14 18 21317

Рецензия на Lightning Returns: Final Fantasy 13

20 февраля 2014, 19:28
Рецензия на Lightning Returns: Final Fantasy 13 - Изображение 1
Мне никогда не нравились ограничения по времени в играх. Когда понимаешь, что где-то тикают часы, становится не по себе, потому что не можешь все спокойно и тщательно изучить. Это не касается проектов вроде Need for Speed или Street Fighter, где состояние спешки — неотъемлемая часть игрового опыта. А вот в таких играх, как Dead Rising или Pikmin, я не раз принимал неверные решения из-за постоянной суматохи. Возможно, как раз поэтому я вначале не поладил с Lightning Returns: Final Fantasy 13.

Если вспомнить, насколько линейной была Final Fantasy 13, открытый мир завершающей части трилогии по-настоящему удивляет. Вы начинаете в небольшом городке с очень смутным представлением о том, что делать дальше. Конечно, про первый из пяти главных квестов кое-что расскажут, но вот разбираться с тем, как работает этот мир, придется самостоятельно. А еще здесь сразу можно идти куда угодно — мир разделен на четыре основные локации, и вы вольны посещать пустыню, луга и два города в любом порядке.

Правда, чувство полной свободы ограничивают сюжет и обратный отсчет времени. События игры разворачиваются спустя 500 лет после Final Fantasy 13-2. Бог Бунивельц будит Лайтнинг после долгого сна в стазисе, и, не давая возможности привести себя в порядок, ставит девушку перед дилеммой: Хаос поглотит мир через 13 дней, и задача Лайтнинг — спасти человеческие души, для которых Бунивельц построит новый мир.

В прошлых играх серии для спасения человечества, как правило, приходилось сражаться с монстрами, которые становились все сильнее. И хотя в Lightning Returns: Final Fantasy 13 приличный набор врагов и доведенная до ума боевая система, драться при прохождении многих сюжетных квестов не придется. Дело в том, что опыт за сражения вы не получаете, игра больше посвящена исследованию мира. Повстречав человека, которому нужна помощь, придется искать решение наперегонки со временем. Просить могут о чем угодно — например, найти список редких ингредиентов для мощного лечебного зелья или помочь неудачливому ресторану стать на ноги.

Нет, игра не превратилась в point & click adventure, но несколько раз действительно придется поиграть в детектива. В Lightning Returns нельзя устроить перерыв, каждую минуту здесь нужно заполнять побочными квестами и при этом правильно все рассчитывать, чтобы вовремя вернуться к главным заданиям. Проще сказать, чем сделать, ведь один игровой день длится примерно 72 минуты реального времени. Хорошо хоть часы останавливаются, когда выходишь в меню или дерешься с монстрами.

Lightning Returns — одна из тех редких игр, которые сначала выглядят как хаотичный набор идей и механик, но постепенно в происходящем появляется смысл

Сама по себе нехватка времени — не такая большая проблема. При первом прохождении к механике придется привыкать, но при этом ничего не мешает потратить на игру 40 с лишним часов и выполнить больше половины побочных заданий. Что действительно раздражает, так это проблемы с навигацией. Иногда для прохождения квеста нужно найти какой-то ключевой предмет или персонажа, а у вас какие-то обрывки информации и карта, на которой не отображаются названия городских улиц. Часто проще сохранить игру, найти что нужно и загрузиться с последней точки, чтобы не тратить попусту внутриигровое время.

Square Enix как будто нарочно подталкивает игрока к решению заглянуть в руководство по прохождению и избежать этой суеты, потому что вместо тщательного обыска окрестностей вам захочется сосредоточиться на том, в чем игра действительно хороша, то есть боевой системе с уклоном в экшен. Прошли времена, когда приходилось драться вместе с напарниками и выбирать способности из меню, потому что, не считая небольшой поддержки чокобо, Лайтнинг сражается в одиночку, а вы полностью контролируете ее действия.

Рецензия на Lightning Returns: Final Fantasy 13 - Изображение 5

Конечно, в Lightning Returns нет схваток уровня Devil May Cry, но когда нажимаешь кнопки геймпада, Лайтнинг моментально использует различные способности. Заклинания вылетают как реактивные снаряды, рукопашные приемы можно объединять в серии простым удерживанием кнопки и отражать вражеские атаки щитом. Боевая система поощряет своевременное выполнение действий — большинству врагов можно нанести серьезный урон, если выбрать правильный момент. Как правило, монстры наиболее уязвимы перед подготовкой к мощной атаке, так что риск ударить врага в опасный момент добавляет схватке напряжения.

Непростое устройство игры подчеркивают наборы, которые называются Schema. Это как будто эволюция системы Paradigm Shift, только вместо классов Ravagers, Commandos и Sentinels, в распоряжении у Лайтнинг три набора, между которыми можно переключаться на лету. В свою очередь каждая Schema состоит из четырех способностей, которые можно настраивать, подбирая нужную экипировку. Фокус здесь в том, что нужно переключаться между наборами и максимально эффективно использовать активную схему, пока остальные перезаряжаются. То есть сделать себе один набор на все случаи жизни не получится, все три Schema вместе должны работать эффективно.

В конце концов, Lightning Returns — одна из тех редких игр, которые сначала выглядят как хаотичный набор идей и механик, но постепенно в происходящем появляется смысл. Square Enix достаточно критиковали за все подсерии Final Fantasy 13 и, хотя сюжет игры следует общей истории, он все-таки больше похож на предыдущие выпуски, правда, выглядит свежее. В композиции игры есть элементы Shenmue, The Legend of Zelda: Majora's Mask и даже Dark Souls — от комплексного мира и постоянного страха не успеть до недружелюбного отношения к игроку.

Square Enix не в первый раз пытается сделать Final Fantasy современной. Нельзя сказать, что все получилось и работает как нужно, но все-таки Lightning Returns — часть культовой серии. Некоторым поклонникам сериала не понравится то, насколько далеко игра отошла от привычной концепции, зато другие по достоинству оценят все ее особенности. На мой взгляд, это лучшая часть трилогии Final Fantasy 13.

Текст: Мэттью Эдвардс


+
  • Свежий взгляд на FInal Fantasy
-
  • Игра слишком далеко ушла от привычной концепции, и не всегда это идет ей на пользу

Lightning Returns: Final Fantasy 13

  • Дата выхода: 14 февраля 2014
  • Платформы: PC, PlayStation 3, Xbox 360
  • Сайт: finalfantasyxiii.com
9.7
Оценка пользователей
Оценить игру
Игры в материале
  • Final Fantasy 13
  • Shenmue
  • Final Fantasy 13-2
  • Dark Souls
  • Lightning Returns: Final Fantasy 13
18 комментариев