Рецензия на Final Fantasy XV
Чтобы понять, как Final Fantasy XV стала такой, какой мы ее знаем сейчас, нужно вернуться к самым ее истокам, в середину нулевых. Тогда Square Enix в апогее своего делирия анонсировала три тринадцатые части Final Fantasy: одну обычную, одну мобильную (Agito) и одну экшеновую (Versus). Они не были продолжениями друг друга, не были связаны даже сеттингом – лишь «мифологией».
И мифология эта, как мы знаем по провальной Final Fantasy 13, была совершенно пустой и никчемной.
«Версус» оказался скован тринадцатой частью не только в вопросе мифологии. Номерная часть была у Square Enix в приоритете, да только вот разработка не клеилась. В итоге часть команды Тецуи Номуры, занимавшаяся Versus XIII, отправилась помогать коллегам с основным выпуском цикла. Когда наконец через четыре года его доделали, оказалось, что движок, использующийся в коридорной и линейной FF XIII, не очень-то подходит Versus, где Номура планировал развернуть огромный открытый мир. Проблемы сыпались на Versus одна за другой.
При этом Versus был куда более амбициозным проектом, чем Final Fantasy XIII. Номура обещал:
Эта игра будет более человечной, чем научно-фантастическая карикатура, которую мы часто видим. Она будет посвящена событиям, происходящим в нашем мире – и в этом смысле она будет мрачнее.
Неоднозначная история, сеттинг, напоминающий наш мир, цитаты из Шекспира – Final Fantasy Versus XIII оставалась для многих фанатов последней надеждой, лучиком света в темном царстве безвкусия, в которое серия Final Fantasy погрузилась с выходом тринадцатой части. Этой игре не было суждено увидеть свет.
Поняв, что выпуск Versus XIII затянулся, а новую номерную часть делать некому, Square Enix решила адаптировать начинания Номуры в Final Fantasy XV. Увы, без жертв не обошлось.
То, что дозволено спин-оффу, непозволительно большой номерной части. Final Fantasy Versus XIII была очень мрачной, даже кровавой. Инфантильный Номура тормозил разработку и явно не мог довести свои чрезмерно амбициозные начинания до релиза – а он ведь мечтал еще и о сиквелах! Все это не устраивало боссов Square Enix, и в итоге сюжет Versus был сильно переписан (в частности главная героиня, которая очень нравилась Номуре, была вычеркнута из истории полностью), а на режиссерское кресло попросили вместе с Номурой уместиться и Хадзиме Табату, который был известен своим умением выпускать игры, укладываясь в сроки и бюджеты. Вскоре Табата спихнул Номуру с трона и узурпировал его детище.
А еще Табата привел своих людей и выкинул талантливейшую команду Номуры. Так, несравненный Дзюн Акияма, постановщик сцен в Vagrant Story и Final Fantasy 12, лишился своего поста и был отправлен ставить проходную комедию World of Final Fantasy. В отставку отправился и Такеси Эндо, создавший карты мира в Final Fantasy 7 и Final Fantasy 8. Кадзусиге Нодзима, сценарист, прославленный своей работой над Final Fantasy VII, VIII, X, X-2, Advent Children и Crisis Core, уступил место никому не известной Саори Итамуро, до этого написавшей феерически убогий сценарий Dissidia 012: Final Fantasy. В итоге с номуровских времен у игры остались только персонажи, самая поверхностная основа сюжета и саундтрек.
Но мы об этом, конечно, не могли подозревать. На E3 2013, когда игра была впервые представлена как Final Fantasy XV, нам показали трейлер, поставленный Номурой:
Ни один кадр из этого ролика не соответствует тому, что попало в финальную версию игры.
Почему это так важно? Потому что Versus XIII подавала большие надежды. Потому что FF XV заявлялась как переделанный «Версус». Потому что не последнюю роль играет послужной список режиссера.
Тецуя Номура не делал плохих игр, а Хадзиме Табата не делал хороших.
При этом Табата, вытолкав Номуру с проекта, сразу заявил, что продолжит претворять в жизнь его видение. И это, безо всякого сомнения, было ложью. Табата принял наработки визионера-идеалиста, а выпустил наполовину недоделанную, вымученную и поверхностную «Фантастическую четверку».
