Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения
Первым фильмом с участием роботов стал «Метрополис». Картина немецкого режиссера Фрица Ланга вышла в 1927 году и показывала город будущего и женщину-робота, которая оказалась далеко не положительным персонажем. За следующие сто лет кинематограф все чаще обращался к теме киборгов, андроидов и роботов. В большинстве этих картин механические создания исполняли роль придатков или были частью обстановки. Но есть ленты, где людей-машин ставили на главные роли, а иногда они мощно влияли на сюжет и персонажей. В нашем материале собраны 10 лучших фильмов о роботах. Если мы пропустили вашу любимую киноленту или вы не согласны с нашим выбором — спешите в комментарии.
Первым фильмом с участием роботов стал «Метрополис». Картина немецкого режиссера Фрица Ланга вышла в 1927 году и показывала город будущего и женщину-робота, которая оказалась далеко не положительным персонажем. За следующие сто лет кинематограф все чаще обращался к теме киборгов, андроидов и роботов. В большинстве этих картин механические создания исполняли роль придатков или были частью обстановки. Но есть ленты, где людей-машин ставили на главные роли, а иногда они мощно влияли на сюжет и персонажей. В нашем материале собраны 10 лучших фильмов о роботах. Если мы пропустили вашу любимую киноленту или вы не согласны с нашим выбором — спешите в комментарии.

Дилогия «Бегущий по лезвию» (Blade Runner и Blade Runner 2049), 1982, 2017

Текст: Никита Богуславский

10 лучших фильмов о роботах

Про оригинал, думаю, слышали все — в 1982 году после долгого и мучительного производства Ридли Скотт выпустил фильм, который навсегда изменил жанр кинофантастики и буквально создал визуальный образ киберпанка.

Если вы его не смотрели, крайне рекомендую наверстать, но сейчас смотреть «Бегущего по лезвию» может быть сложновато. Он темный, медленный, с минимумом спецэффектов в экшене. Но ради такой операторской работы, мира и актеров можно вытерпеть что угодно.

Все же такого атмосферного, воздушного, насыщенного кадра не дает ничто, кроме старой, снятой на пленку фантастики — это роднит «Бегущего» с «Терминатором», «Чужим», «Звездными войнами» и «Одиссеей».

А вот про второй фильм, который в 2017 году выпустил уже молодой Дени Вильнев, хочется рассказать подробнее. Прежде всего, он совсем другой — это самый правильный вид сиквела, который дополняет, а не эксплуатирует мир, и, главное, не пытается реанимировать и вернуть в строй героев, история которых завершилась.

Повествование смещено на 30 лет вперёд, мир будущего изменился, а в центре нового конфликта уже другие, непохожие на предшественников персонажи, которые решают другие, более глобальные и масштабные проблемы. За 35 лет наш мир тоже изменился, и на кино технический прогресс отразился сильнее всего. Там, где Скотту приходилось экономить и изобретать практические эффекты, Вильнев дает волю воображению и не стесняется задействовать всю мощь современной графики для создания максимально эффектных фантастических пейзажей, интерьеров, экшен-сцен и даже героев.

При этом второй фильм все же получился проще — он отлично работает с детективной линией и внутренним миром персонажей, но не затрагивает таких крупных идей, не несет в себе философии первой части. Сам по себе он не попал бы в первую десятку, но то, как хорошо яркий экшен и захватывающий визуальный ряд сиквела дополняет глубокий и по-настоящему культовый оригинал, позволило «Бегущему по лезвию» удержать одно из высших мест в качестве дилогии.

Ранее опубликовано в материале Топ 100 фильмов «Канобу»

Значимость «Блейдраннера» для массовой культуры

Какой монтаж «Бегущего» лучше смотреть

«Крикуны» (Screamers), 1995

10 лучших фильмов о роботах

16 июля 2064 года на планете Сириус 6б нашли бериний. Новый минерал стал очень дешевым топливом и спасал Землю от энергетического кризиса. Но люди стали конфликтовать из-за находки и разделились на сторонников НЭБ и Альянс. Первые контролировали поставки бериния и не считались с человеческими жертвами при его добыче. Вторые хотели лучших условий для рабочих и выгодные цены на минерал. Во время гражданской войны Альянс создал самообучающихся роботов, прозванных в народе «крикунами» из-за визга пары циркулярных пил на борту. Задача новых машин смерти: выслеживать солдат НЭБ по сердечному ритму и убивать.

