острова-тюрьмы.
Пускай «Скала» — всего второй после «Плохих парней» полноценный фильм Бэя (и первый — с нормальным бюджетом), почерк режиссера узнает каждый. Его выдает очень быстрый, почти рваный монтаж. Клипмейкер Майкл даже спустя десятилетия так и не смог избавиться от старых привычек. Но именно в этом фильме монтаж почти не раздражает, а временами (скажем, в знаменитой сцене автопогони) оказывается очень даже к месту.
Более того, это чуть ли не единственный фильм Бэя, в котором есть внятная идея и актуальный посыл. В «Скале» мы видим, как правительство любой ценой пытается стереть из истории неугодные ему факты, жертвуя при этом патриотами своей страны.
Правда, получилось в итоге немного наигранно и преувеличено, потому власть порой совершает злые поступки ради злых поступков. Но такие уж черты творчества режиссера.
А вот что получилось без лишней скромности шедеврально, так это химия между персонажами. Благодарить за это стоит как Кейджа и Коннери, диалоги между которыми получились живыми и интересными, так и Квентина Тарантино с Аароном Соркиным, которые приложили руку к написанию сценария. В титрах ни тот, ни другой не упомянуты, но фирменные искрометные диалоги, культурные отсылки и едкая сатира раскрывают участие мастеров.
Нельзя не отметить потрясающий саундтрек Ханса Циммера, который всегда к месту и почти всегда радует слух. И куда же без высококачественных спецэффектов, которые еще не успели у Бэя превратиться в лихорадочный калейдоскоп взрывов. Тут они умеренно осмысленные и используются лишь в сценах, в которых без них реально не обойтись.
Кто-то может сказать, что «Скала», даже несмотря на все ее достоинства, продолжает оставаться типичной картиной Майкла Бэя. Но если фильм 1996 года порой цитируют и сейчас (к примеру, в серии игр Call of Duty), то в нем все-таки есть выдающиеся моменты. Обязательно посмотрите эту в меру умную, довольно развлекательную, безусловно патриотичную и просто первоклассную работу режиссера, который еще не успел похоронить себя под грудой «Трансформеров».
«Небоскреб» (Skyscraper), 1996
Никита Казимиров
Фильм, делящий с последней работой Дуэйна «Скалы» Джонсона одно название, по качеству оказывается приблизительно тем же, если не хуже. Завязке даже не пытались придать оригинальности: снова высотное здание, захваченное террористами, жаждущими денег. Выпускать в один год со «Скалой» подобное — кощунство.
Возможно, ключевым аргумент в пользу этого «Небоскреба» должна была стать исполнительница главной роли Кэрри Уиск — Анна Николь Смит, известная по столь «замечательным» фильмам, как «Голый пистолет 33 1/3: Последний выпад» и «Инопланетянки-нелегалы». Или же то, что проникновение в захваченное здание осуществляется с верхнего этажа, ведь Кэрри — пилот вертолета.
В любом случае, не сработало ни то, ни другое. Все 96 минут хронометража мы наблюдаем за тем, как отважная девушка расправляется со злыми террористами, потому что она может. На отсутствие логики в подобных боевиках никто и не жалуется, но когда у центрального персонажа напрочь отсутствует харизма, то это все равно что приговор. И нет, сцена с оголением Смит — это не харизма.
Можно воспринимать «Небоскреб» 1996-го как пародию на «Крепкого орешка» и все боевики того времени в целом. Либо смотреть его ради секс-символа 90-х годов Анны Николь Смит. Но серьезно воспринимать этот фильм вряд ли получится.
«В осаде» (Under Siege), 1992
Никита Казимиров
Если в фильме есть Стивен Сигал, то с вероятностью 99% в нем будут и злые террористы, и угрозы правительству США, и возможность ядерной атаки, и красивые девушки. «В осаде» 1992 года не стал исключением. В качестве уникальных элементов — место действия (корабль) и род занятий главного героя (кок).
Террористы в фильме — это бывшие элитные коммандос. Они под прикрытием проникли на линкор с ядерным оружием, расправились с большей частью команды и теперь шантажируют власти США. Но большой ошибкой было недооценить повара Кейси, который оказался первоклассным морским пехотинцем.
