04 июля 2019Игры
Обновлено 04.07.2019

Рецензия на Bloodstained: Ritual of the Night

Konami за последние несколько лет потеряла, кажется, вообще все — Хидео Кодзиму, уважение фанатов и нормальные игры. Серия Silent Hill мертва, дальнейшая судьба Metal Gear до сих пор вызывает вопросы, а Castlevania после удачного перезапуска и скверного его продолжения впала в кому. Сам жанр «метроидваний», к счастью, жив и отлично себя чувствует: Hollow Knight, Guacamelee!, дилогия Ori и множество других инди — тому доказательство.
Konami за последние несколько лет потеряла, кажется, вообще все — Хидео Кодзиму, уважение фанатов и нормальные игры. Серия Silent Hill мертва, дальнейшая судьба Metal Gear до сих пор вызывает вопросы, а Castlevania после удачного перезапуска и скверного его продолжения впала в кому. Сам жанр «метроидваний», к счастью, жив и отлично себя чувствует: Hollow Knight, Guacamelee!, дилогия Ori и множество других инди — тому доказательство.

И еще Bloodstained: Ritual of the Night, да. Деньги на разработку анонсированной летом 2015 года игры собирали на Kickstarter, причем завлекали не только обещаниями «сделать все как надо», но и именем Кодзи Игараси. Он один из авторов знаменитой Castlevania: Symphony of the Night, который затем работал практически над всеми частями серии до 2010 года. В какой-то момент Игараси ушел из Konami, чтобы сделать игру своей мечты. И собрал на нее 5,5 миллиона долларов — огромную, если задуматься, сумму.

Разработка продлилась четыре года. Несколько переносов, отмена версии для PS Vita, смена графического стиля — проблем на пути к релизу оказалось очень много. Иногда мне вообще казалось, что я вложился в долгострой, который будет «мертв по прибытии». Как показало время, волновался я зря.

Единственное, что у Кодзи Игараси получилось так себе, — графика. Несмотря на то, что игру как минимум один раз перерисовали, сделав ее менее мультяшной и более мрачной, придраться все еще есть к чему. Кое-где локации светятся и сияют так, будто их усиленно полировали, трехмерные модельки персонажей местами выглядят совсем скверными, а про портреты героев во время диалогов и про катсцены вообще ничего хорошего не скажешь. Никак не возьму в толк, почему Игараси и его команда решили делать игру полностью трехмерной — но, видимо, были причины.

Только вот эта трехмерность почти никак не используется. Есть буквально полторы локации, на которых видно, что мир не плоский, — это вход в замок и башня драконов. Дальше же от трех измерений толку нет.

На картинку, впрочем, быстро перестаешь обращать внимание. Даже больше: в движении Bloodstained выглядит вполне достойно. Да и вообще, если вы дадите игре шанс, то вскоре будете не о графике думать, а о том, какой вид оружия еще не пробовали и в какой локации видели ту летающую корову, с которой должны падать катализаторы для усиления способности X.

Bloodstained дает много свободы — не в том смысле, что у нее гигантский открытый мир, а во всем, что касается сражений с противниками. Здесь десятки видов различного оружия, и каждый второй экземпляр обладает уникальными особенностями. Скажем, с одной катаной вы сможете совершать стремительные выпады, позволяющие зачистить половину локации одним махом, а с другой удастся парировать атаки, временно «замораживая» врагов. Правда, все эти движения — «бонусные», для начала их нужно отыскать и освоить — а по умолчанию Мириам умеет бить только совсем простыми ударами.

И никто не навязывает необходимость что-то искать, учить, прокачивать и так далее — эффективно сражаться можно и базовыми атаками.

Это самое крутое в Bloodstained — можно полностью «заточить» Мириам под свой стиль игры. Не любите ближний бой? Возьмите пистолет помощнее, экипируйте дальнобойные заклинания — и вперед. Предпочитаете с пары ударов забивать врагов в пол? Тогда подойдут тяжелые двуручные мечи и мощные AoE-заклинания. Героиню можно сделать какой угодно — при желании получится сыграть даже за мага-призывателя, который закидывает врагов лягушками и буйными призраками.

