10 лучших фильмов о взрослении, часть 1
«Бунтарь без идеала»
«Выпускник»
«Последний киносеанс»
Жанр «истории взросления» в американском кино расцвел в конце 60-х, в эпоху «Нового Голливуда», когда студии отчаянно пытались заинтересовать молодежь, фанатеющую от зарубежных лент Годара и Феллини, в отечественном кино. Нанятые ими режиссеры-революционеры создали одни из самых сильных произведений в жанре: Николс снял «Выпускника» с Дастином Хоффманом, Богданович – «Последний киносеанс», Джордж Лукас – «Американское граффити». Затем были «Клуб “Завтрак”» (1985), «Останься со мной» (1986), «Под кайфом и в смятении» (1993), и «Почти знаменит» (2000).
Конечно, фильмы этого жанра существовали и до этого, достаточно вспомнить «Бунтаря без идеала» с Джеймсом Дином (1955) или «Четыреста ударов» Трюффо (1959), но именно с семидесятых Голливуд начал уделять жанру повышенное внимание.
Если же брать литературу, то первые история взросления были написаны еще до нашей эры, например, история Телемаха в «Одиссее» Гомера. «Кандид» Вольтера, «Ромео и Джульетта» Шекспира и, конечно же, ультимативная история взросления – «Над пропастью во ржи» Сэлинджера.
Как следует из названия, жанр концентрируется на моменте перелома, духовном росте протагониста, его метаморфозе. Чаще всего героями этих историй становятся подростки, так как период полового созревания – момент самых больших и стремительных перемен в жизни человека, которые протекают болезненно для большинства из нас.
Тело подростка меняется, голос ломается, и все это одновременно с просыпающимся сексуальными инстинктами, которые ведут к отчаянным попыткам найти пару. Конкуренция, отказы неслучившихся партнеров или, наоборот, повышенное внимание – все это обрушивается на человека, пытающегося осознать себя, уловить это чувство самости. Прыщи и щетина – не лучшее подспорье в новом деле знакомств и ухаживаний, когда наша самооценка наиболее уязвима.
Не забираясь далеко в прошлое, я хочу рассказать о десяти лучших coming-of-age stories последних трех лет.
«Хорошо быть тихоней» (The perks of being a wallflower) 2012 и «Элитное общество» (Bling ring) 2013
Я пускаю два столь разных фильма вместе не только потому, что в обоих играет Эмма Уотсон. Просто любопытно смотреть на столь радикально противоположные срезы молодого поколения – избалованные, поверхностные богатые детки и искренние, ранимые интроверты. И те, и другие живут в своем собственном мире, потеряв полноценный контакт с реальным миром.
Компания модников-грабителей «Элитного общества», выращенных в голливудской среде, не видит в жизни других ценностей кроме известности, шмоток и цацок. И ненавидеть этих детей сложно, они похожи на бойцовых животных, выращенных в жестких условиях, чтобы превратить их в машины для убийства. Неизвестно, как они могли вырасти нормальными, учитывая информационную среду, которая окружала их с рожденья.
София Коппола, снявшая Кирстен Данст в «Девственницах-самоубийцах» и Скарлетт Йоханссон в «Трудностях перевода», рассказывает уже свою третью историю о взрослении, на этот раз совсем жуткую. О детях, которые впитали все худшее из эпохи реалити-шоу и поклонения кумирам. О детях, у которых, похоже, не было ни малейшего шанса. «Лишенные нравственных ориентиров» звучит как выгово бабушки пионеру, но фильм доказывает, что со свободой и благополучием можно доиграться до онемения той части нас, что мы ценим больше всего.
В «Тихоне» же мы видим совсем другую компанию и совсем другую Уотсон. С тем же талантом, с которым она создала образ отвратительной пустой эгоистки в «Элитном обществе», она перевоплощается здесь в простую обаятельную девушку, неидеальную, но искреннюю и добрую. Образ, который американцы называют Girl next door – девушка по соседству. У каждого из нас есть такие соседки, приличные, милые и вежливые, в которых мы зачастую в итоге и влюбляемся, оставив дурацкую погоню за вымышленным идеалом супермодели-нимфоманки.
«Синий – самый теплый цвет» или «Жизнь Адель» (La vie d’Adèle) 2013
Многие посчитали, что этот фильм, снятый по одноименному графическому роману, получил Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля исключительно благодаря «горячей» теме однополой любви, но на самом деле это талантливая и трогательная история взросления семнадцатилетней девушки, которая начинает подозревать, что она лесбиянка.
Этот фильм не только про тех, кто сомневается в своей ориентации, это кино про подростков вообще, про столкновение с агрессивной толпой, про попытки понять, какую часть себя ты можешь выбрать и выстроить, а какую – уже только осознать и принять.
Лента известна еще и благодаря продолжительной и крайне откровенной сцене секса двух девушек, которая снята так чувственно, нежно и честно, как умеют только европейцы.
