17 апреля 2014Игры
Обновлено 09.05.2015

Рецензия на Moebius: Empire Rising

Просмотры «Доктора Хауса» и «Шерлока» не прошли для Джейн Дженсен, создательницы Gabriel Knight, даром, хотя главный герой ее новой adventure-игры – не врач и не сыщик, а антикварный эксперт. Но Малачи Ректор точно такой же гений с уникальной фотографической памятью и врожденной дедукцией: за пять минут он может отличить подделку от оригинала, понять, чем недавно погибший современный художник так похож на Рафаэля и почему стоящая перед ним неизвестная старушка когда-то музицировала. У него тоже есть свой доктор Ватсон (куда более сильный, но такой же впечатлительный) и свои зависимости – Малачи постоянно глотает какие-то подозрительные таблетки.
Просмотры «Доктора Хауса» и «Шерлока» не прошли для Джейн Дженсен, создательницы Gabriel Knight, даром, хотя главный герой ее новой adventure-игры – не врач и не сыщик, а антикварный эксперт. Но Малачи Ректор точно такой же гений с уникальной фотографической памятью и врожденной дедукцией: за пять минут он может отличить подделку от оригинала, понять, чем недавно погибший современный художник так похож на Рафаэля и почему стоящая перед ним неизвестная старушка когда-то музицировала. У него тоже есть свой доктор Ватсон (куда более сильный, но такой же впечатлительный) и свои зависимости – Малачи постоянно глотает какие-то подозрительные таблетки.

Как и для «дефективного детектива» Монка, для героя Moebius: Empire Rising все эти уникальные способности – одновременно и дар, и проклятие. Фотографическая память и таблетки – это следствие личной трагедии, пережитой в детстве. А репутация эксперта-гения – это не только влиятельные клиенты и большие деньги, но и большие проблемы. Игра начинается с того, что Малачи пытается нанять некая секретная правительственная служба (естественно, американская), чтобы он поехал на место гибели жены известного итальянского политика в Венецию.

Эксперт-искусствовед не расстается с пистолетом, нанимает телохранителя и играет в дартс с египетскими сутенерами

Отказаться, естественно, невозможно, и вскоре Ректора затягивает в странную и опасную историю – будет и очередная теория заговора, и сверхъестественные тайны, ревностно охраняемые американским правительством, и все то, что так любит телеканал «Первый мистический». Эксперт-искусствовед в итоге не расстается с пистолетом, нанимает телохранителя и играет в дартс с египетскими сутенерами.

Рецензия на Moebius: Empire Rising - фото 1

Джейн Дженсен по-прежнему в отличной творческой форме. Она снова придумала увлекательную историю, где в равной мере сочетаются триллер, мистика и внушительная виртуальная энциклопедия по истории, культуре и истории культуры. Причем на этот раз весь этот искусствоведческий пласт органично вписан в игровую механику. Как и во всех последних играх, над сценариями которых работала Дженсен, в Moebius тоже все выстроено вокруг уникальных возможностей героя и связанных с этим мини-игр. В Gray Matter мы создавали фокусы, в Cognition: An Erica Reed – реконструировали события прошлого.

Нужно определить, о ком больше всего напоминает биография погибшей в Венеции женщины – об Анне Болейн, Клеопатре, Марии-Антуанетте или, например, жене Эдгара По

А здесь приходится выяснять историю происхождения той или иной антикварной штуковины и собирать информацию об очередной жертве, чтобы понять, чем ее жизнь и судьба так похожи на того же Рафаэля. А может, на Микеланджело или на Фрэнка Ллойда Райта? Каждый раз у нас есть выбор: из какого материала был сделан старинный сундук, к какой – древнеегипетской, кельтской или итальянской – культуре относятся вырезанные на нем изображения, ком больше всего напоминает биография погибшей в Венеции женщины – об Анне Болейн, Клеопатре, Марии-Антуанетте или, например, жене Эдгара По.

Вы читаете, сравниваете, анализируете, выбираете и каждый раз чувствуете себя так, словно Дженсен и Малачи взяли вас с собой на дорогую экскурсию, не требующую спешки и суеты. Под переливы хорошей струнной музыки вы осматриваете экспонаты музея, слушаете пространные и авторитетные комментарии, любуетесь богатыми, детальными интерьерами или видами Венеции и Лондона и активно пополняете багаж знаний. В такой ситуации раздражавшая ранее вальяжность героев дженсеновских игр, которые каждый раз медленно, степенно ходят, осматривают, садятся, разговаривают и вообще делают что-либо, воспринимается как должное, как часть общего высококультурного контекста.

Рецензия на Moebius: Empire Rising - фото 2

Тот факт, что рядом со всем этим соседствуют перестрелки (пару раз наш герой лично пользуется пистолетом), международные преступники и возможность самому получить пулю в печень, говорит о том, что Дженсен как мало кто другой умеет грамотно варьировать ритм своего повествования, удерживая внимание игрока. Да и вообще Moebius – самая, пожалуй, повествовательная, сюжетно-ориентированная ее работа. Здесь все подчинено рассказу, и ничто надолго от него не отвлекает. Пространных, отвлеченных головоломок практически нет, да и возня с предметами сведена к минимуму: инвентарь никогда не ломится от обилия разнообразного хлама, а удобный интерфейс позволят подсветить не только активные точки, но и доступные варианты комбинаций предметов.

Жаль только, что денег, собранных через Kickstarter, как и предупреждала Дженсен в нашем интервью, на все задумки не хватило. Здесь, например, есть лишь зачатки нелинейности. Несколько раз Малачи должен сделать выбор (кого, например, нанять телохранителем, бросить связанного человека на улице или помочь ему и т.д.), но его последствия проявятся быстро и печально: выборы неравноценны, и неверный вариант вскоре приведет к преждевременному концу.

Кроме того, есть интересная возможностью составлять психологический и социальный портрет собеседника, но и она работает не до конца. Как и Шерлок, Малачи Ректор может посмотреть практически на любого персонажа и тут же поставить ему диагноз – кто он, чем занимается или занимался раньше. Все это тоже работает через отдельное меню, где нужно рассматривать какие-то примечательные особенности внешности или одежды и выносить вердикт: если, например, женщина красит волосы, то тем самым она скрывает седину или просто думает, что так будет сексуальнее? Однако чаще всего это ни на что, кроме получения дополнительных очков (как в старые времена, все успешные действия премируются баллами), не влияет.

Возможно, Дженсен что-то доработает в продолжении (изначально она говорила, что игра будет разделена на несколько частей), но уже сейчас Moebius – интересный эксперимент на стыке всего того, за что adventure-игры раньше, с тем, как их представляют сегодня. Если у жанра и есть шанс развиваться, не растеряв ключевых своих достоинств, то именно в таком виде.

**Текст:**Арсений Волков

Комментарии 14
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Капитан Сарказмо
Капитан Сарказмо
Боже, мои глаза!!!!
Капитан Сарказмо
Капитан Сарказмо
ЭТИ ОЦЕНКИ!!!