PlayStation Experience 2016
Стрим-центр14 в эфире
Взломай меня! Если сможешь... Ushanka_TV стримит Watch Dogs 2
Новая Хк лига Path of exile Onlyhardcoree стримит Path of Exile
Турнир 1х1 и розыгрыш Overwatch! Подробности в вк! Fuzzy45 стримит Overwatch
stream center intro slide 1

«Канобу» и «ВКонтакте» запускают «Стрим-центр» — сервис для тех, кто любит смотреть и проводить прямые трансляции. Наш сервис поможет делиться стримами с «ВКонтакте», Twitch и YouTube и обеспечит новую аудиторию, которой будет интересен именно ваш контент.

«Стрим-центр» доступен на любой странице «Канобу» — достаточно нажать на стрелку в верхнем правом углу и развернуть сетку с активными стримами. Вы также можете открыть чат, кликнув на иконку сообщения в правом углу.

Кнопка «Добавить стрим» позволит поделиться прямой трансляцией. После нажатия вы увидите три активных поля. В первой строке нужно вписать адрес канала, остальные поля заполнит наш сервис.

stream center intro slide 4

Делиться стримами — это просто! Попробуйте сами. Обратите внимание, что после добавления стрима ваша трансляция сначала отправится на рассмотрение модераторов.

4 24 394
7 мин.

Подноготная Free-To-Play

Подноготная Free-To-Play - Изображение 1

Всем привет, с вами мышь-параноик, сегодня четверг, 19-е число, поговорим о free2play.

Отследить истоки развития этого направления не то, что сложно, но и не очень просто ввиду запутанности классификации. Во-первых, в эти ряды как-то внезапно вливается shareware-продукция, а, во-вторых, хрен найдешь конкретный год и конкретный продукт первых (но если вы знаете, то бросайте в комментарии).

Хотя о том никто не говорит, но обычно считают, что время зарождения фритуплея – вторая половина двухтысячных, где-то после ослепительного взлета Guild Wars – первая из больших ММО, отказавшихся от абоненсткой платы. Белые варвары.

Время появления ф2п – самый самый конец двадцатого века и пришла эта зараза из Южной Кореи, что впрочем неудивительно для страны, в которой государство борется с засилием инвалидностей среди задротов (каких только мер там не предпринималось – и запрет на просиживание штанов в компьютерных клубах больше определенного времени (я не знаю, как сейчас, но когда-то там были наиболее популярны клубы) и искусственное уменьшение опыта, получаемого персонажем с течением времени и т.д.).

Рано или поздно ф2п должен был захлестнуть весь остальной мир. Так оно и получилось, стоило лишь кому-то сделать первый шаг. Почему?

В отношении «больших» ММО ранее никто и не задумывался о том, чтобы отменять абонентскую плату. Во-первых не было альтернативы (существовавшие тогда ф2п варились внутри своей Кореи), во-вторых не было особой конкуренции. Каждая игра занимала свою определенную нишу и предлагала свои определенные фишки.

Всё изменилось с приходом WoW. По сути, этот монстр унифицировал практически всё то, что делали до него в этом жанре (оставив за бортом некоторые совсем уж неплюшевые вещи, благодаря чему на плаву удалось удержаться западной Линейке, которая как-то неожиданно встала во втором углу треугольника, в то время как третий заняли совсем уж идейные с EQ2, который, в принципе, с ВоВом конкурировать был не в состоянии – тут тебе и порог входа, и технические проблемы, и куцее ПвП, и сложность). Я не зря говорил в одном из предыдущих постов, что WoW фактически уничтожил жанр p2p ММО. Провайдера вы же тоже выбираете по качеству? Так вот WoW стал самым выгодным провайдером на районе (конкуренция – термин, неприменимый для сингловых игр, для ММО еще как применим). Как с таким конкурировать? А может быть сделать трафик бесплатным и продавать светящиеся наклейки для витой пары? Если подумать, то именно приход Вовочки ознаменовал собой такой буйный (епта) расцвет ф2п.

