01 ноября 2016Игры
Обновлено 01.11.2016

Рецензия на World of Final Fantasy

Прогресс не стоит на месте: классические JRPG с рандомными пошаговыми боями остались в прошлом. Ключевые современные представители жанра на «больших» консолях или совсем ушли в сторону экшен-RPG, как Final Fantasy XV, или сделали боевую систему максимально динамичной, как цикл Tales of. Для поклонников же старого подхода, которых не устраивают нынешние тренды, Square Enix и выпустила World of Final Fantasy.
Прогресс не стоит на месте: классические JRPG с рандомными пошаговыми боями остались в прошлом. Ключевые современные представители жанра на «больших» консолях или совсем ушли в сторону экшен-RPG, как Final Fantasy XV, или сделали боевую систему максимально динамичной, как цикл Tales of. Для поклонников же старого подхода, которых не устраивают нынешние тренды, Square Enix и выпустила World of Final Fantasy.

Это первая за 15 лет «классическая» часть Final Fantasy, за которую ее создателям не должно быть стыдно. После Final Fantasy 10 пошаговых «финалок» на консолях было не так уж много: ужасный сиквел «десятки», еще более ужасный сиквел Final Fantasy IV и Final Fantasy: The 4 Heroes of Light для DS, создатели которой в своем стремлении сделать «как в старые добрые» проявили чрезмерное рвение и сделали игру невероятно монотонной и скучной – в самых худших традициях 80-х.

Разработчики World of Final Fantasy смогли найти баланс между классическими элементами и удобствами, к которым привыкли современные игроки. Этим она и ценна.

Рецензия на World of Final Fantasy - фото 1

World of Final Fantasy рассказывает историю двух подростков, близнецов Ланна и Рейнн. Однажды они встречают настоящую богиню-демиурга, которая приглашает их посетить созданный ей мир и стать там мастерами покемонов миражей – монстриков, которых можно собирать и прокачивать. Кто же отказывается от такого предложения?

Мир Гримуара, помимо миражей, населен лилипутами-чибиками, на фоне которых близнецы кажутся гигантами. Чтобы не смотреться совсем уж странно при общении с местными обитателями, Ланн и Рейнн могут по желанию «ужиматься» до их размеров. На гигантов публика реагирует преимущественно благосклонно: их пришествие было предсказано в пророчестве. Цель путешествия близнецов очень скоро переключается с абстрактного «собери их всех» как раз на выполнение того самого пророчества. А оно подразумевает поиск ключей, спрятанных по разным уголкам мира, – прямо как с кристаллами-сферами в первой Final Fantasy.

Рецензия на World of Final Fantasy - фото 2

Но сбор покемонов-миражей не отходит на второй план – по крайней мере, в геймплее. За редкими исключениями Ланн и Рейнн могут заполучить в свои покеболы-призмариумы всех встреченных врагов, чтобы затем использовать их как полноценных членов своей команды.

Монстрики-миражи за каждый набранный уровень получают очки умений, за которые повышают себе характеристики и учат способности на собственных досках прокачки, напоминающих Sphere Grid из Final Fantasy X. Выполняя специальные условия (как правило, это достижение определенного уровня или вербовки более крутого аналога этого монстра) миражей можно «эволюционировать» в более продвинутую или просто альтернативную форму. Изменение это обратимое: в случае чего всегда можно вернуть монстрику его оригинальный вид.

Рецензия на World of Final Fantasy - фото 3

Самая интересная особенность World of Final Fantasy – система формирования боевой партии. В нее входят две «пирамидки» из крупного, среднего и маленького юнитов, стоящих друг у друга на голове.

Близнецы, обязательно занимающие два слота из шести, могут быть как большими (в своей человеческой форме), так и средними (в виде лилипутов). Поскольку свою форму они могут менять в любой момент вне боя, это позволяет не только глубоко кастомизировать состав партии, но и менять его на лету, переключаясь между заготовленными пирамидками. Бойцов можно использовать и порознь, вне пирамидок, но это невыгодно: когда все стоят друг на друге, характеристики героев, включая атаку, защиту и НР, суммируются, в то время как поодиночке юниты оказываются довольно хилыми и обычно умирают с одного удара.

Выходит, что в партии находятся всего два активных юнита-пирамидки, что по «финалочным» меркам довольно мало. Но это компенсируется кастомизацией каждой из трех составляющих этих двух пирамидок: при желании можно собирать совершенно разные билды. А в довесок к шести активным монстрам можно таскать с собой еще шесть запасных, которые также будут получать опыт. Это позволяет прокачивать новых юнитов (все приходят на первом уровне), не теряя боеспособности основной партии. Здравое и крайне удобное решение!

Рецензия на World of Final Fantasy - фото 4

Что же World of Final Fantasy унаследовала от классики? Да почти все! Длинные подземелья с рандомными боями, систему АТВ, города, в которых можно поговорить с NPC, и абсолютно линейный сюжет о спасении мира, подающийся через кучу кат-сцен.

