Стрим-центр6 в эфире
Больше публики, больше ранг, и море общения Fuzzy45 стримит Overwatch
Пытаемся выжить djey2828 стримит Don't Starve Together
Превозмогаю ХК с 2012 года, билд - Гнилая стрела leegumbo стримит Path of Exile
stream center intro slide 1

«Канобу» и «ВКонтакте» запускают «Стрим-центр» — сервис для тех, кто любит смотреть и проводить прямые трансляции. Наш сервис поможет делиться стримами с «ВКонтакте», Twitch и YouTube и обеспечит новую аудиторию, которой будет интересен именно ваш контент.

«Стрим-центр» доступен на любой странице «Канобу» — достаточно нажать на стрелку в верхнем правом углу и развернуть сетку с активными стримами. Вы также можете открыть чат, кликнув на иконку сообщения в правом углу.

Кнопка «Добавить стрим» позволит поделиться прямой трансляцией. После нажатия вы увидите три активных поля. В первой строке нужно вписать адрес канала, остальные поля заполнит наш сервис.

stream center intro slide 4

Делиться стримами — это просто! Попробуйте сами. Обратите внимание, что после добавления стрима ваша трансляция сначала отправится на рассмотрение модераторов.

16 12 1628
6 мин.

Игровая индустрия Финляндии

Игровая индустрия Финляндии - Изображение 1

В начале марта 2015 года меня, как представителя игрового издательства 101ХР, пригласили посетить Финляндию, дабы познакомиться с целью изучения местного рынка игр, и проектов, которые было бы интересно привезти на рынок СНГ. По итогам поездки я оформил своеобразный отчёт, в котором захотел рассказать об местной игровой индустрии.

Часовой перелёт “Москва-Хельсинки”, ещё полтора часа ожидания местного рейсового самолёта (спасибо местному аэропорту за курилки с хорошей вентиляцией и бесплатным капсулам для сна — не дали заскучать), час полёта на “кукурузнике” и вот я в Йоэнсуу — небольшом городке, расположенном рядом с границей России.

Игровая индустрия Финляндии - Изображение 2
Аэропорт Йоэнсуу — небольшой и очень уютный
Игровая индустрия Финляндии - Изображение 3

Примечателен он тем, что был основан русским императором Николаем I, а сейчас является один из крупнейших центров высшего образования в Финляндии (здесь учатся 15 000 студентов, при всём населении Йоэнсуу в 75 000 человек), деревообработки и пищевой промышленности. Впрочем, всё это мимо меня — мчусь в местный технопарк, в котором располагается экспериментальный бизнес-инкубатор OASIS, который помогает будущим разработчикам игр начать своё дело.

Игровая индустрия Финляндии - Изображение 4
Инкубатор изнутри

Познакомился с местными разработчиками — инди-компаниями Joensuu Games, Polar Bunny и Mental Moustache. Все они являются либо выпускниками инкубатора, либо их действующими участниками. Организаторы нашей встречи изначально хотели, чтобы встреча произошла более-менее неформально, поэтому после краткой приветственной речи забираю всех ребят в ближайший бар и прошу рассказать о местных реалиях индустрии. Скажу честно, я ожидал краткий рассказ о Remedy, Rovio и Supercell. Оказалось всё куда сложнее.

Тогда

В 1986 году на Commodore 64 и ZX Spectrum вышел проект Sanxion — первый финский проект, ставший широко известным за рубежом.

Главная тема Sanxion была “позаимствована” у композитора Сергея Прокофьева, балет “Ромео и Джульета”

До этого, игровой индустрии как таковой в Финляндии не существовало — были отдельные клубы по интересам и локальная демосцена, из которой выделялась команда Future Crew. Апофеозом её деятельности стала демо Second Reality, демонстрирующая возможности 2D- и 3D-визуализации на IBM PC и Amiga.

История Future Crew (русские субтитры)

В 1995 году команда Future Crew прекращает своё существование — её выходцы расходятся заниматься своими проектами. Так образовываются Remedy Entertainment (проекты Death Rally, Max Payne, Alan Wake и Quantum Break), Bugbear Entertainment (FlatOut), Futuremark (авторы бенчмарка 3DMark) и другие. Так Future Crew заложила основу игровой индустрии Финляндии.

1999 год знаменуется значительными инвестициями в местных разработчиков со стороны Nokia. Компания была прямо заинтересована в качественных играх для своих мобильных телефонов и предпринимала попытки освоить онлайн-сегмент, в частности, путём создания мобильных онлайн-игр. Впрочем, эти попытки не увенчались успехом — на тот момент единственным способом выйти в Интернет с мобильника был устаревший протокол WAP. Высокая стоимость коннекта и малая скорость передачи данных похоронила затею окончательно. В том же году компания Housemarque выпустила симулятор Supreme Snowboarding. Игру специально затачивали под новейшие 3D-ускорители, и на ней же Intel демонстрировала возможности своего нового процессора Pentium III. По итогам года, Supreme Snowboarding была признана одной из самых красивых игр и разошлась тиражом в полтора миллиона коробок.

В 2000 году Sulake Corporation выпускает игровую соцсеть Habbo. До пришествия MySpace и Facebook остаётся три года, и за это время Habbo становится одной из самых популярных соцсетей в мире. Известна она, в том числе, и в России — в частности, отметились российские анонимусы, устраивавшие регулярные рейды на Habbo.

