15 февраля 2023Игры
Обновлено 21.02.2023

Итоговый обзор Hogwarts Legacy: настоящая магия или шарлатанство?

Обложка: скриншот из Hogwarts Legacy
Обложка: скриншот из Hogwarts Legacy

Hogwarts Legacy — игра, которой суждено было стать камнем преткновения между фанатами «Гарри Поттерами» и теми, кто всеми силами «отменяет» автора оригинала, писательницу Джоан Роулинг. Если вы хоть сколько-то следили за её разработкой, то и сами всё знаете. Игру пытались бойкотировать, как с помощью кампаний в твиттере, так и с помощью демаршей со стороны западной прессы, представители которой не стесняются ставить 1/10 баллов, не видя самой игры в глаза, и всё в таком духе. Что, впрочем, не особо помогло.

Обычные игроки, которые внимания на все эти «митинги» не обращали (или попросту смеявшиеся над ними), встретили «Хогвартс» гораздо теплее: у игры высокий рейтинг одобрения в Steam, она поставила рекорд по просмотрам на Twitch среди одиночных игр, в Великобритании она продаётся на 80% лучше, чем Elden Ring, да и её пиковый онлайн в Steam лишь немногим уступает последней. Закономерный вопрос — насколько оправдан такой интерес? Неужели у Avalanche Software получилось сделать настолько хорошую игру, что она затмила сразу всё? Давайте разбираться, что к чему.

Обратите внимание: это обновляемый материал. Итоговые впечатления и оценка появятся в статье после того, как игра будет пройдена до конца. Пока что мы рассказываем об основных моментах игры — без спойлеров, разумеется.

Hogwarts Legacy — это приквел-фанфик

События игры разворачиваются в 1899 году, за сотню лет до того, как Гарри Поттер и Волдеморт сошлись в смертельной битве за Хогвартс. Да что уж там, ключевые персонажи магической Второй мировой — Альбус Дамблдор и Геллерт Гриндевальд — на момент событий «Наследия» едва-едва могут считаться совершеннолетними. Поэтому в центре внимания — новая для читателей и зрителей магическая вселенная, в которой узнаются разве что места действия и некоторые фамилии. С определённой точки зрения это развязывает авторам руки, но сразу напрашивается вопрос: а почему обо всём том, что происходит в Hogwarts Legacy, потом никто не упоминает?

Наш главный герой (или героиня — по вкусу) поступает в Хогвартс сразу на пятый курс. Причём перед поступлением успевает пережить нападение взбесившегося дракона, попадает в магический банк «Гринготтс», а заодно обнаруживает в себе невероятную силу — видеть следы древней магии и манипулировать ею. Итак, дамы и господа, знакомьтесь: Избранный!

Чтобы не спойлерить сюжет, скажу просто — герой неприлично удачлив, хорош и вообще весь из себя такой Марти (или Мэри) Сью. Магия, о которой протагонист понятия не имел месяц-другой назад, даётся ему с невероятной лёгкостью. Полёты на метле осваиваются так, будто бы предками героя были не люди, а птицы. Сражения? О, вы не поверите, какой мощью может обладать волшебник, познакомившийся со своей волшебной палочкой всего неделю назад! Герой буквально может всё — это настолько идеальный колдун, что его можно было бы назначить на пост Министра магии и жить припеваючи.

Понятно, что это всё игровые условности, но откровенная имбалансность протагониста сильно расшатывает веру в созданный авторами мир. Герой получился настолько крутым, что Поттер с его друзьями кажутся незначительными букашками, а все их свершения — детским лепетом.

Атмосфера волшебного мира захватывает

Впрочем, первые часов пять-десять вы гарантированно просидите, приклеившись к креслу и вовсю глазея на происходящее. Первые часы в Hogwarts Legacy — это самая настоящая магия, особенно для фанатов «Гарри Поттера». Знакомые по книгам и фильмам локации оживают прямо у вас на глазах, вы можете по ним прогуляться на своих двоих, изучая каждую трещинку на стене.

