10 лучших фильмов Пола Дано: злодей, киноман, грустный подросток и аристократ с разбитым сердцем
5 октября в российский прокат выходит новый фильм Крейга Гиллеспи «Дурные деньги» с Полом Дано в главной роли. В фильме он исполняет роль Кита Гилла — ютубера-финансиста, вызвавшего резкий рост продаж акций умирающей розничной сети GameStop.
Пол Дано начал увлекаться актёрством ещё в детстве. С двенадцати лет он играл в театральных постановках, с четырнадцати перешёл на эпизодические роли в кино и сериалах, а в шестнадцать уже начал сниматься в независимых фильмах и за всю свою карьеру воплотил на экране десяток сложнейших характеров. Потерянные подростки, непонятые взрослыми или вовсе брошенные на произвол судьбы. Влюблённый в Зои Дешанель работник магазина из ромкома «Гигантик». Поехавший головой Загадочник из «Бэтмена» Мэтта Ривза. Каждый второй фильм с участием Дано дебютирует на крупных фестивалях, а порой оказывается самым обсуждаемой картиной церемонии «Оскар» — например, «Нефть» Пола Томаса Андерсона или недавняя картина Стивена Спилберга «Фабельманы».
Талант Пола Дано позволяет ему полностью растворяться в своих разных ролях и легко адаптироваться под правила жанра. Из обширной фильмографии актёра мы выбрали десять самых интересных, на наш взгляд, картин, которые обязательно стоит посмотреть.
«Ложь» (L.I.E.), 2001
драма, криминал, США
Режиссёр: Майкл Куэста
В ролях: Пол Дано, Брайан Кокс, Билли Кэй, Мишель Карано, Татьяна Бургос, Брюс Олтмен
Режиссёр Майкл Куэста, как и Ларри Кларк («Детки», «Кен Парк»), вышел из коммерческой фотографии и так же дебютировал контроверсивным и откровенным фильмом о подростках. Поклонник Спайка Джонса, Дэвида Финчера и, очевидно, независимого кино 90-х, Куэста избирает характерную для инди-кино своей эпохи эстетику и снимает в режиме «киноправды». Прямо, ручной камерой, не вмешиваясь в происходящее и не навязывая зрителю своей интерпретации событий. Во время съёмок Куэста следовал совету Микеланджело Антониони: «самое важное — позволить актёру быть в своём естественном состоянии», и это единственный верный метод при работе над подростковой, грузной драмой. История «Лжи» очень болезненна и жестока, а непринуждённость актёров-подростков в кадре насыщает происходящее реализмом и усиливает показанную в фильме грязь.
«Ложь» стала третьим фильмов в карьере Пола Дано. На момент съёмок ему было всего шестнадцать лет, а роль пятнадцатилетнего Хоуи, пожалуй, стала одной из самых сильных. По сюжету мать Хоуи погибла в аварии. Его отец совершенно на него забил, погряз в рабочих махинациях и в отношениях с новой любовницей. Предоставленный самому себе, Хоуи всё время проводит с лучшим другом Гэри и их шайкой приятелей. В дурной компании герою хорошо — всегда можно найти выход деструктивным эмоциям, обсудить личные проблемы, весело прогулять школу. Или ограбить какой-нибудь богатый дом Лонг-Айленда, района, который станет в жизни героя знаковым местом боли и трагедий. Однажды Гэри и Хоуи грабят не того человека — Большого Джона, ветерана вьетнамской войны. У Джона и Гэри есть свой страшный секрет, но впоследствии именно с этим взрослым у Хоуи завяжется нездоровая связь.
«Маленькая мисс Счастье» (Little Miss Sunshine), 2006
комедия, драма, США
Режиссёр: Джонатан Дэйтон, Валери Фэрис
В ролях: Эбигейл Бреслин, Тони Коллетт, Стив Карелл, Пол Дано, Грег Кинниэр, Алан Аркин, Брайан Крэнстон
Как скрепить разобщённую семью, примирить подростков с непонимающими родителями и спастись от кризиса среднего возраста? — отправиться в совместное путешествие! «Маленькая мисс Счастье» — милая и остроумная комедия, показывающая непростые взаимоотношения семьи Хуверов. Однажды Олив — неловкая и крайне очаровательная девчонка — случайно оказывается победительницей городского детского конкурса красоты. Ей предлагают участие в региональном конкурсе с претендентками со всей Калифорнии. Делать нечего, всей её большой и очень разной семье приходится объединиться и вместе поехать на жёлтом фургончике Volkswagen покорять конкурсную комиссию.