Способностей очень много, и добываются они из поверженных противников. Призыв гигантских щупалец, которые бьют на половину экрана, безумные энергетические лучи, возможность бить быстрее и сильнее, навыки трансформации — часов через десять вы рискуете заблудиться в собственной коллекции навыков. Впрочем, если вы хотите просто добраться до конца игры, то гриндить ничего не надо — обязательные для прохождения способности с нужных боссов и так упадут. Но вот если вы хотите собрать все навыки и полностью исследовать карту, предстоит побегать.

Насчет прохождения игры я не шучу. Дойти до конца и полностью пройти игру — это настолько разные вещи, что у меня к моменту убийства финального босса было закрыто примерно 50% всей карты. А дальше крутитесь как хотите. Прямо указывать направление, куда идти дальше, никто не будет — некоторые NPC дают подсказки, но они иногда очень расплывчатые. Готовьтесь бегать по всей карте, внимательно осматривая каждый уголок и вспоминая, на что вам намекали пару часов назад.

У меня случился ступор, когда единственным путем дальше оказался огромный коридор, битком набитый шипами. Первую его половину я прошел, потеряв при этом полторы тысячи единиц здоровья и истратив все зелья. А за ним оказался точно такой же коридор, осилить который уже не вышло.

В итоге я обошел все локации, где остались неисследованные места и закрытые сундуки, и нашел решение. Заодно отыскал чуть ли не лучшую броню в игре, но это уже к делу не относится.

Для жанра «метроидваний» нормально побуждать игрока искать нужные предметы и навыки, чтобы продвинуться дальше. По этой причине в Bloodstained очень много бэктрекинга.

Игра, впрочем, действительно не навязывает исследование локаций. Не хотите — не надо, занимайтесь чем угодно. Я довольно долго игнорировал кулинарию (да-да, помимо истребления демонов Мириам может еще и профессию повара освоить), даже несмотря на бонусы от блюд. А потом оказалось, что за выполнение всех «кулинарных» заданий один из NPC выдает имбовую шапку, позволяющую вообще не тратить патроны для пистолетов, и я резко пожалел о том, что не придавал этому элементу должного значения.

Основная движущая сила в Bloodstained — исключительно ваше любопытство.

Уровни, к счастью, довольно разнообразные. Кроме огромного готического замка вы посетите и огромную стимпанковую фабрику, и в местный филиал ада заглянете, и на поезде покатаетесь. Пожалуй, единственное, что смущает, — переходы между локациями зачем-то оформлены в виде подвалов замка. И если на территории этого самого замка все выглядит нормально, то переходы между огромным подземным озером и подземной же пустыней смотрятся максимально странно.

А еще иногда возникает мысль, что Bloodstained излишне архаична. Сохраняться нужно в отдельных, специально отведенных под это комнатах. Чтобы найти, с какого врага падает нужный предмет (а потом понять, где этот враг обитает), нужно перелопатить половину журнала. Это вообще очень раздражает: сначала ты ищешь нужный ингредиент в списке ресурсов, а затем ищешь нужного противника. Что мешало сделать быстрый переход, не понимаю.

К тому же бесит, что, «наступив» на противника, вы получаете урон. Не спорю, так во многих современных «метроидваниях» сделано — в той же Hollow Knight, например. Но там есть способность, позволяющая уклониться от удара. В Bloodstained — нет. Из-за этого я пару раз проигрывал боссам просто потому, что они бегали за Мириам, пытаясь заобнимать ее до смерти.

Это, правда, не то чтобы серьезная проблема — даже мотивирует тщательнее работать над своими боевыми навыками.

В Bloodstained совершенно точно стоит сыграть фанатам жанра, собенно если вы соскучились по Castlevania. Иногда возникает ощущение, что Игараси создавал игру исключительно для своих давних поклонников — в ней огромное количество отсылок и пасхалок, связанных именно с «Каслванией». К счастью, они не мешают геймплею и не делают его вторичным.

Надо только понимать, что новым словом в жанре Bloodstained не назовешь. Это очень качественная и крутая игра, в которую приятно играть. Она ничего не переворачивает с ног на голову (почти спойлер, упс!) и, более того, пользуется приемами, существующими уже много лет. Делает ли это ее плохой? Едва ли.

Комментарии 25
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Скай
Скай

Отлично, но лучшее что есть в игре это арт.

StriPMan
StriPMan

Хули тут так мало?