07 июня 2014Игры
Обновлено 16.01.2016

Рецензия на Among the Sleep

На мне синяя пижама в желтых звездах, я сижу за столом и жду своего кусочка праздничного торта. Сегодня мне два года, и мама кормит меня с ложечки. Стук в дверь – мама идет открывать. Я не слышу, о чем говорят у порога, но чувствую что-то плохое в воздухе. Впрочем, мама возвращается с улыбкой и с подарком, берет меня на руки, и несет наверх, в мою комнату. За спиной у мамы по ступенькам ползет тьма.
На мне синяя пижама в желтых звездах, я сижу за столом и жду своего кусочка праздничного торта. Сегодня мне два года, и мама кормит меня с ложечки. Стук в дверь – мама идет открывать. Я не слышу, о чем говорят у порога, но чувствую что-то плохое в воздухе. Впрочем, мама возвращается с улыбкой и с подарком, берет меня на руки, и несет наверх, в мою комнату. За спиной у мамы по ступенькам ползет тьма.

Among the Sleep – хоррор с необычным главным героем. Мы смотрим на мир игры глазами двухлетнего ребенка. Поначалу здесь солнечно и уютно: в углу комнаты стоят кегли с мячиком, и если сбить все кегли одним махом, Steam выдает нашивку «Страйк». Жизнь двухлетнего – сплошное развлечение. Можно застрять над кубиками, складывая неприличные слова, или до вечера качаться на лошадке – игра никуда не торопит, позволяя освоиться в детской пижаме. У нашего карапуза нетвердая походка, бегает он тоже неважно и все норовит упасть на четвереньки. Зато ползком малыш развивает приличную скорость – это важно, ведь в игре есть монстр, и он может поймать тебя.

Ребенка уложат спать, но среди ночи неведомая сила перевернет его колыбельку, и мама не придет на плач

До монстра еще ползти и ползти, а пока говорящий плюшевый медвежонок зазывает в шкаф – и здесь солнечная реальность впервые дает трещину. Лучшие моменты Among the Sleep связаны именно с разложением привычного бытового окружения – так длинное пальто в темном шкафу оказывается страшнее любого демона. Ребенка уложат спать, но среди ночи неведомая сила перевернет его колыбельку, и мама не придет на плач.

Путешествие в ползунках через скрипучий дом в поисках маминой спальни научит малыша многому – это только кажется, что он совсем беспомощен. Ребенок уверенно карабкается по стульям и коробкам – а как иначе дотянуться до дверной ручки? Ящики комода открываются не просто так – с их помощью можно выстроить эдакую лестницу и вылезти, например, в окно. Высота не пугает юного скалолаза: страх гнездится в неясных звуках из темноты, в шуршании дождя на улице, в урчании стиральной машинки за стеной, в неподвижном силуэте под одеялом на маминой кровати.

Мишка, прижатый к груди, освещает пространство вокруг

Когда дело доходит до обязательной детали – фонарика – кажется, что мы имеем дело с шедевром. Ведь что такое фонарик для хоррора? Это не просто лучик света в темном царстве, но источник относительного спокойствия – когда видишь, что ждет тебя впереди (хотя бы на пару метров), гораздо легче продираться даже сквозь самые мрачные закоулки искаженной действительности. Маленькому ребенку важно не столько видеть, сколько чувствовать, что рядом с ним кто-то родной. А кто может быть роднее плюшевого медвежонка, особенно когда ночью мамы нет в своей комнате? Мишка шепчет: «Обними меня покрепче, если станет страшно». И это не пустые слова: мишка, прижатый к груди, освещает пространство вокруг, раздвигая темноту, в которой, как известно, таятся главные страхи каждого ребенка.

Among the Sleep – первая полноценная игра норвежской студии Krillbite Studio. Пока шла разработка, норвежцы выпустили крохотную зарисовку The Plan, где обыкновенная муха превращалась в звезду на небе под музыку Эдварда Грига. Изобретение плюшевого фонарика в хоррор-декорациях еще раз подтверждает, что в Krillbite Studio работают люди с хорошим вкусом и воображением. Достаточно ли этого для хорошей игры?

Пролог Among the Sleep берет высокую планку, но однажды из ржавой трубы в подвале послышится далекий мамин голос – она напевает колыбельную, и эта простая мелодия пройдет сквозь всю игру, рифмуя домашний уют с тревожным наваждением. Спустившись по трубе, наш малыш окажется на дне очередной кроличьей норы – и здесь Among the Sleep потеряет добрую часть своего очарования и самобытности.

Рецензия на Among the Sleep - фото 1

Krillbite Studio помещает двухлетнего в темный лес, во взрослую локацию, и как будто забывает о том, что мы видим ее глазами ребенка. Если в самом начале игры авторы даже плащ в шкафу подсвечивали так, что он казался потусторонним артефактом, то лесополоса выглядит заурядно. Здесь немного неуютно, но для ветеранов хоррора это будет простой прогулкой – монстр держит уважительную дистанцию, а малыш все также бодро ползает на четвереньках и даже не пачкает рук.

Чтобы отыскать маму, ребенок должен собрать воспоминания о ней – именно за ними нужно спускаться по трубе и рыскать в ночи. Такие прогулки сводятся к простейшему поиску предметов безо всяких приключений. Лишь в самом конце с монстром придется чуть поиграть в прятки – до этого у вас больше шансов погибнуть, неосторожно ступив в болото. Других задач и открытий в игре нет – обошлось даже без вездесущих записок, ведь какой двухлетний умеет читать?

Детские страхи – плодородная почва для хоррора, но Krillbite Studio копнула неглубоко. Among the Sleep могла стать мгновенной классикой: при ней и взгляд на жанр с небывалой перспективы, и качественный звук, и ряд оригинальных решений, и удачная «домашняя» обстановка, и оправданная беспомощность главного героя – бензопилу тут разве что из конструктора собирать. Увы, игра коротка и все же успевает надоесть однообразным переползанием с места на место, а концовка не открывает каких-то новых горизонтов и вообще кажется скомканной. Авторы выдали максимум в прологе игры, но дальше не потрудились отвечать собственным стандартам.

Комментарии 18
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Роман Затонскй
Роман Затонскй
Жаль:( Может "Spin tires" не даст заскучать летом.
RubiS
RubiS
Комментарий был удален
RubiS
RubiS
Комментарий был удален