В семье Олив сплошные чудаки! Например, её брат Дэйв (Пол Дано) — нигилист, принявший обет молчания; дядя Фрэнк (Стив Карелл), уставший от постоянных неудач и вечно пробующий свести счёты с жизнью; отец Ричард (Грег Киннир), придумавший свою странную теорию успеха, а ещё невероятно добрый и любящий дедушка Эдвин (Алан Аркин) и взрывная, эмоциональная мама Шэрил (Тони Коллетт). Совершенно непохожие и вечно конфликтующие Хуверы по пути проходят испытания на прочность, колко шутят, раздражаются, ссорятся и мирятся, а заодно понимают, какое место в их жизнях на самом деле играет семья. Дебютный фильм музыкальных клипмейкеров Джонатана Дэйтона и Валери Фэрис, снятый по сценарию Майкла Арндта («Головоломка», «ЗВ: Пробуждение Силы»), в своё время стал негласным фильмом года, если не поколения. Комедия о принятии себя и близких получила две премии Оскар и BAFTA.
«Нефть» (There Will Be Blood), 2007
драма, США
Режиссёр: Пол Томас Андерсон
В ролях: Дэниэл Дэй-Льюис, Пол Дано, Киран Хайндс, Кевин Дж. ОʼКоннор, Расселл Харвард
Пол Томас Андерсон снял собственную версию «Гражданина Кейна» — историю восхождения и падения героя — «Нефть». Фильм является адаптацией книги Эптона Синклера «И будет кровь». По сюжету события развиваются в начале 20 века в США. Успешный нефтедобытчик и бездушный капиталист Дэниел Плэйнвью (Дэниел Дэй-Льюис), достигший богатств изнурительной работой на золотых рудниках, получает наводку от неизвестного Пола Сандея (Пол Дано). Пол продаёт ему информацию о богатом месторождении нефти, что находится на ферме его семьи. Выкупив участок с «золотой жилой» Плэйнвью сталкивается с братом-близнецом Сандея — проповедником Илаем. Тот требует от Дэниела подношений на строительство новой церкви, иначе он не благословит его бурение. Но не всё так просто. Отношения героев не ладятся, начинается конфликт на религиозной почве, вырастает в борьбу за власть и богатство. А в конце разражается возгоранием «нефти», которая начинает переливаться красной кровью, напоминая героям и зрителям, что здесь помимо труб и «чёрного золота» существуют простые люди, чьи жизни также утекают под землю.
Разыгранное Дано и Дэем-Льюисом противостояние двух зол, представляющих две разные эпохи, на экране смотрится величественно. Критики окрестили Дэниела Плэйнвью божественной силой: он в этих краях и есть бог, о чём герой не стесняется заявить во всеуслышание. Но за божественное признание борется и его враг. Монументальный и суровый перформанс Дэниела Дэй-Льюиса принёс актёру премию Оскар, но даже таланту такого масштаба не удалось отбросить тень на юного Пола Дано. В роли проповедника Дано изгоняет из своего мира бесов и превращается в религиозного лидера, но, в схватке с капиталистом Плейнвью Илаю не победить — этого полубога-полудемона из края не выгонишь. Да и сам Илай не готов бросать свои земли.
«Ради Эллен» (For Ellen), 2012
драма, США
Режиссёр: Со Ён Ким
В ролях: Пол Дано, Маргарита Левиева, Питер Робертс, Джон Хидер, Уильям Робертс
Инди-фильм режиссёрки Со Ён Ким, перебравшейся из Южной Кореи в Голливуд, повествует о путешествии не самого удачливого музыканта Джоби Тейлора. Он едет в город, где живёт его жена и дочь. Супруги вот-вот разведутся. Едва ли в их отношениях когда-то была гармония, впрочем, и в жизни героя сплошные диссонансы. Карьера музыканта ухабиста, мировой успех едва ли возможен. Оттого ему кажется, что его шестилетняя дочь, с которой он почти никогда не виделся, может стать его новым призванием. Тейлор пытается добиться опеки, но мать непреклонно требует его навсегда убраться из их жизни.
