Стрим-центр14 в эфире
Saints Row 2 BazZz_GC стримит Saints Row 2
Превозмогая ХК leegumbo стримит Path of Exile
Неудержимые PSIH47 стримит Broforce
stream center intro slide 1

«Канобу» и «ВКонтакте» запускают «Стрим-центр» — сервис для тех, кто любит смотреть и проводить прямые трансляции. Наш сервис поможет делиться стримами с «ВКонтакте», Twitch и YouTube и обеспечит новую аудиторию, которой будет интересен именно ваш контент.

«Стрим-центр» доступен на любой странице «Канобу» — достаточно нажать на стрелку в верхнем правом углу и развернуть сетку с активными стримами. Вы также можете открыть чат, кликнув на иконку сообщения в правом углу.

Кнопка «Добавить стрим» позволит поделиться прямой трансляцией. После нажатия вы увидите три активных поля. В первой строке нужно вписать адрес канала, остальные поля заполнит наш сервис.

stream center intro slide 4

Делиться стримами — это просто! Попробуйте сами. Обратите внимание, что после добавления стрима ваша трансляция сначала отправится на рассмотрение модераторов.

20 28 2096
15 мин.

Давайте поговорим об утопиях? Наверняка вы все знаете, что это такое. Утопия - это идеальная, с точки зрения конкрет ...

Давайте поговорим об утопиях? Наверняка вы все знаете, что это такое. Утопия - это идеальная, с точки зрения конкретного автора, система устройства общества. У всех утопий есть некоторые общие черты, свобода, равенство, отказ от денег, частной собственности и стремление к максимально возможному уровню гедонизма в любой момент времени. Грубо говоря - реализация всех человеческих потребностей на общественном уровне.
Первое описание утопического общества встречается ещё в "Государстве" Платона, написанном в мохнатых годах до нашей эры, однако честь быть наиболее значительной работой в этом жанре принадлежит "Утопии" Томаса Мора, увидевшей свет в 1516 году. Именно с тех пор система идеально устроенного общества обретает плоть и начинает своё шествие по мозгам населения.

Книга Мора описывает основные принципы, ставшие с тех пор визитной карточкой любого утопического общества:
- Деньги и частная собственность - это зло, порождающее преступность. В топку их.
- Работать должны все, но понемногу, ведь когда крестьянам не приходится кормить кучу иждивенцев-властителей, то и их жизнь становится куда менее сложной.
- Рабство - это хорош... эхем. Не будем об этом.
- Продукция и припасы распределяются поровну между всеми.

Как видите, в общих чертах утопия имеет достаточно много общего с коммунизмом, да и сама "коммуна", из которой коммунизм берёт свои первые шесть букв, является, в данном случае, подвидом той же утопии.
Впрочем, опыт внедрения коммунизма на планете оказался глобальной катастрофой для большинства участников.
"Если всё народное - значит всё ничьё, что домой утащено - только то твоё", - гласит известный стишок времён нашего коммунистического детства.

Человечество оказалось не готово к отказу от частной собственности. Все коммунистические режимы мгновенно превратились в извращённую пародию на собственные идеалы. И не потому, что кто-то плох или жаден, просто мы с вами к этому не готовы. Не зря же слова "Дай!" и "Моё!" входят в топ-20 первых слов каждого ребёнка на планете.
Однако писатели не успокоились, они продолжают грезить идеями о том времени, когда человечество будет, наконец готово и счастливое счастье вконец наступит.

«Деньги — признак нищеты». Старое присловье Культуры то и дело приходит мне на ум — особенно когда тянет совершить какую-нибудь глупость, где замешаны деньги (а где они не замешаны?).
Иен Бэнкс, Культура, дары приносящая

Вот так, казалось бы невзначай, я выдал вам тему моей сегодняшней статьи. Казалось бы, и почесал бы уже по теме, но нет. Не время ещё! Потому, что теперь я хочу поговорить с вами о космических операх.

Само название "космической оперы" было заимствованно у "мыльной оперы" получившей своё название из за чересчур агрессивной рекламы мыла в первых радио-сериалах для домохозяек. "Опера", кстати тоже была заимствована у "конской оперы". Конской оперой (Horse opera) в двадцатых годах прошлого столетия пренебрежительно назывались вестерны.

Естественно, что в попытке придать очертания жанру оперы космической нельзя обойтись без слова "эпический". Основной характеристикой жанра является эпическое абсолютно всё. Титанические сражения в космосе, безумно сложные интриги, захватывающие дух пейзажи, немыслимо прекрасные инопланетянки и чудовищно мужественные герои. Вспомните свои любимые космические оперы. Всё так?