Который, внезапно, оказался намного выгоднее, чем п2п. В играх, распространяющихся по модели ф2п, ставка идет не на обязаловку, а больше на психологию. Очень сложно объяснить человеку, что с какого-то хуя он, купив коробку с игрой, теперь должен еще и каждый месяц отсчитывать издателю 15 еврей (дорраров). Все понимают, что сервера требуют содержания, те, кто содержит сервера требуют содержания, что нужно на что-то платить з/п тем, кто вводит новый контент и т.д. и т.п., но не все это готовы принять.

Дело в том, что, отдавая деньги, человек привык что-то получать взамен. Конечно, подписка – это услуга и никто вроде бы ничего не должен, но это работает только с вещами первой и второй необходимости (коммуналка, оплата интернетиков, покупка проездного и т.д.). Эти услуги человеку нужны. И даже если из крана у него идет ржавая вода, он за воду платить не перестанет, потому что иначе ему ее вообще отключат к хуям. А вода нужна.

Игры же всегда воспринимались и будут восприниматься, как развлечение. И тут будут работать немного другие механизмы и ход мыслей. Смотрите, возьмем стоимость месяца игры стандартной – 15 евробаксов. Умножаем на четыре – 60. Это приблизительная стоимость современной, свеженькой, только что с плиты, ААА-игры. Итак, заплатить за 4 месяца там, где ты уже все и так видел или выложить за новую игру? То есть сегодня (именно сегодня, потому что раньше ММО воспринимались несколько по другому – просто не было конкуренции платного и бесплатного) для оправдания подписки необходимо каждые четыре месяца предоставлять контент, по объему сравнимый с сингловой законченной игрой, что, в принципе невозможно.

С ф2п немного по-другому. У конечного пользователя создается иллюзия выбора, что это он решает, когда и сколько ему вносить денег. Не случайно это иллюзия, потому что в конторах сидят не дураки и механика подобных игр обычно подкручена под смиренные подношения (типичный пример Ололоды, где без рун когда-то хуй бы взяли в рейды, но, вообще, встречается много где). Но даже в случае честного ф2п (как он и задумывался изначально) при условии того, что игра делается качественно, игрок, в принципе, вносит каждый месяц энную сумму для поддержания проекта в виде покупок костюмчиков и шапок. Одному б-гу известно, сколько каждый отдельный игрок закидывает на счет создателей, однако то, что один вносит по сто рублей, а другой по тысяче и создает, в принципе, равнораспределенную сумму в виде месячной подписки (можно сколько угодно смеяться над продажами костюмчиков, однако, в упоминавшемся мной однажды Marvel Heroes предзаказы героев и лимитированные костюмы расходятся, как горячие пирожки). То есть количество игроков обеспечивает игре сарафанную популярность, а качество – содержание.

Немного особняком стоит фримиум. Фримиумными играми становятся обычно хорошо профинансированные западные ММО-проекты. Первый шаг – заявление о наличии подписки. Любители ММО воздевают руки в надежде о новом титане всея ММО, потому что ф2п заебал уже откровенно всех. На самом деле это очень грамотный пиар-ход и обеспечение первоначальной прибыли. Продажа коробок и, обычно, первых двух-трех месяцев подписки обеспечивают оплату цикла разработки и хорошего пиара (ставка же на полное ф2п – игра в рулетку – пиарь не пиарь, но если игрок скачает клиент и останется недоволен, он никому ничего не должен). Как только поток подписчиков сплывает до уровня только самоокупаемости (кстати, интересный факт – у многих игр это цифра в районе 300тыс. подписчиков в независимости от масштабов проекта, эта цифра всплывала и отчетах по SWTOR, и Age of Reckogning, и Vanguard) наступает время переводить игру на ф2п-рельсы. Ну а ф2п обеспечивает приток свежей крови, тех, кто на игру облизывался, но не хотел платить.

