Стрим-центр4 в эфире
Топ Маньяк! lefort87 стримит Dead by Daylight
Просто проходим. NovaAeterna стримит Shadow Tactics: Blades of the Shogun
<Leonid> MasterYolo Leonidish стримит Heroes of the Storm
stream center intro slide 1

«Канобу» и «ВКонтакте» запускают «Стрим-центр» — сервис для тех, кто любит смотреть и проводить прямые трансляции. Наш сервис поможет делиться стримами с «ВКонтакте», Twitch и YouTube и обеспечит новую аудиторию, которой будет интересен именно ваш контент.

«Стрим-центр» доступен на любой странице «Канобу» — достаточно нажать на стрелку в верхнем правом углу и развернуть сетку с активными стримами. Вы также можете открыть чат, кликнув на иконку сообщения в правом углу.

Кнопка «Добавить стрим» позволит поделиться прямой трансляцией. После нажатия вы увидите три активных поля. В первой строке нужно вписать адрес канала, остальные поля заполнит наш сервис.

stream center intro slide 4

Делиться стримами — это просто! Попробуйте сами. Обратите внимание, что после добавления стрима ваша трансляция сначала отправится на рассмотрение модераторов.

6 12 243
6 мин.

Оскорбления в интернете: юридическая сторона

Оскорбления в интернете: юридическая сторона - Изображение 1

Всемирная паутина, потворствующая анонимности и свободе слова, представляется наиболее перспективной площадкой для проведения общественных дискуссий по социально-значимым и культурным вопросам. На бумаге это выглядит очень красиво и многообещающе, однако в действительности, принимая во внимание тот факт, что анонимность не включает в себя такое понятие как "ответственность", среднестатистический пользователь Сети сталкивается с негативным поведением обитателей Интернета куда чаще, нежели пожинает плоды интересных коллективных обсуждений.

1. Путеводитель по агрессивному речевому поведению

Современные адепты языкознания, в особенности те из них, кто хорошо знаком с практикой проведения лингвистических экспертиз для судебных нужд, понимают под оскорблением речевой акт, принижающий социальную значимость конкретной личности.

Такие "речевые акты" принято делить на три большие группы (тут я все несколько примитивизирую для простоты понимания): антифункциональные (то есть направленные против общественного строя), антиконвенциональные (то есть направленные против сложившихся языковых обыкновений) и профанные (то есть крайне негативная отрицательная лексика, бессмысленная в отрыве от контекста оскорбления).

Рассмотрим поподробнее первые две группы. К антифункциональным относятся следующие типы оскорблений:

1) умозаключение (вывод, основанный на искаженных представлениях о реальном положении дел, например "мошенник", "предатель" и т.д.)

2)медицинский диагноз (ну тут объяснять не надо, "олигофрен", "даун", "псих" и т.д.)

3)нарушение корпоративной этики (когда человека оскорбляют словами, противоречащими его социальному статусу, например, назвать известного актера бомжом потому, что он вышел на улицу плохо одетым)

4) процедурное нарушение (иначе говоря, когда человек несмотря на свои обязанности поступает не так как положено, к примеру не выдает нужный документ из вредности, пишет плохую характеристику и т.д.)

5) моральная оценка (к примеру, обозвать человека лгуном, ябедой и т.д.)

К антиконвенциальным относятся следующие типы оскорблений:

1)антогонистические (противопоставляющие объект оскорбления обществу, к примеру "изгой", "задрот")

2) нарушение лингвокультурных традиций (использование терминов, несвойственных данной ситуации или данной эпохе, "диссидент", "ведьма", "евнух" и т.д.)

3)аморальные (наделяющие объект оскорбления качествами преступника, "маньяк", "бандит", "убийца")

4) безнравственные(якобы обличающие в объекте оскорбления что-то нечестивое, "извращенец", "пошляк")

5) стилистически неуместные (оскорбления, выходящие за рамки конкретного диалога, ситуации, ее специфики, к примеру во время обсуждения цен на бензин, назвать собеседника "страусом")

6) антиинституциональные (оскорбления словами, несвойственными положению человека в системе властеотношений, "диктатор", "чекист" и т.д.)

Как вы могли заметить, многие из обозначенных подгрупп пересекаются друг с другом, что подчеркивает условность приведенной классификации. Она в свою очередь разумеется не является исчерпывающей, выступая скорее фундаментом для дальнейших размышлений. Все приведенные типы оскорблений имеют место в Интернете, несмотря на некоторую архаичность отдельных разновидностей. О том, как можно наказать обидчика юридическими средствами вам расскажет следующий раздел. Но сперва рассмотрим поближе одно очень важное судебное дело.

2.Дельфи Vs. Эстония

В 2013 году Большая палата Европейского суда по правам человека вынесла решение, задавшее фундаментальные ориентиры для юридической квалификации действий комментаторов в Интернете и соотношения этих действий с теми электронными площадками, на которых они публикуются.

Оскорбления в интернете: юридическая сторона - Изображение 2

Если коротко, то суть спора заключалась в том, что популярный новостной портал Эстонии (Дельфи), где отсутствовала премодерация комментариев, опубликовал новость общегосударственного значения: "Транспортная компания СЛК разрушила планируемую ледовую дорогу." Значение дорог, прокладываемых по замерзшему морю для Эстонии сложно переоценить, так как они являются чуть ли не единственным транспортным узлом, соединяющим прибрежные поселки некоторых островов". Несколько комментаторов, очевидно возмутившихся произошедшим, допустили в адрес руководителя СЛК (основного ее акционера) угрозы, в том числе сопряженные с намерением не просто нанести указанному лицу телесные повреждения, но и вообще лишить его жизни.

