03 июня 2016Игры
Обновлено 10.06.2016

Рецензия на Total War: Warhammer

В детстве мне больше всего нравилось играть в стратегии: в реальном времени и пошаговые, глобальные и не очень — я прикипал к любым и был, что называется, евангелистом жанра. Тратил на них кучу времени, добрая половина которого уходила на изучение новых механик. Когда я познакомился с серией Total War, то понял, что не так-то уж и много часов я «убивал» на игры до этого. Первая Rome была настолько затягивающей, что чуть не сбила меня с пути к аттестату о среднем образовании.
В детстве мне больше всего нравилось играть в стратегии: в реальном времени и пошаговые, глобальные и не очень — я прикипал к любым и был, что называется, евангелистом жанра. Тратил на них кучу времени, добрая половина которого уходила на изучение новых механик. Когда я познакомился с серией Total War, то понял, что не так-то уж и много часов я «убивал» на игры до этого. Первая Rome была настолько затягивающей, что чуть не сбила меня с пути к аттестату о среднем образовании.

«Так, в школе надо быть через 30 минут, успею захватить вот этот город и собрать портфель» — примерно так начинался мой день. При этом сердце никогда не тяготило чувство потерянного времени — от него меня надежно защищали, пускай и редкие, но «пятерки» по истории (при условии, что тема в учебнике совпадала с актуальной Total War).В детстве только кажется, что от тебя много хотят, а на деле времени все равно остается предостаточно, и можно тратить его на игры. Долгие, сложные — не важно. Проглатываешь их пачками за милую душу — почему нет? Времени-то полно.

Проходят годы. Ты взрослеешь: обрастаешь привычками, обязательствами, бородой и уже начинаешь по-другому относиться к увлечениям — впервые в жизни сталкиваешься с настоящим дефицитом времени. Под действие правила «делу — время, потехе — час» у меня попадало все, но не Total War. Бывало, уже почти спишь перед монитором, но продолжаешь играть. Тело сдается, а мозг настаивает: «Сейчас вон до тех варваров дойдем и спать». А потом: «Ну слушай, чего их оставлять на завтра, если бой на 2 минуты?» Проходит еще пара часов: «Эй, Паш, там тебе либо пришельцы светят в окно, либо это утро. В обоих случаях — ты в заднице, удачи».

Рецензия на Total War: Warhammer - фото 1

И так каждый раз: выходит новая Total War — Паша в заднице. В какой-то момент мне просто надоело. Я инвестировал десятки и десятки часов, но серия перестала давать взамен те же эмоции, что раньше — как наркотик, эффект которого постепенно ослабевает. Даже появление огнестрельного оружия в Empire меня не впечатлило, а Napoleon я и вовсе пробежал, пользуясь автоматическим подсчетом результата в сражениях. Rome 2 вернула ощущения старой Total War, но лишь отчасти. Дополнение Rome 2: Attila я уже не стал покупать, потому что все — наигрался.

Когда я уже был уверен, что тяга к некогда любимой серии иссякла окончательно, студия Creative Assembly впервые отошла от правдоподобных исторических эпох и показала Total War: Warhammer.

Орки, эльфы и драконы в моей любимой серии? Дайте две! Наверное, даже у моей мамы нет настолько завышенных ожиданий к моей гипотетической невесте, какие были у меня к этой игре. Ругаю себя: «Завышенные ожидания — это верный путь к разочарованию. Полегче надо!» Полегче не получалось — я не сходил с хайп-трейна до конечной остановки, и знаете, не могу сказать, что хоть капельку расстроен.

Рецензия на Total War: Warhammer - фото 2

Мне дали ровно то, что я хотел: мою любимую стратегию в легендарном фентезийном сеттинге. Вселенная Warhammer — одна из самых известных и проработанных, в нее хочется погрузиться с головой. Creative Assembly не упустила ни одной возможности подтолкнуть игроков к изучению мира: у каждого героя кампании своя история с уникальными битвами; описание каждой башенки, каждого юнита — таких подробностей ждешь от «Сильмариллиона» Толкина, а не от справки внутри видеоигры. А какие здесь ландшафты! Сама карта чуть поменьше, чем в предыдущих Total War, но плотнее наполнена интересными местами — есть, за что глазу зацепиться.

