Стрим-центр2 в эфире
TRAP bekugrap стримит Dota 2
Игры со зрителями (стрим24ч) djey2828 стримит Vainglory
stream center intro slide 1

«Канобу» и «ВКонтакте» запускают «Стрим-центр» — сервис для тех, кто любит смотреть и проводить прямые трансляции. Наш сервис поможет делиться стримами с «ВКонтакте», Twitch и YouTube и обеспечит новую аудиторию, которой будет интересен именно ваш контент.

«Стрим-центр» доступен на любой странице «Канобу» — достаточно нажать на стрелку в верхнем правом углу и развернуть сетку с активными стримами. Вы также можете открыть чат, кликнув на иконку сообщения в правом углу.

Кнопка «Добавить стрим» позволит поделиться прямой трансляцией. После нажатия вы увидите три активных поля. В первой строке нужно вписать адрес канала, остальные поля заполнит наш сервис.

stream center intro slide 4

Делиться стримами — это просто! Попробуйте сами. Обратите внимание, что после добавления стрима ваша трансляция сначала отправится на рассмотрение модераторов.

36 332 2407
5 мин.

ПК vs. Консоли. А была ли война?

ПК vs. Консоли. А была ли война? - Изображение 1

Прошло две недели с момента выхода третьей части польской РПГ, название которой все знают. На удивление, учитывая катастрофический старт предыдущей части, старт прошел гладко и без эксцессов. Однако…

Как это обычно бывает, нашлись недовольные. И на сей раз недовольство касалось графики, которая отличалась от стартового ролика, показанного в 2013 году. Волна недовольства в очередной раз вылилась в подстегивание войны «ПК vs. Консоли». Немного почитав на форумах и так далее методы решения проблем с графикой на стадии разработки игры от диванных разработчиков игр я задал себе вопрос: «А была ли эта война вообще?»

Давайте немного (совсем немножечко) окунемся в историю. В 1972 году на рынок выходит первая консоль от Magnavox, а три года спустя Pong от Atari, с которой и начинается отсчет истории для консолей. Первый же привлекательный по цене компьютер – ZX80 – предшественник легендарного Спектрума появляется на прилавках только 5 лет спустя. То есть в чистом временном эквиваленте на рынке интерактивных развлечений консоли имели целых пять лет форы.

Однако, все не так просто. Персональный компьютер игровой платформой никогда не был и в таком ключе не позиционировался. А потому и по сей день не избавился от детских болезней, присущих конкретно этой платформе, а именно персональный компьютер не соответствует принципу Plug-and-Play. Развлекательное устройство, как ни странно, призвано развлекать, а можно ли назвать развлечением следующие за инсталляцией игры квесты, как то «Обнови Драйвера», «Найди Джойстик», «А теперь в настройки дорогой?»

Пока консоли имели только одну священную миссию – развлечь пользователя, персональный компьютер был вынужден решать десятки прикладных задач, затачиваясь под игры по остаточному принципу.

Но это было вступление, а теперь перейдем непосредственно к теме. Стоит на прилавках появиться новой долгожданной игре, как начинаются стенания: «Порезали…», «Зрения лишили…» И сегодня я предлагаю примерить на себя шкуру серьезного дяди в кресле и порассуждать, почему для читателя, как этого самого дяди выпускать игры для консолей и затачиваться под них выгоднее, желательно вообще не вспоминая о ПК.

ПК vs. Консоли. А была ли война? - Изображение 2
Моя беда не в том, что я не знаю, что такое тесселяция. А в том, что я не вижу различий

Первое, что надо упомянуть – Россия не Европа. И не США. И даже не Япония. Если посмотреть сюда, то можно увидеть разительное отличие в средних зарплатах. Что важно конкретно для нас – цифра в 50$ - средняя цена на игры. И цифра эта для нашей страны, куда чувствительнее, чем для США.

Не стоит забывать, что только в России сложилась ситуация, при которой ПК-игры продаются в три раза дешевле, чем во всем остальном мире. Лезть в причины этого – нужно писать отдельный пост, поэтому кратенько. Дело в том, что русский рынок, который много лет для Запада оставался недоступным – стал к нулевым темной лошадкой. Консольной культуры в нашей стране официально не существовало, а запуск их там, где народ постоянно лихорадит, имеет слишком туманные перспективы для платформодержателей. С другой стороны, ПК-рынок не имеет патрона, а потому продажа здесь ПК-игр не несла огромных убытков, особенно, если обеспечивать логистику не собственными силами, а просто продать лицензию. Как говорится, с паршивой овцы, пока пираты все не съели. По сути, в сфере интерактивных развлечений, ПК был единственной конкурентоспособной платформой (в то время как консоли, попадавшие к нам были давно морально устаревшими). Единственной проблемой оставался вопрос: «Сколько русские готовы платить за развлечения? Явно не 50 баксов».

