10 лучших фильмов 2017
Видеоверсия:
Десятки лучших — вещь формальная и крайне субъективная. У каждого топы свои, но это не мешает нам каждый год делиться своими фаворитами и отстаивать их право на присутствие в неком несуществующем «объективном топе».
Это бестолковое, но увлекательное занятие — настала пора сравнить наши десятки.
Сразу отмечу, что нам приходится учитывать особенности российского проката. Многие зарубежные ленты выходят у нас с задержкой, причем иногда внушительной, поэтому в топе вы увидите картины, формально относящиеся к прошлому году (вышедшие в прокат за рубежом еще в 2016 году), но появившиеся в наших кинотеатрах лишь в 2017-м. Посмотреть их в прошлом году мы физически не могли, поэтому и в топ-10 2016-го они не попали. Но эта небольшая путаница — недостаточный повод для того, чтобы ключевые картины вроде «Молчания» вообще не попадали в топ ни одного года.
По этой же причине в списке не будет таких картин 2017 года, как «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», «Убийство священного оленя», «Форма воды», «Секретное досье» и многих других многообещающих фильмов, которые появятся в российском прокате лишь в 2018 году. Если они окажутся удачными, про них мы вспомним только в топе-10 2018-го.
Что может делать настолько спорный и далекий от идеала фильм в топе года? Он может дарить надежду.
Успех «Чудо-женщины» стал маленьким киночудом 2017 года, когда все было так мрачно, разочарование следовало за разочарованием — особенно во всем, что касалось киновселенной DC. То, насколько мощной, цельной, чувственной, правильной внезапно оказалась лента Петти Дженкинс, походило на освежающий порыв ветра, это давало надежду на то, что вселенная DC еще не обречена, что фильмы про женщин-супергероев могут собирать кассу, что зрители готовы прощать огрехи, если видят картину, которая уважает их чувства и взгляды.
Люди истосковались по настоящим супергероям — которые выходят под пули в нелепых костюмах и прикрывают других собой. Да, это наивная сказка, детская фантазия, но она прочно засела у нас в подкорке и требует подпитки время от времени. Супергерои Marvel же ушли так далеко от изначального образа героя на защите слабых, что уже не утоляют эту древнюю жажду.
Больше о «Чудо-женщине»
Новый фильм Эдгара Райта, создателя трилогии «Корнетто» и «Скотт Пилигрим против всех», все ждали с огромным нетерпением — всем было интересно, что этот мастер визуального повествования сможет показать в жанре лихого гангстерского боевика с погонями.
Райт не обманул — здесь действительно была на что посмотреть и что послушать, такого слияния визуального ряда с музыкой мало кто добивался. Отличные погони без упора на спецэффекты, снятые вживую, бешеная динамика сцен, хороший юмор, увлекательный сюжет и… всего девятое место. Почему? Потому что ближе к концу фильм начинает заносить куда-то совсем не туда, теряется целостность, концовка и вовсе фальшивит настолько, что практически не запоминается. Картина долго лидирует в гонке, но перед самым финишем вылетает с трассы. Это не обесценивает окончательно все ее яркие сцены, находки, сюжетные повороты, но однозначно мешает назвать картину цельной.
Больше о «Малыше на драйве»
Вся трилогия о Цезаре получилась куда лучше, чем имела право быть. Приквел к старой, измученной до смерти франшизе, которую то пытались продолжать, то перезагружать, а теперь вот — рассказать к ней предысторию, которую никто особо и не просил. По всем законам студийного Голливуда должно было получиться ужасное бездушное месиво, но вышло внезапно живо, трогательно, глубоко и талантливо. Причем каждый фильм трилогии был уникален и рассказывал о чем-то своем, очень по-своему.
Третья, заключительная, часть стала самой красивой (пейзажи тут, конечно, умопомрачительные) и самой эпичной. Хорошего экшена больше во втором фильме, личных историй — в первом, третья же часть берется за эпос как жанр, рисуя широкими мазками архетипичное противостояние, классическую дилемму, вечные мотивы восстания, борьбы, поиска и обретения нового дома.
Это удивительно мощный и уникальный во множестве аспектов фильм, который многое незаслуженно сбросили со счетов просто потому, что не ждали от фильма про разумных обезьян ничего глубокого и сложного. А зря.
Больше о «Планете обезьян: Война»
Нолан снял действительно неожиданное кино. Все и ждали сюрприза, но он каким-то образом смог застать врасплох даже несмотря на это.
