05 сентября 2019Игры
Обновлено 05.09.2019

Catherine: Full Body – нетипичная головоломка о любви, отношениях и ответственности

В 2011 году Atlus удивила мир своей необычной игрой Catherine, затрагивавшей столь редко встречающиеся в интерактивных произведениях темы, как создание семьи, измена и ответственность. В 2019-м вышло дополненное переиздание, получившее подзаголовок Full Body. Если в оригинальной Catherine было множество проблем, подрывающих ее статус как «игры для взрослых», то в Full Body их стало еще больше.
В 2011 году Atlus удивила мир своей необычной игрой Catherine, затрагивавшей столь редко встречающиеся в интерактивных произведениях темы, как создание семьи, измена и ответственность. В 2019-м вышло дополненное переиздание, получившее подзаголовок Full Body. Если в оригинальной Catherine было множество проблем, подрывающих ее статус как «игры для взрослых», то в Full Body их стало еще больше.

Catherine посвящена душевным метаниям 32-летнего мужчины по имени Винсент Брукс. Он уже много лет состоит в отношениях с Кэтрин — доминантной карьеристкой, которая стремится контролировать его жизнь и настаивает на скорой свадьбе. Сам Винсент — тряпка и раздолбай, не готовый принять столь серьезное решение и мечтающий о том, чтобы все оставалось прежним. Однажды в баре он встречает миловидную юную блондинку на 10 из 10, которая проявляет к нему активный интерес, — они вместе выпивают, весело беседуют, а на следующее утро он обнаруживает ее в своей постели. И ее тоже зовут Кэтрин, только в англоязычном написании ее имя начинается не с K, а с C.

Всю игру Винсент мается с внутренними противоречиями. Ему стыдно за измену, но рассказать о ней и надеяться на прощение он не может. Жениться он не готов, но Катерина-старшая говорит, что беременна. Катерина-младшая продолжает оказываться поутру в его постели, хотя он совершенно не помнит, чтобы звал ее к себе. И она тоже требует верности. И шлет нюдесы. И, поскольку Винсент — тряпка, ни с одной их них он серьезно поговорить не в состоянии.

А еще каждую ночь ему снятся кошмары, смерть которых ведет к смерти в реальности. В них он лезет вверх по обрушивающейся в пропасть стене из кубиков, которые он может тянуть и толкать, превращая в импровизированную лестницу. У кубиков бывают разные свойства: одни скользят, другие взрываются, третьи нельзя двигать, — и прохождение игры требует умелого использования широкого спектра тактик. Их Винсенту подскажут между уровнями другие люди, попавшие в кошмар, — только выглядят они все как овцы. Таинственный голос регулярно задает ему каверзные вопросы, а финальный этап каждого кошмара встречает Винсента боссом, который преследует его и убивает, если герой не был достаточно расторопен в попытках залезть наверх. Босс олицетворяет собой какой-нибудь его страх: невесту, например, или ребенка.

Примерно половина игры проходит за этим платформенно-головоломочным геймплеем, другая половина же проходит за катсценами и диалогами в баре, где Винсент выпивает с друзьями каждый вечер. Других посетителей бара он встречает также и в кошмарах (воспоминаний от которых в реальности он, увы, не сохраняет) — правильные реплики в общении с ними помогут им не сдаться и не умереть. Наконец, обе Катерины пишут ему SMS, на которые он может отвечать по-разному (но все сценки с ними при этом проходят по одному сценарию без участия игрока).

Вот, собственно, и вся игра. Головоломки в ней хорошие, градации уровней сложности выстроены очень грамотно (легко — это действительно легко, на сложном вы сойдете с ума, и вам самим потом эти блоки будут сниться в кошмарах). Любители подобного найдут в Catherine очень много интересного для себя контента. Но давайте скажем прямо: паззлы в духе «сокобана» — это не то, ради чего люди будут выкладывать 3500 рублей. Не то, за что эту игру помнят и хвалят.

Главное в Catherine — сюжет, и к нему у меня претензий очень, очень много.