Еще один особняк – это buy-to-play. Тут механизм сродни синглам – платишь ты только за контент и его последующие порции. Это почти фримиум с отличием в том, что там ванильный клиент бесплатен.

Откровенно говоря, чистый ф2п – это самый невыгодный для игрока вариант. Тут как с наркотой – первая доза бесплатна, а потом не заметил, как втянулся. Бесплатный на входе продукт означает, что деньги будут отбиваться по ходу, а ведь еще нужно получить прибыль. Потому, так или иначе, закручивание гаек просто неизбежно и чем больше существует проект, тем выше будет «оплата» входного порога (джентельменский набор рюшек для комфортной игры), тем меньше будет пространства для игры бесплатной (и не помогут тут никакие «время=деньги»).

Самый выгодный – чистый buy-to-play, так как механизм расчета там, как за обычные игры плюс экспаншены (кстати, чистый б2п не подразумевает никаких премиум-подписок).

Вкратце о Корейских и маленьких ф2п-играх. Это, в большинстве случаев, обычное наебалово и я говорю сурьезно. Вглядитесь внимательно в корейские ММО. Подобные вещи не требуют больших вложений, потому что большие вложения давно уже отбили игры-прародители. Как было метко замечено на Гохочке: «Корейцы просто берут отходы от Perfect World и делают из них новый Perfect World, потом берут то что осталось от этого нового Perfect World и делают очередной Perfect World и т.д.» Вместо Perfect World подставьте любое название (например, Lineage, потому что сколько было потомков). То же самое и с подавляющим большинством игр на планшетах. Делать качественно невыгодно, главное, чтобы она прожила достаточно долго, чтобы отбиться. Хотя, конечно, бывает – стреляют.

Вывод. Надеяться на то, что когда-нибудь вернется эра игр по долгой подписке не стоит. Слишком уж сильно, и становится всё сильнее с каждым годом давление со стороны игр бесплатных. С другой же стороны, рынок ф2п тоже давно пресыщен и пресыщается всё сильнее, а потому единственным конкурентоспособным фактором становится понятие «кто более бесплатен». И такие фишки, как с Аллодами возможно еще и проходят, но рассчитывать на популярность этим играм уже не приходится (заметьте как быстро загнулся Skyforge, года не прошло, а от агрессивного проталкивания нет и следа).

Игрок тоже растет, оперяется и на слово «БЕСПЛАТНО» более не ведется, а потому игроделам придется изыскивать все новые методы получения выгоды (из игры уходит очень большой процент играющих, даже платящих, как только они видят нововведения, затрагивающие механику игры, потому что это автоматически означает, что подобных затрагиваний будет только больше).

Тему про Overwatch я уже поднимал. Ведь основная претензия держится только на том, что у игры будут уже бесплатные конкуренты.

Кстати, вполне возможно, что иные модели однажды придется искать и крупным издателям, достаточно только того, кто решится сделать первый шаг и предоставить бесплатный клиент своего ААА с некоторыми ограничениями (первые подвижки вообще-то есть, но то был ниочень файтинг да еще и на Хуане). Толкает к тому и общее качество ныне выпускаемого. Это пока всё держится на хорошем пиаре, но если продолжится проталкивание дерьма в глотки потребителям (как в случае с последним Ватманом, с Юнити, с последним МК), если игры будут продолжать не по-человечески вести себя на консолях, то покупательский пик, который держится сейчас, довольно скоро спадет (а предзаказ станет понятием бранным и в приличном обществе неупотребимым). Одним словом, если геймдев продолжит себя дискредтировать, то однажды он кредит доверия исчерпает снова, вот только последствия будут разрушительнее чем после E.T.

Хотим мы того или нет, но ф2п – это один из возможных (весьма возможных) вариантов будущего.

Джерри Пароноик

24 комментария

Большая игра Shadowrun (SEGA, 1994)