22 мая 2014Игры
Обновлено 29.05.2016

Рецензия на Transistor

На первый взгляд Transistor очень легко принять за попытку войти во второй раз в реку, в которой в прошлый раз удалось намыть золота. Снова изометрическая проекция, тщательно нарисованные вручную декорации и закадровый рассказчик, озвучивающий события игры по мере их свершения. Supergiant Games делают вид, что передо мной просто переоблицованный Bastion, тогда как на самом деле он служит только фундаментом. Свои нововведения игра при этом демонстрирует одно за другим, как уверенный в своей победе боксер наносит удары: с короткими паузами, чтобы не сбиться с ритма и не потерять слишком много сил, не давая при этом сопернику достаточно времени, чтобы прийти в себя.
На первый взгляд Transistor очень легко принять за попытку войти во второй раз в реку, в которой в прошлый раз удалось намыть золота. Снова изометрическая проекция, тщательно нарисованные вручную декорации и закадровый рассказчик, озвучивающий события игры по мере их свершения. Supergiant Games делают вид, что передо мной просто переоблицованный Bastion, тогда как на самом деле он служит только фундаментом. Свои нововведения игра при этом демонстрирует одно за другим, как уверенный в своей победе боксер наносит удары: с короткими паузами, чтобы не сбиться с ритма и не потерять слишком много сил, не давая при этом сопернику достаточно времени, чтобы прийти в себя.

Начало без лишних предисловий, пара коротких кадров, которые приобретут смысл в самом конце. И вот уже голос, принадлежащий зеленому мечу в человеческий рост, зовет неразговорчивую главную героиню, Ред, вперед. Появляющийся спустя пару метров первый монстр, — тренировочная груша для отработки пары выданных приемов, которая, к тому же, подсказывает, что вам нужно собирать остающиеся после врагов «клетки», чтобы из них не вылупился новый неприятель. Находящаяся буквально в соседнем помещении троица близнецов первого оппонента выполняет задачу поважнее: представление тактического режима. Поставленный на паузу мир превращается в минималистичную рассвеченную неоновым огнями черную пустоту, на которой расставлены противники и разрушаемые стены.

Распланированная последовательность действий по сравнению с попытками увернуться от многочисленных атак в реальном времени выглядит как хирургический инструмент на фоне топора. Цепочка атак и перемещений при этом не такая уж и большая, а сразу по ее окончании включается таймер, до истечения которого нельзя не только снова включить режим, но и применять обычные способности. Одним этим штрихом Transistor не дает превратиться схваткам в монотонную сечу с волшебной кнопкой решения всех проблем. Точечные налеты с последующим укрытием все зоны опасности получается проводить не всегда. Попытки одолеть врагов, полагаясь исключительно на сноровку, тоже не назовешь универсальным подходом.

И пока я разбираюсь с тем, как сочетать оба эти метода, Transistor продолжает вываливать свои сюрпризы. Рассказчик в этот раз — непосредственный участник событий, знающий ответ на вопрос «Что, черт возьми, здесь случилось?», но больше озабоченный настоящим, чем прошлым. Обратная композиция — повод внимательнее вчитываться в подсказки, вслушиваться в монологи меча, всматриваться в роскошно нарисованные декорации. Процесс исследования мира игра переплетает с игровым процессом легко и просто: «функциями». Так тут называются различные виды умений, каждое из которых содержит в себе фрагменты истории одного из персонажей. Для того чтобы раскрыть все три части записи, нужно применить способность в бою каждым из способов. Кроме возможности назначить активное действие на одну из четырех кнопок, разработчики предлагают изменять одни «функции» другими или назначать их пассивными модификаторами. В десятках получающихся сочетаний «обычные» удары — в меньшинстве. Меч в руках у героини в соответствии с киберпанковским антуражем служит скорее преобразователем пространства согласно заложенным в него программам, чем холодным оружием. Различные виды дистанционных атак, мины, вызов помощников — вариантов много, и все они требуют использования различной тактики.

В деле реконструкции предыстории задействованы и более привычные киоски-терминалы с новостями, опросами жителей Клаудбэнка и посланиями. Но и тут Transistor находит, где соригинальничать. Вместо того, чтобы быть пассивным читателем, Ред выступает и в роли комментатора, как и положено порядочному обитателю города победивших цифровых технологий. Героине, как и ее спутнику, есть что сказать; память она не потеряла, только голос. О том, как это случилось, станет известно довольно скоро после начала. Каким образом это связано с происходящим — один из самых важных вопросов сценария, связанный со всеми остальными. Почему монстры называются «Процесс»? Что их привело сюда? В конце концов, что такое «Транзистор»?

Ключи в итоге всплывут не ко всем загадкам, но это — не скрытность ненадежного рассказчика из Bastion; просто у героев нет нужды рассказывать друг другу то, что и так им известно. Стороннему наблюдателю остается только домысливать пропущенное, но в этом нет ощущения непродуманности. Сюжет очищен от подробностей ровно до той степени, когда все самые важные детали известны.

Не раскрывая всех своих тайн, Transistor при этом с удовольствием уделяет время декоративным вещам. Можно, например, почеканить мячик. Отдельная кнопка отвечает за то, чтобы Ред начала напевать себе под нос мелодию, которая меняется в зависимости от фоновой музыки. Звуку в игре вообще отведено немалое внимание. Этому есть важное обоснование в истории: Ред — певица, чьи песни были весьма популярны в Клаудбэнке, слабо напоминающем типичный киберпанковский мегаполис. Этот город до случившейся катастрофы скорее напоминал футуристическую утопию, где торжествовали искусство и наука. Здесь были не только грязные подворотни и огни неоновых вывесок, но и вполне пригодные для жизни нормальных людей пространства. Отдавая должное компьютерной культуре деталями вроде парных скобок в конце названий приемов, Supergiant Games используют множество источников вдохновения, создавая в итоге ни на что не похожую вселенную.

Сохранив все достоинства первой игры разработчиков, Transistor добавляет к ним неожиданно глубокий игровой процесс и более личную, убедительную историю. Отличные песни, отличные пейзажи, прекрасное приключение. Как выяснилось, Bastion был просто разминкой.

Текст: Вадим Михнов

Комментарии 95
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
abstracto
abstracto
Выглядит неплохо и статья написана приятно. Никто не сосёт и не заглатывает.
Абрикосина
Абрикосина
а еще жутко скучная и однообразная...