Рецензия на Total War: Warhammer - фото 3

На севере можно разглядеть границу, где вечная мерзлота потихоньку пробирается вглубь страны. Среди этой битвы природных стихий возвышаются города, населенные суровыми людьми. Если вы смотрели «Игру престолов», без проблем представите себе эту картину. Warhammer — это темное фентези с налетом стимпанка. Здесь найдется место жестокости, безумию и склокам на политической арене.

Хорошим парням тяжело выживать во вселенной Warhammer. Смотрите сами: боги хаоса постоянно изобретают новые условия конца света, а с севера движется армия зла, которая пугает не только размерами, но и дизайном — некоторые твари выглядят настолько мерзко, что во время боя даже не хочется смотреть на их участок карты. И даже если со злом удается справиться, под боком всегда найдется сосед, который воткнет кинжал в спину. Орки и нежить (крысолюдов пока нет в Total War: Warhammer) — все они многочисленны и с радостью добьют остатки ваших армий. Да даже гномы не побрезгуют укусить Империю людей за пятую точку, если почуют легкую добычу.

Рецензия на Total War: Warhammer - фото 4

Красивые ролики и угрожающие описания морально готовили меня к нашествию ужасной армии хаоса. На деле же Орда оказалась не такой страшной: их предводителя я убил четыре раза, и этого было достаточно, чтобы спасти мир от апокалипсиса.

Прикурить мне дали воинственные соседи, которым наплевать, угрожает там что-то миру или нет — им главное территорию отвоевать. И это я еще играл на среднем уровне сложности (всего их пять).

Рецензия на Total War: Warhammer - фото 5

В Total War: Warhammer сохранилась главная черта серии, которая выделяет ее на фоне других игр в жанре — речь о комбинации пошаговой стратегии и тактики в реальном времени. Есть большая политическая карта, на который вы двигаете фигурки армий и налаживаете контакты с другими расами. Когда армия подходит к вражескому замку или встречает чужое войско, то игра переключается на симулятор полководца — тактический режим, где можно расставить свою армию на поле боя и лично отдавать приказы отрядам.

Рецензия на Total War: Warhammer - фото 6

Самое удивительное в Total War: Warhammer — это расы. Они, наконец-то, разные — и это чувствуется. В предыдущих играх серии отличия между фракциями были незначительны: где-то лучники получше, кавалерия посильнее, а вот у этих есть слоны. С точки зрения стратегии эти нюансы большой роли не играли, а выбирая сторону, правильнее было ориентироваться по стартовой позиции. В Total War: Warhammer каждая сторона конфликта уникальна.

Рецензия на Total War: Warhammer - фото 7

У гномов нет кавалерии и ее аналогов, поэтому они не могут быстро реагировать на меняющуюся ситуацию на поле боя (ну, до той поры, пока в их армии не появятся гирокоптеры). Свою нелюбовь к лошадкам угрюмые дворфы компенсирует тяжелой пехотой — несокрушимой в ближнем бою силой. Гномы постоянно терпят набеги воинственных орков и записывают каждое поражение в великую «Книгу обид». Ведется этот древний документ для того, чтобы периодически заглядывать по нужному адресу и вершить правосудие топорами и молотами. Выполняя такие небольшие задания, предводитель гномов получает и деньги, и уважение соратников. Медлить с расплатой нельзя, иначе в рядах благочестивых горцев возникнут беспорядки, а казна начнет пустеть. Чаще всего в «Книге обид» оказываются именно орки, потому что только они наравне с гномами могут пользоваться подземными тоннелями. Эта хитрость очень помогает на мировой карте, потому что даже войско Хаоса Неделимого вынуждено обходить гору, а гномы могут пройти сквозь нее.