Само собой, Сигал сумеет победить всех террористов и спасти день, как же иначе может быть в этом фильме. Но форма кока на нем придает особого шарма и атмосферы. Удалось и звуковое сопровождение, за которое кино даже номинировали на «Оскар». Да и в целом за брутальным актером, с легкостью расправляющимся с противниками в стальных коридорах военного судна, приятно следить.
Забавно обыграна и профессия Кейси. К примеру, в одной из сцен взрывчатку прячут во включенной микроволновке. Но самый яркий момент фильма связан с огромным тортом. Он одновременно настолько выбивается из общего контекста происходящего и настолько к месту, что смотреть «В осаде» можно лишь ради него.
«Пассажир 57» (Passenger 57), 1992
Никита Казимиров
Актер Уэсли Снайпс известен миру прежде всего ролью Блэйда в одноименной трилогии. Но среди работ есть также целый ряд боевиков на любой вкус и цвет. «Пассажир 57» — один из них, эдакий «„Крепкий орешек“ на самолете».
Бывший полицейский Джон Каттер очень любил высказывать свое мнение по поводу происходящего вокруг, потому его уволили. Теперь он — часть службы безопасности авиаполетов, вынужденный под видом обычного пассажира следить за порядком во время перелета. И когда рейс 167 оказывается захвачен террористом Чарльзом Рейном (Брюс Пэйн), то только Джон может исправить положение.
Само место действия фильма сильно ограничивает пространство для ситуаций. Но «Пассажир 97» достойно отрабатывает программу боевиков 90-х.
Достаточно обаятельный герой, отвратительный и вызывающий ненависть злодей, несколько взрывов и перестрелок — все на месте.
Другое дело, что фильму не хватает хотя бы какого-то прорывного элемента или необычной находки, чтобы не смешаться с общей массой таких же клонов «Крепкого орешка». Потому что все, что в нем есть, присутствует и в боевике с Брюсом Уиллисом, только последний превосходит «Пассажира 57» по всем параметрам.
«Кибер-город Эдо 808» (Cyber City Oedo 808), эпизод Virtual Death, 1990
Никита Казимиров
Успех «Крепкого орешка» оказался настолько феноменальным, что затронул даже Японию и ее индустрию аниме. В итоге знакомые сюжеты о благородных героях против террористов встречаются как в относительно каноничных проявлениях (Zankyou no Terror), так и в более экстравагантных (Shimoneta to Iu Gainen ga Sonzai Shinai Taikutsu na Sekai). Неплохим примером можно считать «аниме-„Крепкий орешек“ в киберпанк-будущем» — Cyber City Oedo 808.
История OVA-сериала повествует о своеобразном «отряде самоубийц». В мрачном и высокотехнологичном будущем возродились феодальные отряды хомэн. В них набирают преступников, срок наказания которых превышает продолжительность человеческой жизни. Их посылают на самые опасные и безумные задания в обмен на шанс уменьшить продолжительность тюремного заключения.
Нас интересует эпизод Virtual Death, в котором убийца и рецидивист с говорящим именем Сэнгоку должен пробраться в самый высокий небоскреб в мире, оказавшийся заблокированным неизвестным хакером, и спасти 50 тысяч людей внутри. Проблема в том, что у преступника есть мощнейшее лазерное оружие, а единственная зацепка ведет к архитектору здания, который давно считается мертвым.
Японцы не были бы собой, если бы в исконно западную историю не добавили характерных мотивов своих анимационных историй. К примеру, задача героя тут не просто спасти заложников и уничтожить преступника, а разобраться, что же привело к возникновению подобной ситуации. Само собой, ответ вскроет неоднозначные тайны прошлого, из-за которых Сэнгоку предстоит обратиться к внутренней морали.
За всего три серии Cyber City Oedo 808 умудряется смешать самые непохожие клише, сюжеты, мысли и оригинальные идеи. Так что если вы любите отличные киберпанк-произведения, то обязательно посмотрите это аниме.
«Скорость» (Speed), 1994
Никита Казимиров
Нынче Киану Ривз известен прежде всего ролью сурового и беспощадного Джона Уика. Около десятилетия назад его упоминание всегда ассоциировались с образом почти всемогущего Нео из «Матрицы». Но у столь талантливого и необычного актера можно найти работы не столь известные, но все еще примечательные. Например, «Скорость», фильм, который вокруг одного автобуса с бомбой строит напряженный и необычный экшен.