В зимнем холоде и ветре Джоби пытается понять, что ему делать дальше, как спасаться от душевного кризиса? С помощью меланхоличных, белых и морозных ландшафтов, режиссёрка пытается передать одиночество и грусть жизни взрослого, не успевшего стать зрелым. Медленно развивающееся повествование, преодолев экватор, сможет удивить пронзительными мыслями о родительстве, ответственности и судьбе, но это кино стоит смотреть даже не ради его философии, а исключительно ради Пола Дано — он на своих актёрских плечах удержал эту драму и подвёл к завершению, ни разу не споткнувшись.
«Пленницы» (Prisoners), 2013
триллер, детектив, драма, США
Режиссёр: Дени Вильнёв
В ролях: Джейк Джилленхол, Хью Джекман, Пол Дано, Дэвид Дастмалчян, Мария Белло, Виола Дэвис
Семья Довер отправляется праздновать День Благодарения к друзьям — семье Бирч. Пока взрослые веселились в гостиной тёплого дома, их шестилетние дочери пошли играть на улицу и пропали. Быстро выясняется, что детей похитили, а главным подозреваемым оказывается ничем непримечательный водитель фургона Алекс Джонс (Пол Дано), мужчина с сознанием десятилетнего мальчика. В отсутствии улик тихоню-Джонса отправляют на свободу. Он возвращается к своей тёте Холли (Мелисса Лео), но вскоре сам попадает в плен. Убеждённый в его виновности, убитый горем Келлер Довер похищает Джонса и запирает в заброшенном доме своего отца, где подвергает его жестоким пыткам. Тем временем детектив Локи (Джейк Джилленхол) выходит на след преступника, но запутывается в лабиринте из улик и загадок. В обычно тихом городке происходит ещё одно преступление, появляется новый подозреваемый, но и тот оказывается жертвой страшных событий.
Любой фильм канадского режиссёра Дени Вильнёва — это многоуровневая головоломка, которую необходимо разгадать и героям, и зрителям. Частым содержанием его картин оказывается падение или восхождение лжепророка. В случае «Пленниц» им оказывается Келлер Довер, порядочный христианин, теряющий голову и человеческий облик в попытке свершить свой божественный суд. Непредсказуемый детективный сюжет Вилнёв погружает в привычную его стилю визуальную пустоту отчаяния и сдержанный ритм — его миры зачастую стоят на пороге апокалипсиса, духовного и физического распада, а герои — в ожидании перерождения или прозрения.
«Пленницы» снят статичными планами, с их помощью Вильнёв сковывает движения зрительского взгляда— в сценах насилия и жестокости нам не удаётся отвернуть голову, мы оказываемся в тех же грязных, обшарпанных комнатах, тёмных лабиринтах, как и сами герои. А выбравшись из них, ещё долго остаёмся взаперти структуры и смыслов этого кино.
«Война и мир» (War & Peace), 2016
драма, Великобритания
Режиссёр: Том Харпер
В ролях: Пол Дано, Лили Джеймс, Джеймс Нортон, Эндриен Эдмондсон, Грета Скакки, Эшли Лофтус
В Англии мини-сериал «Война и мир» Тома Харпера считают лучшей экранизацией BBC и главной костюмированной драмой десятилетия. Роман Льва Толстого действительно прочитывается здесь с теплотой и нежностью. Романтические сцены и баталии выглядят естественно, а общая канва аудиовизуального повествования позволяет разглядеть за лоском аристократов их внутренние переживания, уязвимости и непонимание своих желаний. За адаптацию книги в сценарий отвечал Эндрю Дэвис, уже знакомый с практикой переноса литературы на поверхность кино. За его плечами такие фильмы как «Гордость и Предубеждение», «Ярмарка тщеславия», «Доктор Живаго» и другие.
Большая группа продюсеров, высокий бюджет позволили съёмочной команде отправиться по внутренним местам романа — часть съёмок развернулась в Санкт-Петербурга, Гатчине, Петергофе. Художники-постановщики старательно оживили на экране живопись русских художников, а композиторы сериала обратились к русской классической и фольклорной музыке. Внимательность к народным традициям и бережное отношение к первоисточнику позволило авторам шоу передать характер и нрав эпохи, стоящей на пороге большой войны. Дух текста Льва Толстова воспроизведён с точностью, но не обошлось и без жанровых ограничений. В угоду лаконичности и эстетики структура и большая часть героев романа теряется, как и тонкие смысловые нюансы и авторские идеи. Но это неизбежная часть естественного процесса перевода материала на другой медиум.
