Рецензия на Dishonored 2
Dishonored была о мерзких людях и разложении общества. Корво, главного героя, окружали сплошь подонки и негодяи, даже у положительных персонажей за душой были отвратительные поступки.
Стоит ли говорить, что и сам Корво в эту компанию отлично вписывался? Это в общем-то логично, учитывая, что игра отталкивалась от стилистики викторианской эпохи, вплетая мотивы того времени в собственную историю. Все эти внезапные изменения в привычном укладе жизни, стремительный рост промышленности, загрязнение окружающий среды, порождающее болезни и эпидемии. Прогрессирующее общество, теряющее моральные ориентиры.
Для нас же стилистика означала возможность быть хладнокровным убийцей и не терзаться моральным выбором – тут точно невиновных нет. Или же наоборот, окружение могло подтолкнуть и к ультрапацифизму, с желанием хоть как-то улучшить этот прогнивший мир.
Вот вторая часть ровно о том же. Корво (ну, или Эмили) орудует в Карнаке, крупнейшем городе острова Серконос. Этот райский уголок, где жизнь легка, а морской бриз свеж – родина нашего императорского защитника. Раньше об этом месте мы только слышали, теперь же сценаристы дотянулись до него своими руками, и оно тоже превратилось в ад.
Загибайте пальцы. Жестокая стража и расстрельные отряды, за мелкие провинности убивающие жителей прямо на улицах. Правители-самодуры, сплошь извращенные личности. Угнетенный рабочий класс, задыхающийся и умирающий на серебряных рудниках. Нашествие ос, паразитирующих на трупах и нападающих на людей – вполне себе аналог крысиной чумы в Дануолле.
Карнака радует красками и легкой колониальной архитектурой, ей хочется любоваться, но в душе это все тот же Дануолл, под какой бы маской он не прятался. Если вы не влюбились в это грязное местечко в первой части, то и Карнака вас едва ли впечатлит. Для меня эта атмосфера тотальной безысходности и неумолимого загнивания стала главным поводом полюбить оригинал, так что и Карнака мне в душу запала надолго.
Даже попадают наши герои на улицы Карнаки ровно так же, как Корво когда-то очутился в подворотнях Дануолла. Да, у нас тут снова государственный переворот. Первая часть началась с убийства императрицы, вторая стартует с появления ее родной сестры.
Твист, между прочим, не такой уж и плохой – сестрой оказывается Далила, предводительница бригморских ведьм, с которой мы в роли Дауда, казалось бы, расправились в DLC к первой части. Тем не менее, претензии ее вполне даже законны. Эмили, дочь Корво и прошлой императрицы, села на трон за неимением других наследников, теперь же они есть.
Но обозленная на мир Далила «мирно» свергать девушку не желает – всех верных подданных Эмили просто вырезают. Дальше у нас встает выбор: либо Корво, либо Эмили обратят в камень, а оставшийся герой будет расхлебывать заварившуюся кашу и зализывать раны на Карнаке. Сюжет сильно не поменяется, а вот игровой процесс немного различаться все-таки будет.
Стоит лишь начать бродить по улицам, как становится ясно, что идея «кругом одни негодяи» из серии тоже не испарилась. Взять главных героев. Из газетных вырезок, разговоров прохожих и случайно найденных писем становится понятно, что Эмили – скверная правительница. Чума отступила, но нищета и бесправие граждан остались на месте. Мы то и дело слышим о бесчинствах властей, происходивших во времена правления юной императрицы. В первой же подворотне можно встретить пару горожан, обсуждающих произошедшие события со словами вроде: «Наконец-то эту бестолковую императрицу свергли, думал уж не доживу».
Эмили удивляется: «Как же так, как я могла этого всего не замечать?». Но ей скорее просто нет до подданных дела, она предпочитала скакать ночами по крышам и обучаться фехтованию у Корво, нежели заботиться о нуждах населения. Сам Корво тоже в смятении и открыто признает, что дворцовая жизнь его расслабила, отдалила от проблем простых граждан. И, знаете, таких героев просто понять. Они ведут себя как обычные живые люди, которые, в большинстве своем, тоже далеко не ангелы. Поэтому к этой парочке и привязываешься
На самом деле очень хотелось бы увидеть историю, в которой узурпаторша Далила становится действительно мудрой и толковой правительницей, которую люди поддерживают. Вот уж где наши герои смогли бы раскрыться в полной мере, почувствовать себя и не героями вовсе. Но нет, разработчики сделали Далилу сумасшедшим кровавым тираном с планами по захвату мира, превращающим Дануолл в гристольский филиал Ярнама. Скукота.
В местной истории вообще, откровенно говоря, не за что цепляться. Все предсказуемо и без захватывающих (да вообще хоть каких-нибудь) поворотов. Единственное, что в сюжете Dishonored 2 представляет ценность для вселенной – мы чуть больше узнаем о Чужом и его мотивах.
Действующих лиц в игре не много, и появляются в кадре они крайне редко. Даже знакомым и важным персонажам из первой части места почти не нашлось. Раскрывать характеры героям некогда – короткий брифинг, пожелание удачи, иди воюй. Хочется узнать больше? Читайте бесконечные записки, которых на парочку полноценных томиков хватит. Там-то и драма, и интриги, и внезапные повороты, раскрывающие взаимоотношения персонажей. Если вам такое нравится – определенно будет за что зацепиться. Я же считаю, что этот метод подачи истории давно уже пора запретить. Он для ленивых – что может быть проще, чем раскидать по уровням тонны макулатуры? Все эти листочки сбивают темп игры, заставляют останавливаться, отвлекают. Особенно, когда попадаются без преувеличения на каждом шагу. Да и относится это все больше к мифологии серии, нежели к происходящей у нас на глазах истории.