Catherine: Full Body – нетипичная головоломка о любви, отношениях и ответственности - фото 1

Начнем с того, что он связан с головоломочным геймплеем очень условно. Да, карабканье Винсента наверх можно интерпретировать как метафору и его попыток убежать от того, что его заботит, и его личностного роста, а обрушивающуюся вниз стену — как напоминание о том, что пути назад нет, равно как времени на нерешительность. Да, пара боссов, которых я уже упомянул, говорят нам, чего он боится. Но это, как видите, занимает пару строчек в описании. А проводить за однообразным перетаскиванием кубиков тут надо много часов. Это сизифов труд, на который нас обрекает игра без какой-либо серьезной на то причины.

За попытку поставить в центр повествования взрослых людей со взрослыми проблемами разработчики, безусловно, заслужили лайк. Японцы вообще такое делают очень редко: по большей части их игры посвящены спасению мира от какой-нибудь непонятной фигни, богоборчеству, превозмоганию, пафосным речам о том, на что способно человечество. А тут — приземленная жизненная история. Классно же? Ну, было бы классно, если бы эти приземленность и жизненность не оказались кликбейтом.

На протяжении большей части игры Винсент не решается сказать ни одной из Катерин о существовании другой. Ничего не происходит, интроспекции особой не добавляется — игра просто тянет резину через череду комедийных сценок, где Винсент ведет себя нелепо и постоянно пытается придумать какие-то объяснения или оправдания. Сложно назвать солидной и умной игру, половина которой годится на экранизацию с Робом Шнайдером в главной роли.

Catherine: Full Body – нетипичная головоломка о любви, отношениях и ответственности - фото 2

В Catherine есть шкала, значение которой меняется от выбранных игроком ответов — в диалогах в баре, в ответах Катеринам через SMS, в опросах, которые Винсент проходит после каждого этапа головоломки в кошмаре. На одной стороны шкалы хаос, на другой — порядок. Она регулярно появляется на экране, подчеркивая свою важность: почти все, что игрок может делать в эти мирные сегменты, — это влиять на положение стрелочки. А теперь осознайте, что игра, которая притворяется серьезной, глубокой, посвященной сложностям взрослой жизни, судит все поступки по бинарной шкале.

И она делает это максимально криворуко. Очевидно, что веселая Катерина-младшая олицетворяет хаос и свободу, а унылая Катерина-старшая — порядок и узы (брака). Но если в SMS Катерине-старшей писать вежливые отказы на все ее реплики, то игра сочтет вежливость за стремление к порядку, как лайк той самой девушке, которой своими репликами мы ставим дизлайк. Положительный ответ на вопрос «Правда, что все мужики тупые?» считается хаотическим, как и признание в том, что при принятии решений полагаешься на себя, а не на мнение других людей.

А ведь от этой шкалы зависит концовка. И если вы будете отвечать на задаваемые вопросы честно, так, как сердце велит, то стрелочка, скорее всего, уйдет недалеко от середины, и нормального финала вам не видать.

Игра наказывает вас за искренние ответы.

Catherine: Full Body – нетипичная головоломка о любви, отношениях и ответственности - фото 3

И если вы хотите полноценную концовку, то ваше отношение ко всем этим дилеммам должно быть утилитарным: «добавит ли это больше очков порядка или хаоса?». Что, в свою очередь, обесценивает задаваемые игрой вопросы.

Для дальнейшего обсуждения проблем Catherine мне необходимо глубоко зайти на территорию спойлеров(весь контент Full Body относится к ним же). Читайте дальше, только если вы их не боитесь.

Catherine: Full Body – нетипичная головоломка о любви, отношениях и ответственности - фото 4

Продолжая тему различных концовок, нельзя не отметить, что игра начинает ветвиться лишь в самом финале. Иными словами, человек, отыгрывавший максимально порядочного Винсента, отрекающегося от искусительницы и желающего жениться, и тот, кто игнорирует тексты и звонки Катерины-старшей и при каждой возможности глазеет на нюдесы горячей подруги, вплоть до самого-самого конца будут идти по одному пути, смотреть одни и те же сценки.