Это не обычный фильм о войне, его даже традиционной историей назвать сложно. Самое уникальное в этом фильме — ракурс, взгляд рассказчика, подача исторического события. Тут нет истории конкретных героев (есть лишь формально), нет эпичных боевых сцен, нет большой победы и чествования героев. Все тут не так, как в классических военных фильмах.
Картина не о сражении, а об отступлении, мораль не в том, как храбрость и патриотизм облагораживают человека даже если стоят ему жизни, а о том, что иногда просто выжить, уйти живым, чтобы драться снова в другой день, это тоже подвиг. И что подвиг может быть некрасивым и неблагородным, но это все равно подвиг.
То, как Нолан решается подавать эти события: максимально отрешенно, общим планом, не детализируя героев, а делая упор на то, что перед нами — любой солдат, любой пилот, любой гражданский капитан, а не какие-то уникальные исключения. То, как он разбивает время на потоки, где одна линия движется намного быстрее другой, как они нахлестываются друг на друга, какой создают резонанс.
«Дюнкерк» — уникальный эксперимент в повествовательной технике, который оказался более чем удачным.
Больше о «Дюнкерке»
Аронофски не впервые снимает фильмы-алегории с вплетением библейских сюжетов, зачастую уходя в мрачные тона с головой, до полного безысходности финала. Но если недавний «Ной» был довольно прямолинеен и вольно пересказывал Библию прямым текстом, то «мама!» выбирает иносказательный пересказ. Бог тут поэт, природа — кроткая жена, люди — непрошенные грубые гости.
Метафоры очень простые и очевидные, но суть не в замысловатости, эти простые параллели позволяют Аронофски рассказать двойную историю, словно два фильма идут каждый на своей стороне экрана — на лицевой и изнаночной. По отдельности эти две истории — библейская и бытовая — не были бы так интересны, но основные ценные моменты прячутся как раз на стыках, в сравнениях, в двузначности каждого шага героев. Из-за того, что картину приходится воспринимать на двух уровнях одновременно — буквальном и аллегорическом — впечатления от просмотра оказываются ни с чем не сравнимыми.
Это не просто головоломка ради головоломки, выпендреж новатора-сценариста, искуственное создание сложности — это действительно талантливое сплетение смыслов, заставляющее по-новому взглянуть на буквально старую как мир историю.
Больше о «маме!»
Картина этого года, угодившая в наш топ-100 лучших фильмов в истории. Многие решили, что мы поторопились, и судить новорожденный фильм еще слишком рано — мало ли как он будет восприниматься в ретроспективе. Но я до сих пор уверен, что мы не промахнулись. Столь серьезного и честного супергеройского кино еще не было, и вряд ли будет.
Картина, безусловно, не безупречна — особенно ее начинает шатать из стороны в сторону ближе к концу, но в «Логане» достаточно удачных ходов и сильных сцен, чтобы удержать равновесие, произвести сильное впечатление и перерисовать давно знакомых персонажей заново — более живыми, человечными, многомерными.
Больше о «Логане»
Нет, дело вовсе не в том, что в топе не хватает места, и я решил набить побольше фильмов в топ — если честно, я вообще с трудом его заполнил. Дело в том, что в моем сознании эти два фильма слились в некий дуплет вроде «Грайндхауса». Объединяет их только одно — они оба вышли из первого «Джона Уика», который снимали два режиссера. Один пошел снимать «Блонду» по комиксу «Самый холодный город», а второй остался делать Уику сиквел.
Самое интересное, что оба фильма вышли ярче, самобытнее и смелее, чем первый «Джон Уик». Они получились разными, но в то же время пронизанными общими мотивами, приоритетами их создателей.
Я с удивлением понял, что «Блондинка» — это единственный фильм года, который мне хочется расхваливать, болеть за него. Впечатления от него были столь яркими, мощными и положительными, что ничто больше не смогло сравниться с этим сюрпризом. Фильм далек от идеала и спотыкается о собственные сюжетные повороты, но его смелость, готовность стремиться к совершенству из последних сил, вгрызаться зубами — это не может оставить равнодушным. И да, тут есть лучшая боевая сцена года, а может и в кино вообще. Настолько эффективно она передает тяжесть схватки, изможденность противников, смертельную опасность и непредсказуемость исхода.