Особенно рука Табаты заметна в сюжете игры. Еще полгода назад некий аноним слил в Интернет тонну спойлеров, которая казалась почти что невероятной (из-за убогости этих сюжетных решений, конечно), однако оказалась стопроцентно верной. Этот источник тогда сообщил, что уже в то время, как Номура ставил свой трейлер, Табата переписывал историю игры. Трейлер обещал нам «A world of Versus epic», однако эпоса не вышло: Табата громко заявил, что сиквелов не будет, а концовка поставит жирную точку – и в итоге выкинул из сюжета практически все.
От сюжета – важнейшей составляющей для Final Fantasy – практически ничего не осталось.
Но даже то, что есть, нам, как правило, не показывают. Империя захватила родной город героя, но за кадром (Номура планировал сделать битву во дворце и побег из столицы геймплейными сегментами, но кому же какое до него дело?). К счастью, об этом событии мы можем узнать из фильма Kingsglaive: Final Fantasy XV, однако о других не менее важных сюжетных моментах, которые нам так и не покажут, – нет. Зачастую текст на экранах загрузки оказывается более информативным, нежели сценки.
Чего уж говорить про структуру игры! Как известно, главная особенность Final Fantasy XV –открытый мир. Так вот, пока героям этот открытый мир доступен, они занимаются такой туфтой, которая в нормальных играх была бы частью побочных заданий, и все это время сюжет попросту не двигается с места. А во второй половине FF XV лишается своей ключевой особенности и пересаживается на буквальные рельсы, по которым катится в духе Final Fantasy XIII к развязке, теряя по пути все подряд: персонажей (за кадром), сюжетные линии (там же) и, очевидно, совесть.
Все то, что было показано в первой половине игры: все герои, все намеки на хоть что-то - не имеют значения.
Все списывается в утиль – и остается только последний босс с дурацкой мотивацией и ужасно пустая и глупая концовка.
У Final Fantasy XV нет даже никакой центральной идеи, нет смысла. Главный слоган игры – «верни свой трон» – настолько туп и прямолинеен (и звучит совершенно как «пойди убей главного злодея»), что его невозможно рассматривать всерьез. О чем эта игра? Фактически – да, всего лишь о том, как принц Ноктис прокачивается, чтобы убить главного злодея. Больше в ней ничего нет.
Тут, конечно, можно возразить, что это игра и о путешествии Ноктиса и его друзей. Бесспорно, лучшую часть игры мы проводим в машине с «фантастической четверкой» персонажей, но толку от нее мало: все герои давно друг с другом знакомы, в их отношениях нет никакой динамики, они практически не раскрываются и не развиваются по ходу игры, оставаясь в финале фактически такими же, как и в начале.
Путешествие оказывается физическим, а не духовным.
И при этом, как и в каждой игре Табаты, в Final Fantasy XV полно натужного, притянутого за уши драматизма. Персонажи, которые провели за кадром почти все время до этого, трагически гибнут – а мы должны, наверное, им сопереживать. Герои начинают друг на друга орать без видимой причины. С ними происходят неприятные оказии (преимущественно когда мы этого не видим). И все это без каких-либо последствий для их отношений или для сюжета в целом.
И даже если принять как данность то, что основная сюжетная линия в FF XV слита полностью (а это, безо всякого сомнения, так) и поискать спасения в побочных диалогах и открытом мире, то его и там не найти. Четверка героев постоянно обменивается репликами, но это все small talk – комментарии о погоде или о том, что насекомые докучают, вряд ли окажутся бальзамом на душу. Как я уже упоминал, герои не развиваются и не особо раскрываются – будь то по сюжету или в побочках. Ноктис ворчлив, бугай Гладиолус весь из себя серьезный альфа-мачо, очкарик Игнис – умник и стратег, блондин Промпто – раздолбай и комичное ничтожество. Из этих типажей герои почти никогда не выходят. Мне, например, был очень симпатичен Игнис, но, проведя за FF XV пять десятков часов и посмотрев прилагающееся приквельное аниме, я так о нем ничего и не узнал. Каково было его детство? Какие у него увлечения, помимо готовки? Вкусы? Взгляды? Притом, что в игре записаны целые часы его реплик, Игнис оказывается не более чем придатком Ноктиса, выполняющим роль хладнокровного и рассудительного члена команды – и не более.
