Рецензия на The Witcher 3: Wild Hunt
Если вдуматься, каждая «большая» RPG сейчас обязательно должна быть комфортна для тех, кто не играл в предыдущие части — это даже важнее, чем большая игровая карта. В The Witcher 3 это учтено: его история дружелюбна к новичкам. Несмотря на очевидную привязку к предыдущим играм (все-таки это финал трилогии), удовольствие от прохождения получит и тот, кто сразу начал с «Дикой охоты».
Вам покажут, что вот эти парни — великое зло, ту беловолосую девушку по имени Цири нужно от этого самого зла спасти, а вот с этими дамами, вероятно, можно будет переспать. По большому счету, этих знаний для начала будет достаточно, а позже можно углубляться в детали — к счастью, по каждому персонажу есть отдельная запись в журнале, а по мере прохождения встретятся несколько заданий, в которых Геральт вслух вспоминает о самых важных событиях из своей жизни. Также будет возможность «уточнить» главные решения из предыдущих частей — за это не переживайте.
Мир игры удивляет. Хотя бы тем, насколько здешняя жизнь мрачна и даже грязна во всех своих проявлениях (почему-то такое обычно называют «реализмом» — видимо, мне с моим оптимизмом этого не понять). Геральт то и дело встречает лжецов, негодяев, пьянчуг — словом, всякую чернь, от которой, судя по всему, еще и воняет мочей и прочими нечистотами. Немало здесь и пострадавших от тяжелой судьбы: убитые горем матери, чьих детей забрали на фронт, разлученные пары, а иногда просто скелеты, чью грустную историю приходится узнавать по пожелтевшим дневникам. Атмосфера, конечно, уникальная — за душой у самого «безобидного» паренька здесь найдется больше темных историй, чем у главного злодея какой-нибудь Dragon Age: Inquisition. И внешние «украшения» вроде трупных ям и деревьев-виселиц лишь закрепляют первое впечатление от общения с «мирным» населением.
Даже больше поражает то, насколько просто The Witcher 3: Wild Hunt обходится без какого-либо пафоса. Подумаешь, какое-то там предсказание об уничтожении миров. Ну да, бегают где-то там таинственные всадники Дикой охоты, оставляющие после себя лишь ужас и вечную мерзлоту — остальным до этого нет никакого дела. Мир погряз в войне, а простым смертным разве что остается смириться и как-то жить дальше. У каждого есть собственные заботы, о пришествии Героя никто не молит, а все ненастья, ну, сами собой разрешатся, наверное. Даже Геральт, кажется, искренне верит, что он лишь пытается спасти Цири, а не вершит судьбу целого мира. Парадокс — такая наивность от главного героя в по-настоящему взрослой игре.
Впрочем, от CD Projekt RED и не ждешь менее правдоподобной и убедительной истории — в этом ремесле их можно смело считать мастерами. От главной сюжетной линии ответвляется множество небольших историй, ни одна из которых не кажется лишней. Например, то, как неохотно Кровавый Барон делится важной для Геральта информацией, требуя у него взамен разрешить, хм, очень сложную семейную ситуацию. У мужика жизнь катится ко всем чертям, а тут на пороге появляется ведьмак, который, по его мнению, как раз может все исправить — ясное дело, что своего спасителя он будет стараться использовать как можно дольше.
Да, это может показаться хорошенько спрятанным условием «пройди все квесты в локации, чтобы открыть новую», с помощью которой можно искусственно растянуть время прохождения. Но это не так: пока Геральт работает «ведьмаком на побегушках», он узнает многое про жизнь странного поселения, что находится под покровительством древних ведьм, встречает кое-кого из старых знакомых и убивает (или освобождает, хе-хе) древнее зло. Даже самый, казалось бы, лишний, но обязательный квест может обернуться чем-то интересным, а персонажи, даже если те появляются всего в одной сцене, западают в душу.