Если голливудские постельные сцены вызовут скорее желание купить новые шторы, чем возбуждение, европейское кино никогда не стеснялось наготы и не боялось показывать ее не только нейтрально, но и в откровенно возбуждающем виде. Привыкнув к стигмам и комплексам Голливуда, боящегося секса и пытающегося использовать его исключительно в извращенном и кастрированном виде (возбуждать мужчин, не вызывая ревность жен и стыд мам), не всем легко будет принять тот факт, что пресловутая сцена в «Жизни Адель» - не дешевая попытка привлечь аудиторию обнаженкой, а лишь структурный элемент, который выполняет свою функцию на отлично. Он успешно передает чувства героини зрителю: возбуждение, дикую жажду партнера, желание раствориться в моменте без остатка, решимость и отчаяние, как перед броском в пропасть. Это ключевой момент для того самого изменения, характерного для обсуждаемого нами жанра.
Как бы то ни было, вряд ли стоит смотреть этот фильм с ханжами, родителями, ревнивыми партнерами и вообще с людьми, рядом с которыми вам будет не совсем комфортно глубоко дышать. Считайте это непривычным побочным эффектом серьезного фильма, честного во всех своих аспектах, но поверьте, он того стоит.
«Милая Фрэнсис» (Frances Ha) 2012
Это история молодой девушки, снимающей квартиру в Нью-Йорке со своей подругой Софи. Когда Софи переезжает, Фрэнсис понимает, что сходит без нее с ума и пытается найти способ снова быть с ней рядом.
В какой-то момент может показаться, что этот фильм про то же, что и «Жизнь Адель», но он удивляет тем, что не делает этот поворот. Словно говоря, что «иногда дело вообще ни в сексе», он оказывается одним из самых проникновенных фильмов о настоящей дружбе и уникальной душевной близости двух людей. Мир каждого из нас состоит из дорогих нам людей, и исчезновение некоторых из них может вызвать не просто чувство одиночества и потери, а ощущение рушащегося мира.
Эта черно-белая картина с невнятной структурой поначалу производит впечатление дешевого и претенциозного студенческого фильма с ужасно написанными диалогами и переигрывающими актерами. И в какой-то степени, она таковой и остается, но к середине начинаешь видеть прелесть этой ребяческой трагикомедии, уникальность ее легкой и, в то же время, печальной атмосферы. Ничего подобного я не видел уже очень давно.
«Захватывающее время» (Spectacular now) 2013
Одна из проблем с камерными драмами и простыми жизненными историями состоит в том, что им сложно зацепить зрителя своими промо. Вся соль таких картин в обыденности и реалистичности историй, близости героев к зрителю, глубине драмы, открывающейся при взгляде на ежедневные ситуации с другого ракурса, в другом масштабе.
Но в них нет взрывов и космических кораблей, которые выгодно смотрелись бы на постере, нет приключений и перестрелок, на которые можно было бы намекнуть в аннотации, нет звезд на главных ролях и взрывов с погонями в трейлерах. И дело даже не в нехватке остросюжетности и экшена, просто очень сложно судить о таких фильмах по чему-либо, кроме самого фильма. Трейлеры и описания мало что объясняют, фильм по-прежнему может оказаться хорошим, а может не пойти совсем.
Я долго не хотел смотреть «Захватывающее время» как раз по этой причине. Мне казалось, что это очередная «молодежная драмеди», нагруженная шаблонами как советская электричка – колбасой. История обаятельного и хладнокровного Саттера, заводилы вечеринок, соблазнителя и повесы, который встречает Эйми, наивную и простую девушку, которая переворачивает его мир. You don’t say. Эгоист-пикапер влюбляется в простую честную девушку и осознает значение любви. «Жестокие игры» приходят на ум с миллионом других подобных историй. И все же, постоянные упоминания великолепной актерской игры Майлза Теллера и Шейлин Вудли сделали свое дело, я решил посмотреть фильм.
С самого начала ленты становится ясно, что это далеко не слащавая история любви циника и простушки, которая его перевоспитает. Саттер показан не королем мира, эдаким Вэном Вайлдером, а обычным парнем, стремящимся найти своего отца. Он постоянно прикладывается к фляге с виски и старается жить настоящим моментом, но не потому, что познал дзен, а просто потому, что боится будущего, ничего хорошего его там не ждет.
Эйми же не умеет жить настоящим, получать удовольствие от мелочей и расслабляться, зато способна строить далеко идущие планы. Их сводит вместе не дикая надуманная любовь, а как это часто бывает и в жизни, их неполноценность. Два калеки помогают друг другу отважиться на то, на что у них не хватало духу пойти в одиночку.
Фильм действительно дает понять, что обоих актеров ждет блестящее будущее, они сыграли очень живо и откровенно. Скоро мы увидим Теллера не только в роли «Мистера Фантастика», но и в драме «Одержимость», которая уже набрала множество позитивных отзывов от критиков и способна зацепить даже коротким трейлером.
Вудли уже вряд ли предстанет перед нами в образе Мэри Джейн, но у нее теперь собственная франшиза, и она пытается со своим «Дивергентом» догнать Джей Ло. Хочется лишь надеяться, что она оставит время в своем графике для камерных драм, таких как «Захватывающее время» и ее новый фильм, «Виноваты звезды».
Вопрос: Какой ваш любимый фильм этого жанра?