Спустя 10 лет войны НЭБ обратился к Альянсу с предложением о перемирии. На сделку с врагом отправился полковник Джозеф Хендрикссон (Питер Уэллер). По дороге он встречает снайпера Альянса Джефферсона и мальчика Дэвида. Вместе они приходят на базу НЭБ, но оттуда стреляют и убивают парнишку. Возможно перемирия не будет или на той стороне знают что-то важное, о чем не в курсе главный герой и его попутчик.

«Крикуны» сняты по мотивам повести Филипа К. Дика «Вторая модель». Картина почти полностью повторила книгу, но перенесла место действия с Земли 1945 года на Сириус 6Б 2078 года.

«Крикуны» — космический боевик, который постепенно превращается в жесткий детективный триллер с элементами хоррора и обилием саспенса. Здесь отлично передана тягучая атмосфера неопределенности, когда главные герои не знают, кто из них робот, обманываются в предположениях и совершают смертельные ошибки.

При скромном бюджете в 20 млн долларов у создателей получилось сделать жутких и реалистичных роботов, крутые декорации и сносную графику, от которой не кровоточат глаза.

Картина исследует сложный вопрос самоидентичности андроидов. Здешние роботы эволюционировали, научились чувствовать и рассуждать, симпатизировать и ненавидеть. Иногда они больше люди, чем их творцы, но авторы все же оставляют решение за зрителями — можно ли считать такое создание человеком.

«Двухсотлетний человек» (Bicentennial Man), 1999

10 лучших фильмов о роботах

В 1999 году фильмография великого Робина Уильямса пополнилась картиной «Двухсотлетний человек». Фильм по роману Айзека Азимова и Роберта Сильверберга «Позитронный человек», рассказывает историю домашнего робота NDR-114 (Робин Уильямс). Из-за сбоев в программе машина получила личность, имя Эндрю и начала долгий путь к очеловечиванию.

При бюджете в 100 млн долларов «Двухсотлетний человек» стал одним из самых дорогих фильмов своего времени. Картина оглушительно провалилась в прокате и вот почему. «Двухсотлетний человек» совершенно не подходит для кинотеатра. Здесь нет экшена, жестокости, чистого Зла по Кингу, мерзкого протагониста и прочих необходимых атрибутов настоящей драмы. Кроме естественной смерти друзей Эндрю от старости в жизни робота нет никаких преград.

Понятно, что его важнейшая цель стать человеком и это главная и почти непреодолимая сложность картины. Но по факту она не добавляет киношной смотрибельности. Ну и что, что Эндрю робот. Он бессмертен, у него все получается, он богат и помогает людям бороться с болезнями и потом завоевывает любовь красивой женщины.

Так почему эта картина попала в этот список? Прежде всего это кино о роботе, который очень хотел стать человеком, но не понимал, что в своем желании оказался намного лучше и человечнее любого из нас. Мне кажется это главный посыл фильма — сам путь значительно важнее цели. Главное — двигаться только вперед.

Помимо этого, «Двухсотлетний человек» — атмосферное и доброе семейное кино. Тут много душещипательных моментов, мощного юмора с элементами грусти, а также отличная актерская игра Робина Уильямса и Эмбет Дэвидц. Фильм получил уютную графику в стиле мягкой ретрофантастики, отменный грим и правильную музыку.

«Живая сталь» (Real Steel), 2011

10 лучших фильмов о роботах

2020 год. Человеческий бокс в прошлом, а мир захватила лихорадка робобокса. Бывший чемпион Чарли Кентон (Хью Джекман) перебивается случайными боями в провинциях и еще больше влезает в долги. Герой узнает, что бывшая жена умерла и оставила его опекуном 11-летнего сына Макса (Дакота Гойо). Он приезжает подписать отказ от попечительства в пользу сестры погибшей жены Дебры. Но Чарли видит, что ее муж богач, и заключает сделку — за 100 тысяч долларов папа проведет с сыном лето, а потом откажется от него в пользу их семьи. Герои мотаются по стране в поисках заработка на нелегальных боях, а однажды находят на свалке старого робота для спарринга Атома. Мальчик берет его себе и просит отца устроить железяке бой.

Первое сражение показывает — Атом отлично держит удар и способен противостоять любому неприятелю. К тому же обучение робота сближает Чарли и Макса: первый пытается наверстать упущенное время, а второй простить отца и дать ему еще один шанс.

