Рецензия на Journal
Несовершенство человеческой памяти заключается в рамку из попыток преодолеть его. Контроль над происходящим распространяется лишь на половину общей картины. Решение о том, куда дальше направится повествование, оформлено самым простым из возможных способов: выбором одного из вариантов. Ловушка из неполноты знаний о прошлом захлопывается. Любой путь остается в пределах очерченных границ. Положенная поверх рисунка линейка преграждает пусть с той же очевидностью, с какой отсутствие лиц у геров напоминает о пустоте на месте понимания мотивации этих самых героев. Обрывки воспоминаний, разбросанные среди диалогов, приходится собирать понемногу.
Скрывая свою истинную подоплеку, игра не распадается на отдельные фрагменты, не превращается в набор малосвязных сцен. Детали, собирающиеся в единую конструкцию, различаются по тональности, но сделаны из одного материала. Устройство сюжета оказывается важнее и интереснее, чем слова, картинки, нажатия кнопок.
Journal — это шаг в сторону, возврат к инструментам более древним, чем принято использовать нынче
Дневники — очень личная вещь. Journal удается передать это без лишних подробностей, без лиц, без голосов, одной своей структурой. Поиски истины и примирения с собой — каркас для идеи о том, что с некоторыми вещами человек не может сделать ничего. Отсутствие связи с реальностью не изменит прошлого, только приостановит на пути к его принятию. Вставки в виде театра теней, попытки трансформировать субъективный опыт в сказочную притчу, тоже уткнутся в непробиваемую стену действительности. Нет никакого другого выхода, история не знает сослагательных наклонений. Страницы блокнота могут быть пусты, но это не отменит произошедших событий. С ними все равно рано или поздно придется столкнуться.
Фокус состоит в том, что эксперименты с нарративом оборачиваются ширмой, за которой рассказчик подменяет одни темы другими. Это превращение не проходит бесследно. Journal — это шаг в сторону, возврат к инструментам более древним, чем принято использовать нынче. Геймдизайнеру Ричарду Перрину интереснее рассказать свою историю, чем прокладывать путь для других. И эта честность — главная причина того, почему бег по кругу на одно мгновение может показаться движением вперед.
**Текст:**Вадим Михнов