Рецензия на Total War: Warhammer - фото 8

Главные противники гномов — орки — заложники похожей механики, но если гномам для поддержания боевого духа необходимо воевать со своими обидчиками и оставаться непобежденными, то оркам сгодится любая война. Лишь бы кровищи побольше. Тяга к непрерывной борьбе заложена в них природой, поэтому у армии зеленокожих всегда должен быть хоть какой-то противник, чтобы клыкастые могли выпустить пар. Не имея цели, которой можно открутить голову, твердолобые рубаки начнут устраивать склоки между собой. Потери неизбежны.

Полезная сторона такой генетической привязанности к насилию — это знаменитый орочий клич «Ваааааггггхххх», искаженное туповатыми верзилами слово «War». «Ваааааггггхххх» — это состояние армии орков, которая напилась крови в непрерывных сражениях и осознала свою силу. Такую армию почти невозможно остановить, и она подает пример остальным сородичам, идущим в армии следом. Так образуется явление, которое прозвали «Зеленой волной». Не дай бог оказаться у нее на пути.

Рецензия на Total War: Warhammer - фото 9

В графстве вампиров никто не умеет стрелять. Совсем. Зато их летающие юниты появляются в бою раньше остальных и могут гонять вражеских стрелков с насиженных позиций. Играя за нежить можно в одночасье поднимать полчища скелетов хоть в чистом поле, вот только дружить мертвяками никто не хочет. Забудьте про договоры, торговлю и прочее. Денег всегда будет не хватать, а такая важная игровая механика, как дипломатия, пригодится лишь для объявления войны и перемирия. Да и лавры завоевателей вампирам даются труднее. Дело в том, что на смену религии из прошлых частей пришла скверна — она есть у нежити и хаоса, но у обеих фракций она своя, уникальная. Вне зоны действия родной заразы войска некроманта будут страдать и гибнуть (если так можно сказать про мертвечину). Живые — наоборот будут чувствовать себя не в своей тарелке, когда под ногами оскверненная почва

Рецензия на Total War: Warhammer - фото 10

Геймплей за Империю людей больше остальных напоминает предыдущие игры серии с реальными историческими эпохами. Всадников на пегасах раньше, конечно, не было, да и грифоны вписались бы не очень. Но в остальном — это старая добрая Total War. Поначалу человечество сталкивается с более приземленными проблемами: политикой, борьбой за власть. Чтобы Империя превратилась в сильного игрока на мировой арене, придется объединить под своим началом лордов ближайших земель. Силой или уговорами — решать вам. По-моему, это лучшая точка входа для новых игроков.

Выбрать расу действительно сложно, но наш [тест](https://kanobu.ru/articles/kto-tyi-v-total-war-warhammer--369455/) должен вам помочь.

Выбрать расу действительно сложно, но наш тест должен вам помочь.

При таких кардинальных отличиях играть за одну фракцию и быть готовым противопоставить что-то против любого врага — невозможно, и это здорово. Нужно постоянно сверяться с политической картой и шевелить мозгами, иначе разорвут на части. Гибкости в выборе тактик добавляют наемные агенты и герои, которые лично принимают участие в бою. С героями связаны практически все квесты, у них есть несколько веток «прокачки» с активными и пассивными умениями и даже своя экипировка — все как в настоящих RPG. Точнее, как в тактической RPG вроде Warhammer 40 000: Dawn of War II.

В начале игры один герой может легко дать отпор 3-4 простейшим отрядам врага, поэтому он становится чуть ли не главным оружием в любой битве.

Рецензия на Total War: Warhammer - фото 12

Герой оживляет картину боя. Конечно, когда две армии по тысяче воинов переплетаются в смертельном танце, это уже само по себе выглядит круто. Но это только массовка, а герой — он рок-звезда. Согласитесь, когда в сердце битвы поднимается огненный шторм, это добавляет зрелищности. Чего только стоит наблюдать за тем, как ваш полководец прицельно влетает в отряд противника верхом на драконе (которого сам убил, а потом воскресил — что вообще может быть круче?!) и начинает раскидывать мелюзгу пинками царя Леонида из «300 спартанцев», а дракон — хвостом. Хорошо, что в Total War есть кнопка замедления времени! Ну вот что бы я без нее делал?

