Рецензия на Might & Magic Heroes VI - Shades of Darkness
Однако все прекрасно понимают, что среднестатистический современный игрок не желает тратить несколько часов на прохождение одной миссии, поэтому нынешние разработчики пошаговых стратегий все чаще смотрят в сторону мобильных платформ и коротких игровых сессий. Или, напротив, делают хардкорные проекты, рассчитанные на старых фанатов жанра. В итоге ниша между играми вроде Skulls of the Shogun и Эадор. Владыки миров слишком обширна и слишком пуста: многострадальная Disciples 3: Renaissance, маячащая на горизонте Age of Wonders III, монументальная Sid Meier’s Civilization V и ламповая Might & Magic: Heroes 6 – выбор у игрока, согласного потратить больше получаса, но не желающего выпадать из жизни на недели, довольно скромен.
С учетом этого глупо ругать «Героев» за попытки привлечь новую аудиторию: пусть из игры убрали половину типов ресурсов, упростили развитие городов и разрешили нанимать все войска королевства одной кнопкой, тактический слой остался неизменным: двигая солдатиков по клеточкам, испытываешь те же чувства, что и тогда – в 95-ом. Или даже раньше, во времена оригинальной King’s Bounty. Спустя двадцать с лишним лет механика «Героев» не кажется устаревшей или примитивной. Возможно, она будет такой и через тысячу лет – как шахматы.
Спустя двадцать с лишним лет механика «Героев» не кажется устаревшей или примитивной.
Если не мучить себя мыслью «А вот в третьих Героях!», Shades of Darkness выглядит достойной продолжательницей рода. Оригинальная Might & Magic Heroes VI страдала от многочисленных технических проблем: к куче разнообразных багов добавилось обязательное подключение к Conflux (от борьбы Ubisoft с пиратами, как обычно, страдали честные пользователи), поэтому до первых патчей игра превращалась в хождение по ножам. Небольшие ошибки остались и сейчас (например, однажды перестал работать скроллинг карты – пришлось перезапустить игру), зато желания разбить мышь о стену или взорвать офис Ubisoft уже не возникает.
Нарекания вызывает только поведение управляемых компьютером противников: они совершенно не способны удивлять и иногда делают совсем глупые вещи. Правда, тугодумность ИИ в двух новых кампаниях (за темных эльфов и нежить) вполне компенсируется жульничеством со стороны гейм-дизайнеров: у компьютерных врагов огромные армии, высокоуровневые герои, неограниченные ресурсы. Как и раньше, однопользовательский режим представляет собой, скорее, не шахматы, а головоломку. При этом разработчики зачастую ставят игрока в жесткие рамки – уже во второй миссии кампании за темных эльфов нужно добраться до определенной точки раньше противника, а для этого приходится очень оперативно собирать армию и нестись вперед. И армия эта должна выжать слезу ностальгии у старожил.
Набор юнитов в «Подземье» (Dungeon) сильно напоминает о третьих «Героях»: злобоглазы, мантикоры, минотавры и черные драконы.
Троглодитов, медуз и гарпий нет, но их заменили схожие по назначению убийцы (дешевые бойцы ближнего боя), метательницы шакрамов (в отличие от медуз, не умеют превращать врагов в камень) и безлицые (как и гарпии, атакуют, а затем возвращают на место). Фракционным боевым умением стала невидимость: скрытый боец повышает наносимый другими юнитами урон, а также сам больнее бьет и избегает ответного удара со стороны противника. Что и позволяет выигрывать большинство боев с нулевыми потерями – кстати, это один из параметров, по которым игра рассчитывает эффективность полководца в конце карты. И одна из вещей, за которые в Heroes VI даются достижения.
Ачивки, сохранения и статистика игрока по-прежнему хранятся в онлайн-системе Conflux, но работать она стала стабильнее и обычно логин происходит в течение 10-20 секунд (хотя некоторые игроки по-прежнему жалуются на невозможность подключиться и ставят нули на Metacritic). При этом игра в оффлайне означает отсутствие сейвов, прогресса в кампаниях и даже невозможность выполнить некоторые побочные задания. Очевидно, отказываться от драконовских мер защиты Ubisoft не собирается, и это один из главных минусов игры. Ведь, отбросив снобизм, в остальном это все те же любимые с детства «Герои». И то, что такой PC-эксклюзив существует – великое счастье.
Текст: Денис Кублицкий