05 декабря 2016Игры
Обновлено 08.12.2016

Рецензия на The Last Guardian

Пусть это прозвучит грубо, но большинству долгостроев лучше никогда не выходить. Особенно если речь идет о действительно значимых и обсуждаемых играх, застрявших где-то в процессе разработки. Так мы будем часто вспоминать их, пересматривать трейлеры и рассуждать, какими они могли бы получиться. В нашей голове они будут теми самыми «играми мечты», идеальным воплощением интерактивного искусства. В реальности так практически не бывает – уж если игра попала в производственный ад, то что-то с ней не так. Творения Фумито Уэды это, к сожалению, тоже касается.
Пусть это прозвучит грубо, но большинству долгостроев лучше никогда не выходить. Особенно если речь идет о действительно значимых и обсуждаемых играх, застрявших где-то в процессе разработки. Так мы будем часто вспоминать их, пересматривать трейлеры и рассуждать, какими они могли бы получиться. В нашей голове они будут теми самыми «играми мечты», идеальным воплощением интерактивного искусства. В реальности так практически не бывает – уж если игра попала в производственный ад, то что-то с ней не так. Творения Фумито Уэды это, к сожалению, тоже касается.
Рецензия на The Last Guardian - фото 1

У Sony уже есть опыт успешного вытаскивания долгостроя из производственного ада. Until Dawn стала одним из главных сюрпризов 2015 года – никто не ожидал, что из этого многострадального ужастика может получиться действительно отличная игра. Но там секрет был «прост» – в определенный момент все просто переделали практически с нуля.

The Last Guardian – случай совершенно иной. Судя по всему, мы получили именно ту самую игру, которую нам показали в 2009 году – даже многие сцены из того самого первого трейлера отыскались и в финальном релизе.

Тут стоит вспомнить, чем вообще запала нам в душу The Last Guardian.

Во-первых, это игра Фумито Уэды, человека, подарившего нам Ico и Shadow of the Colossus.

Это без преувеличения настоящие шедевры, напоминающие, что игры – это искусство, как бы некоторые люди ни хотели не признавать этот факт. На самом деле, верить в игру только из-за имени главного ее разработчика – дело последнее. Два шедевра за плечами не гарантируют, что все игры Уэды будут столь же хороши. Но верить все же хотелось.

Когда историю мальчика и гигантского монстра Трико впервые продемонстрировали, я чуть не прослезился. Серьезно. Дебютный ролик очень убедительно демонстрировал отношения между маленьким героем и гигантским пернатым зверем с повадками кота. Ассоциации с «Бесконечной историей» напрашивались сами собой. Тут же – совершенно очаровательная музыка, создающая атмосферу доброй детской сказки, в которую хочется нырнуть и никогда оттуда не возвращаться. Ну и картинка, само собой, – в порывах ветра на теле гиганта Трико трепетало буквально каждое перышко, а солнце заливало локации мягким естественным светом. 9 лет назад это просто поражало, да и сейчас смотрится впечатляюще.

И ведь все это в игре действительно есть.

Рецензия на The Last Guardian - фото 2

Главное, за что стоит любить The Last Guardian и почему каждый должен в нее сыграть, – сам Трико. Столь же милого и живого героя в видеоиграх еще поискать.

Он ведет себя как самый настоящий зверь (кот, если уж говорить точнее), разработчики подхватили все тончайшие нюансы животного поведения: прежде, чем слопать лакомство, Трико может начать играться с ним и катать его лапами по полу, он постоянно переключает внимание, с любопытством изучает даже самые обычные вещи. Он будто бы исследует этот мир вместе с нами. И да, сесть и внимательно смотреть в стену он тоже может.

Эти тонкости поддерживаются и совершенно потрясающей технической реализацией. Все эти колыхающиеся на ветру перышки не только дожили до финального релиза, но стали еще красивее и реалистичнее. Да и в целом зверь анимирован так естественно, что уже спустя первый час игры его совершенно невозможно воспринимать, как виртуального персонажа. И это очень важно, учитывая, что цель Уэды – создать эмоциональную привязанность к Трико.