Рецензия на Total War: Warhammer - фото 13

Total War: Warhammer сделана настолько круто, что к ней сложно придраться. Тем не менее, мне удалось найти несколько моментов, которые оставили меня в замешательстве. Например, дипломатия. С одной стороны, она стала намного понятнее и теперь не отнимает так много времени, как раньше. А я уже писал, что перестал получать удовольствие от Total War как раз из-за необходимости вбухивать в игру слишком много времени.

Садясь за стол переговоров, больше не нужно перебирать разные предложения и бояться, что оппонент их не примет. Теперь сразу видно, на что собеседник согласится с радостью, а о чем лучше даже не заикаться. Это радует, потому что стратегическая часть в Total War никогда не была такой глубокой, как, например, в Civilization — так и зачем все эти лишние навороты? Ведь стратегия — это только одна часть игры, есть же еще и бои, поэтому между двумя половинками должен соблюдаться правильный баланс. По-моему, в Total War: Warhammer он безупречен.

С другой стороны, в дипломатии есть одна проблема, которая влечет за собой дыру в экономике. У меня была ситуация, когда близлежащие государства напали на моих союзников гномов. Я, конечно же, полез защищать друзей, а на следующий ход агрессоры предложили мне нехилую взятку за соблюдение нейтралитета в разгорающемся конфликте. Отказываться от такой суммы было глупо, и я решил на время притвориться пацифистом. Проходит еще один ход и теперь с подношениями пожаловали гномы — просили вернуться в войну на их стороне против вампиров. Как вы уже, наверное, догадываетесь, очень скоро вампиры прибыли с дарами и просьбой о мире.

Рецензия на Total War: Warhammer - фото 14

Моя империя разрасталась как снежный ком, и ближе к эндшпилю я потерял интерес к игре. Соперников в этом упрекнуть нельзя — искусственный интеллект делал все правильно, стараясь свести потенциальные потери к минимуму. Проблема в том, что в механике дипломатии не хватает препятствий, как во всех остальных глобальных стратегиях. Это может быть непреодолимый барьер, как в Civilization, где после заключения мира нельзя повторно объявлять войну в течение 10 ходов. Другой вариант — серьезные штрафы на нарушение условий войны, как в недавней Stellaris

Другая проблема Total War: Warhammer корнями уходит к истокам серии. Я говорю про обучение. Да, туториал — он до сих пор невыносимый и возвращает нас к вопросу об инвестициях времени. Мне обучение не нужно совсем — я этого добра навидался еще в детстве, когда мог часами сидеть и вникать во все тонкости жанра. Но почему сейчас, спустя столько лет, в Total War не появился режим обучения, который бы плавно вводил новичка в курс дела? Я общался в Steam с человеком, который стал жертвой рекламной кампании: он купил игру с желанием влиться в ряды поклонников великой серии, но не смог с первого раза пройти обучение.

Рецензия на Total War: Warhammer - фото 15

Кто-то, наверное, посмеется и скажет, что, дескать, это вам не Call of Duty и надо быть умнее. Такое ханжество среди опытных игроков, к сожалению, встречается нередко. Как и люди, которые «отваливаются» от игры из-за плохого туториала. Наверное, это особое проклятие ниши глобальных стратегий.

Если вам, как и мне, пришлось взять перерыв от Total War, то сейчас самое время вернуться. Вселенная Warhammer отлично легла на знакомый геймплей, а Creative Assembly превзошла себя, применив весь опыт многолетней работы над серией. Без преувеличения, студия вдохнула в Total War новую жизнь. Это как альбом с «ремастерами» лучших хитов твоей любимой группы — идеальный плейлист для фаната.

Total War: Warhammer — не лучший вариант для привлечения в жанр новой аудитории, это точно. Тем не менее, это замечательная игра. Возможно — лучшая в серии. Жду «Total War: Средиземье».

Комментарии 81
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Arthhate
Arthhate
Kibu
Kibu
да ну не ,не может быть