Начало нового тысячелетия также знаменуется выходом Max Payne и возобновлением поддержки мобильных разработчиков со стороны Nokia — компания готовилась к запуску N-Gage и обеспечивала себя начальной библиотекой игры. Провал N-Gage как игровой платформы в очередной раз прервал финансирование, однако, этот период сильно помог укрепиться местным мобильным разработчикам — многие из них перешли на разработку J2ME-игр, а на одном из мероприятий, спонсируемых Nokia, познакомились будущие основатели компании Rovio. До выхода Angry Birds они ещё успеют выпустить 51 игру.

Сейчас

С успехом Angry Birds, большая часть финских разработчиков переключается на производство мобильных игр. Игровая индустрия переживает ренессанс — в финских разработчиков начинают массово инвестировать, а количество компаний-разработчиков вырастает в два раза. Культурный феномен Angry Birds поглощает Финляндию — в каждом магазине обязательно да найдётся хоть один предмет с изображением злых птичек.

Самый первый трейлер Angry Birds. Rovio ещё не знают, как изменят мировую поп-культуру.

Волну мобильной истерии седлает Supecell с проектами Hay Day и Clash of Clans. В 2013 году они генерируют по 2,5 миллиона долларов в день и становятся одними из самых прибыльных мобильных проектов в истории. Supercell выкупает рекламное время во время трансляции финала Суперкубка под ролик Clash of Clans — случай беспрецендентный. Суммарный объём рынка финских игр к 2014 году достигает миллиарда долларов.

Clash of Clans: Revenge (Official Super Bowl TV Commercial) Реклама Clash of Clans во время Superbowl

Правительство Финляндии проводит программы финансирования начинающих разработчиков — создавая игровую компанию можно податься на грант под разработку — около сотни тысяч евро единовременно и по семьсот евро в месяц на человека в течение года. Если грант получить не удастся, можно попросить помощи в поиске иностранных инвесторов. Ещё вариант — податься в технопарки, как мои знакомые из Polar Bunny, Mental Moustache и Joensuu Games. Это даёт бесплатное размещение, помощь со стороны администрации технопарка в решении бюрократических вопросов и открытые двери на множество конференций и встреч с потенциальными партнёрами.

В этот момент Тииму, руководитель Polar Bunny, рассказал забавное:

— Свою первую игровую компанию я открыл, когда мне было 16 лет. Она просуществовала полгода — проблема была в том, что нам хотелось играть в игры, а не делать их.
— Подожди. Ты просто собрал компанию единомышленников или открыл юридическое лицо, и так далее?
— Не понимаю тебя. Конечно, я открыл настоящую компанию, у нас на руках были документы и всё прочее.
— И что, это было сложно?
— Я снова тебя не понимаю. Чтобы открыть свою компанию, достаточно заполнить три формы в муниципалитете и заплатить пошлину в два евро. А у вас что, в России не так?
— Нет. Всё гораздо сложнее.
— Знаешь, чувак, это грустно. У нас открыть свою фирму это раз плюнуть. А если твоё дело не удалось, ты просто закрываешься и начинаешь с чистого листа — не всем удаётся с первого раза и это нормально. Надеюсь, у вас рано или поздно тоже так будет. Но чтобы тебе не было так грустно, я тебе расскажу ещё одну забавную вещь — мне очень нравится Xbox One и я очень хотел, чтобы наша игра Parcel вышла на нём. Я обратился к Microsoft с просьбой предоставить девкит. Они согласись выдать его после того, как я пообещаю сделать порт для Windows Phone, но я не хочу этим заниматься! После этого я обратился к Sony, и они сразу же выдали нам несколько девкитов PS4 и довесили всё девкитом Vita, со словами, что они будут рады, если я выпущу игру и на неё, но никаких обязательств с меня они не взяли.

В Финляндии существует ряд организаций, поддерживающих молодых разработчиков — Neogames, Suomen Pelinkehittäjät, Tekkes, IGDA Finland и другие. Они тоже занимаются финансированием и поиском партнёров.

Живой пример такой помощи рассказал Heikki Koljonen из Mental Moustache.

— Мы делали первый серьёзный контент-апдейт для Bad Piggies (ответвление от Angry Birds — прим. автора). На Rovio мы вышли на одной из конференций, которые устраивают под эгидой IGDA и прочих. Rovio понравилось, что мы живём франшизой Angry Birds и предложили нам сделать контент-апдейт. Естественно, мы не отказались.

Игровая индустрия Финляндии - Изображение 5

Учитывая небольшой размер Финляндии, практически все работники индустрии знакомы друг с другом — как минимум через пару рук. Hely Herranen, сотрудница Joensuu Games пояснила, за счёт чего это получается.

Игровая индустрия Финляндии - Изображение 6
Фестиваль Illusion, один из крупнейших для разработчиков игр в Финляндии.

В Финляндии проходит множество игровых конференций. Мы, например, ежегодно проводим собственный аналог GDC — Illusion. После него проводится большой музыкальный фестиваль Ilosaarirock — в этом году к нам приедет Placebo, Apocalyptica, Bastille и множество местных рок-групп.

Анонс Illusion

Третий час ночи — засиделись мы, однако. До самолёта в Москву остаётся пять часов и мои новые друзья предлагают не ложиться спать и отправиться в офис Polar Bunny играть в Hotline Miami. За два часа до самолёта меня выпроваживают и я отправляюсь по пустынным улицам Йоэнсуу к отелю. Плеер услужливо подсовывает трек ILWT, я подпеваю в унисон строчки "Очень круто одичал". Сюда стоит вернуться.

12 комментариев

Подкаст 3 фанбоя. Выпуск №14: В ожидании Е3