У террориста в этом кино уже была одна попытка подорвать лифт с людьми внутри, но команда саперов сумела предотвратить трагедию. Тогда он придумал более изощренный план и установил бомбу в пассажирский автобус, которая взорвется, если скорость транспорта опустится ниже 50-ти миль в час. Вести его приходится пассажирке Энни Портер (Сандра Буллок), а найти выходит из опасного положения нужно бойцу спецназа Джеку Трейвену (Киану Ривз), который проник на опасный рейс.
Чего у «Скорости» не отнять, так это безумно высокого накала страстей, сопровождающегося многочисленными трюками. За несущимся на всех, простите за каламбур, скоростях автобусом наблюдать невероятно интересно. Ты никогда не знаешь, с какими еще трудностями предстоит столкнуться главным героям, и как они их преодолеют.
Большую роль в успехе фильма сыграло взаимодействие Ривза и Буллок. Именно со «Скорости» началась их многолетняя дружба, на съемочной площадке они быстро нашли общий язык, и это ощущается в фильме. Энни и Джек даже в экстремальной ситуации не забывают отпускать едкие комментарии и шутить. Кстати, все шутки и диалоги к фильму написал неупомянутый в титрах Джосс Уидон, будущий автор «Мстителей».
В фильме хватает откровенных глупостей, а некоторые его моменты были оспорены «Разрушителями легенд», но его без скидок и сделок с собой интересно смотреть всегда. Необычная задумка и игра актеров смогли сделать из «Скорости» нечто большее, чем еще один клон «Крепкого орешка».
Внезапная смерть (Sudden Death), 1995
Никита Казимиров
Еще один фильм со звездой боевиков 90-х в нашей подборке, на этот раз — с Жан-Клодом Ван Даммом. «Внезапная смерть» снята во время 78-го сезона Национальной хоккейной лиги, потому о сеттинге можно догадаться без особых головоломок. Перед нами «„Крепкий орешек“ на стадионе».
Инспектор пожарной безопасности Даррен Маккорд пришел с двумя детьми на финальный матч НХЛ. На стадионе собралось множество высокопоставленных гостей, включая вице-президента США. Само собой, появляются террористы и начинают угрожать подрывом здания. Но Даррен не намерен с этим мириться.
На первый взгляд, это классический боевик с отважным героем и кучей безликих злодеев, возглавляемых самым озлобленным и обиженным правительством. Но если всмотреться в суть, то фильм, как ни странно, о любви к хоккею и веру в свою любимую команду. Ван Дамму по сюжету даже на воротах нужно будет постоять, а к спортивной теме отсылает чуть ли не каждый момент хронометража.
Но предостаточно и интересных сцен, на ура обыгрывающих декорации и атмосферу. Например, сражение с маскотом-пингвином, которого в итоге убивает посудомоечная машина, настолько же сюрреалистично, насколько и прекрасно.
Но большинство сюжетных ходов и клише все-таки взяты напрямую из «Крепкого орешка».
Падение Олимпа (Olympus Has Fallen), 2013
Никита Казимиров
Пускай пик появления клонов «Крепкого орешка» пришелся на 90-е, успех фильма с Брюсом Уиллисом с переменным успехом пытаются повторить и в наше время, заодно адаптируя некоторые его элементы под современные стандарты. Так, к примеру, «Падение Олимпа» с Джерардом Батлером рассказывает о нападении террористов из Северной Кореи на Белый дом.
Разобраться с атакой предстоит Майку Бэннингу, временно отстраненному от должности агенту Секретной службы США. Он знает все особенности охранной системы Белого дома, потому может противостоять северокорейским захватчикам. А цель у последних устрашающая — превратить большую часть США в выжженную пустошь при помощи ядерных бомб.
Ирония в том, что именно в 2013 году, после выхода фильма, отношения между США и Северной Кореей сильно обострились.
Режиссер Антуан Фукуа рассказал, что выбрал террористов из Кореи в качестве злодеев лишь из-за того, что террористы с Ближнего Востока всем уже приелись. А закрытая страна со своими нравами выглядела привлекательно.
Кроме этого «Падению Олимпа» особо похвастаться нечем. Это слишком серьезный боевик, который запросто может ввести в сюжет высокотехнологичное и секретное вооружение, но в нем нет ни капли самоиронии. Потому в искреннем восторге от него останутся разве что фанаты Джерарда Батлера.