«Живая сталь» оказался единственным фильмом в нашем списке, где робот Атом не имеет разума ни в одном из его проявлений. Картина попала в топ из-за миротворческой и целительной силы этой милой, но опасной в бою железяки. Роботы здесь просто дорогие игрушки взрослых дядей. Они выросли, но продолжают мерятся причинными местами. Даже Макс, который обожает Атома, называет его не иначе как «бездушной жестянкой».

Робот Атом в фильме просто симпатяга-тяжеловес — он выполняет команды хозяина и нокаутирует противников. Благодаря ему в киноленте даже наказывают Зло в лице сексапильной главы русской мафии Фарры Лемковой (Ольга Фонда). А еще Атом и его механические собратья делают картину эпичным семейным экшеном с обилием соплей и пафосных речей по темам «отцы и дети», «прощение», «еще один шанс» и «подлецы будут наказаны».

Дилогия «Терминатор» (The Terminator, Terminator 2), 1984, 1991

Текст: Сергей Цилюрик

10 лучших фильмов о роботах

За какую задачу ни взялся бы Джеймс Кэмерон, все у него получается наилучшим образом. Сиквел к гениальному триллеру стал гениальным боевиком. Фильм про тонущий корабль увлек миллионы зрителей. Зрелищное инопланетное пересказание «Покахотнас» превратилось в самый кассовый фильм в истории. Ремейк французской комедии обернулся и отличным боевиком, и отличной комедией. Как это у него получается — одна из величайших тайн современности.

Но истоки этого величия были видны куда раньше. Еще в 84-м, продав права на франшизу за один доллар, Кэмерон снял дешевый, но оттого не менее (а скорее более) впечатляющий нуарный триллер про неутомимого убийцу из будущего. Терминатор в исполнении Арнольда Шварценеггера казался непобедимым, бессмертным дамокловым мечом, нависшим над Сарой Коннор.

В сиквеле все то, к чему мы успели привыкнуть за первую часть, перевернулось с ног на голову. Терминатор-Арнольд теперь на стороне героев… и он больше не непобедим.

«Терминатор 2», освобожденный от бюджетных ограничений, расправил плечи, словно атлант, и пошатнул устои киноиндустрии. На его фоне практически все боевики, вышедшие до него, и практически все, вышедшие в течение еще лет десяти, смотрелись убого. При невероятных темпах развития спецэффектов «Терминатор 2» в 1991 году смог показать такое, что отлично смотрится и сейчас, в 2017-м, и наверняка будет выглядеть впечатляюще еще много десятков лет. Отдельно стоит отметить изобретательность Джеймса Кэмерона: каждая экшен-сцена фильма не просто уникальна, но и креативно обыгрывает уникальные особенности обоих терминаторов. Смотреть за тем, на что способен Т-1000 и как его пытается обыграть более слабый Т-800, очень увлекательно.

Но этим «Терминатор 2» не ограничивается. Фильм работает и как боевик, и как напряженный триллер, и как трогательная история о персонажах. «Терминатор 2» уделяет много внимания и Джону, и Саре Коннор, и самому Т-800 — достаточно, чтобы прощание в конце казалось действительно трогательным, а фильм смог увлечь даже людей, совершенно не интересующихся боевиками.

Ранее опубликовано в материале Топ 100 фильмов «Канобу»

«Я, робот» (I, Robot) 2004

10 лучших фильмов о роботах

Детективу Дэлу Спунеру (Уилл Смит) поручают расследование смерти давнего знакомого доктора Альфреда Лэннинга (Джеймс Кромвелл) — создателя роботов из корпорации U.S. Robotics. Сначала кажется, что это самоубийство, но Дэл находит в кабинете доктора активного робота NS5. Новейшая модель не подчиняется командам человека и сбегает с места преступления. Детектив Спунер, и до этого не любивший роботов, теперь считает сбежавший экземпляр виновным в смерти доктора Лэннинга. Охота за железякой, нарушившей три закона робототехники, началась.

Картина «Я, робот» снята не по мотивам одноименного сборника Айзека Азимова, а по оригинальному сценарию Джеффа Винтара Hardwired. Сначала над картиной работала Walt Disney и Брайан Сингер, но потом проект перешел к 20 Century Fox и режиссеру Алексу Пройасу.

После долгой работы над сценарием будущий фильм решили притянуть за уши к сборнику «Я, робот» Азимова и даже купили права на экранизацию этого цикла. Создатели посчитали, что культовое имя писателя привлечет к фильму больше внимания и не ошиблись. Так, Hardwired стал I, Robot и вместо сложной драмы об отношениях людей и роботов превратился в классический голливудский фантастический фильм с Уиллом Смитом в главной роли.