Рецензия на The Last Guardian - фото 3

Разработчики мастерски играют с чувствами игрока. Сначала изображают удивительно реалистичного зверя, а затем заставляют с ним общаться. Но как же это делать? Человеческого языка он не понимает. Приходится действительно искать подход к животному. Сначала он будет держать вас на расстоянии и даже есть не станет, пока вы не отойдете, потом без опаски разрешит подходить к себе, ну а со временем и вовсе начнет вас слушаться и рискнет собственной жизнью, если герою будет угрожать опасность. Стоит ли говорить, что к этому моменту Трико станет вам настоящим другом, а не просто виртуальным зверем по ту сторону экрана?

Каждый раз, когда зверю грозит опасность, когда кто-то делает ему больно, когда приходится выдергивать из него вражеские копья и гладить его по голове, успокаивая после боя – сердце натурально обливается кровью. Фумито Уэда достиг цели.

Но, возможно, сработает эффект только с теми, кто действительно сильно любит животных.

Рецензия на The Last Guardian - фото 4

И разработчики хотят, чтобы вы смотрели только на зверя, потому что помимо него в игре, говоря прямо, ничего хорошего нет. The Last Guardian – это 10-13 часов карабканья по уступам, как в старых частях Tomb Raider. Даже пазлов тут почти нет. Мы просто карабкаемся, карабкаемся и карабкаемся. Практически любая загадка сводится к тому, чтобы найти, куда же тут можно взобраться.

Впрочем, и что же? На этом тоже можно выстроить игру, любые действия можно сделать увлекательными. Эпизоды со скалолазанием в Uncharted, да и в последней Tomb Raider – отличные примеры. Но здесь не тот случай. Мальчик потрясающе живо анимирован, не хуже зверя, но принца Персии из него не получается. Он постоянно срывается с уступов, застревает в стенах, прыгает вовсе не туда, куда вы ожидали, или вовсе перестает реагировать на команды. И абсолютно все действия он производит очень медленно. Еще и камера, которая в «мирных» эпизодах эффектно выхватывает впечатляющая ракурсы, частенько начинает вести себя неадекватно и «залазить» в стены. Это грустно признавать, но базовая и чуть ли не единственная механика в игре сделана из рук вон плохо. Опять же, нужно очень любить животных, чтобы она не испортила вам впечатлений от игры.

Можно рассуждать, что сама концепция состарилась за почти 10 лет разработки и потому все так получилось, но такое и в 2009 году игралось бы плохо. Правда, в то время технологии еще сильнее отвлекали бы внимание от «никакого» геймплея.

Рецензия на The Last Guardian - фото 5

Отвлечься от этого, не считая зверя, совершенно не на что. Мир игры пуст и безлик. Мы путешествуем по полуразваленным древним башням и катакомбам, но глазу в них зацепиться совершенно не за что. Изредка попадаются действительно красивые развалины, да и оживить обстановку мелкими штрихами, вроде порхающих бабочек, разработчики умеют, но большую часть времени ничего кроме скуки окружение не вызывает.

Каждый выход на свежий воздух – настоящий праздник.

Что Ico, что Shadow of Colossus, завлекали своими мирами, их хотелось изучать, хотелось раскапывать детали этих вселенных, пытаться в них разобраться. The Last Guardian хоть какой-то интерес может вызвать лишь в финальные часы игры, до этого история даже толком не развивается. Но интрига, которая ближе к концу внезапно все-таки наклевывается, быстро лопается как мыльный пузырь – финал, снова из-за зверя, получился милым и душещипательным, но вот сам сюжет игры он закрывает плохо. Такой банальности от игры Уэды, честно говоря, не ждешь.

Да и негде здесь искать секреты, даже если очень захочется. Игра абсолютно линейна. Путь практически всегда только один, отклониться от основного маршрута почти всегда некуда. В эти безликие развалины просто не хочется возвращаться.

Рецензия на The Last Guardian - фото 6

Отсутствие головоломок на негативное восприятие всех этих древних храмов тоже влияет. И я не преувеличиваю. Здесь иногда нужно искать обходной путь, чтобы дернуть рычаг, открыть решетку и пустить зверя дальше. Иногда приходится таскать ящики. Вот вам и все пазлы.