В числе которых, например, решение Винсента расстаться с Катериной-младшей и жениться на своей давней партнерше, которое вытирает ноги о все попытки игрока наставить Винсента на путь хаоса и свести его с веселой блондинкой. В его свете концовки, в которых он просит Катерину-младшую вернуться буквально через полтора дня после расставания и оказывается главным хаоситом вселенной, кажутся шитыми белыми нитками.

Catherine: Full Body – нетипичная головоломка о любви, отношениях и ответственности - фото 5

Да и когда игра начинает ветвиться, это максимально непрозрачно. Во время последнего кошмара Винсенту задают четыре вопроса — на протяжении всей предыдущей игры они двигали стрелочку по шкале порядка и хаоса, но в этот раз первый вопрос не имеет значения, а остальные три влияют на концовку в той же степени, что и шкала, которую мы до этого копили всю игру. Один неверный ответ — и вместо того, чтобы признаваться в любви соблазнительной блондинке, наш герой решает, что отношения ему не нужны. Один. Чертов. Ответ.

К слову об этих концовках. Ранее я отмечал, что приземленность и жизненность Catherine оказываются кликбейтом. Дело в том, что игра очень умело создает иллюзию этих качеств в начале (все сверхъестественное разворачивается во сне, и претензий к этому нет никаких). Однако ближе к финалу иллюзия рушится. Сверхъестественное не просто реально, оно лежит в основе игры. Катерина-младшая — суккуб, профессиональная охмурительница мужчин. То есть в том, что она оказалась у Винсента в постели, его вины как бы и нет: может, она вообще туда телепортировалась.

Иронично, не правда ли? Игра об ответственности сама же на нее плюет, освобождает от нее героя. Катерина-старшая на самом деле не беременна — выбор младшей больше не несет никаких последствий. Поскольку Катерина-младшая — суккуб, то можно сказать, что она не существует в реальности — так что Винсент, получается, и не изменял вовсе, и никакой проблемы нет, можно идти под венец. Зачем тогда это все было?

Если в середине игры можно было рассуждать о неоднозначности ситуации, в которой оказался герой, то к финалу ее нет. Есть четкий главный злодей сверхъестественного происхождения, и после победы над ним мы смотрим, как… Винсент отправляется жить в ад к Катерине-младшей и становится там главным демоном? Это выглядит как Disgaea, а не как «игра для взрослых и умных».

Catherine: Full Body – нетипичная головоломка о любви, отношениях и ответственности - фото 6

И на этом заканчиваются мои претензии к оригинальной Catherine 2011 года выпуска. Переиздание Full Body не исправило ничего — лишь добавило контента, который гораздо хуже всего вышеперечисленного.

В оригинальной Catherine ни один из персонажей не был, условно говоря, хорошим. Винсент — тряпка, лжец, неверный партнер. Катерина-старшая — агрессивная, непрощающая, стремящаяся все контролировать. Катерина-младшая — потенциально неверная, манипулирующая, опасная. С одной стороны, из-за этого им сложно было сопереживать. С другой — добро пожаловать во взрослую жизнь, тут все сложно и все мудаки (и игрок в том числе). Но авторы Full Body взяли и поместили в игру настоящего ангела — новую героиню, Рин. Об особенности которой все догадались из первого же трейлера, после которого ее прозвали «Траптерина».

Рин — это запредельно добрая, выхолощенная, приторная моэ-вайфу.

У нее амнезия. Она чиста и невинна как дитя. Она бесконечно благодарна Винсенту за то, что он ее выручил. Она играет на пианино так, что все приходят в восторг. Она играет на пианино даже в ночных кошмарах, помогая Винсенту и другим овцам справляться с преградами. Она всех подбадривает, всем улыбается. А еще она — он.

Catherine: Full Body – нетипичная головоломка о любви, отношениях и ответственности - фото 7

Тут можно было бы подумать, что Catherine решила стать прогрессивной, раскрыть нам тему гомосексуальных отношений и немалых трудностей, связанных с ними. Что, выбрав Рин, Винсент лишится каких-то из своих друзей, будет вынужден чем-то пожертвовать — ну, как и бывает в реальной взрослой жизни. Ах, если бы.

