18 августа 2013Игры
Обновлено 09.05.2015

Рецензия на Warhammer 40,000: Space Hulk

Итак – я ее дождался. PC-адаптация одной из лучших настольных игр, когда либо выпущенных моей любимой Games Workshop. Не стану врать, я не играл годами в оригинал продукта, который сейчас рецензирую, и у меня нет старых редакций Space Hulk. Но я познакомился с ней через пару дней после выхода в Москве юбилейного ограниченного издания и считаю, что это жемчужина моей коллекции настольных игр.
Итак – я ее дождался. PC-адаптация одной из лучших настольных игр, когда либо выпущенных моей любимой Games Workshop. Не стану врать, я не играл годами в оригинал продукта, который сейчас рецензирую, и у меня нет старых редакций Space Hulk. Но я познакомился с ней через пару дней после выхода в Москве юбилейного ограниченного издания и считаю, что это жемчужина моей коллекции настольных игр.

Роскошные миниатюры, благоухающие британской полиграфией брошюры на русском и в оригинале, красочные тайлы для создания уровней - из картона, толстого как броня. Еще приняв из рук курьера эту тяжеленную коробку размером со средний телевизор, я почувствовал, что она доверху набита весельем, отличными часами в кругу друзей, возможностями весело орать друг на друга после удачных – или неудачных - бросков кубиков. И, конечно, я не стал бы сейчас расписывать ее в таких красках, если бы затем игра не оправдала мои ожидания на сто десять процентов.

Роскошные миниатюры, благоухающие британской полиграфией брошюры на русском и в оригинале, красочные тайлы для создания уровней - из картона, толстого как броня.

Прежде, чем перейти к собственно рецензии, я должен попросить еще немного вашего внимания и рассказать, где в Space Hulk заключено собственно веселье. Без этого весь разговор в любом случае не имеет смысла, потому что, не будем строить иллюзий, вне контекста повод для этой статьи – просто релиз посредственной походовой стратегии. Так вот, Space Hulk – настольная игра, где один игрок управляет командой Терминаторов из Ордена Кровавых Ангелов (суперсолдат-рыцарей далекого мрачного будущего, закованных в супер- же доспехи), а другой – бесконечной армией Генокрадов, предельно мерзких инопланетных тварей. Действие разворачивается не на какой-нибудь занюханной исследовательской станции, а на Космическом Скитальце.

Сейчас я буду рассказывать, что такое Космический Скиталец, а вы загибайте палец каждый раз, когда прочтете о чем-нибудь офигенно крутом: Космический Скиталец – это кладбище (1) космических кораблей (2), по разным причинам затерянных (3) в населенном невообразимыми ужасами (4) параллельном пространстве (5) и сбитых его течениями в огромную стальную глыбу (6), тысячелетиями (7) носимую за пределами материального мира (8), чтобы однажды вернуться назад в месте, где граница с подпространством истончится (9). Десятый балл начисляем за то, что в нашем случае Скиталец вынырнул из нематериального пространства населенный мерзкими тварями и в прямой досягаемости от крепости-монастыря Кровавых Ангелов, которые на этом самом Скитальце семь веков назад получили эпических люлей и все это время зализывали раны.

Пресловутый Космический Скиталец. 10/10 по шкале крутизны

Пресловутый Космический Скиталец. 10/10 по шкале крутизны

Настолка состоит из дюжины миссий, действительно блестяще сбалансированных и очень разных, но неизменно строящихся вокруг следующей вещи: Терминаторы вооружены чудовищно эффективным оружием, но слишком медленные - всегда стеснены в очках действия, платят их за каждый выстрел, каждый поворот, а Генокрады – лезут из каждой щели в огромных количествах и дьявольски быстры, то есть половину действий выполняют бесплатно и в очках действия просто купаются. Таким образом, игрок-Терминатор, освоившись с правилами, методично продвигает своих бойцов по лабиринту, в конце каждого хода оставляя их в нервном ожидании и с нацеленным на темные коридоры оружием. В свой черед игрок-Генокрад тролит оппонента, вылезая с неожиданных направлений, пугая его таинственными сигналами на радаре и от души веселясь, когда один радарный сигнал (Генокрады, пока они не в прямой видимости или пока владелец не решил их раскрыть, отображаются как фишка сигнала на радаре) оказывается двумя, или даже тремя монстрами. Если Терминатор недостаточно сообразителен, чтобы ставить своих бойцов в режим Overwatch (когда они автоматически стреляют по врагу, двигающемуся с клетки на клетку в их зоне видимости), его съедят за пару ходов.

В противном случае – разворачивается главный экшн-момент в игре: дюжина Генокрадов лезет на стоящего первым в коридоре десантника из-за угла, а тот их косит. Пусть в нашем примере он для драматизма заслоняет собой огнеметчика, смерть которого станет автоматическим поражением (как в первой миссии). Вот передний Генокрад появляется в коридоре и тут же разлетается на куски, его место занимает другой – снова брызги мерзкой жижи по стенам, третий оказывается удачливей и избегает смерти, продвигается ближе, еще ближе, грохочущий болтер десантника раскаляется и заклинивает, монстр совсем близко, игрок-десантник тратит очко, чтобы передернуть затвор болтера и лихорадочно бросает кубики для нового выстрела, пока игрок-Генокрад, ухмыляясь, уже готовит кубики для атаки в ближнем бою, все присутствующие в голос орут ДАВАЙ!!!… В общем, это стоило своих 3300 рублей за коробку.

