Стрим-центр7 в эфире
Да, да, да, новый DLC. Смотрим - смотрим! lefort87 стримит Dead by Daylight
DST 365 S3E2 IgorkGH стримит Don't Starve Together
18+ [RU] theHunter™: Классик KostyanG86 стримит The Hunter
stream center intro slide 1

«Канобу» и «ВКонтакте» запускают «Стрим-центр» — сервис для тех, кто любит смотреть и проводить прямые трансляции. Наш сервис поможет делиться стримами с «ВКонтакте», Twitch и YouTube и обеспечит новую аудиторию, которой будет интересен именно ваш контент.

«Стрим-центр» доступен на любой странице «Канобу» — достаточно нажать на стрелку в верхнем правом углу и развернуть сетку с активными стримами. Вы также можете открыть чат, кликнув на иконку сообщения в правом углу.

Кнопка «Добавить стрим» позволит поделиться прямой трансляцией. После нажатия вы увидите три активных поля. В первой строке нужно вписать адрес канала, остальные поля заполнит наш сервис.

stream center intro slide 4

Делиться стримами — это просто! Попробуйте сами. Обратите внимание, что после добавления стрима ваша трансляция сначала отправится на рассмотрение модераторов.

30 18 1156
7 мин.

Холера будущего: Биопанк от А до Я

Холера будущего: Биопанк от А до Я - Изображение 1

Биопанк, как жанр научной фантастики, сформировался в результате эволюции киберпанка, став самостоятельным направлением в середине девяностых годов прошлого века. Одним из его основателей принято считать Пола Ди Филиппо.

В 1996 году он издал сборник рассказов под названием "Рибофанк", выступив с критикой в адрес коллег по цеху, Стерлинга и Гибсона. Ди Филиппо заявил, что киберпанк себя изжил, а сама идея "виртуальной реальности" слишком ограниченна. Изобретение нового термина обосновывалось следующим образом: "рибо" от слова рибосома (немембранный органоид живой клетки, отвечающий за трансляцию - процесс синтеза белка из аминокислот на базе РНК) и "фанк", как музыкальный жанр, по аналогии с "панком". От приставки "кибер" пришлось отказаться, поскольку она на тот момент среди некоторых фантастов считалась "пошлым мейнстримом".

Базисным постулатом рибофанка явилось следующее допущение: будущее человечества, так или иначе, будет связано с исследованиями живой материи, а достижения в области биотехнологий и генной инженерии выступят в качестве основной движущей силы всех грядущих социальных процессов.

Несмотря на претенциозность заявлений Ди Филиппо, термин "рибофанк" не прижился, но стал олицетворением нового фантастического жанра, своего рода его манифестом.

Тем не менее, справедливо замечу, что отголоски биопанка дают себя обнаружить во временах, куда более ранних, нежели те, о которых мы сейчас говорим. Вспомните небезызвестный роман Мэри Шелли о докторе Викторе Франкенштейне и его роковом эксперименте. Или Роман Г. Уэллса "Остров доктора Моро" посвященный вивисекции. Уже тогда люди задумывались над этической стороной биологических научных изысканий. В каком-то смысле дедушкой биопанка можно назвать Олдоса Хаксли. (см. роман "О дивный, новый мир").

Прежде чем перейти к ключевым представителям данного направления, следует охарактеризовать его неизменные атрибуты. Биопанк схож с киберпанком и другими его производными по двум признакам:

  • ярко-выраженное антиутопическое начало (с другой стороны, а что еще может предполагать жанр со словом "панк" в своем названии? Разумеется, конфликт, и совсем не обязательно, что им должно быть лишь столкновение "верха" с "низом»; тут имеют место, прежде всего намеки на моральное и нравственное вырождение, технократия в ущерб гуманизму);
  • прозрачное или не очень противоборство двух социальных сил: приверженцев усовершенствований человеческого организма и их противников.

Однако, этим тема не исчерпывается. Один из важнейших аспектов биопанка – взаимоотношение человека и окружающей среды. Тут имеет место не только экологическая проблематика (антропогенное воздействие жизнедеятельности людей на все и вся), но и вопросы вмешательства в глубинные биологические процессы, определяющие природный облик мира. Биопанк наглядно иллюстрирует, на примере конкретных фантастических допущений то, как может измениться жизнь общества, в следствии повсеместного использования генной инженерии, селекции человеческого вида, применения биологического оружия. Не обходятся вымышленные вселенные без генных хакеров.