Эта дотошно переданная атмосфера мира, придуманного Джоан Роулинг — одно из ключевых достижений игры. Хогвартс хочется исследовать вдоль и поперёк; в Хогсмиде возникает желание посетить все до единой лавки и побывать в каждой таверне; Запретный лес издалека кажется мрачным, но по-своему притягательным… любой, кто хоть раз читал книги или смотрел фильмы, моментально почувствует себя как дома. Игра активно поддерживает иллюзию живого магического мира: по коридорам школы снуют ученики и активно переговариваются, Хогсмид днём буквально забит колдунами и волшебницами, а в лесу, помимо злых пауков-переростков, можно наткнуться на табун кентавров.

Исследовать Хогвартс интересно ещё и потому, что замок, пусть и кажется небольшим, на поверку оказывается огромным. В нём просто невероятное количество проходов, коридоров, каких-то запутанных лестниц и неожиданных маршрутов, на то, чтобы разгадать все его тайны, у вас уйдёт немало времени. Игра активно подбрасывает вам задачки: предлагает, например, отыскать шестнадцать летающих ключей ради получения «сокровища факультета». Решить головоломку на одном из мостов. Или отыскать ключ к хитроумным дверям, запертым с помощью науки нумерологии.

И всё это под аккомпанемент из встреч с учениками, разными призраками (есть, например, полтергейст Пивз, который даже играет небольшую роль в сюжете), живыми картинами и прочими элементами волшебного мира Роулинг.

Хогвартс — прежде всего школа, да и герой туда приезжает не бить баклуши, поэтому вас ждут и уроки. Тут, правда, есть небольшая проблема: героя, может, и зачислили сразу на пятый курс, но вот знаний у него самый минимум. Поэтому учителям приходится объяснять герою самые базовые заклинания (а заодно повторять их для всего класса), а тому — стараться их все запомнить. Но избранность героя помогает ему усваивать новый материал моментально, он с лёгкостью «уделывает» своих более опытных товарищей в любых испытаниях и играх. Уроки скорее важны для создания нужной атмосферы, для напоминания игроку, что тот находится не абы где, а в учебном заведении, где преподают магию. И очень жаль, что таких уроков в игре мало.

Да и основная геймплейная петля этому элементу сюжета сильно мешает. В реальном мире героя бы быстро заклеймили прогульщиком и выписали бы ему обратный билет из Хогвартса в два счёта.

Hogwarts Legacy — «игросодержащий продукт, идентичный натуральному»

Про игры Ubisoft давно ходят шуточки, мол, компания не делает игр как таковых, а производит игросодержащие продукты, в которые ты ходишь как на работу. Шутки шутками, но у их проектов с открытым миром и впрямь есть ряд серьёзных проблем (впрочем, есть они у большинства подобных игр). К сожалению, ровно по тем же граблям потоптались и Avalanche Software.

Игра буквально забита разного рода активностями. Пещеры с сундуками. Аванпосты с враждебно настроенными магами или гоблинами. Гонки на мётлах (потому что квиддич директор школы отменил — студентам Хогвартса приходится выкручиваться). Поиски источников древней магии, позволяющие герою стать сильнее. Разбросанные то там, то тут испытания Мерлина, позволяющие вам расширить свой инвентарь (да, базовые 20 ячеек — это настоящее издевательство). Беготня за бабочками, которые приводят к сундукам с сокровищами. Поиск «правильных» созвездий на ночном небе. В общем, вы поняли: занятий здесь очень и очень много.

Я не знаю, как для остальных, но для меня такой подход попросту уничтожает заботливо воссозданную атмосферу «Гарри Поттера». Наш студент-терминатор не просто пропускает занятия и шляется где попало, но и сотнями выкашивает плохих ребят, которые ему даже сделать ничего не могут.

За пределами Хогвартса и основного сюжета у вас творится не поттериана, а Hogwartʼs Creed какой-то, по другому сказать сложно. Зачистка аванпостов, решение головоломок, выполнение побочных заданий в духе «сходи в пещеру и убей там паука на пятнадцать уровне выше тебя, чтобы принести мне памятный ботинок мёртвого друга» — по миру игры разбросано слишком много заданий такого рода. Это очень сильно бьёт по восприятию, а вся магия попросту улетучивается.