Готовый к игре уровень в Space Hulk за вычетом кружек с чаем и веселых друзей.

Готовый к игре уровень в Space Hulk за вычетом кружек с чаем и веселых друзей.

Я был в полном восторге, когда узнал, что анонсирована компьютерная версия Warhammer 40,000: Space Hulk , но, если честно, не надеялся, что Full Control смогут своей адаптацией вызвать во мне те же чувства, что оригинальная игра - просто потому, что это вряд ли это возможно. Однако никому из нас не нужно объяснять, какие выразительные средства дают компьютерная графика и анимация, как может обогатить игру подключение к интернет, как влияет на нее интеграция с социальными сетями. Кроме того, Space Hulk – одна из самых ранних игр во вселенной Warhammer 40 000, то есть события, описываемые в ней – своего рода «Слово о полку Игореве». Теперь, когда и о Кровавых Ангелах, и о Тиранидах (Генокрады – это подвид Тиранидов, как стригущий лишай – вид микоза) написаны миллионы килобайт текста, можно было насколько угодно красочно описать каждого десантника, каждый поворот лабиринта, и заставить игрока почувствовать, что он прикасается к реликвии.

Full Control не оставили от моих надежд ничего.

Во всех промо-материалах, всех интервью, практически все моих собственных постах об электронном Space Hulk написано, что это бережно воссозданная настолка. К сожалению, как я и говорил, это губит игру. Перед нами те же двенадцать миссий (плюс три вводные, чтобы освоиться и узнать базовые правила). Тот же десяток десантников, у каждого из которых есть имя, но, к сожалению, нет даже предыстории, изложенной в прилагающихся к настольной игре буклетах. Та же механика – броски кубиков аккуратно отображаются в углу экрана, так что можно, играя, представлять себе, как болели бы за тебя друзья. Проблема в том, что никаких друзей нет. Броски кубиков здесь – просто цифры. Роскошные миниатюры – слабенько анимированные модели. Уровни из толстенного картона – ну, просто уровни, пусть и клетка в клетку повторяющие оригинал.

Рецензия на Warhammer 40,000: Space Hulk - фото 3

Досадно, что Full Control, видимо, пытались сделать все правильно, но отвлеклись на воспроизведение лицензированной игры и не довели дело до конца: помимо обычных Steам’овских ачивментов игра по мере прохождения открывает тебе новые элементы боевого знамени твоей роты. Можно сменить древко, можно выбрать узоры  - в общем, совсем как в Diablo III, но в стилистике Warhammer 40 000. Знаете, где потом можно показать знамя, которое вы заслужили многими часами в Space Hulk? Нигде. Его нельзя увидеть нигде. Начиная игру в мультиплеере, вы продемонстрируете другу только свой никнейм, а знамя так и останется висеть на вашем главном экране.

Играть в мультиплеер, к сожалению, тоже не вариант. Даже слушая голос друга в скайпе, это просто не весело. Там, где в настольной игре кубики играют с тобой злую шутку, и твой десантник гибнет – это момент, когда эмоции накалены до предела, вы оба становитесь свидетелем яркого эпизода. Здесь – один раздражен, потому что игра его подвела, другой оказывается в неловком положении человека, сломавшего любимую игрушку друга. И это при игре с друзьями, а ведь есть еще анонимные игроки - безымянные люди, делающие ходы бесконечно долго и бросающие игру на середине.

Завершая картину, я должен рассказать о том, что в Warhammer 40 000: Space Hulk действительно хорошо. Нам сделали два больших подарка: Озвучка и камеры на скафандрах Терминаторов. Озвучка – еще один драгоценный кусочек творческой работы, проделанной над вселенной, которой катастрофически не везет и с экранизациями, и с «игронизациями». Десантники басят в шлемофоны голосами трехметровых суперсолдат, в каждой фразе – по меньшей мере столько же пафоса, сколько в «служи Императору сегодня, завтра ты можешь быть мертв». А камеры на скафандрах, честно отображающие то, что видит выделенный сейчас десантник – отсылка к другой компьютерной игре Space Hulk. Шутеру времен Wolfenstein, где те же десантники били тех же инопланетных уродов в тех же коридорах, но – с видом от первого лица. Жалко, что ни то, ни другое не делает игру хорошей. Space Hulk все еще обязан иметь каждый фанат Warhammer 40 000, но он полностью проваливается как инструмент популяризации этой вселенной и просто как развлечение.

Текст: Владимир Рыжков

P.S. Оставлю здесь полежать этот старый-старый ролик, где можно посмотреть в чистые глаза ребенка, чьи надежды оказались разбиты.

Комментарии 60
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Джастин Бибер
Джастин Бибер
ну что тут скажешь....... как мне и предложил канобу, напишу вот это : За Императора!!!
Джастин Бибер
Джастин Бибер
а так, Владимир вы вообще четко и обьективно всё делаете, думал правда вы больше немного поставите Спейс Халку, но ладно, вам, как фанату Вахи, видней!