Кинолента оказалась не только бездумным летним блокбастером хотя отдельные элементы последнего тут заметны, но показала разумный ИИ, который считал себя вправе решать судьбу человека, а также разумных роботов, что пытались найти свое место в жизни.

«Я, робот» получил эффектную картинку, зрелищный сюжет с нотками юмора и сдержанный, но правильно поданный экшен. Создателям даже удалось сделать неформальным главным героем не Уилла Смита, а того сбежавшего робота NS5 по имени Санни. Он стал первым андроидом, который научился думать и чувствовать, а при желании действительно мог обойти три главных закона робототехники. Но Санни оказался не отрицательным персонажем, а будущим мессией от роботов, которого призвали объединить собратьев и повести их в светлое робобудущее.

«Суррогаты» (Surrogates), 2009

10 лучших фильмов о роботах

Для меня «Суррогаты» последняя серьезная работа Брюса Уиллиса. После нее, конечно, были дилогия «РЭД», второй «Город грехов», «Петля времени», ужасно вспоминать это, но все же «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть» и «Жажда смерти». Но везде Брюс шутит и мило косит рот в фирменной улыбке.

В «Суррогатах» его герой агент ФБР Том Грир растерян и зол, подавлен смертью сына и отдалившейся после этого женой. Во время задания Том лишается своего суррогата — идеальной механической копии человека. В 2057 году люди общаются и живут только через таких роботов, а сами лежат в безопасности у себя дома. Суррогаты сильные, красивые и передают полный спектр ощущений в мозг оператора.

А если они погибнут, то это никак не повлияет на жизнь человека. Но все в этом мире меняется, а значит, нашелся способ убивать суррогатов и операторов. Первым погибает сын создателя киборгов доктора Кэнтера, спецслужбы выходят на след убийцы, который приводит героев к серьезному заговору.

В 2009 году, когда «Суррогаты» только вышел на экраны, центральная идея казалась банальной. Но чем больше проходит времени, тем более актуальной она становится. Именно из-за этого важнейшего посыла лента и попала в наш топ. «Суррогаты» — кино о потерявших себя людях, которые скрываются за гаджетами (в этом случае роботами) и подменяют настоящую жизнь на ее электронную копию.

«Искусственный разум» (A.I. Artificial Intelligence), 2001

Текст: Денис Майоров

10 лучших фильмов о роботах

Вопрос взаимоотношения людей и роботов, грань между которыми в будущем все сильнее стирается, была не сильно свежей и в 2001 году, когда «Искусственный интеллект» вышел. Но ни один другой фильм не поднимал эту тему так сильно, не выворачивал зрителей наизнанку такими простыми моралями и стремлениями очеловеченных машин.

Андроид-мальчик Дэвид не сражается за равноправие, не мечтает о первом в истории роботе-президенте и не хочет убить всех человеков. Он просто хочет быть с мамой, как все нормальные дети, хочет добиться ее искренней любви. В конце концов, он ребенок и он всегда будет таким — волей нас, его создателей. Его по-детски искренняя фраза «Мама, прости, что я ненастоящий мальчик» только из самого бесчувственного человека не выбьет слезу — мне становится тяжело, даже когда я просто вспоминаю эту сцену. За это, кстати, спасибо и Хэйли Осменту, безупречно исполнившему свою роль, его взгляд просто невозможно забыть. Хорошие дети-актеры — это огромная редкость.

Но Дэвид не один, он встречает и других андроидов-изгоев. Столь же человечных и тоже выброшенных, как бесполезные вещи. Среди них и Джуд Лоу в роли Жиголо Джо, который уже хватал зрителей за душу в «Гаттаке», а теперь беспощадно это повторяет.

У каждого своя история и каждый усиливает душераздирающую атмосферу фильма. «Искусственный разум» заставляет страдать, да. На это работает и безупречный сценарий, и близкая к идеалу режиссура Спилберга (лично для меня «Искусственный разум» — его лучший фильм), и в деталях выписанная вселенная, и великолепный саундтрек Джона Уильямса. Идеальная драма, которую просто невозможно описать — посмотрите этот фильм, такой опыт нужно пропускать через себя.