Один дома (Home Alone), 1990
Никита Казимиров
На первый взгляд, с «Крепким орешком» историю оставшегося дома на Рождество мальчика Кевина мало что роднит. Но не зря же оба фильма стали в наших краях обязательным атрибутом Нового года. Потому что общего у них предостаточно.
Обаятельный главный герой — присутствует. Злодеи, вызывающие безусловную неприязнь, но достаточно проработанные, чтобы не быть карикатурными, — порядок. Одна замкнутая локация, в которой разворачивается сюжет, — на месте. Идеи о ценности семьи — проверено.
Возможно, из взрослого Кевина получился бы отличный полицейский, а восьмилетний Джон Макклейн и сам в детстве создавал ловушки против грабителей.
Конечно, это вовсе не боевик, но определенные параллели все равно прослеживаются без труда. Так что не забудьте на следующий Новый год в очередной раз пересмотреть эти два фильма.
Community («Сообщество), эпизод Modern Warfare, 2010
Никита Казимиров
Далеко не все наследники «Крепкого орешка» усердно и дословно пытаются воспроизвести его формулу — некоторые авторы берут лишь отдельные элементы, а то и вовсе относятся с иронией к фильму. К такому случаю принадлежит серия Modern Warfare сериала Community.
Вкратце о самом сериале, за идею которого отвечает создатель «Рика и Морти» Дэн Хармон. Сюжет разворачивается вокруг семерых учащихся общественного колледжа «Гриндейл», которые сошлись волею случая и сдружились. Шоу прославилось своими бесчисленными отсылками к поп-культуре, квинтэссенцией которых можно считать серию Modern Warfare.
Там в колледже устраивают соревнование по пейнтболу, которое быстро превращается в попурри из классических боевиков. В итоге тут можно встретить элементы «Терминатора 2», «Матрицы», «Рэмбо», «Лица со шрамом», «Королевской битвы» — и «Крепкого орешка», куда же без него. Один из героев серии буквально нарядился в Джона Макклейна и повторяет многие его действия.
Это первоклассная серия, которая позволит переосмыслить любимые фильмы и взглянуть на них с новой стороны. Более того, она демонстрирует, что можно прекрасно обойтись без паразитирования и копирования классики, вместо этого используя ее наработки более умным и находчивым способом. Так что даже если Community вас не зацепил, то посмотреть Modern Warfare (и три ее серии-сиквела) стоит обязательно.
Workaholics («Трудоголики»), эпизод Piss & Shit, 2011
Никита Казимиров
Формула «Крепкого орешка» оказалась настолько рабочей и универсальной, что при должном усердии ее можно адаптировать под любую ситуацию. Даже под сортирную (почти в прямом смысле) комедию положений, что наглядно показывает эпизод Piss & Shit сериала Workaholics.
В нем троице друзей после бурной вечеринки на работе сообщают, что всем сотрудникам необходимо сдать мочу для теста на наркотики. Их попытка раздобыть чужую «чистую» мочу проваливается, и тогда у одного из друзей, Блейка, рождается гениальный план — он решает прокрасться в комнату, где хранятся все анализы, и испортить их своей мочой.
Вдохновился парень фильмом «Крепкий орешек», потому и проникновение поставлено соответствующе — с накалом страстей, высшим уровнем напряжения и успехом в самый последний момент. Абсурдно? Еще бы, учитывая, чем в итоге все обернулось в финале серии. Но главное, что смешно ведь!
Brooklyn Nine-Nine («Бруклин 9-9»), 2013 год — наши дни
Денис Варков
Американский ситком о рабочих буднях одного из полицейских участков Нью-Йорка. Создатели сериала — Дэниел Гур и Майкл Шур — ранее работали над другим ситкомом — «Парки и зоны отдыха». Главного героя играет известный певец и комик Энди Сэмберг, и в «Бруклине 9-9» вы увидите его лучшую роль — здесь он играет совершенно неспособного серьезно относиться к своей работе детектива Джейка Перальту.
«Бруклин 9-9» — это своего рода «Клиника» (Scrubs) про полицейских. Несмотря на многочисленных главных героев и множество сюжетных линий, ключевая линия сериала — «взросление» молодого детектива благодаря советам его наставника, нового шефа их отдела Рэймонда Холта (Андре Брауэр). Параллель с Джоном Дорианом и доктором Коксом очевидна.