Пол Дано в этой драме играет Пьера — незаконнорождённого сына богатого вельможи и любимого персонажа Толстого. Перформанс Дано — это одно из лучших попаданий в литературный образ в истории кино. Его герой поначалу предстаёт как ранимый и смущённый, почти ребёнок, но от серии к серии обрастает новыми чертами и эмоциями. Как и другие персонажи истории (Андрей и Наташа), Пьер находится в поисках смысла жизни и проходит сложный путь становления, терзается от чувства неразделённой любви, непринятия в высшем свете, разочаровывается в своих идеалах и приходит к финалу уже совсем иным.
«Человек — швейцарский нож» (Swiss Army Man), 2016
фэнтези, комедия, драма, США
Режиссёры: Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт
В ролях: Пол Дано, Дэниэл Рэдклифф, Мэри Элизабет Уинстэд
Комедия о трудностях выживания от Дэниелсов («Всё везде и сразу») и студии A24, получившая премию за режиссуру на фестивале Сандэнс. Потерянный на необитаемом острове и отчаявшийся Хэнк (Пол Дано) замечает на побережье труп, который странным образом уносит Хэнка на своем теле прямо до материка. Внезапно тело оживает и начинает говорить, оказывается, трупа зовут Мэни (Дэниел Рэдклиф), и он ничего не помнит о своей прежней жизни, зато оказывается крайне функциональным в опасной среде. Его рот выпускает питьевую воду, пенис работает как компас, а благодаря испусканию трупных газов он способен разводить огонь или взмывать в воздух. Вместе с Мэни Хэнк пытается выжить в непроходимых лесах и добраться до города, попутно рассуждая о прелестях свободной дикой жизни, любви, родителях и цивилизации.
Абсурдная комедия Дэниелсов высмеивает оковы культуры и показывает как двое потерянных людей, живых и полумёртвых, веселятся в компании друг друга и пробираются к пониманию истинной счастливой жизни. Мэни пытается узнать, каким он был при жизни, учится правилам человеческого общения и случайно влюбляется в фото незнакомки на телефоне Хэнка. А тот в свою очередь грустит по поводу своей чрезмерной застенчивости, что мешает ему построить любовные отношения. Дэниелсы превращают героев Рэдклифа и Дано в удивительно чутких и верных друзей, которые будучи на пороге смерти находят с десяток маленьких радостей жизни.
«Дикая жизнь» (Wildlife), 2018
драма, США
Режиссёр: Пол Дано
В ролях: Кэри Маллиган, Джейк Джилленхол, Эд Оксенбульд, Трэвис Брюэр, Зои Маргарет Коллетти
Невозможно пройти мимо режиссёрского дебюта Пола Дано. «Дикая жизнь» — экранизация третьего романа Ричарда Форда, Лауреата Пулитцеровской премии. Дано прочёл роман в 2011 году и с тех пор постоянно мысленно возвращался к нему. Работа над сценарием растянулась на несколько лет. Сперва актёр определился с видением финальной сцены, а уже затем взялся за написание драматургического текста. Вместе с девушкой Зои Казан Дано перечитывал свой сценарий вновь и вновь, стараясь довести его до совершенства. И только к 2018 году его фильм увидел свет и покорил зрителей глубокой историей распада семьи 60-х.
Отец семейства Джерри (Джейк Джилленхол) теряет работу в загородном гольф-клубе и впадает в депрессию. Его любящая жена Жанетт (Кэри Маллиган) пытается найти способ заработать, чтобы удержать семью на плаву. Так зарождается искра, которая вот-вот приведёт к большому пожару — личные жизненные трудности супругов приводят к взаимной неприязни и расставанию. Но самым важным в этой истории оказывается их шестнадцатилетний сын Джо (Эд Осенбудльд). Сквозь его взгляд на события и раскрывается эта грустная история.
Мальчик увлекается фотографией и Дано олицетворяет его интерес через стиль фильма. Сцены часто снимаются статикой, превращаясь в ожившие фотографии. Камера фиксируется на незначительных деталях повседневности, собирая образ эпохи словно по оставленным фотографами из 60-х, вроде Уильяма Эгглстона или Стивена Шора, снимкам. В почерке дебютанта чувствуется большой опыт — Дано моментами подражает стилю режиссёров, с которыми ему повезло работать: Дени Вильнёву, Полу Томасу Андерсону. Выстраивает глубину и драматизирует качества пространства, пытаясь через внешнюю среду проявить внутренний мир своих персонажей. Но при всей визуальной преемственности, Дано удаётся найти свой собственный драматический почерк. «Дикая жизнь» — это красивое, тонкое кино, задевающее самые болезненные точки и показывающее во всех красках сложную психологию семейных отношений и непростых характеров.