Боевая система завязана на ловле покемонов и выстраивании бойцов пирамидками, но геймплей тут все равно ощутимо «финалочный», напоминающий о старых частях. Местами даже слишком: на мой вкус, тут чересчур долгие подземелья, а рандомные бои быстро начинают утомлять. На счастье, есть кнопка ускорения, позволяющая «проматывать» одинаковые битвы вдвое быстрее. Но я все равно рекомендовал бы играть на PS Vita: на портативных консолях монотонный геймплей воспринимается гораздо легче.

Что же до NPC, то многие из них готовы выдать по заданию – банальному и не особо занятному, но дающему очередную промежуточную цель. Да и бесконечные хождения по подземельям они хоть немного разнообразят. Еще можно развлечь себя сражениями в колизее и выполнением сайд-квестов хорошо знакомых персонажей из других частей Final Fantasy, но это, разумеется, тоже «на любителя».

Рецензия на World of Final Fantasy - фото 5

Без «старых» героев вообще не обходится, кажется, уже ни один спин-офф. Dissidia, Theatrhythm, мобильная Record Keeper – все они полностью построены на фансервисе. Даже те мобильные «финалки», где есть собственный сюжет и персонажи, используют героев старых частей в качестве юнитов (Final Fantasy: Brave Exvius) или в качестве карт, дающих умения (Mobius Final Fantasy). О том, что и World of Final Fantasy будет фансервисной, можно было заключить уже из ее названия; ловить здешних монстров было бы далеко не так интересно, не будь они знакомы по предыдущим частям цикла.

Но лицом серии всегда были ее герои, и на них игра делает большой упор. Тут можно встретить локации и персонажей из всех номерных оффлайновых частей, кроме 2 и 12 (что странно), а также из нескольких спин-оффов (возмутительно, что из всей линейки Crystal Chronicles была выбрана представительница отвратительной Echoes of Time). Все знакомые персонажи – жители Гримуара, так или иначе помогающие Ланну и Рейнн. Сайд-квесты «старичков» основаны на юмористических зарисовках – точнее, на сценках, которые пытаются быть забавными. У них это не очень получается. И это проблема.

Рецензия на World of Final Fantasy - фото 6

Самый большой минус World of Final Fantasy: это не смешная комедия. На протяжении всего прохождения игре не удалось меня развеселить ни разу – а пыталась она это сделать постоянно.

Постановка сценок тут хороша – за нее отвечал талантливейший Дзюн Акияма (Vargant Story, Final Fantasy 12) – однако она не способна спасти слабый сценарий, написанный Хироки Тибой (Final Fantasy Type-0). Впрочем, слабый – не худший эпитет, которым можно наградить «финалочный» сценарий: в цикле неоднократно попадались не просто плохие истории, а оскорбительно плохие. А в World of Final Fantasy видны искренние старания (особенно локализаторов). Жаль, что их недостаточно.

Но что парадоксально – World of Final Fantasy явно метит на совсем юную аудиторию: тут и рейтинг «от 10 и старше», и полная беззубость реплик и шуток. Возможно, это уместно с точки зрения «покемонской» направленности игры, однако фанатам старых выпусков, на которых, очевидно, игра также рассчитана, уже под 30 лет, если не больше, а им подобное вряд ли придется по душе. И туда, и сюда игра, в общем, не поспела.

Рецензия на World of Final Fantasy - фото 7

По иронии, Square Enix не так давно выпустила «финалку», которая гораздо больше заслуживает титула «Мир Final Fantasy». В ней отличный сценарий, подходящий как раз взрослым игрокам, и невероятного качества локализация. В ней есть и юмор – да такой, что не грех смеяться во весь голос. В ней достаточно фансервиса, и он органично вплетен в обширный и детально проработанный сеттинг – что, собственно, и делает ее «миром Final Fantasy». Эта игра – Final Fantasy XIV.

Но World of Final Fantasy дает игрокам то, что Final Fantasy XIV как MMORPG дать не может в принципе – удовольствие от одиночного прохождения, от полного контроля над своей партией как в бою, так и в прокачке.

Главное ее достоинство – в геймплее, в том, как ей удается передать ощущения от прохождения классических JRPG, оставаясь при этом игрой во многом современной. Если вы скучали по «тем самым финалкам» со времен Final Fantasy X, то эта игра для вас. А уж если вам еще и покемонов нравится ловить – то это и вовсе подарок.

Главное – понимать, что от ваших любимых частей в World of Final Fantasy есть только геймплей, знакомые лица и отголоски музыкальных тем.

Комментарии 51
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
The Black Templar
The Black Templar
Я бы поставил 3. И вообще вся серия на 3. Я честно пытался их пройти. Начинал каждую по порядку и через 2-10 часов без вариантов дропал, потому что они скучные во всем, сюжет, бой, мир, персонажи - плохо абсолютно всё. Десятка выглядит чуть более интересной и может я ее даже подольше поиграю, но все что перед ней и после нее - говно.