14 октября 2014Игры
Обновлено 04.06.2016

Рецензия на Alien: Isolation

Я долго пытался сообразить, что именно меня так пугает в новой Alien – помимо самого Чужого, конечно. Во-первых, я понял, насколько сильно полагался на индустриальные стандарты и накопленный игровой опыт. «Да ну, на это они точно не пойдут!» стало моим главным врагом. Creative Assembly постоянно ловила меня на ожиданиях и поступала вопреки дизайнерским приемам, к которым меня приучили другие ААА-хиты. В какой-то момент я осознал, что не хочу идти дальше по сюжету, потому что чувствую себя растерянным – я не мог предугадать ближайшие события, не видел паттернов, по которым выстраивают свои игры остальные.
Я долго пытался сообразить, что именно меня так пугает в новой Alien – помимо самого Чужого, конечно. Во-первых, я понял, насколько сильно полагался на индустриальные стандарты и накопленный игровой опыт. «Да ну, на это они точно не пойдут!» стало моим главным врагом. Creative Assembly постоянно ловила меня на ожиданиях и поступала вопреки дизайнерским приемам, к которым меня приучили другие ААА-хиты. В какой-то момент я осознал, что не хочу идти дальше по сюжету, потому что чувствую себя растерянным – я не мог предугадать ближайшие события, не видел паттернов, по которым выстраивают свои игры остальные.

Инопланетное чудище ведет себя в разы убедительнее любого спятившего пациента из Outlast. В игре про психбольницу чувствуешь себя в относительной безопасности: противники – подслеповатые увальни, от них не составит труда убежать и спрятаться в шкафу, который враги конечно же не проверят. И ты точно знаешь, что не проверят, потому что секундой ранее выполнил все условия для спокойного существования в мире игры.

Авторы старательно избегают маркеров-подсказок («большое помещение – ждите босса», «наткнулись на снайперскую винтовку – впереди бои на дальней дистанции»), и это заставляет нервничать, ощущать себя неготовым. Непривычное, слегка жуткое чувство – особенно если учесть, что на протяжении последних лет нам упорно внушали: что бы ни происходило на экране, как бы сильно ни переживали герои, вы справитесь с чем угодно, потому что так сегодня работают видеоигры. В Isolation все происходит ровно наоборот: вас низводят до рядового «Кучи» и начинают морально разоружать. Каждая ошибка тут становится нешуточным ударом по нервам и психике.

Но пугает Alien не мерцающим светом или узкими коридорами (бутафорские трупы смотрятся тут почти к месту). Creative Assembly разговаривает с аудиторией на самом понятном и уместном языке – языке эмоций. Больше всего беспокоила даже не собственная беспомощность, а осознание того, что на меня ведут охоту. Не прочесывают территорию, двигаясь по строго заданному маршруту, а именно выслеживают, вынюхивают. И это страшно в первую очередь потому, что Чужого воспринимаешь как живую и мыслящую тварь, а не болвана-ИИ. И Creative Assembly делает все, чтобы поддержать эту иллюзию.

### Рипли тащит в карман шприцы, клей и вещества. Но не подумайте чего дурного – из всего этого она собирает аптечки, генераторы шума и ЭМ-гранаты.

Рипли тащит в карман шприцы, клей и вещества. Но не подумайте чего дурного – из всего этого она собирает аптечки, генераторы шума и ЭМ-гранаты.

Ксеноморф вообще ведет себя как типичный хищник. Например, тварь можно опалить из огнемета – она уйдет, но уже точно будет знать, где вы находитесь, начнет атаковать в два раза агрессивнее, кружить вокруг да около. Смерть тут всегда до дрожи внезапна: отбиваться нечем – Alien следует логике оригинальных фильмов и оставляет вас беззащитным, один на один с неуязвимым существом, которого не берет ни дробь, ни тем более удары током.

Притом единственный способ спастись – детектор движений – не столько помогает, сколько ухудшает ситуацию, а заодно и ваше психическое состояние. От постоянного писка, напоминающего об аппаратах жизнеобеспечения, становится еще волнительнее – звук давит на мозги. Хочется убрать прибор подальше, лишь бы не нарушать тишину. Тем ироничнее, что вы целиком зависите от этого нехитрого устройства – без него прятки с ксеноморфом и вовсе превратились бы в сущий кошмар.

