23 ноября 2014Игры
Обновлено 04.06.2016

Рецензия на Never Alone

Never Alone – маленькая, но очаровательная игра, выделяющаяся на фоне других релизов осени главным образом за счет своей самобытности. Кто бы что ни говорил об инди-проектах, их зачастую очень не хватает. Особенно, если очередная «игра от небольшой студии» предлагает что-то более интересное, чем уже приевшийся ретро-стиль картинки и почти полное отсутствие нормально работающего контента. К счастью, еще остались студии, использующие небольшой формат необычно и в чем-то даже с пользой для общества.
Never Alone – маленькая, но очаровательная игра, выделяющаяся на фоне других релизов осени главным образом за счет своей самобытности. Кто бы что ни говорил об инди-проектах, их зачастую очень не хватает. Особенно, если очередная «игра от небольшой студии» предлагает что-то более интересное, чем уже приевшийся ретро-стиль картинки и почти полное отсутствие нормально работающего контента. К счастью, еще остались студии, использующие небольшой формат необычно и в чем-то даже с пользой для общества.

Человек – существо любопытное. За свою жизнь мы, как правило, стремимся узнать как можно больше об окружающем нас мире, истории наших предков, недостижимых звездах – словом, вообще обо всем. В этом нам помогают самые разные способы получения информации, в том числе и видеоигры. Многие скажут, что по-хорошему нужно читать учебники и энциклопедии, ведь иными способами знаний будет получено меньше, а времени затрачено намного больше. Но нельзя забывать про фольклор, с помощью которого народы из поколения в поколение передают свою культуру и обычаи. Устные рассказы может и теряют со временем важные детали, да и в целом субъективны, но лучше всего передают культуру народа, его колорит. В XXI веке фольклорное творчество дошло и до видеоигр. Never Alone – прямое тому доказательство.

Первый проект от Upper One Games и E-Line Media за несколько часов знакомит игрока с культурой инупиатов – коренного населения Аляски – лучше, чем это удалось бы многим передачам на Discovery. В своей игре разработчики пересказывают историю о кунууксааюка – сказание, популярное среди многих народов эскимосов. И хотя в оригинале главным героем был мальчик, его решили заменить на девочку. Без злого умысла: как говорят сами инупиаты, в их рассказах не важен пол, имя или внешность действующих лиц. Важна лишь сама мудрость, которую необходимо передать подрастающему поколению.

Нуна любит охотиться и наблюдать за природой, но еще больше девочка любит свою родную деревню. Все идет своим чередом, но однажды погода приходит в немилость. Страшная метель длится уже не день и не два, но не все не слабеет. Поселению грозит голодная смерть, ведь в таких условиях даже самый опытный охотник скорее потеряется в снегах, чем принесет добычу. Нуна решает найти источник напасти и спасти свой народ.

Впереди ее поджидает множество напастей, смертельный холод и одиночество. Но девочке повезло: на своем пути она встречает полярного песца, который, кажется, такой же ребенок, как и сама героиня. Зверек хоть и слаб физически, зато проворен и умеет общаться с духами-помощниками. Если бы не благосклонность сверхъестественных сил, пробирать через снег и лед было бы намного сложнее. Но даже объединившись, героям предстоит пройти через многое: кроме бесконечной метели их жизням будут угрожать еще и опасные враги.

На поверхности Never Alone – красивый платформер в духе Limbo или Braid. Но стоит лишь взглянуть сквозь очаровательные снежные пейзажи, становится ясно, что здесь сделан упор не на решение головоломок. Да и к тому же, они не отличаются выдумкой: видишь лед – кидай болу (традиционное оружие для охоты), пропасть – перепрыгни, а если кажется, что Нуна попала в тупик, значит песец обязательно найдет где-то поблизости духа-помощника.

Kisima Ingitchuna (так название игры звучит на инупиатском) в первую очередь рассказывает красивую и волшебную историю, в которой первостепенное значение играет эмоциональная связь между героями. Во время путешествия будут постепенно открываться экскурсы в историю – короткие видео, в которых инупиаты рассказывают про жизнь своего племени. Каждый отрывок эмоционален, короток и в меру познавателен. Они вплетены в общее повествование и, хотя запускаются по нажатию отдельной кнопки, не ощущаются чем-то инородным или мешающим игровому процессу элементом. Собрав и просмотрев все 24 отрывка, удастся в общих чертах понять мифологию, культуру и идеалы инупиатов. Словом, образовательная часть у разработчиков получилось безукоризненной.

Тем грустнее признавать, что как игра Never Alone не лишена крайне неприятных недостатков. Ее можно проходить в одиночестве, переключаясь между девочкой и песцом, или же вдвоем за одним экраном – и я не советую вам первый вариант. Если передать управление вторым персонажем искусственному интеллекту, то он тут же начнет вести себя неадекватно, снова и снова падая в пропасть или попадая в лапы противника.

Совместные паззлы тоже могут обернуться неслабой нервотрепкой: скажем, нужно по очереди добраться до нужной платформы; стоит вам проложить путь песцу и уже догонять его играя за Нуну, как белошерстный напарник умудряется спрыгнуть в самое начало или, простите, встретить свой «писец», отправив обоих героев к последней контрольной точке. Пройти этот уровень у меня получилось только после того, как я подключил геймпад, вынудив зверька покорно лежать на одном месте и ждать свой черед. Но при совместной игре все намного лучше. Хотя задачки попадаются совсем несложные, для не самых ярых поклонников жанра это окажется скорее положительной стороной – все-таки задача у игры стоит иная, нежели заставить вас рвать волосы на голове. Да и находить ключи ко всем видео-вставкам легче и веселее вместе.

Возможно, за год я стал более черствым, а может дело в раздражающе глупом ИИ, но история про Нуну и полярного песца меня совсем не проняла. Все же до уровня Brothers A Tale Of Two Sons связь игрока с персонажами не дотягивает. Отчасти из-за отсутствия новаторских идей управления (да и вообще каких-либо инноваций кроме грамотно вплетенных документальных видео), но в основном недостает именно важных эмоциональных моментов. В Brothers можно было пинать мяч – будь в Never Alone, скажем, банальная возможность погладить песца и услышать его радостный визг, история воспринималась бы совсем иначе.

У Upper One Games получилось создать красивую, сказочную и местами чарующую историю про отважную девочку и ее питомца, но не удалось сделать интересный платформер. Что важнее, студия доказала, что образовательные игры имеют право на жизнь и при этом – совсем необязательно сборники задач для детей дошкольного возраста. За Never Alone можно приятно провести один из надвигающихся снежных вечеров. Главное, чтобы при этом вы играли не одни, иначе раздражение от технических недоработок может перекрыть весь шарм инупиатской сказки.

Комментарии 16
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Cantrust
Cantrust
Ага, выпотрошенный песец - лучший друг девушки ^_^ И да, статья неплохо смотрится :)
Чипсы с салом
Чипсы с салом
Где Умка?
slovorub
slovorub
У вас в слове "писец" опечатка.