10 лучших фильмов Арнольда Шварценеггера
1. Conan the Barbarian («Конан-варвар»), 1982
Один из величайших фильмов всех времен и народов, как ни странно, оценили во время его показа в кинотеатрах (хотя год выдался очень конкурентным: Blade Runner, The Thing), зато в наше время он остается непонятым, недооцененным и незаслуженно поблекшим и позабытым.
Я мог бы долго объяснять, почему сценарий и режиссура Джона Милиуса тут настолько гениальные, но картина это прекрасно делает самостоятельно: просто пересмотрите весь фильм или любой отрывок из него. Таким и должно быть настоящее кино, рассказывающее историю превращения мальчика-раба в героя — без единого слова. Таким и должно быть настоящее фэнтези, не стесняющееся первобытной (куда там Джорджу Р. Р. Мартину) жестокости и каннибализма. Таким и должен быть настоящий боевик, где запоминается не только сама потрясающая сцена последнего боя, но и каждое слово суровой молитвы перед ним.
В общем, просто смотрите «Конана-варвара». Повод-то хороший!
2. The Terminator («Терминатор»), 1984
Одновременно и режиссерский, и сценаристский прорыв, а еще самый удачный фильм Джеймса Кэмерона. «Терминатор» пришел из ниоткуда, чтобы рассказать одну из самых взрослых, умных и трогательных историй в мировой фантастике, а Шварценеггер из ожившей бронзовой статуи Конана-варвара превратился в робота-убийцу, путешествующего во времени в коронной позе культуриста.
Чтобы прославиться и стать актером-миллионером, Арни хватило бы или «Конана», или «Терминатора»… но Шварценеггер не любит что-то делать не в полную силу.
3. Kindergarten Cop («Детсадовский полицейский»), 1990
Хотя Шварценеггер очень много заигрывал с комедиями, по-настоящему удачной из них получилась только одна — да и та при ближайшем рассмотрении оказывается серьезным полицейским триллером с элементами семейной мелодрамы (даром что большинство героев тут — дети-дошкольники).
Гениальный Айвен Райтман очень качественно поставил серьезный и проработанный сценарий, в котором и сама ситуация, и злодей, и последняя перестрелка — самые реалистичные в фильмографии Шварца.
4. Total Recall («Вспомнить все»), 1990
Интеллектуально-философский боевик с великолепными практическими спецэффектами, на 9 лет предвосхитивший «Матрицу». «Вспомнить все» заставил зрителей задуматься не только о реальности происходящего в фильме, но и о зыбкости собственного мировосприятия.
Возможно ли, что на стыке десятилетий Полу Верховену на самом деле выделили $65 млн на настолько яркий, провокационный, умный, необычный и кровавый фантастический триллер? И что он умудрился не провалиться в прокате?
Или же это все — продукция какой-то сомнительной фирмы, полулегально занимающейся улучшением воспоминаний кинозрителей?
5. Predator («Хищник»), 1987
После успеха «Конана» и «Терминатор» Арнольд Шварценеггер сам нашел сценарий и режиссера для своего следующего проекта: без «Хищника» у нас не было бы Джона Мактирнана и Die Hard…
Сам по себе фильм получился гораздо лучше, чем он имеет право быть с настолько посредственным сценарием («люди летят на вертолетах в джунгли, их там убивает пришелец»), в основном благодаря режиссуре Мактирнана, уникальной натуре мексиканских джунглей и мощнейшему кастингу (помимо будущего губернатора Калифорнии тут снимается будущий губернатор Минессоты). Большую часть фильма тащит на своих широких плечах сам Арни, в финале, оставшись без других актеров, вернувшийся к первобытной модели «Конана» и играющий с бессловесной выразительностью дрессированного экранного животного.
6. Terminator 2: Judgment Day («Терминатор 2: Судный день»), 1991
Джеймс Кэмерон задумал и снял идеальный сиквел, где все правильно, кроме одной детали…
…из Шварценеггера вместо одного из самых ужасающих и запоминающихся экранных злодеев сделали детскую экшен-фигурку в духе Вуди из «Истории игрушек». Детские воспоминания у многих все равно теплые, но сейчас от этой мысли отделаться невозможно.
7. Last Action Hero («Последний киногерой»), 1993
На сей раз перед нами пародия, да еще какая удачная! Голливудские штампы тут высмеивает ни кто-нибудь, а автор «Смертельного оружия» и основатель жанра боевика со смешными напарниками Шэйн Блэк, делая это в своем характерном стиле (одна из первых шуток в ориентированном вроде бы на детей фильме — про преждевременную эякуляцию).
Помогают ему Мактирнан (все боевые сцены поставлены просто фантастически) и Шварценеггер, рискнувший высмеять не только своих экранных героев, но и самого себя как не очень сообразительного голливудского олуха. При этом Джек Слэйтер у всей этой компании вышел живым, серьезным и трагическим героем — такого и в серьезных психологических триллерах не покажут.
8. Sabotage («Саботаж»), 2014
Дико недооцененный фильм Дэвида Эйра, работающий даже несмотря на испорченную продюсерами концовку. Эйр взял чудовищно тупой сценарий Скипа Вудса («“Десять негритят” со спецназовцами») и сделал из него сверхреалистичную картину о жизни и работе элитной оперативной группы американского Управления по борьбе с наркотиками в городе Атланта.
Это самый удачный фильм о старом Шварценеггере, который в «Саботаже» предстает не неуязвимым супергероем, но тщательно следящим за режимом и диетой 67-летним атлетом и оперативным работником.
9. Commando («Коммандо»), 1985
Небрежная сценарная зарисовка сценариста Die Hard Стивена де Сузы работает из-за мощнейшего спускового сюжетного механизма («у него есть 11 часов, чтобы спасти похищенную дочь, но он на борту взлетающего авилайнера») и самой массовой перестрелки в истории фильмов со Шварценеггером, где в ход идут даже диски от циркулярной пилы.
Не забудем и о потрясающем имени главного героя — Джона Мэтрикса.
10. Escape Plan («План побега»), 2013
Еще один недооцененный фильм, который знают в основном по необычной профессии героя Сильвестра Сталлоне: он специально садится в тюрьмы, чтобы потом из них сбежать и наглядно продемонстрировать уязвимости системы. Но когда Слая сажают в сверхтюрьму, спроектированную по его собственным рекомендациям, ради побега герою приходится объединить усилия с заключенным-террористом (Шварценеггер)… но в этом фильме все далеко не так просто, как кажется, и финальный сюжетный поворот тут по-настоящему оригинальный и неожиданный (и да, в противостоянии Арни и Слая тут есть четкий победитель).
К сожалению, сам факт встречи Сталлоне и Шварценеггера к выходу «Плана побега» успели испортить две части совершенно бездарных «Неудержимых»… но можно утешаться фактом, что «План побега» — первый фильм, в котором Шварц говорит на немецком.