Есть, правда, и совсем особенная в своей кривизне вещь. Иногда Трико отказывается идти дальше, пока вы его не накормите. Бочка с лакомством отыскивается в какой-нибудь яме, из которой нужно выбираться, карабкаясь по целому ряду уступов. Подвох в том, что с бочкой в руках герой карабкаться не умеет. Зато он умеет ее швырять, но не прицельно, а на глазок, как выйдет. Дальше игра на полном серьезе заставляет вас перекидывать бочку с одного уступа на другой и шустро скакать туда-сюда, пытаясь ее поймать, пока она не скатилась вниз (а она обязательно скатится). И такой эпизод тут не один. То есть разработчики серьезно решили, что это неплохое развлечение для игрока.

Если же вы надеетесь на взаимодействие со зверем, то приготовьтесь разочароваться и здесь. Практически все задачки с его участием выглядят одинаково – вы залезаете Трико на спину и приказывайте ему куда-нибудь запрыгнуть или встать на задние лапы, чтобы вы могли залезть повыше. Изредка он что-то толкает или дерется с враждебными живыми доспехами. Во время сражений вам вообще остается только убегать от противников, да вытаскивать из животного прилетевшие копья.

Хотя непродолжительное время мальчик будет бегать со специальным зеркалом – посветите им куда нужно, и зверь ударит туда молнией из хвоста. Но эту возможность придется использовать только чтобы расчищать проходы да сбивать редких копейщиков с недоступных точек.

Рецензия на The Last Guardian - фото 7

Боле того, взаимодействие со зверем кажется тем элементом, единственное предназначение которого – растянуть прохождение игры.

У животного, видите ли, продвинутый искусственный интеллект, Трико себе на уме. В чем это выражается? Вы просите зверя прыгнуть, а он ложится на землю и чешет ухо. Вы просите еще раз - он встает и просто уходит подальше. В итоге прыгнет он лишь тогда, когда вы повторите команду раз десять. И так во всем – Трико не хочет идти, куда вы просите, и не хочет делать, что вы просите. Поначалу такая своевольность умиляет, но часу на пятом игры начинает серьезно раздражать. Из-за этого возникает и еще один неприятный эффект – никогда не знаешь, то ли ты что-то делаешь не так, то ли зверь просто не хочет слушаться. Решение даже самой элементарной «головоломки» таким образом может чудовищно растянуться.

Рецензия на The Last Guardian - фото 8

Но иногда в The Last Guardian все же просыпается та самая игра, что жила в умах поклонников творчества Уэды все эти годы. Когда вы с Трико впервые выходите на свежий воздух, видите всю эту буйную листву и залитую солнцем долину. Когда сидя на спине гигантского зверя прыгаете с одной упирающейся в небо башни на другую. Когда впервые сталкиваетесь с врагами и слышите таинственную музыку, почему-то напоминающую темы из советского мультика «Золотая антилопа». Когда Трико впервые совершает самоубийственный рывок, чтобы спасти вас. Вот эти моменты делают The Last Guardian. Они остаются в памяти после того, как финальные титры проплывут по экрану. Это и спасает игру.

Рецензия на The Last Guardian - фото 9

В The Last Guardian стоит сыграть хотя бы потому, что это последний на сегодня великий долгострой.

Настоящее чудо, что игра все-таки смогла добраться до релиза. Но несмотря на ее потрясающее умение вызывать эмоциональную привязанность к виртуальному зверю и вытаскивать из самого игрока самые разные эмоции – от глубоко умиротворения до едкой тревоги, закрыть глаза на никудышный игровой процесс не получается. Впрочем, никакие огрехи игры не помешали мне в нее влюбиться. Не помешают они и вам.

Я всей душой рад, что Фумито Уэда наконец-то закончил игру и теперь сможет без лишних проблем переключиться на что-то новое. Еще одна важная страница истории игровой индустрии закрыта.

Комментарии 250
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
top.hater.here
top.hater.here
Комментарий был удален