В Европе таких проблем не было. Во-первых, компьютер в качестве единственной игровой платформы там никогда не существовал. Во-вторых, люди готовы платить за развлечение 50 баксов, так почему ставить одних в более выгодное положение и ссориться с платформодержателями?

А вот что существенно, так это цена железа. 400$ за консоль, либо 1000+ за современную машину, которую через пару лет поставит на колени очередной консольный порт? При том, что цена на игры одинакова (здесь мы не говорим о пиратстве и отсутствии оного, потому что на консолях оно вполне нивелируется огромным рынком вторичных игр).

Итак, вы - дядя. Ваш рынок - весь мир. Ваша задача – вложить ЭН миллионов и получить хотя бы ЭН+1 миллион (хотя, какая тут выгода?)

Никто не спорит, что разработка игры под консоль дороже и сложнее. С одной стороны тисками давят технические ограничения и, до недавнего времени, отсутствие права на ошибку (в картридж патч не пихнешь) с другой стороны стоимость разработки увеличивает платформодержатель, который желает денег за то, что на его детище будет выпущена «Call of Rage: Final Doom of Creed».

ПК vs. Консоли. А была ли война? - Изображение 3
Показательно. Ровно до тех пор, пока картинка не придет в движение с моими криками: "Улюлю, сука, иди сюда"

А вот дальше начинаются сплошные плюсы. Наличие хозяина платформы позволяет оценить количество владельцев консоли и примерный рынок, потому что эти данные никем не скрыты. Несмотря на увеличенный срок тестирования, вылизать игру необходимо только для двух комплектов железа (основных игроков на этом рынке всегда было не больше двух, сегодня это Сони и Майкрософт, раньше – Сега и Нинтендо, которая нынче окуклилась в своем ПокемоноМариоЗельда мирке семейных игр).

В то время, как оптимизация игры для ПК при упрощенной разработке – ад и ужас. Казалось бы, ПК-гейминг возник именно благодаря ставке на технологии, однако, возникают вопросы. Каков рынок? Подо что вылизывать, когда, например, одних только графических ускорителей сейчас в ходу почти десять поколений (понятно, что это совсем дебри, однако, GTA 5, если судить по системным требованиям достаточно GT9600)? Мало того, даже в пределах одного и того же чипа случаются казусы, так, видеокарта от ASUS и видеокарта от PALIT будут выдавать совершенно разную производительность.

Конфигураций тысячи, и подгон параметров под каждую – растягивание сроков разработки в вечность. Либо выставить жесткие системные требования…и лишиться половины рынка. Вспомните, сколько возмущения вызвала Юнити со своим GTX680. Отношение со стороны геймеров к подобному подходу можно описать фразой, которую я вычитал в одном из тредов, касающихся MKX. ТопикСтартеру в ответ на жалобы о лагах посоветовали снизить разрешение, на что он задал вполне резонный вопрос: «Я собирал машину за 1000+ долларов, чтобы теперь снижать разрешение?»

ПК vs. Консоли. А была ли война? - Изображение 4
Присмотрелся - увидел. В игре не будет времени присматриваться

ПК-рынок не просто сложен – это мутное анархическое болото, не регулируемое ничем. Полигон, если хотите. Одно время здесь правили бал стратегии и шутеры, однако, сегодня шутеры перешли на консоли (даже Контр-Страйк), а стратегии превратились в подвальных крыс, изредка показывающихся на поверхности. Как и много лет назад персональные компьютеры остаются тестовыми машинами для обкатки новых технологий, однако, такие ставки себя уже не оправдывают.

Смотрите сами. Если каких-нибудь десять лет назад мы текли от вполне понятных и осязаемых формулировок типа количества полигонов (потому что 30000 полигонов на модель в Готике 3 и пару тысяч в Готике 2 – разница, видимая невооруженным глазом), то сегодня все свелось к совершенно непонятным для обывателя игрушкам, вроде мягкого рассеивания света, которое глаз увидит только под лупой в статике и, если ткнуть пальцем, но сожрет при этом половину производительности.

Рано или поздно, даже самому отбитому технофашисту надоест каждые два года выкладывать по половине (а то и больше) зарплаты на железку с поддержкой чего-то крайне мутного, он плюнет и купит себе консоль. Учитывая, что разница в графике уже не так заметна (полигональную массу наращивать дальше просто глупо), ПК, как игровая платформа остается все в меньшем приоритете (не умирает, конечно).

И даже наша страна потихоньку клонится в сторону приоритета консолей. Как только было запущено седьмое поколение и издатели увидели, что русские, как оказалось, готовы нести по 50 долларов в клюве, цены на компьютерные хиты, пусть и медленно, но поползли вверх. И, я думаю, что лет через 5-10 цены выровняются.

Так была ли, при абсолютном доминировании консолей и их многолетнем развитии, эта война?

Джерри Параноик

Синяя сторона Е3