А вот действия Чужого абсолютно непредсказуемы, его намерения трудно просчитать – никаких скриптов или заранее прописанных сценариев (за исключением пары эпизодов, но это редкость). От него не отгородиться, приемов, гарантирующих стопроцентную защиту, попросту нет. Там, где сумасшедший из Outlast пройдет мимо, злобный ксеноморф остановится, прогуляется по коридору, а потом, когда вы уже выдохнете, резко сорвется с места, в мгновение ока подскочит к вашему убежищу и когтистой лапой выдернет наружу. Тварь достанет вас везде: выцарапает из-под кровати, заглянет в вентиляцию (самое жуткое это когда ты собираешься выбраться в помещение и натыкаешься на зубастую морду), настигнет из-за угла или спрыгнет сверху. Порой кажется, что монстр ориентируется исключительно на охотничьи инстинкты, и это лишь придает ему правдоподобности.

## **С **Kinect** **в космосе услышат ваш крик

В интернете достаточно отзывов в духе: «Иногда Чужой не видит меня на расстоянии двух метров, вот тупой!» Думаю, сделай авторы его еще более сообразительным и внимательным, в Isolation было бы невозможно играть – вас убивали бы в течение минуты-другой после респауна. Ну а для любителей хардкора могу посоветовать версию для Xbox One– там Kinect считывает любой исходящий от вас шум. Хищника гарантированно привлекут кашель и сдавленные ругательства – вот где полное погружение. Что будет, если сыграть в Isolation с «Околусом», мне и представить страшно!

**С Kinect **в космосе услышат ваш крик

В интернете достаточно отзывов в духе: «Иногда Чужой не видит меня на расстоянии двух метров, вот тупой!» Думаю, сделай авторы его еще более сообразительным и внимательным, в Isolation было бы невозможно играть – вас убивали бы в течение минуты-другой после респауна. Ну а для любителей хардкора могу посоветовать версию для Xbox One– там Kinect считывает любой исходящий от вас шум. Хищника гарантированно привлекут кашель и сдавленные ругательства – вот где полное погружение. Что будет, если сыграть в Isolation с «Околусом», мне и представить страшно!

С другой стороны, это лишь усиливает напряжение и ответственность за жизнь юной Рипли (действие происходит спустя 15 лет после первой части, вы руководите Амандой, дочерью героини Сигурни Уивер). Переигрывать одни и те же отрезки как минимум нескучно – каждое «возрождение» и последующая гибель получаются особенными, по-своему уникальными, спасибо местной «песочнице».

Но даже несмотря на то, что скриптов в игре практически нет, Isolation до ужаса кинематографична. И я сейчас даже не о постановке роликов (они здесь как раз сильно так себе – дерганая анимация, пластмассовые маски вместо лиц). Дело в том, что Alien генерирует сцены, которые ощущаются именно как дорогое фантастические кино. В оригинальном фильме Скотт до самого конца не показывал Чужого целиком, а пугал отдельными частями его тела – мордой, хребтом, лапами. И все ради того, чтобы в финале явить тварь во всей ее инопланетной красе, которая лишила бы зрителя чувств. У Creative Assembly во многом получилось воспроизвести этот опыт. Представьте ситуацию: вы прячетесь под столом в какой-то лаборатории, помещение залито водой. Рядом медленно, по-хозяйски, расхаживает ксеноморф. Вам настолько страшно, что вы боитесь поднять голову и посмотреть на чудище, хотя все равно видите отражение монстра в ближайшей луже. Поднимаете взгляд выше и наблюдаете, как отвратительного вида хвост волочится по полу в полуметре от вас. При этом глаза отвести просто не получается – ты буквально цепенеешь, душа уходит в пятки.

Хотя и с чудо-девайсом умираешь с незавидным постоянством, особенно в первые часы, когда только привыкаешь к повадкам Чужого и учишься считывать его действия, подстраиваться под ситуацию. Но, что удивительно, частые смерти не слишком раздражают, хотя в паре моментов я все же скрежетал зубами от негодования. Сохраняться в Isolation приходится вручную, поэтому когда тебя откидывает минут на 40 назад, становится очень обидно (и следом почти всегда идет мысль: «Ну так же никто сегодня не делает!»).