Личная жизнь детективов плотно связана с работой, и даже в выходные они не забывают об участке и борьбе с преступностью. Все серии в стандартном для ситкомов 20-минутном формате без увеличенных эпизодов. В силу формата «Бруклин 9-9» может стать отличным средством для морального отдыха после тяжелого рабочего дня. Кроме того, за свои пять сезонов «Бруклин 9-9» не растерял чувства юмора — сериал действительно смешной, полон неожиданных сюжетных поворотов и яркой химии между персонажами.
Джейк Перальта обожает «Крепкого орешка» 1988 года. Это его любимый фильм, о чем в течение сериала он упоминает несколько тысяч раз.
Более того, Джейку даже удастся встретиться с актерами, снимавшимися в оригинальном «Орешке» (без Брюса Уиллиса, к сожалению), а также повторить подвиг Джона Макклейна. Путешествие по вентиляции прилагается. Перальта стал полицейским, вдохновившись подвигом Макклейна, — словом, в «Бруклине 9-9» этот фильм упоминается, цитируется (в том числе и визуально) и пародируется множество раз, что лишний раз подчеркивает одержимость Джейка и его несерьезный характер.
«Рейд» (The Raid: Redemption), 2011; «Рейд 2» (The Raid 2: Berandal), 2014
Денис Варков
Гарет Эванс, режиссер обоих фильмов, изначально хотел снять сразу второй фильм, но у него не хватило бюджета, поэтому он снял первую часть — пролог к «Рэйду 2».
Главным героем стал спецназовец по имени Рама. В первом фильме вместе со своим отрядом он отправляется в трущобы Джакарты, чтобы поймать наркоторговца, прячущегося на пятнадцатом этаже высотки. И в течение всей картины зритель наблюдает, как спецназ прорывается на пятнадцатый этаж, теряя людей и килограммы боеприпасов. В какой-то момент патроны заканчиваются, и тогда Рама и его коллеги идут в рукопашную, тут-то и начинается самое интересное.
При работе над фильмами Эванс заставлял актеров проходить курсы по рукопашному бою, чтобы все схватки выглядели натурально. И во втором фильме Рама встречает противников, освоивших то или иное боевое искусство в совершенстве, и в отличие от простых оппонентов первой части, сражения с ними становится настоящим испытанием. «Рейд» — это фильм, где бой может длиться очень долго, но изобретательный подход к постановке и съемке этого сражения не позволит вам оторваться до самого конца.
«Рейд» — как первый, так и второй — это такое кино, которое очень сложно советовать, но в то же время это один из тех фильмов, которые нужно посмотреть, чтобы понять, как на самом деле нужно снимать боевики. Эта дилогия наравне с «Олдбоем» и «Двойной рокировкой» доказывает, что есть отличное жанровое кино снимают за пределами Европы и Америки, в частности — в Индонезии.
«Судья Дредд» (Judge Dredd), 1995; Судья Дредд 3D (Dredd), 2012
Александр Башкиров
В 2012 суровый малобюджетный «Дредд» с Карлом Урбаном целенаправленно затачивался под R — по используемому героями языку, уровню насилия и даже некоторой (если верить IMDb) обнаженке (хотя лично я ничего такого в фильме не помню).
В результате «Судья Дредд» принято считать одним из худших фильмов Сталлоне, в то время «Дредд» — одной из самых удачных экранизаций комиксов. И то, и другое мнение ошибочны: Judge Dredd — далеко не такой плохой фильм, как вы думаете, а Dredd совсем не так хорош, как его расписывают.
Фильм со Сталлоне вытаскивает прилежная работа армии сценаристов во главе со Стивеном де Сузой. Сейчас де Суза пользуется дурной репутацией как режиссер первой экранизации Streetfighter, но в 80-х и ранних 90-х он написал все ваши любимые боевики, считая «Крепкого орешка», «Коммандо» и «Бегущего человека». Эти люди знают, что делают, и выжимают из крайне эклектичной вселенной оригинальных комиксов максимум возможного.