Благо, сражения получились довольно любопытными: герой способен комбинировать заклинания между собой, удерживая своих жертв (иначе это назвать сложно) в воздухе и осыпая их градом атак. При правильном применении вашего арсенала противники будут простыми грушами для битья, а стоит вам слегка замешкаться, как враги придут в себя и немедленно обвешаются щитами и в бешенстве пойдут в контратаку.

Здесь работает довольно простая механика: «клин клином вышибают». Врагов в красных щитах нужно бить мощными заклинаниями (например, взрывными). Тех, кто нарядился в жёлтое, поможет остановить магия контроля — та же «Левиоса», ну, а против врагов с фиолетовыми щитами помогут чары, позволяющие толкать, крутить или притягивать объекты. Собственно, это три ваших основных «класса» заклинаний. Иметь хотя бы по одному на панели быстрого доступа — это самое разумное решение, к которому вы можете прийти.

Стоит также помнить, что отдельные заклинания хороши против тех или иных врагов: например, зомби-инферналов стоит поджечь в самом начале сражения, а быстрых пауков стоит подбрасывать в воздух и стараться не отпускать.

От ответных атак можно или защищаться с помощью своего щита, или уворачиваться. Тут все проще некуда. Вовремя отразив заклинание щитом, вы можете контратаковать противника, ну, а с уворотами и так всё ясно: они позволяют уходить от особо опасных атак, которые не блокируются. В качестве дополнения у героя есть доступ к древней магии, позволяющей наносить колоссальный урон кому угодно, а также три «непростительных заклятия» — последние, впрочем, ещё нужно найти и получить.

Предварительный итог после 20 часов игры

Впечатления от «Наследия» — пока что! — довольно неоднозначные. У игры отличная атмосфера, дизайн, музыка и всё такое, но вот открытый мир очень многое портит, да и к сюжету есть вопросы. Безусловно, безумно приятно оказаться в том мире, с которым ты знаком с детства, и невероятно интересно изучать то, чего в книгах и фильмах даже в помине не было. Однако многое из этого сопряжено с рутиной и дуростью в духе «слушай, сходи накопай мне грибов в ближайшей пещере, ладно?»

Для фанатов «Поттера», полагаю, вопрос «играть или нет» не стоит в принципе — это видно по зашкваливающему количеству онлайна в Steam. Вопрос скорее в том, есть ли смысл играть в Hogwarts Legacy всем тем, кто не испытывает ко вселенной Роулинг настолько же тёплых чувств. И, к сожалению, пока что я не вижу особых причин рекомендовать «Наследие» тем, для кого «Гарри Поттер» — это пустой звук.

Итоговое мнение

К сожалению, после почти тридцати часов игры (чего хватило на завершение сюжета и большинства побочных заданий) моё мнение не изменилось в лучшую сторону. Hogwarts Legacy проваливается ровно там, где этого делать было нельзя: она очень плохо показывает жизнь одного отдельно взятого студента магической академии Хогвартс. Всё, что напоминает о том, что герой вообще-то школьник — это очень редкие уроки, да и то, что к некоторым NPC он обращается как «профессор такой-то». И всё.

Получается так, что эйфория от попадания в школу магии рассеивается где-то за десять часов. Вы к тому моменту уже и замок обойдёте, и Хогсмид изучите, да и поучиться заклинаниям успеете. Дальше вас погонят в открытый мир, который, как уже говорилось выше, с бытностью студента вяжется плохо.

В итоге вместо «Bully в школе волшебства» или «Persona в мире „Гарри Поттера“» действительно получается какой-то Assassinʼs Creed или Far Cry с волшебными палочками и магическими существами. Вместо уроков — истребление расплодившихся пауков и отстрел зомби, вместо походов с однокурсниками в Хогсмид и домашки — зачистка лагерей бандитов, а вместо попыток нагнать пять курсов магических предметов всего за год одни сплошные прогулы. Это, к сожалению, не изменится до самого конца игры, ведь чем дальше вы заходите по сюжету, тем меньше интересного контента связывает вас с Хогвартсом, и тем чаще вас подталкивают бродить по красивому, но довольно скучному открытому миру.