### Alien: Isolation не обошлась без сцен в открытом космосе. К сожалению, там нам придется заниматься все тем же – бегать от одного переключателя к другому.

Alien: Isolation не обошлась без сцен в открытом космосе. К сожалению, там нам придется заниматься все тем же – бегать от одного переключателя к другому.

И в этом вся Alien: она на лету режиссирует тысячу потрясающих сцен и создает миллион уникальных ситуаций, которые после хочется пересказывать друзьям. Однако как игре «Чужому», к сожалению, особо нечего предложить. Все, чем вы занимаетесь вне рандеву с хитиновым другом, это дергаете различные рычаги, восстанавливаете подачу энергии и вскрываете металлические двери резаком, – дочь Рипли честно отрабатывает звание инженера (привет, Айзек!). И так на протяжении 14 часов – из-за бэктрекинга, неоправданной длины и прочей бессмысленной суеты игра теряет необходимый нерв. Страх сменяется усталостью и раздражением – под конец Alien откровенно утомляет.

Да, Creative Assembly постаралась разбавить ремонтную нудятину и прятки по темным углам сражениями с андроидами и живыми людьми, но в них Isolation смотрится уже не столь убедительно. Да и концовка, честно говоря, сильно разочаровывает. Всю игру ты ждешь грандиозной развязки (в целом сюжет мне понравился), а получаешь скомканный открытый финал. Как? Что? Зачем? Ответ один – ждите продолжения!

Игра порой выдает еще более крутые и сложные сцены. Вот я бросаю генератор шума в двух беспокойных повстанцев (Рипли придется сражаться еще и с обычными людьми и андроидами), тут же появляется наш старый знакомый и разрывает одного из несчастных на куски, второй в это время бежит в мою сторону. Я понимаю, что Чужой сейчас бросится и за ним тоже и, соответственно, перекинется на меня. От отчаяния лезу в ближайшую вентиляцию, механизмы затвора срабатывают как раз вовремя – сквозь образовавшуюся щель я вижу, что бедолаге пробивают грудь, после чего монстр вроде бы поворачивается в мою сторону (получается примерно как в мультиках про дятла Вуди, голова которого в заставке всегда исчезала последней). Пронесло? Не тут-то было: в следующую секунду в вентиляцию запрыгивает хищник и, кажется, хвостом подтаскивает меня к себе. Конец истории.

## **Мама-одиночка и шалунья-дочка**

Авторы Isolation бережно отнеслись ко вселенной «Чужого» – в игре будет совершенно неожиданный эпизод, после которого вам наверняка захочется кричать от восторга. Нет, серьезно, в тот момент (не хочу спойлерить, но вы сразу поймете, о чем я) я крепко задумался над оценкой. А еще для Alien вышло DLC под названием «Команда смертников», которое почти точь-в-точь воссоздает одну из сцен оригинального фильма. К слову, в дополнении вам дадут поиграть за Эллен Рипли, мать Аманды. Об остальных членах экипажа «Ностромо» тоже, само собой, не забыли.

Мама-одиночка и шалунья-дочка

Авторы Isolation бережно отнеслись ко вселенной «Чужого» – в игре будет совершенно неожиданный эпизод, после которого вам наверняка захочется кричать от восторга. Нет, серьезно, в тот момент (не хочу спойлерить, но вы сразу поймете, о чем я) я крепко задумался над оценкой. А еще для Alien вышло DLC под названием «Команда смертников», которое почти точь-в-точь воссоздает одну из сцен оригинального фильма. К слову, в дополнении вам дадут поиграть за Эллен Рипли, мать Аманды. Об остальных членах экипажа «Ностромо» тоже, само собой, не забыли.


Как хоррор новый Alien это стопроцентное попадание в точку. Isolation стала не просто лучшим извинением за ужасную Colonial Marines, но еще и, похоже, дала старт новой серии. Плюс мы наконец-то получили достойное продолжение картин Скотта и Кэмерона (о четвертой части и кроссовере с Хищником сейчас не вспоминают даже фанаты). Камбэк Чужого однозначно удался – ура!

Комментарии 230
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Stormreaver
Stormreaver
Заслуженно.
Газя
Газя
Неплохая игра!
Радуга дэш
Радуга дэш
норм игруха,получше высера теней мордора будет