К слову, главный шарм «Ведьмака 3», на мой взгляд, заключается в размытости границ между добром и злом (забавно, что «книжный» Геральт считает иначе). Забудьте об отыгрыше доблестного героя — окружающий мир слишком гнил и жесток, чтобы принять чье-то добро.
Я пытался преподать урок раздолбаю-алкоголику, который в пьяном угаре поджег кузню деревни — переборщил (его повесили), не взял аванс у городского торгаша — он меня подставил. Действия чрезмерно добродушного Геральта даже выглядят нелепо, так что уже через несколько минут тело жалкого мошенника было разрублено мною надвое (брутальные добивания хоть как-то разнообразили уже знакомую боевую систему), а взгляды на многие вещи — пересмотрены.
И нет, портить жизнь каждому встречному вас не вынуждают, но вот думать головой, прежде чем выбирать «добрый вариант» все-таки стоит. Особенно когда дело дойдет до политики — да-да, Геральт вновь ненароком вмешивается в дела сильных мира сего. Причем The Witcher 3 стала финальной главой истории (по крайней мере, для Геральта), так что поверьте, в масштабах последствий сценаристам стесняться не пришлось.
Словом, если вы жаждете политических игр, интересной истории и потрясающих персонажей — The Witcher 3 удовлетворит ваши запросы сполна. Тем обиднее, что CD Projekt RED не смогла реализовать на том же уровне открытый мир и необязательные задания.
Персонажи, даже если те появляются всего в одной сцене, западают в душу
В превью я хвалил побочные квесты — в том отрывке игры было несколько удачных примеров, ничуть не уступающих сюжетной кампании. Но в полной версии они оказались лишь каплей в море куда менее изобретательных и интересных заданий. Универсальный пример: вы скачете по дороге к нужному деревне или городу, а по пути встречаете какого-нибудь бедолагу (бабушку, ребенка, солдата, торговца — нужное подчеркнуть), на которого напали чудовища (разбойники, злые солдаты, бешеные собаки). Можно спешиться, проткнуть обидчиков мечом, выслушать нечто в духе «Ого, как мне повезло, что ведьмак оказался поблизости!» и получить награду.
Все, квест выполнен. И дальше ничего не меняется. Спаси, убей негодяя, убей монстра, подними три деревянных столба (как выяснилось, каждый из них охраняет чудовище, так что тоже «убей»). Конечно, это легкие деньги и опыт, но я бы предпочел что-то более сложное и увлекательное, а не доступное и скучное.
Забавно, что и эти квесты, как правило, расставлены строго на дорогах или перекрестках. А чем же заняться в полях (которые и занимают львиную долю игровой карты)? Да ничем, абсолютно. Все «богатства», которые могут предложить вам бескрайние просторы «Ведьмака 3» — это редкие группы монстров или животных, плюс «места силы» (камешки, дающие временное усиление одного из знаков). Разработчики хвалились, что для пересечения всей карты верхом на лошади понадобится 40 минут — наверное, так оно и есть, только вот от этого совсем не радостно. Последний раз такой скучный открытый мир я видел в самой первой Assassin’s Creed — там было гигантское и абсолютно бесполезное Королевство. И то, там хотя бы были флажки и вышки. Но таких атмосферных погодных эффектов там не было и смены времени суток там не было — тут не поспоришь.
И тем не менее за смелость добавить открытый мир я хвалил и Dragon Age: Inquisition в прошлом году, и, не поверите, хвалю «Ведьмака 3» сейчас. Пусть в этот раз получилось так себе, но — я надеюсь — студия получила необходимый опыт и вот-вот дождется отзывов, чтобы избежать похожих ошибок, например, при разработке Cyberpunk 2077. Все-таки без такой свободы не может обойтись ни одна современная RPG — так уж сложилось. Ну а что в жанре остается неизменным, так это то, что в основе обязательно должна быть цельная история. И с этим у CD Projekt RED проблем как раз нет, а The Witcher 3 — еще одно тому доказательство.