Типичное биопанковское клише – наличие некой лаборатории или больницы, где ведутся незаконные и этически сомнительные эксперименты.

Словосочетание «этически сомнительные» упомянуто неслучайно. Жанр акцентирует внимание на неоднозначности исследований и применения биотехнологий. Социальная ответственность ученых за собственные ошибки, амбиции или заблуждения (нужное подчеркнуть) зачастую носит сюжеообразующий характер.

В литературе биопанк не превзошел по популярности киберпанк или классическую твердую научную фантастику. Чаще всего авторы обходятся внедрением отдельных элементов в свои произведения, что и привело к появлению посткиберпанка или нанопанка, отличия между которыми скорее номинальные, нежели идеологические.

Эталоном биопанка признана «Заводная» Паоло Бачигалупи. Книга безусловно талантливо написанная. Отхватила самые престижные премии «Небьюла» и «Хьюго», а это о многом говорит. История, рассказанная Бачигалупи повествует о Таиланде 23 века, когда биотерроризм, экологические катастрофы и ГМО стали нормой жизни. Транснациональные корпорации ставят друг другу препоны, ведя охоту за не модифицированными сельскохозяйственными культурами. Генное хакерство цветет и пахнет, в связи с чем в мире то и дело происходят эпидемии, ведь нечего не стоит умельцу, путем манипуляции с генетической информацией превратить, скажем, какой-нибудь фрукт в источник опасной заразы, о чем нерадивый покупатель в супермаркете вряд ли догадается. И без того непростая ситуация осложняется выращенным подвидом людей, рассудок которых можно программировать по своему усмотрению.

Холера будущего: Биопанк от А до Я - Изображение 2

На сегодняшний день, Паоло Бачигалупи едва ли не единственный автор, стабильно пишущий в сеттинге биопанка.

Другим видным представителем жанра является Октавия Батлер с ее трехтомным циклом «Ксеногенез». В этой трилогии писательница обращается к популярным темам гендерной и расовой дискриминации через детализированное описание конфликта между людьми и гибридами. В романах легко обнаружить параллели с историей рабства в Америке и тех противоречии, что наблюдались в обществе США прошлого века, когда чернокожие были ограничены в правах.

Не менее интересен «Левиафан» Скотта Вестерфельда, написанный на стыке биопанка и стимпанка. Книга повествует о первой мировой войне, развязанной по версии автора двумя антагонистическими силами: дарвинистами и жестянщиками. Первые создают немыслимые агрегаты путем скрещивания различных животных друг с другом. Вторые строят удивительные и бездушные машины, коптящие небо.

Нельзя не вспомнить «Вокзал потерянных снов» Чайны Мьевиля, где архаичная биопанковская эстетика стилизована под фэнтези в мрачном викторианском антураже.

К биопанку также относят роман Майкла Крайтона «Парк юрского периода». Он в большей степени оказал влияние на популяризацию динозавров в мировой культуре, чем на жанр в целом. Вместе с тем, это не умаляет его ценности. Особенно учитывая то, что вменяемых историй о доисторических ящерах можно пересчитать по пальцам одной руки.

Обойти Кадзуо Исигуро было бы настоящим преступлением. Его книга «Не отпускай меня» была и остается вехой в истории литературного биопанка. С самого начала не позициируемая, как фантастическое произведение, она попала в список лучших англоязычных романов с 1923 по 2005 годы по версии журнала Time. Это проникновенная, хоть и слегка вторичная история о живых донорах, которые содержатся в специализированных интернатах, дабы в нужное время отдать какой-либо свой орган для спасения жизни другого человека.

В «Облачном атласе» Митчелла одна из сюжетных линий посвящена судьбе девушке клона Сонми, которая после нескольких лет службы должна будет пойти на корм таким же как она для последующего воспроизводства.

Зарождение биопанка в девяностые годы двадцатого века отнюдь не означает, что до этого времени мэтрам фантастики не были доступны, рассматриваемые им, темы. Наглядным примером может служит «Дюна» Герберта или «Сага о Форкосиганах» (неофицальное название цикла романов, посвященных приключениям Майлза Форкосигана) за авторством Лоис Макмастер Буджолд.

