Рецензия на The Dark Eye: Demonicon
Разработчики (а четыре года назад это еще были опытные люди из Silver Style Entertainment, сделавшие до этого The Fall: Last Days of Gaia) обещали такие невероятные вещи, что их хотелось канонизировать при жизни. Полная свобода и нелинейность, болтливые сопартийцы со своими персональными проблемами и чаяниями, работа на фракции, система репутации, разная реакция и разные квесты на все классы и расы, сражения с участием тактической паузы. И даже возможность построить дом и вырастить сына.
В общем, вырисовывался идеальный наследник предыдущих «даркайовских» RPG — Drakensang: The Dark Eye и Realms of Arcania. Это при том, что разработчики первой к тому времени уже испытывали большие финансовые трудности. Чуда не случилось: Drakensang превратилась в очередную браузерку, а The Dark Eye: Demonicon, сменившая издателя и разработчика, а заодно пережившая несколько клинических смертей — в ролевой экшен с элементами, но без тактической паузы, сопартийцев, классов, системы репутации, амбиций, дома и сына.
Впрочем, немцы умеют делать прекрасные ролевые игры и без всех этих утяжелителей. Noumena Studios явно помнит про Gothic, и сперва кажется, что у них получится если не повторить успех Piranha Bytes, то хотя бы приблизиться к нему. Практически в самом начале игры главного героя, хмурого воина по имени Кайрон, ставят перед выбором, на какую их двух крупнейших городских фракций работать. В итоге между ними разворачивается война, а мы должны решить, поддержать бунт, штурмуя склады вместе с голодными и измученными чумой горожанами, или защищать порядок, вступив в ряды городской стражи.
Помимо этого игрок принимает непростые моральные решения (казнить бунтовщиков или нет, убить каннибала, погубив тем самым и плененных им крестьян, или отпустить преступника), берет побочные (и не всегда этичные) квесты с доски объявлений, собирает травы, взламывает сундуки и мучается выбором, как же ему развивать героя. Несмотря на то, что тут нет классов и сопартийцев, богатая ролевая система оригинальной настолки нашла в Demonicon вполне достойное воплощение. Возможность улучшать оружие, варить зелья, открывать замки, находить скрытые места и ловушки, убеждать собеседников (так можно избежать некоторых драк и выцыганить дополнительную награду за квесты) — все зависит от уровня развития соответствующих навыков. А ведь еще нужно тратить драгоценный опыт на прокачку основных характеристик, боевых и магических умений — и ведь поначалу кажется, что все здесь важно.
Однако вольница и работа на разные фракции довольно быстро заканчиваются, оставляя чувство недоумения (с какой стати малознакомый человек, не имеющий даже статуса горожанина, решает, кто из сильных мира сего будет крышевать местный бордель?) и жалости. Вариативности здесь все равно в разы меньше, чем в любой «Готике», да и никакой ощутимой выгоды от присоединения к той или иной группировке мы не получили.
А дальше начинается банальный ролевой экшен с редкими остановками и моральными терзаниями, которые на самом то деле мало на что влияют. И вот тут обнаруживаются большие проблемы. Это и устаревшая технология, и банальные до отвращения задания («принеси мне паучих кишок — я скажу тебе нужный пароль!»). И простейшая боевая система — в ней учитывается фирменная для настолки система травм и увечий, но большинство сражений можно пройти, просто закликивая врагов или используя известную технику «подбежал, применил один и тот же на всю игру прием, отбежал, выпил зелье!». Невозможно представить, что кто-то сделал бы подобное в RPG по мотивам, скажем, Advanced Dungeons & Dragons.
В конце концов, Demonicon — удивительный набор штампов из типичного темного фэнтези и мексиканских сериалов. Кайрон сражается с некромантскими культами, утром прерывает богохульные ритуалы, а вечером — свадьбу любимой (не платонически, а физически) сестры, задает отцу вопросы в духе «Кто на самом деле мои мама и папа?», а его главный (до поры до времени) враг умирает от меча со словами «Послушай меня, брат мой!».
Еще несколько лет назад такие одновременно не слишком плохие и не слишком хорошие RPG имели право на жизнь, но сегодня все мечты старых поклонников жанра воплощают на Kickstarter. The Dark Eye: Demonicon же привлечет только поклонников оригинальной настолки, но и они вряд ли останутся довольны.
Текст: Кирилл Волошин