К счастью, как и первая часть, игра дополняет историю непосредственно игровым окружением. Тут на каждом углу случаются самые разные мини-сценки: из коротких диалогов прохожих, из самого окружения о мире игры можно узнать многое. Такое повествование в голове укладывается куда легче, жаль, что над записочками оно пока не доминирует.
Основные мотивы разработчики перенесли во вторую часть из оригинала без изменений. Но что же с игровым процессом? Да то же самое. Если вам первая часть не нравилась, то вторая, с ее точечными правками, положения не исправит. Взять, к примеру, уровни. В Dishonored 2 они невероятно огромные. Переплетения улочек, десятки многоэтажных домов со множеством комнат, балкончики, крыши – подобраться к цели и выполнить задачу можно десятками способов. Куда бы вы не пошли, что бы вы не делали – по пути всегда найдется решение задачи. В своих масштабах игра даже Deus Ex: Mankind Divided с легкостью уделывает. Это действительно тщательно выверенная и умная песочница, которая умеет заинтересовать, умеет заставить экспериментировать. Вот только бродят по этим уровням все те же слепые и глуповатые стражники, которые, правда, иногда на еле слышный шорох могут слететься целой армией. Бесили раньше? Будут бесить и сейчас.
Или боевая система. Прямо в открытом сражении можно оглушать противников – настоящий подарок для тех, кто проходит игру нелетально. Теперь каждый может опробовать боевую механику. Но если вас раздражала ее двухкнопочность и отсутствие «отдачи» (мечи ну никак не ощущаются, до практически эталонной в этом плане Dark Messiah of Might & Magic игре все еще бесконечно далеко) – что вам толку от этих нововведений? Тут ничего не изменилось, разве что кровавыми и бесконечно стильными добиваниями остается наслаждаться. Ну или расстреливать всех из пистолета – вот он бабахает здорово.
А вот стелс немного изменился, но чтобы эти изменения почувствовать, придется играть за Эмили. С Корво все понятно, его «ульта», позволяющая вселяться в животных и врагов, осталась на месте. Теперь же можно вселяться и в трупных ос, с легкостью пролетая в теле насекомого хоть полуровня. Способность почти читерская, но перестать ей пользоваться крайне сложно. Если вы не умеете заставить себя действовать красиво и не ломать игру, то Dishonored 2 будет грандиозным провалом – сама она вас мотивировать не будет, все на вашей совести.
У Эмили же свой набор навыков, а ее главная суперсила называется «Домино» – отмечаете от двух до четверых врагов и все, что произойдет с одним, случится и с другими.
Стражники будут синхронно хвататься за внезапно вскрывшееся горло или синхронно же засыпать – что с ними случится, решать вам. Мыслить с таким навыком начинаешь иначе, и на эксперименты тянет гораздо сильнее, нежели с возможностью быстренько пропустить большую часть уровня.
Но со способностями связан и один из самых внушительных недостатков игры. Он может быть субъективным, но я терпеть не могу, когда игры заставляют заниматься второстепенными активностями. Dishonored 2 заставляет и делает это нагло. Для прокачки навыков нужны руны, но в ходе прохождения сюжета игра их не выдает вообще. Если вы не будете обшаривать дома и закоулки – вам будет не на что качаться, даже «базовый» набор навыков приобрести не получится. Да, мир игры интересен. Отыскивать сайд-квесты и тайники действительно занятно и без принуждения, но, разработчики, оставляйте игрокам выбор.
Умолчать о технических проблемах тоже невозможно. О проклятьях, преследующих владельцев игры на ПК вы и так наверняка слышали, но и на PS4 дела обстоят не столь гладко.
Началось все с безобидных застреваниях врагов в шкафах и дверях, а закончилось эпическим багом в концовке, который чуть было не поставил крест на всем моем прохождении. Игра не только намертво заблокировала мне прогресс (нужный триггер просто не срабатывал и финальная схватка не запускалась), но и испортила последние сохранения.
Подробнее рассказать не могу, иначе посыплются спойлеры, но выкрутился я действительно чудом. К сожалению, на мое восприятие игры и истории эта ситуация не повлиять не могла.
Не считая набора мелких улучшений Dishonored 2 – ровно та же игра, что и 4 года назад. Ее не изменили ни усложнившееся уровни, ни механические враги-часовые, которых нам так разрекламировали в трейлерах (убиваются, кстати, проще простого). Подвох тут в том, что это вовсе и не плохо. Столь же умных игр, предоставляющих такую вариативность прохождения, было мало тогда, и их мало сейчас. Но здесь нужно уметь заставлять себя экспериментировать.
В Dishonored 2 нужно уметь играть – в этом ее главная проблема.
Прийти к финалу можно десятками путей, каждую цель можно устранить десятками способов, в том числе и особенно изящными, придуманными разработчиками. Но риск сорваться на протяжении всего прохождения велик. Однажды можно не сдержаться и пробежать в шкуре крысы мимо всех стражников, чтобы одним ударом убить ключевую жертву. Или вдруг обнаружить, что толпу негодяев в открытом бою перерезать до смешного легко даже на высокой сложности (разбогатевший арсенал к тому только подталкивает). В такие моменты игра может просто рассыпаться. Будьте внимательны.