29 июня 2012Игры
Обновлено 31.08.2021

Рецензия на Portal

«Индустрии нужны игры «для всех», – говорила Ким Свифт, создатель Portal, идейный лидер и вдохновитель команды Airtight Games, когда речь заходила об их дебютном проекте, – «Такие, чтобы нравились детям, чтобы нравились фанатам шутеров, чтобы нравились их девушкам. И что-то такое я собираюсь сделать». Далее в ход шли геймплейные ролики, в которых безымянный герой запросто манипулировал четырьмя выдуманными измерениями, жонглировал сейфами весом с пушинку, в буквальном смысле переворачивал комнату вверх дном и бежал в следующую локацию по застывшему в воздухе косяку из старомодных диванов.
«Индустрии нужны игры «для всех», – говорила Ким Свифт, создатель Portal, идейный лидер и вдохновитель команды Airtight Games, когда речь заходила об их дебютном проекте, – «Такие, чтобы нравились детям, чтобы нравились фанатам шутеров, чтобы нравились их девушкам. И что-то такое я собираюсь сделать». Далее в ход шли геймплейные ролики, в которых безымянный герой запросто манипулировал четырьмя выдуманными измерениями, жонглировал сейфами весом с пушинку, в буквальном смысле переворачивал комнату вверх дном и бежал в следующую локацию по застывшему в воздухе косяку из старомодных диванов.

Увиденное на экране завораживало не хуже демонстраций первого Crysis, но игровую общественность главным образом волновало одно: сможет ли умница Ким если не превзойти, то хотя бы повторить успех своего же Portal.

Рецензия на Portal - фото 1

Не считая задействованной в разработке Свифт, Quantum Conundrum и Portal роднит разве что жанр пространственных головоломок от первого лица. Ни говорящих турелей, ни куба-компаньона, ни шуток про шторки для ванной. Это новый, самостоятельный проект с оригинальной механикой, осваиваешься в которой быстрее, чем понимаешь, что вездесущий голос эксцентричного дядюшки исполняет партию GLaDOS – и на этом сюжетные аналогии с «Портал» благополучно заканчиваются. Сугубо структурные – остаются.

Родовое гнездо дяди самых честных правил, в которое безымянного, юного и, как водится, молчаливого героя сослала не в меру заботливая мать, делится на цепочки комнат с глухими запорами, каждая из которых ведет к могучему генератору. Без их запуска начудивший в ходе эксперимента родственник так и продолжит летать снаружи всех измерений, вслух комментируя происходящее там в (об этом чуть позже) натужной манере инфернальной программы «Камеди Вумен». Безропотный мальчуган вооружается кстати подвернувшимся Устройством Переключения Измерений (IDS – Interdimensional Shift Device) и отправляется на спасение.

Рецензия на Portal - фото 2

Тяжеленные двери открывают проходы в локации, совершенно дикие для простого поместья, но абсолютно нормальные для жилища человека, похожего на Эмметта Брауна. Комнаты с паутиной конвейерных лент. Комнаты с барьерами из смертельно опасных лучей. Комнаты с роботами. Комнаты с роботами и огромными вентиляторами. Комнаты с расщелинами в полу. В конце концов, комнаты без пола вообще – приходится запускать механизмы, комбинировать измерения (активным может быть только одно) и прыгать по зависшим в воздухе сейфам. И вот как это происходит.

Четыре переключаемых на лету измерения игра вводит постепенно. Причем делает это Conundrum с таким расчетом, что головоломки, завязанные на уже имеющихся возможностях IDS, не успевают надоесть. Игрок только привыкает к «облегченной» реальности, а разработчики уже доверяют ему ключи от противоположного мира, где картонная коробка будет весить как молодой кит. Но самое интересное начинается, когда Airtight Games открывают третье слагаемое – slo-mo-измерение, в котором все предметы выглядят так, словно проходят кастинг для фильмов Тимура Бекмамбетова. Игра реагирует моментально и тотчас предлагает совершенно безумные секвенции.

