Стрим-центр2 в эфире
КОСПЛЕЙ и новая история! VOLKOFRENIA стримит Metro Redux
TRAP bekugrap стримит Dota 2
stream center intro slide 1

«Канобу» и «ВКонтакте» запускают «Стрим-центр» — сервис для тех, кто любит смотреть и проводить прямые трансляции. Наш сервис поможет делиться стримами с «ВКонтакте», Twitch и YouTube и обеспечит новую аудиторию, которой будет интересен именно ваш контент.

«Стрим-центр» доступен на любой странице «Канобу» — достаточно нажать на стрелку в верхнем правом углу и развернуть сетку с активными стримами. Вы также можете открыть чат, кликнув на иконку сообщения в правом углу.

Кнопка «Добавить стрим» позволит поделиться прямой трансляцией. После нажатия вы увидите три активных поля. В первой строке нужно вписать адрес канала, остальные поля заполнит наш сервис.

stream center intro slide 4

Делиться стримами — это просто! Попробуйте сами. Обратите внимание, что после добавления стрима ваша трансляция сначала отправится на рассмотрение модераторов.

32 9 1730
4 мин.

Территория. Золото, бороды и олени

Территория. Золото, бороды и олени - Изображение 1

Опять пурга, опять зима
Придёт, метелями звеня.
Уйти в бега, сойти с ума
Теперь уж поздно для меня.

С производственным романом Олега Михайловича Куваева "Территория" я познакомился в университете. Обучаясь на факультете геофизики невозможно избежать знакомства с этой книгой. Конечно, если обучаешься ты не "для корочки", а для конкретного дела. Эта книга либо бьёт в саме сердце, либо кажется нудной глупостью. Эдакий водораздел между авнтюристами и домоседами; "единичными философами" и теми, кто свободу видит в трёхстах сортах колбасы. В любом случае, у профессионалов "Территория" - культовая книга. Но так немыслимо сложилось, что роман стал популярен и массово - миллионные тиражи в СССР, перевод на 7 языков и аж 9 переизданий в Германии. Олег Михайлович затевал трилогию - про золото, нефть и пушнину. Но ушёл совсем молодым - 40 лет - и даже не увидел успеха своего первого романа. "Территория" вышла в 74м, год спустя её автора не стало. Оттого эта книга так важна, это гимн поколения победителей, не испорченный славой и трактовками. Это как песни Цоя или Кобейна, если хотите глупых сравнений. Но казалось бы, зачем я это всё рассказываю. Ведь нынешние экранизации очень любят своего зрителя, и не требуют от него знания оригинала. В том и соль, что "Территория" 2015 года - не такая. Но по порядку.

Территория. Золото, бороды и олени - Изображение 2

Начинается фильм с неуклюжей сцены в кабинете у начальника "Северстрой". Начальник требует сократить расходы, и в рамках этого прекратить геологоразведовательную партию в районе, называемом "Территория". Противостоит этому главный герой романа - Чинков, заслуженный геолог, открывший крупнейшее месторождение, и получивший за это Сталинскую премию. Этот конфликт даёт стержень всему сюжету, и в книге ему посвящено много места. Однако в фильме решили ограничить "кабинетную часть" до минимума, отчего вышло, что Чинков стал второстепенным персонажем, который только и делает, что ездит туда-сюда и раздаёт приказы. И вот из таких вещей состоит, по сути, весь фильм. Читавший книгу человек недосказанность или несвязность отдельных мест картины просто не заметит. Надо либо знать текст, либо разбираться в профессии, чтобы додуматься, например, что первоначальные бросания от одного персонажа к другому - это просто знакомство с геологами разных лагерей партии. Что авторы решли познакомить нас с ними не в одном кабинете с Чинковым, а в поле, во время работ. Это интересный ход, но его же можно воспринять как клиповость и разорванный нарратив. Но особенно пугает поначалу обилие крупных планов. Впрочем, это быстро уходит на второй план, так как в действие вступает то, ради чего фильм, очевидно, и снимался.

Территория. Золото, бороды и олени - Изображение 3

Природа. Суровая природа Чукотки поражает воображение. Я прекрасно понимаю авторов, когда они несколько минут показывают скалы, льдины и бесконечную тайгу. Да что уж там говорить, сам Куваев в одном из интервью писал следующее:

Надо снять широкоформатный цветной фильм об Арктике, где бы была она вся. С размахом, юмором и тем состоянием души, которое могут дать только горы, море и Арктика. Для этого должен быть режиссер-единомышленник. А где он?

А вот он - Александр Владимирович Мельник, инженер-гидролог по образованию, работал в Арктике, затем стал журналистом, сценаристом, режиссёром. Как "единомышленник", Мельник старался воплотить заветы автора романа. В размахе съёмок ему не откажешь - снимали на плато Путорана и на мысе Провидения. И состояние души он передал верно. На меня накатили мои студенческие воспоминания о предстоящих экспедициях. Где-то после первого получаса фильма я незаметно для себя напрягся. Всем телом превратился в струну, меня потянуло в экран. Я оказался там, я ходил по этим тропам, я переживал все победы и поражения героев. Очнулся только к титрам. Почти три часа пролетели незаметно. Фильм, поначалу казавшийся необычайно затянутым и неказистым, цепко ухватил меня за самое естество. Казалось бы - перемешка съёмок природы с обыгранными цитатами из книги не должна так работать, но факт остаётся фактом.

Территория. Золото, бороды и олени - Изображение 4

Возможно, свою роль сыграла операторская работа и натурные съёмки. Возможно - игра актёров. Возможно - работа костюмеров, декораторов и консультантов. Возможно - довольно точное следование первоисточнику. А может быть, всё это вместе. И вот удивительная вещь - меня бесит образ дяди Кости, который отдали зачем-то здвезде закатывания глаз и бессмысленных криков Петру Фёдорову, меня бесит кульминация, полностью выдуманная авторами кино неизвестно зачем, меня бесит нарочито осовремененный образ Гурина. Но даже придравшись ко многим вещам, я не могу выкинуть Территорию из головы. Я не могу назвать этот фильм плохим или неудачным. Я считаю его... Правильным, что ли. Это правильная экранизация правильного романа. И это никакие не "приключения", что бы ни писали в графе "жанр" кинотеатры. Это производственное кино. Не советское, "Территорию" уже экранизировали в 78м, и тот фильм был классическим советским - про людей и их отношения. Тут совсем иное, эта картина - про суровую работу суровых мужчин в суровой природе. Эти мужчины почти не конфлктуют друг с другом. Даже окрик Чинкова на Апрятина какой-то интеллигентский, а борьба двух героев за сердце журналистки вообще выглядит соревнованием молчунов. И конфликт с "Северстроем" почти полностью убран из фильма. Но сама работа показана блесятще В играх это обычно называют "атмосферой". Наверное, это будет правильным словом. Атмосферный производственный фильм с амбициями на философскую притчу, но серьёзными проблемами в подаче прекрасного сюжета. А закончу этот небольшой обзор я так же, как закнчивается сама книга:

День сегодняшний есть следствие дня вчерашнего, и причина грядущего дня создается сегодня. Так почему же вас не было на тех тракторных санях и не ваше лицо обжигал морозный февральский ветер, читатель? Где были, чем занимались вы все эти годы? Довольны ли вы собой?..

9 комментариев

Канобу Рейд #6