Как можно так много говорить и при этом ничего не сказать?
Не спасают положение и NPC. В конце концов, RPG с открытым миром и слабым основным сюжетом – не редкость, и в них все вытягивает вариативность сайд-квестов и диалоги с второстепенными персонажами. В FF XV же все сайды пустые и банальные («убей монстров», «найди на земле в радиусе 30 метров мизерную монетку и принеси», «найди триггеры в указанных на карте точках»), не подразумевают альтернативных исходов и написаны очень скучно. После выхода The Witcher 3: Wild Hunt и даже Xenoblade Chronicles такое делать попросту стыдно.
А еще NPC мало. Преступно мало. И я имею в виду не статистов, которые создают видимость живого мира, а нормальных персонажей с именем и хоть как-то выделяющейся внешностью. Как показывает сайд-квест на убийство огромной черепахи, собирающий всех важных NPC в игре, их число составляет… 14. Всего 14 дающих квесты персонажей, не являющихся совсем уж безликими болванчиками. Интересным ни одного из них назвать, конечно, нельзя.
Продолжая тему открытого мира: NPC тут 14, а город – всего один.
Это может показаться невероятным, но да – Лесталлум, который фигурировал во всех недавних трейлерах, – это единственный полноценный город в игре (и тот небольшой, хотя выглядит он отлично). Похожая на Венецию Альтиссия оказывается лишь декорацией для стремительно портящегося сюжета, и делать в ней в целом нечего – побочек тут практически нет.
Кроме Лесталлума на карте есть множество мелких пунктов вроде мотелей и автозаправок – там-то и раздаются остальные квесты. Но поговорить там не с кем, практически все NPC, кроме вышеупомянутых 14 штук – или статисты, или обслуживающий персонал, готовый пригласить вас на чашечку кофе или продать вам предметы. Иногда статисты переговариваются о чем-то между собой, но чем дальше, тем этого меньше.
Возможности поговорить с местным населением, чтобы поглубже прочувствовать этот мир, очень не хватает.
Во второй половине FF XV представляет собой линейный кошмар, за который должно быть стыдно всем, кто приложил к нему руку, а в первой и лучшей – типичную «юбисофтовскую» игру с открытым миром, но не более того.
Роль вышек тут исполняют забегаловки, где вам открывают важные места на карте и выдают задания по убийству определенных монстров (одновременно можно взять только одну «охоту»; при попытке принять еще одно такое задание предыдущее просто «забудется» – и это в 2016 году!). На земле валяются полезные мелочи, которые можно подбирать. В определенных местах можно собирать травы и минералы, иконками которых усеяна вся карта. В посещенные чекпойнты можно телепортироваться. Иногда.
Мир не такой уж и большой, как можно было подумать по демоверсии Episode Duscae, где игрокам представили большущую «поляну». Дело в том, что континент покрыт горами, а герои неспособны осилить даже небольшой пригорок. И получается, что кроме пустыни в самом начале игры и следующего за ней болота и леса из Episode Duscae, в игре больше нет достаточно больших открытых пространств, что мир состоит из неприступных гор и проложенной между ними череды дорог.
По дорогам этим ездить, впрочем, приятно (если забыть, что машина вообще-то должна уметь с них сворачивать – потому что она не умеет). За ездой под любимую музыку из предыдущих частей Final Fantasy и рассматриванием местных красивых пейзажей прошли мои любимые часы в FF XV. Под эти мелодии так и хотелось представить себе: а что было бы, если бы с такой же тщательностью, с таким же обилием деталей перед нами предстали миры Final Fantasy VIII или IX?
Увы, в FF XV геймплей в этом открытом и красивом мире сводится по большей части к выставлению галочек на строчками с названиями «охот» и сайд-квестов. Это не так плохо само по себе и вполне может увлечь на десятки часов, но никакой глубины или откровений ждать тут не приходится.