Рецензия на Portal - фото 3

Механическая птичка нажимает кнопку и посылает сигнал к двери. Мы прыгаем в «замедленный» мир и бежим к проходу – в обычной реальности тот захлопнулся бы за считанные секунды. На округлой площадке за дверью ничего, кроме кнопки. Жмем ее и стремглав несемся через всю локацию, чтобы запрыгнуть на вальяжно пролетающий диван (по всему дому расставлены механизмы, которые буквально плюются предметами интерьера). Дальнейшее – лихая акробатика уровня какого-нибудь Prince of Persia с поправкой на то, что совершать точные прыжки с камерой от первого лица в принципе не очень легко.

Примерно в центре огромного зала летящий своим рейсом диван встречается с креслом – куда мы перепрыгиваем, чтобы достать летящую третьим (!) курсом капсулу, которая откроет доступ к «тяжелому» измерению. Механизм запущен, племянник пересаживается на (уже другой) диван и… придает тому десятикратные вес и прочность, заодним возвращая миру вокруг привычный темп времени. Укрепленная софа пролетает сквозь лазерные лучи и, лязгнув на прощание, уходит в оранжевые пучины смертельной жидкости, о происхождении которой умалчивает даже на редкость разговорчивый дядя. Мы же, вовремя покинув обреченный рейс, радостно переходим в другую локацию. Нехитрый, в общем-то, набор действий занял две-три минуты реального времени, но подарил впечатлений на добрый час.

Рецензия на Portal - фото 4

И это здорово характеризует большинство головоломок в игре. Ким и команде удалось нащупать тонкую грань, золотую середину между сложностью головоломок и зрелищностью. Все эти паззлы с измерениями не требуют от игрока интеллекта нобелевского лауреата и в большинстве своем решаются за считанные минуты, но в моменты, когда схема из головы наконец претворяется в жизнь – неважно, сработает она в итоге или нет, – оторваться от Quantum Conundrum невыносимо сложно.

На руку в механической перчатке тут играет визуальное исполнение. Сам по себе дизайн Conundrum напоминает Portal в домашних тапочках – скучноватый, нарочитый аскетизм и выдержанный стиль, место стерильных лабораторий Aperture Science в котором заняли скудно обставленные комнаты причудливого поместья. Но звучит щелчок невидимой кнопки, меняется измерение – а под руку с ним и окружающий мир. Так в «легкой» реальности объекты становятся белыми и почти пушистыми, в «тяжелой» – обретают суровый стальной оттенок. Добрый совет – обращайте внимание на картины в рамках, смена измерений влияет на них больше всего. Взять хотя бы пасторальный пейзаж, который в режиме замедленного времени вдруг оказывается заселен динозаврами.

Рецензия на Portal - фото 5

К большинству полотен прилагается дядюшкин комментарий, и тут Airtight Games спотыкаются в первый и последний раз. Давайте вспомним. Сокрушительный успех Portal обеспечили отнюдь не пространственные головоломки сами по себе – их грамотное сочетание с тортом, юмором и яркими персонажами. Нужно признать – со всем перечисленным у Conundrum явные проблемы. Забудьте о торте и кубе-компаньоне, лучшие из шуток (в том числе внушительная коллекция усов) вызывают разве что усмешку, а три действующих персонажа (один из которых говорит постоянно, другой не говорит вообще, а третий просто милый) даже общими силами не соберут вокруг себя культ уровня GLaDOS.

С другой стороны, когда проскакиваешь череду вращающихся лазеров, когда замедляешь время, чтобы пробежать пропасть по мосту из падающих сейфов, когда предметы разом взлетают вверх, открывая решение головоломки – в такие моменты отсутствие шуток про шторки волнует меньше всего. Глубока ли дебютная игра Airtight Games? Не очень. Харизматична? Отнюдь. Интересна? Безусловно. Не знаем, сколько детей, девушек и прожженных фанатов Battlefield 3 уже привлек к себе Quantum Conundrum, но первый эксперимент Ким «на стороне» явно удался. Так держать.

8.5 Текст: Сергей Колокольников Рецензируемая версия: PC

Quantum Conundrum уже доступна в сетях цифровой дистрибуции для PC, версии для PSN и XBLA появятся 10 и 11 июля соответственно.

Комментарии 20
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Shoogo
Shoogo
Прошел не очень много, но что то не вставило как портал 2, после первого.
robben1234
robben1234
Попробовал, прошел не особо много, но очень понравилось. Как будет свободное время - буду потихоньку проходить)
Simura611
Simura611
Милая игрулька, мне понравилась