10 признаков плохого учителя английского языка
Дело в том, что желание и усердие при изучении иностранного языка — лишь половина успеха, вторая же заключается в преподавателе, который объясняет, приучает, помогает и поддерживает в начинаниях. Ну, или по крайней мере, должен стараться делать это. Однако зачастую ожидания вовсе не соответствуют реальности, а занятие превращается в каторгу и последующий языковой барьер и зажим, которые очень сложно исправить в будущем.
Школа английского языка JustSchool совместно с Канобу помогут разобраться: в каких ситуациях действительно не прав учитель, а когда — стоит прислушаться к его словам. Вот 10 объективных причин насторожиться уже на первом уроке.
Преподаватель изначально обещает невероятный результат
Мы не имеем ничего против амбициозных и талантливых учителей, но если на первом занятии вы еще не сказали ни слова, а ваш наставник уже дал тысячу обещаний по сдаче IELTS на максимальный бал из возможных, к этому добавил, что через неделю вы избавитесь от пресловутого русского акцента, а еще через месяц заговорите на незнакомом вам языке как носитель — бегите.
Ни один эксперт не станет вам обещать «золотые горы» без стартового понимания вашего уровня, тенденций к обучению и целей, за которыми вы к нему пришли. Кроме того, пора признать: не существует волшебного метода, который без труда перенесет вас с уровня А1 на С2; изучение языка — всегда продолжительный путь, который потребует двусторонних усилий: ваших и учительских.
Преподаватель отрицает современные технологии
…и пропагандирует «свой уникальный метод объяснения времен» по составленной вручную таблице. Такой тип преподавания, как правило, демонстрирует теоретическую и практическую неподготовленность учителя. Бесспорно, можно пользоваться уже существующими методами: рисовать на доске, вести открытый диалог-повторение с учеником, заучивать стихи и слушать английские песни, но «уникальным» этот способ уж точно никак не назовешь.
Следите за тем, чтобы авторская методика вашего преподавателя не позиционировалась как изобретение велосипеда, иначе урок превратится в обыкновенное пускание пыли в глаза.
Преподаватель постоянно перебивает и лишает языковой самостоятельности
Основа успеха в изучении языка лежит в постоянной практике, вне зависимости от того, какой язык вы принялись учить. Желательно уделять этому как можно больше времени, поэтому преподаватель, лишающий вас этого «тренинга», заведомо вставляет палки в колеса.
Прерывая на полуслове, он так же укрепляет страх перед ошибкой и развивает языковые барьеры. Поэтому если вы чувствуете, что вам не хватает языковой практики на уроке — сообщите об этом преподавателю или найдите альтернативную возможность заниматься без смущений по поводу своего неидеального английского.
Преподаватель требует от вас результата без предварительной подготовки
Проще говоря, это система, основанная на школьных уроках: «Закрываем учебники, достаем двойные листочки…».
С незапамятных времен у всех нас остался лишь неприятный осадок от этих слов и страх совершить ошибку в самом простом задании. По правилам, любая работа на уроке должна проходить в несколько этапов: повторение уже изученного материала, подача нового, отработка и тренировка в практических упражнениях.
Поэтому преподаватель, который намеренно пропускает несколько этапов переходя к еще не изученной практической части только лишь для того, чтобы показать серьезность намерений и подходов — не тот, кто нужен вам для экологичного изучения языка.
Преподаватель «плавает» и путается в своем материале
Принято думать, что учитель обязан знать все о своем предмете и даже больше, отдаваться ему и быть погруженным в область своего знания на сто процентов. Однако бывает и так, что преподаватель, который изначально специализировался на бизнес-английском начинает вести подготовительные курсы к ЕГЭ или преподавать у малышей в начальной группе дошкольного образования. Такой опыт хоть и неплох для расширения своих профессиональных границ, но требует предварительного тренинга и практики. Имейте ввиду, если ваш учитель постоянно отвлекается на пособие или забывает темы обсуждения прямо на уроке — пришло время вежливо с ним попрощаться.
План урока существует для того, чтобы он был цельным и как можно лучше откладывался в головах у студентов.
Преподаватель жалуется на отсутствие языковой среды и безрезультатность процесса
Вывод напрашивается сам собой: если метод не работает — смени его. Учителя могут годами мучать учеников, ссылаясь на отсутствие «нормальной системы образования», «достаточно развитой языковой среды» и «бестолковость самих учеников», но разве причина в этом? Нерабочий метод необходимо поменять на то, что будет приносить качественный и количественный результат, проработать методу, расширить свои знания и пройти курсы повышения квалификации. Развитие — это бесконечно долгий процесс, который может длиться на протяжении всей преподавательской деятельности.
Преподаватель нетерпим к вашим вопросам и уточнениям
«Чем ты слушаешь? Я же только что все объяснил!» — пережитки прошлых дней. Мы считаем, что терпение — это одно из основных качеств профессионального преподавателя. Если он раздражается или идет в конфронтацию с учеником при малейшей проблеме — ему действительно стоит поискать себя в любой другой профессии.
Обязанность учителя — понятно и доступно объяснять то, что ученик не в силах постичь сам, причем, столько раз, сколько потребуется. Ведь смотреть кино и слушать песни на английском любой сможет самостоятельно, без сторонней помощи профессионала, но в изучении языка этим, увы, не обойтись.
Вам некомфортно с преподавателем
Это случается часто: уже с первых занятий вы понимаете, что после остается неприятный осадок, а ваше состояние близко к опустошению и уж точно никак не ощущается желание сворачивать горы, учась чему-то новому. Не игнорируйте собственные ощущения — это не просто так. Может быть ваш преподаватель был излишне строг или наоборот — не замечает ваших личных границ, набиваясь в лучшие друзья? Проанализируйте, что могло пойти не так, ведь ваши чувства и ощущения имеют очень большое значение.
Ни за что не занимайтесь с человеком, который вам не нравится или неприятен, это развивает отсутствие интереса к учебе и выбранному вами иностранному языку.
Преподаватель считает, что он слишком хорош для своей работы
Хорошие новости: таких заметно издалека и с самого первого раза. Тут вы сразу узнаете, что, вообще-то, призвание вашего учителя — академическая работа за рубежом, а Нобелевскую премию дали не тому. Обычно у такого рода преподавателей нет плана урока, поэтому идеи появляются и исчезают на ходу с молниеносной скоростью, ведь он сам не в курсе, зачем и для чего занимается этим. Однако будьте уверены: учитель должен быть в состоянии объяснить, что он делает и зачем.
Дополнительным «маркером» этого преподавателя станет излишнее количество не относящихся к уроку историй из жизни. Конечно, иногда хочется поделиться рассказом-другим, сославшись на контекст тематики урока, но словесный поток необходимо контролировать, ведь говорить на уроке должны, как правило, ученики, практикуя свой иностранный язык.
Преподаватель игнорирует темы домашних заданий
Домашнее задание без предварительной подготовки к нему — не меньшее зло, чем «двойные листочки» в начале урока. Перед тем как отпустить учеников домой необходимо проговорить моменты домашнего задания, приведя в пример одно или парочку заданий. В идеале, ученик должен понимать, по какой схеме будет выполняться «домашка», чтобы не тратить время на выяснение принципа подготовки к следующему уроку.
Правило № 1: объяснять домашнее задание должен преподаватель, а не родители дома.