Российской фантастике тоже знаком биопанк. Прежде всего, он дает о себе знать в романе «Геном» Лукьяненко и «Анклавах» Панова. Как ни прискорбно, отечественные писатели чаще всего обходят тему биотехнологий и генной инженерии стороной, предпочитая фэнтези или сюжеты про попаданцев.

Если говорить о кино, то есть по крайней мере две ленты, за которые не стыдно. Каноничный и наиболее подходящий пример - фильм «Гаттака». Это превосходный образец биопанка в его дистиллированном виде. Человечество поделено на «годных и «негодных». Первые получаются комбинированием генов, вторые естественным путем. У годных открыты все дороги для самореализации в обществе, чего не скажешь о «негодных». Они вынуждены довольствоваться вторыми ролями в работе и в жизни. Но что будет, если «негодный» в результате череды обстоятельств встанет на место годного?

Холера будущего: Биопанк от А до Я - Изображение 3

«Экзистенция» Дэвида Кроненберга по праву считается культовой картиной. И дело здесь не в Джуде Лоу ( он прям любит биопанк) или фирменном режиссерском почерке мастера. Сама история достаточно нешаблонна и увлекательна. Она вобрала в себе лучшее, что могли дать ей биопанк и киберпанк на рубеже двадцатого и двадцать первого веков.

Чуть позднее Джеймс Кэмерон создаст сериал «Темный Ангел» с Джессикой Альбой, играющей генетически усовершенствованного бойца, вознамерившегося жить нормальной жизнью. За два сезона Кэмерон смог рассказать тривиальную, но увлекательную историю, спекулирующую традиционными биопанковскими мотивами.

Холера будущего: Биопанк от А до Я - Изображение 4

В игровой индустрии жанр представлен как минимум великой и могучей трилогией Кена Левина и Resident Evil. Левину наиболее самобытно и умно удалось совместить элементы биопанка с оригинальными авторскими решениями. Ретрофутуризм, перекликающийся с идеями Айн Рэнд и соседствующий с талантливым гейм-дизайном, обеспечили Bioshock заслуженный успех. Причем плазмиды, наличествующие в игре в виде биотических улучшений соотносятся с логикой мира и не противоречат той идеологии, какую исповедовали жители «Восторга» или «Колумбии».

В RE биопанк более примитивный и клишированный, поскольку не выходит за рамки вспомогательного средства. Он служил лишь оправданием для изначально придуманной core-механики (это утверждение более справедливо к последним частям, нежели к первым). Между тем, у серии есть лицо. Это стильные игры, где авторский подход преобладает над конвеерным. Акценты расставлены несколько иначе, но это не умаляет ценность RE как выдающегося представителя биопанка. Аналогичная ситуация обстоит и с игрой Prototype, обладающей на момент анонса большим потенциалом, а на деле получившейся помесью супергеройского эпика с трэшем про биологическое оружие.

Те или иные жанровые составляющие биопанка встречаются и в Crysis 2 и Fracture.

Биопанк никогда не находился в авангарде мэйнстрима. Он был и остается сеттингом скорее для взыскательного любителя, чем для широкой публики. Тем не менее, сложно переоценить его значение в современном мире. Биотехнологии развиваются поступательно, и многие из разработанных жанром проблем, станут реальностью уже завтра. В первую очередь это касается клонирования и регенеративной медицины. Можно долго и упорно рассуждать о том, что из выдуманного будет воплощено в жизнь, но имеет ли это смысл?

Значение биопанка не в том, насколько убедительные вселенные конструируют его авторы, а в том, что он заставляет переосмыслить место человечества в окружающем мире. Он давит на наши больные места, вскрывает давно забытые раны в попытке ответить на вопрос, насколько этично, правильно и целесообразно вмешиваться в природные процессы. Способен ли человек взять на себя ответственность и стать творцом? Время покажет, а пока единственное, что мы можем - это читать Бачигалупи, смотреть «Гаттаку» и играть в Bioshock.

С вами был alisia-romero, надеющийся, что у него хватит терпения, сил и маломальского усердия для написания последующих постов, способных заинтересовать хотя бы одну живую душу на Канобу. Всем спасибо!

P.S. Если кому-то интересен киберпанк - вот моя старая статья - КИБЕРПАНК: YOU ARE NOT WELCOMED HERE - REMOVE YOURSELF!

18 комментариев

Про Дашу