Ранее опубликовано в материале Топ 100 фильмов «Канобу»

«Робокоп» (Robocop), 1987

Текст: Александр Башкиров

10 лучших фильмов о роботах

С 1987 по 1997 год Пол Верховен снимал блистательную, провокационную жанровую сатиру, выдавая ее то за фантастику («Робокоп», «Вспомнить все», «Звездный десант»), то за мюзикл (великолепные и недооцененные «Шоугелз»), то за детектив («Основной инстинкт»). Я готов включить в топ-100 лучших фильмов всех времен все эти фильмы — причем на очень высоких позициях.

Но мы все-таки решили остановиться на «Робокопе» как, быть может, и не лучшем, но самом известном фильме Верховена. Это абсолютная жанровая классика, олицетворение фантастических боевиков 80-х, трэшево-супергеройское мочилово «робот против преступников», в котором совершенно неожиданно открываются тончайшая человечность, глубочайшая сатира на американское общество потребления и точнейшие прогнозы на развитие всего человечества на тридцать-сорок лет вперед.

Сценарий Эдварда Ноймайера, с которым Верховен потом сделает Starship Troopers, не хватает звезд с неба: это стандартный вестерн или полицейский боевик, где действие перенесли в недалекое будущее, а одного из персонажей заменили киборгом. Главного героя убивают, он возвращается из мертвых и мстит обидчикам — можно ли представить себе более избитый сюжет? Но тут есть Детройт (очень талантливо сыгранный Далласом) с его черными монолитными небоскребами — как символ всех мегаполисов будущего, где борьба с преступностью будет становиться все более автоматизированной. Есть тончайше уловленный парадокс — люди хотят видеть служителей правопорядка как бесстрастных, неподкупных, всегда справедливых роботов, но в то же время начинают возмущаться, если они не проявляют должной степени человечности в обращении с подозреваемыми и свидетелями.

Есть выплескивающаяся с экрана реклама и реалити-шоу, которые в 87-м году казались Верховену жуткой сатирой, но в наше время кажутся трогательно-старомодным, КАЧЕСТВЕННЫМ телевидением.

Далее по списку — гениальный Питер Уэллер в роботизированной полумаске, передающий весь спектр человеческих эмоций подрагиванием верхней губы. Невероятная жестокость и фонтаны кровищи: одновременно фирменная черта режиссуры Верховена и абсолютно необходимая для поддержания эмоционального и сатирического накала фильма вещь. В конце-то концов, разве сцена корпоративной презентации (которую до сих пор вспоминают при каждом показе нового iPhone) была бы настолько эффективной, если бы полицейский дроид ED-209 в ее конце не ставил бы такую жирную красную точку?

Ранее опубликовано в материале Топ 100 фильмов «Канобу»

«Робот по имени Чаппи» (Chappie), 2015

10 лучших фильмов о роботах

Южноафриканский режиссер Нил Бломкамп («Район № 9») опять снял стильную, смешную и зрелищную фантастику. «Робот по имени Чаппи» стал третьей полноценной работой Бломкампа. На этот раз он бросил делать только серьезные вещи и отлично повеселился за чужие деньги. Фильм о роботе Чаппи стал, пожалуй, самой дорогой киноигрушкой в истории, и ее разумно доверили великовозрастной детине Нилу Бломкампу.

По сюжету картины создатель полицейских роботов Деон (Дев Патель) решает установить списанной модели под номером 22 (Шарлто Копли) разработанный им искусственный разум. Эксперимент удается, но робот и Деон попадают в руки троице преступников, которых разумная жестянка, получившая имя Чаппи, принимает за родителей. «Мама», «Папа» и «Дядя» обучают роборебенка премудростям воровского дела, заставляют угонять машины, а потом идти и на более серьезные преступления.

Под видом легкой фантастики Нил Бломкамп умудрился подать свежие сюжетные повороты и вопросы самоидентификации роботов, а потом смешал это с жалкими клише из десятков других фантастических фильмов. Именно поэтому «Робот по имени Чаппи» очень похож на американские горки — зрителя то кидает вверх эпичный полет режиссерской мысли, то бросает вниз затянутая сцена, слитый диалог или убогий поворот истории.

Вот и выходит, что с одной стороны, «Робот по имени Чаппи» — мощная развлекательная фантастика с кучей забавных сцен и потертым миром ближайшего будущего. С другой — сложный фильм о роботах, с могучей главной идеей — равенство и уважение для всех, будь ты куском мяса под названием человек или железной банкой с серийным номером 22.