Юристы СЛК связались с Дельфи с требованием удалить гневные комментарии и выплатить компенсацию морального вреда в размере 32 000 евро. Портал без проблем избавился от оскорбительных комментариев пользователей, а вот платить деньги отказался. По этой причине главный акционер СЛК обратился в суд. Тяжба выдалась непростой. В первой инстанции суд оказался на стороне Дельфи, удовлетворившись объяснением портала, согласно которому сайт, выложивший новость, не публиковал комментарии, а явился лишь электронной площадкой для их публикации и соответственно не несет никакой ответственности за то, что пишут под новостью пользователи.

В вышестоящих инстанциях такая позиция была подвергнута критике,в результате чего, сошлись на том, что оператор новостного портала, будучи заинтересованным в большом количестве комментариев, несет ответственность за их содержание. Таким образом Дельфи в конечном счете проиграла дело и за неимением иных вариантов обратилась в Европейский суд. Тот, большинством голосов признал жалобу Дельфи безосновательной вопреки всем ее увещеваниям, смысл которых сводился примерно к следующему: "Мы не проводим модерацию комментариев, так как убеждены, что она является средством Интернет-цензуры, тем самым умаляет свободу слова и самовыражения". Двое судей, выступая с особым мнением поддержали позицию Дельфи, отметив вместе с тем, что указанное суждение будет справедливо только для тех интернет-сред, где комментарии носят исключительно или хотя бы преимущественно коммуникативную функцию, а не выступают в качестве инструмента извлечения прибыли в связи с рекламными предложениями.

Таким образом, Европейский суд допускает, что при определенных условиях владелец сайта несет ответственность за комментарии пользователей, что в данном случае не будет противоречить принципам свободного распространения информации.

3. Тем временем на Руси

Оскорбления в интернете: юридическая сторона - Изображение 3

С юридической точки зрения оскорбление - это унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме (см. ст. 5.61 КоАП РФ)

В ГК РФ за место оскорбления используется конструкция «сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина» (ст. 152 ГК РФ)

Вместе с тем, нигде не прописано, что такое «честь», а что такое «достоинство». Не говоря уже о каких-либо рекомендациях, относительно того, какие выражения являются неприличными, а какие нет (а это меж тем, очень субъективные вещи).

На сегодняшний день, лицо получившее в свой адрес оскорбительные высказывания может «наказать» обидчика, либо привлекая его к административной ответственности, либо к гражданско-правовой. В первом случае виновника ждет штраф от 1 до 3 тыс. руб. - на гражданина, от 10 до 30 тыс. руб. - на должностное лицо, от 50 до 100 тыс. руб. - на организацию.

Это все конечно замечательно, однако не решает одну из ключевых проблем: а кого собственно привлекать? Ведь того, кто прячется под аватаром, да еще и с непонятным никнеймом очень трудно отыскать.

Судебная практика на этот счет отталкивается именно от вопроса личности оскорбившего лица. Если она известна, то надлежащим ответчиком по делу является именно человек, допустивший в адрес другого негативное высказывание. Если личность неизвестна, то к ответственности могут привлечь владельцев сайта, на котором данное оскорбление было опубликовано. Здесь необходимо пояснить, что настоящий юридический подход будет в первую очередь справедлив в отношении тех Интернет-порталов, которые зарегистрированы в качестве СМИ. Что же касается всех остальных, то алгоритм действий тот же, вот только бывают ситуации, когда неизвестен не только человек, оставивший комментарий, но и владелец сайта, его опубликовавший.

Конечно, сотрудники прокуратуры и прочих гос. органов могут «вычислить» обидчика (и такие прецеденты были). Тем не менее, если дело дойдет до суда, одними распечатанными скриншотами гневных комментариев не обойтись. Во-первых, (об этом многие забывают) доказательства, полученные путем посещения Интернет-ресурсов, будут иметь юридическую силу только в случае заверения их нотариусом. Во-вторых, уже в рамках судебного заседания необходимо будет доказать непосредственно суду хотя бы то, что обращенные в ваш адрес слова имеют для вас характер оскорбления. Кроме того, особую сложность здесь вызывает доказательства факта распространения порочащих сведений (это заслуживает отдельного разговора, но точно не в рамках Канобу,). Если же предметом спора являются тривиальные обзывания с переходом на личности, то здесь стоит говорить уже о компенсации морального вреда. Тогда задача уже немного другая, от вас потребуется доказать, что именно указанные словесные конструкции, содержащиеся в оскорблении, причинили вам определенные нравственные страдания, ущерб от которых вы оцениваете в какую-то конкретную сумму.

Как видите, теоретически можно привлечь Интернет-тролля или какого-нибудь сетевого угнетателя к ответственности. Да, это требует времени, сил, а еще и немного смекалки. Год от года в российской судебной практике доля такой категории дел неуклонно растет, в связи с чем будем надеяться, что в скором времени сформируется некий более комплексный подход к решению данной проблемы, позволивший хоть как-то усмирить тех индивидуумов, что швыряются оскорблениями направо и налево, уверенные в своей безнаказанности.

12 комментариев

Комиксы. Простой сосед Мститель и самый крутой бомж