Во-первых, чтобы в принципе получить возможность выбрать Рин, надо правильно ответить на каждый из ряда новых вопросов, раскиданных по всей игре. Одна ошибка — и нового контента вы не увидите, под конец игры Рин просто пропадет, и дальше все будет, как в оригинальной Catherine. То есть опять — гайд в зубы и никакой честности в ответах.

Во-вторых, на решение Винсента вступить в отношения с парнем нормально реагируют вообще все без исключения. Никакой неоднозначности тут нет: совет да любовь, все бросают конфетти в воздух, от приторности сводит скулы.

В-третьих, при переходе на сценарий Рин настрой игры сильно меняется — очень четко видно, где заканчивается оригинал и начинается позорный фанфик. Винсент, при обычном прохождении терзаемый внутренними противоречиями до самого конца игры, внезапно становится целеустремленным, уверенным в себе, громко заявляющим о своих чувствах. Расставание с Катериной-младшей проходит без побоев. Расставание с Катериной-старшей проходит максимально ровно и даже позитивно. В игре про трудности отношений по мановению волшебной палочки все проблемы решаются без заминки — и Винсент из дрожащей овцы превращается в героя, который летит к концовке на силе любви, не знающей ограничений в виде пола или… расы.

Catherine: Full Body – нетипичная головоломка о любви, отношениях и ответственности - фото 8

В-четвертых, Рин — не мальчик. Вся тема возможной гомосексуальности отправляется в помойку, игра скатывается в откровенный фарс: Рин — это ангел-инопланетянин. И его злой брат, который тоже ангел-инопланетянин, недоволен тем, что грязный примитивный человечек хочет оставить Рин себе, и направляет на Землю метеориты, которые уничтожат все человечество, если Винсент не докажет, что люди небезнадежны, прохождением еще одного бонусного сета кубическо-головоломочных испытаний.

Помните, как я говорил, что Catherine выгодно отличалась от других японских игр, которые были посвящены «спасению мира от какой-нибудь непонятной фигни, богоборчеству, превозмоганию, пафосным речам о том, на что способно человечество»? Full Body превратила Catherine именно в это. В банальнейший, пошлейший, давно набивший оскомину набор штампов. Мы больше не раздумываем о тягостях взрослой жизни, не содрогаемся под гнетом ответственности — мы, блин, спасаем мир во имя любви. Это худшее, что только можно было сделать с и без того не идеальной Catherine.

Catherine: Full Body – нетипичная головоломка о любви, отношениях и ответственности - фото 9

Разработчики оригинальной Catherine не смогли закончить игру в том же замечательном ключе, в котором она начиналась. Торжество сверхъестественных элементов убило неоднозначность, поставило крест на задаваемых игрой вопросах. Авторы Full Body добавили свой сценарий, по тону и тематике идущий вразрез с остальной игрой, а в сюжете и постановке максимально пошлый и неуместный.

У игры есть свои сильные стороны: и головоломки, в Full Body получившие тонну нового контента с разнообразными фигурами вместо простых квадратных блоков, и неплохой саундтрек, и реалистичные диалоги с отличной локализацией, и прекрасная актерская игра в английском дубляже, и приятный арт-дизайн, и четкая картинка в версии для PS4. Но в самом важном Catherine дала слабину — а Full Body и подавно.

Комментарии 29
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
СумасшедшийСкай
СумасшедшийСкай
@darklifeness ! Я выбираю тебя! А так лучшее, что сделала Atlus это топовый стилбук на 10 из 10. Ну и конечно сонибоям опять принесли лопату и так же будет с Persona 5 The Royal
Vitaly  Gavrilov
Vitaly Gavrilov
традиционые шутки на тему"а той игре канобу поставили 10"
alexkarco
alexkarco
Неплохой саундтрек, лол. Выдающийся саундтрек! Аранжировки классики просто божественны. То, что прямолинейное сверхестественное объяснение испортило оригинал, я согласен, но в остальном там все прекрасно (и геймлей, и сюжет, если воспринимать его не в реалистическом (реализма и близко нет в игре), а притчеобразном смысле), а выборы отлично работают. А вообще, TD, игры Atlus - это не твое. Тебе не нравится такой стиль, отсюда и хейт.