История тоже не блещет оригинальностью, и ближе к концу всё сильнее напоминает фанфик средней руки. Тут вам и драматические (правда, скорее глупые) сюжетные повороты, и шуточки в духе «ой, вы уже прошли три наших испытания, и у вас там вот-вот война начнётся…, но я не думаю, что мы можем вам доверять» от хранителей местного макгаффина, и всё такое прочее. Сюжет получился настолько пресным, что даже побочные цепочки квестов ваших товарищей по Хогвартсу (а всего их три штуки) оказываются интереснее и куда лучше вписаны в идею «игра про ученика магической школы». Квест Себастьяна, ученика Слизерина — так и вовсе единственное место в игре, где есть рабочая, пусть и простенькая, драма.

Запоминающихся сюжетных квестов — кот наплакал; навскидку я могу вспомнить буквально два классных, но безумно коротких задания, где нашлось место и хорошему юмору, и очередной дозе фансервиса, и постановке… беда в том, что таких квестов всего два. Всю основную историю можно пересказать в трёх предложениях, ничего при этом не потеряв.

В последней четверти игры, когда вас посылают в юго-западную часть карты, Hogwarts Legacy совсем «устаёт», поэтому перед вами открывается дивный новый мир игры The Elder Scrolls IV: Oblivion. Той самой, где через шаг были расставлены развалины, заброшенные форты и пещеры. Вот и в этом регионе всё то же самое. Огромное количество вражеских укреплений, немножко побочных квестов (где всего один интересный, с охотой на сокровища), и просто полчища противников. Даже с визуальной точки зрения это, пожалуй, один из самых блёклых районов игры. Ощущение такое, что к этому моменту фантазия авторов иссякла совсем, и они решили, что и так сойдёт.

При этом Hogwarts Legacy можно пожурить ещё много за что. За куцую ролевую часть, где варианты диалогов почти ни на что не влияют. За совершенно плоских персонажей. За вытащенную у лутер-шутеров систему экипировки, которая смотрится в подобной игре… мягко говоря, странно. Можно ещё вспомнить совершенно дурацкую идею «визуализировать» взлом замков с помощью моментально надоедающей мини-игры или необходимость прокачивать это заклинание с помощью коллекционных предметов. Короче, мелких проблем у игры хватает.

При этом я совру, если скажу, что у Avalanche получилась плохая игра. Вовсе нет. Скорее, у них получился проект, который не раскрывает свой потенциал на полную.«Наследие» выглядит как фундамент для чего-то большего; как бетонная стена, на которую забыли поклеить обои и повесить полочку с книгами.

Вроде бы и геймплей относительно неплохой (опять же, если вам не надоели однотипные открытые миры), и персонажи приятные встречаются, да и знакомые элементы вселенной встречаешь с улыбкой, понимая, что разработчики-то на самом деле сами фанаты до мозга костей. Но пытаясь собрать всё это воедино, вы поймёте, что паззл не сходится. Деталей не хватает.

В итоге получается так, что фанаты вселенной Роулинг, скорее всего, будут от игры в восторге (по крайней мере те самые первые десять часов!), а остальные же рискуют встретить совершенно обычную, ничем не примечательную современную AAA-игру с открытым миром. А уж нравится вам такой подход или нет — персональное дело каждого.

Комментарии 31
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
sem_2306
sem_2306
Я не фанат ГП и наследие хогвартса рассматривал как отдельную игру. И могу сказать, что и по сюжету и по геймплею мне все зашло
kss.yuuu
kss.yuuu
очень захайпленная игра, а по сути вполне обычная игра с отголосками вселенной гарри поттера. После прохода игры, остается ощущение, что разработчики не дотянули идею. С такой базой можно было бы сделать конфетку