«Фабельманы» (The Fabelmans), 2022
драма, США
Режиссёр: Стивен Спилберг
В ролях: Пол Дано, Мишель Уильямс, Гэбриел ЛеБелль, Сет Роген, Робин Бартлетт, Джадд Хёрш, Джулия Баттерз, Матео Зарян
Одна из самых пронзительных автобиографических драм, рефлексирующая о любви к кино и кинематографе. За окном 1952 год, Нью Джерси, мальчишка Сэми (Матео Зорион Фрэнсис-ДеФорд/ Гэбриел ЛеБелль) вместе с родителями Митци и Бертом (Мишель Уилльямс и Пол Дано) идут в кинотеатр смотреть «Величайшее шоу мира» Сесиля Б.ДеМилля. Заворожённый магией кино, Сэми хочет воссоздать сцену с крушением поезда — а как иначе, ведь кинематограф зародился именно с поездов — с вокзала города Ла-Сьота.
Получив на Хануку игрушечную электрическую железную дорогу, Сэми по настоянию отца начинает снимать на 8-мм камеру свои первые постановки. А дальше сквозь «киноглаз» героя проносится вся история кино: он сам взрослеет и начинает снимать более сложные фильмы. Ставит с сёстрами и друзьями ужасы про мумий, вестерны в духе Джона Форда и боевики. Потерянный в своём увлечении Сэми оказывается в центре семейной драмы: его родители, кажется, перестают любить друг друга и вот-вот расстанутся.
Стивен Спилберг почти во всех своих фильмах размышляет о личном — взрослении и семье. «Фабельманы» — не исключение. Режиссёр посвятил это кино своей матери и постарался занять нейтральную позицию, чтобы показать историю с разных ракурсов. И сделал это с большой любовью. Здесь Спилберг в деталях воссоздаёт эпоху своего детства, восстанавливает пережитый опыт первой влюблённости в кино и своего последовательного обучения кинематографии — мы видим как Сэми начинает больше внимать деталям и красоте реальности, как чувствительнее становится его взгляд на мир, как он вырастает в большого режиссёра. И это и есть Спилберг. Говорят, он делился со съёмочной группой семейными архивами и своими первыми любительскими фильмами, снятыми в подростковом возрасте. Так, из тёплых воспоминаний и впечатлений юности и выросло это трогательное кино.
«Бэтмен» (Batman), 2022
боевик, триллер, США
Режиссёр: Мэт Ривз
В ролях: Роберт Паттинсон, Колин Фарелл, Зои Кравиц, Пол Дано, Джеффри Райт, Джон Туртурро
Готичный и депрессивный фильм о главном супергерое DC от Мэта Ривза понравился не всем. За плачущими глазами Роберта Паттинсона и его жестоким надзором над шпаной Готэма зрителям не удалось увидеть глубины, присущей «Тёмному рыцарю» Кристофера Нолана или постановочным фильмам Тима Бёртона. Однако большинство критиков сошлись во мнении: Ривзу удалось предложить свежий и беспощадный взгляд на супергероя — Бэтмен здесь действительно предстаёт разбитым и травмированным борцом с беззаконием, который в рекурсивном движении судьбы в итоге сам начинает вершить насилие. Ослабленный внутренними переживаниями герой сталкивается с очередной угрозой — некий Загадочник решил устроить ему тест на сообразительность. Убийца на месте преступлений оставляет Уэйну подсказки, пытаясь подвести богатого наследника к одному фундаментально важному вопросу — почему Брюс Уэйн вдруг решил, что его привилегии делают его главным в этом городе и ставят выше всех остальных?
Настоящий облик Загадочника предстанет перед нашим взором не сразу, он спрятан под зелёной маской и грязным костюмом. Весь фильм злодей будет водить героя и зрителя за нос и заманивать в свои ментальные ловушки. Пол Дано с его почти детскими чертами лица встроился в роль злодея чертовски удачно. Его сумасшедший и на вид безобидный Загадочник предстаёт центром всей это истории, он — олицетворение бэтменовского сумасшествия. Загадочник и есть этот обиженный на мир ребёнок-Брюс Уэйн, от психологических ловушек которого герою-Бэтмену никак не избавиться.