«Джон Уик 2» был более традиционным, но и более эфефктивным в тех аспектах, за которые брался. Здесь намного больше драк и перестрелок (в «Блондинке» их всего 3-4) и, хотя тут нет столь изобретательной и сложной операторской работы, экшен вышел мощнее, техничнее. Во многом благодаря тому, что Киану занимается этим уже давно, а Терон, хоть и тренировалась с таким же усердием, подвергает себя таким серьезным испытаниям впервые.
Большинству из вас один фильм понравился больше другого, каждый есть за что выделять и ценить, но духовную связь между ними вы почувствовали, я уверен. Они странным образом дополняют и поддерживают друг друга, поэтому фанаты так и ждут кроссовера Уика и Блонды, даже несмотря на то, что из-за разницы эпох она годится ему в матери.
Больше о «Взрывной блондинке»
Больше о «Джоне Уике 2»
Как и некоторые другие фильмы топа, «Бегущий» Вильнева — далеко не идеальный фильм. Кого-то он утомил, кого-то откровенно разочаровал — я и сам, если честно, ждал от него большего. В нем переусложненный сюжет, множество неясных моментов, которые мы подробно разбирали в «неудобных вопросах» и даже на оригинальный фильм по своим приоритетам он не слишком похож — но несмотря на все это, стоило мне сесть за составление этой десятки, я понял, что без него она будет неполна.
При всех минусах и странностях «Бегущий по лезвию 2049» оставляет одно из самых ярких киновпечатлений года. А это не работает с плохим кино, неудачным, пустым. Нельзя по-настоящему запомниться только красивой картинкой, или одним поворотом сюжета, или единственным ярким персонажем. Фильм должен быть достаточно цельным, чтобы запоминаться именно как история, или не запоминаться вообще.
Это потрясающе красивый фильм, который нужно увидеть уже хотя бы ради наслаждения миром, которые создали декораторы, создатели графических эффектов, но главное — режиссер и оператор. Дело не просто в интересном сеттинге, знакомом нам еще по оригиналу, но в том, как ракурс, композиция, движения камеры рассказывают собственную историю. Благодаря этой красоте картина попала в наш топ-100 лучших фильмов всех времен (причем в первую десятку!) «наравне» с оригиналом — хотя, конечно, на самом деле сравнения эти фильмы не выдерживают.
Столкнувшись с нашими ожиданиями, новый «Бегущий» произвел странный эффект, но постепенно уложившись в сознании, он воспринимается уже иначе — история Кея становится не менее значимой и интересной, чем история Декарда.
Больше о «Бегущем по лезвию 2049»
Да, мюзикл года — звание не слишком почетное. Много их было-то, этих мюзиклов? Есть кого обгонять в этой напряженной гонке? Но на самом деле, именно это и превращает «Ла Ла Ленд» из сюрприза в настоящее чудо. Стать одним из самых любимых и обсуждаемых фильмов года, являясь представителем столь нишевого жанра — это дорогого стоит.
У многих были опасения, что картина Шазелля окажется однодневкой. Мол, да, она застала критиков врасплох, разворошила сентиментальные воспоминания, вернула всех ненадолго в эпоху «Поющих под дождем» — но проверку временем не пройдет, быстро поблекнет в памяти и исчезнет из массового сознания бесследно.
Но прошел почти год, и фильм сияет столь же яркой звездочкой на кинонебосклоне. Слишком много в нем удачного, трогательного, жесткого и правдивого, чтобы списать его в утиль. Фильм, который своей концовкой разбил сердца миллионам зрителей, не так-то просто забыть.
Больше о «Ла-Ла Ленде»
Про «Молчание» мы писали уже много раз: и в рецензии, и в 30 главных фильмах года и в топе-100 лучших фильмов в истории, где он занял 12-е место — и все равно этого кажется недостаточно, чтобы передать масштаб этого кинособытия. Скорсезе создал фильм-скалу, возвышающийся над ландшафтом (и не только этого года) во всех отношениях: режиссура, синематография, сценарий, актерские работы, музыка и звук.
Эта картина сумела перерасти собственную тему (гонения на христиан в Японии XVII века), и в какой-то момент перестать быть фильмом о религии, страданиях, конкретном историческом периоде в конкретной стране, и стать чем-то настолько всеобъемлющим и глубоким, что любая другая лента этого года смотрится карликом-однодневкой рядом с этим колоссом.