Тут и Мега-сити Один, и Пустоши за пределами города, и войны «квартал на квартал», и каннибалы, и списанные боевые роботы, и программа «Янус» по созданию идеальных Судей, и схватка на голове Статуи Свободы (куда же без нее!). За кадром остались разве что жизнь на других планетах и Судьи из Измерения Смерти (очевидно, их припасли для сиквела). Режиссура молодого Дэнни Кэннона (для которого это был всего второй фильм после «Молодых американцев») тоже очень яркая и энергичная — даже со всеми купюрами в сценах насилия. В целом это насыщенный действием и интересными сценами фильм и одна из самых эпичных экранизаций комиксов.
После нарративной роскоши оригинального «Судьи» версия с Урбаном смотрится как «Дредд на минималках». Сценарий тут тоже адекватный (все-таки это Алекс Гарланд!), но что в этой истории взято из комиксов 2000 AD, кроме костюмов героев? Это просто версия вышедшего годом раньше индонезийского «Рейда» в другом сеттинге. История про спецназ и бандитов, сражающихся друг с другом в изолированном здании, очень неплохо снята и сыграна, но Судью Дредда и Курсанта Андерсон можно поменять на любых персонажей со сходной динамикой — хоть на Рика и Морти, хоть на Бэтмена и Робина, — и фильм от этого ничего не потеряет.
А тем, кто забыл или не знает, за что стоит любить «Крепкого орешка» и в чем его ценность, стоит прочитать текст ниже.
«Крепкий орешек» (Die Hard), 1988
Алексей Егоров
Когда вспоминают разное «кино для Нового года», обязательно звучат названия как минимум трех лент — «Ирония судьбы», «Один дома» и «Крепкий орешек». И если с первыми двумя все в общем-то понятно, то вот наличие в списке третьей картины многих порядком удивляет — ну как боевик с Брюсом Уиллисом может оказаться в подобной компании? Очень даже может — хотя бы потому, что фильм в общем-то про Рождество и есть. Как и его сиквел.
Вообще, оригинальному фильму следует сказать спасибо как минимум за то, что он вывел «в люди» Брюса Уиллиса, который до этого каких-то больших ролей не имел. Да, снимался, но в сериалах и в не самых кассовых фильмах, и именно «Орешек» стал его дорогой в светлое будущее. Увы, для нас самих это вылилось в натуральную «дойку» франшизы, которая закончилась пятым (отвратительным) фильмом, а также анонсом шестого — «Крепкий Орешек. Год первый». Выйдет оно только в 2019 году, так что можете морально готовиться.
Первый «Орешек» — это один из самых крутых боевиков, который к тому же до сих пор отлично смотрится. Здесь есть все — от отличного экшена в целом до отдельно взятых умопомрачительных сцен, от которых захватывает дух. И это все несмотря на довольно простой сценарий, который можно пересказать буквально одной фразой — «хороший парень мочит плохих парней в канун Рождества, стараясь сохранить жизни куче заложников». И, черт возьми, это работает.
У «Орешка» нет какого-то сумасшедшего масштаба, нет длинной бэкстори героев и злодея, но он все равно цепляет и держит до самого конца.
И чем дальше шла франшиза, тем дальше она отходила от концепции — и понимания всей крутости! — оригинального фильма. Вторая, также рождественская часть, моментами напоминала по духу первый фильм, но в целом была уже куда слабее. Третья часть, изначально задуманная и написанная вообще как «Смертельное оружие 4» (сценарий был затем переписан под «ореховую» франшизу, но ощущение, что мы смотрим «С.О.» вместо «Орешка» никуда не делось), снова умудряется задать жару. Несмотря на в разы возросший масштаб, фильм точно также держит до конца, как и оригинал — благодаря отличной динамике, экшену и забавным отсылкам на первый фильм (например, тут герой Уиллиса снова бросается в последний бой с двумя патронами).
А дальше пошел разброд. Четвертая часть, пусть и неплохая, была насквозь пустой и уже совершенно «не про то» — какие-то глобальные заговоры, скачок в современность и прочие вещи, которые насквозь убивали дух серии (ну хоть экшен был неплохой). А после этого, желая поскорее убить серию, создатели выпустили «Хороший день, чтобы умереть», который можно считать настоящим издевательством над серией, Макклейном и всеми фанатами «Орешка». Хотя, повторюсь, впереди нас ждет шестая часть, и черт его знает, чем съемочная команда будет удивлять нас на этот раз.