Нет никакой глубины и в боевой системе.
Управлять можно только Ноктисом (это Номура хотел сделать каждого члена партии играбельным, как принято в «финалках», Табате на это наплевать), и почти во всех боях нужно только атаковать (держим «круг», тайминг не важен) и защищаться (держим «квадрат», тайминг не важен). Если враг вас ударит, пока вы удерживаете кнопку защиты, то можно будет нажать на кнопку атаки, чтобы провести зрелищное парирование. Защита почти непробиваема: Ноктис будет уходить от всего, что в него летит со всех сторон, за счет линейки МР, которая восстанавливается, если телепортироваться в укромное место. И еще можно переместиться прямо во врага. В этом примерно все премудрости; новых умений тут не откроет и прокачка, посвященная преимущественно получению пассивных бонусов.
Магия в Final Fantasy XV сильно ограничена: ее надо высасывать из особых источников (на манер FF VIII) и комбинировать с катализаторами для составления заклинаний, которых по сути всего три: огонь, лед и молния. Они достаточно мощные, но штучные, и при их использовании под удар инвариантно попадают ваши партнеры, которым нельзя приказать отойти от вашей цели.
Да, напарники вам тут вообще неподконтрольны. Единственное, что им можно приказать, – это сделать один выбранный заранее суперприем (и то при достаточно заполненной соответствующей шкале). В остальном эти трое сами себе на уме и, как правило, занимаются тем, что подставляются под вражеские атаки и умирают. Здесь нет ничего даже отдаленно напоминающего отличную систему гамбитов из Final Fantasy XII, нет даже возможности перепрофилировать их на более подходящую ситуации роль, как в Final Fantasy XIII.
Все, на что напарники обычно могут сгодиться, – это отвлекать на себя врагов, быть пушечным мясом. Ни о какой тактике в этом случае, само собой, не может идти и речи.
При этом сам Ноктис вообще не может умереть, пока у вас в закромах остаются лечащие предметы. Менюшка их выбора ставит игру на паузу, и, даже получив смертельный удар, всегда можно проглотить очередное зелье и снова ринуться в бой. Я не видел экрана Game Over на протяжении всего прохождения – и это не бахвальство. Битвы с некоторыми боссами сводились к тому, что вся моя партия постоянно умирала, я съедал «лечилку», наносил несколько ударов, опять получал смертельный удар, лечился – и так повторялось снова и снова.
В этом вся Final Fantasy XV – поверхностная, посредственная. Ни боевую систему, ни открытый мир, ни персонажей, ни тем более сюжет здесь нельзя назвать по-настоящему хорошими, заслуживающими похвалы. В свои лучшие моменты она представляет собой лишь нормальную экшн-RPG с кучей опционального контента, неплохую убивалку времени». О худших же не хочется и вспоминать.
При этом выглядит она великолепно.
Количество уникальных анимаций не поддается исчислению, на героев потрачено совсем неприличное число полигонов, и на фотографиях, которые запечатлевает весельчак Промпто в произвольные моменты – даже в бою, – все, как правило, смотрится хорошо (а местами – умилительно). Эта особенность, казавшаяся мне поначалу глупой («как это – скриншоты будут делать за меня?»), на деле оказалась самой яркой, самой лучшей находкой игры.
И жаль, очень жаль труд талантливых художников, дизайнеров, аниматоров, на протяжении десяти лет трудившихся над игрой, которая большую часть их наработок попросту не использовала, а остальные поместила в рамки халтурного сценария и посредственного геймдизайна. Не меньше жаль и саундтрек, оставшийся еще с тех давних времен, когда эта игра в руках Тецуи Номуры подавала столько надежд.
Final Fantasy XV – это «Фантастическая четверка».
Быть может, в руках ее изначального создателя она и не стала бы шедевром; быть может, она вышла бы не особо удачной. Мы этого никогда не узнаем. Очевидно лишь одно: после десяти лет ожидания мы получили вот эту посредственность, очередную пустышку от Хадзиме Табаты, завершение сюжетной кампании которой оставляет после себя лишь горечь и разочарование.