Термин был придумав 1941 году и был скорее насмешкой над плотным потоком однообразной фантастики выходившей в то время, однако постфактум космическими операми были названы выходившие много раньше книги Эдмонда Гамильтона, "Дока" Смита и Эдгара "Райса" Берроуза, хотя последний был скорее представителем поджанра "планетарной фантастики", в которой эпические космосы больше подразумеваются, нежели описываются.

В общем, долго ли коротко ли, в 1975 году известный критик Брайан Алдисс объявил, что космическая опера мертва. Два года после этого жанр хоронили вплоть до выхода в 1977 году первого фильма "Звёздных войн", который прекрасно обыграл многие стандарты космооперы и, грубо говоря, осуществил перезапуск жанра, дав ему новых поклонников, новое вдохновение и... эхем... "Новую надежду".

Нынешнюю космическую оперу так просто похоронить не удастся, ведь она стоит на трех китах литературы, кинематографа и игропрома. Battlestar Galactica и Mass Effect, Star Wars и Babylon-5, всё это мегаприбыльные франшизы в других (нелитературных) областях медиакультуры, поддержкой которых жанр заручился с момента своего перерождения в 1977 году.

Но, вернёмся к литературе.

Жанр космооперы расцвёл в том числе множеством книжных серий и отдельных произведений. И, как вы уже наверняка догадались, этот текст будет посвящён одному из авторов таких произведений, а именно Иэну Бэнксу.

Иэн Бэнкс уроженец одного примечательного государства, давшего миру шотландский виски, кильты и волынки, а ныне входящего в состав Великобритании. Название государства я сохраню в тайне, дабы заинтриговать читателя.

Его творчество делится на две равнозначных части для каждой из которых пишет "отдельный" автор:

Иэн Бэнкс - автор реалистичной, хоть зачастую и отдающей психоделией прозы. Эта часть его творчества зачастую подвергает сомнению и критике наш устоявшийся взгляд на мир, представляя нам судьбы обычных людей в совершенно невероятном свете.
Под этим именем были изданы такие вещи как "Осиная фабрика" - экскурс в такой невероятный, но вполне возможный мир одинокой детской фантазии, импровизированных ритуалов и продуманных убийств; "Шаги по стеклу" - эдакий витраж из осколков повествования, которые в итоге складываются в захватывающую картину; "Улица отчаяния" с её путешествием в мир секса, наркотиков и рон-н-ролла, и другие.

Помимо всего прочего, его перу принадлежит также книга Raw Spirit, которая является отчётом о его путешествии по Шотландским винокурням (вискикурням, на самом деле, но этот термин пока не очень распространён). Видимо дело в том, что невозможно жить в Шотландии и не любить виски.

К сожалению переводиться его книги начали сравнительно недавно, та же "Осиная фабрика" была издана в 1984 году, но до наших берегов добралась только в 2002.

Иэн М. Бэнкс - писатель-фантаст. Один из главных творцов современной космической оперы и автор цикла "Культура", о котором, собственно я и намерен вам рассказать.

Что ж, отправляемся! Пришло время увязать воедино утопии, космические оперы и шотландских писателей.
Речь пойдёт о цивилизации, называющей себя Культурой.

Нашему взору представляется счастливейшее человеческое общество, обеспеченное всем необходимым, не чувствующее ни страха, ни ответственности. Культура - это, грубо говоря, рай. Развитие технологий привело к появлению пост-дефицитной экономики, то есть экономики изобилия. В денежной системе, равно как и в торговых отношениях просто не стало смысла, ведь в распоряжении Культуры находятся практически неисчерпаемые источники материи и энергии.

Основной причиной гибели людей являются несчастные случаи либо автоэвтанайзия, однако любой гражданин Культуры в сосотоянии достичь бессмертия, отправиться на тысячелетнее сохранение или стать частью коллективного разума выбрав информационную форму существования.

Генетические модификации позволяют, при желании, за месяц изменить пол, остановить и возобновить рост ребёнка в утробе, а наркотические железы мгновенно секрецируют в кровь любой возможный наркотик по желанию владельца. Наркотические железы - вообще очень удачное изобретения Бэнкса и он, похоже, разделяет это моё мнение, поскольку тема этих желез всплывает в каждой книге. Персонажи используют разные вариации секрецируемых веществ, чтобы придать себе заряд бодрости поутру, усилить эффект алкоголя или просто успокоиться и сконцентрироваться. Как вы понимаете, в таком мире нет смысла что-либо запрещать.

Еще более очаровательными Хамин нашел сексуальные нравы Культуры. Его приводило в восторг и одновременно в неистовство то, что Культура терпимо относится к гомосексуализму, инцесту, перемене пола, гермафродитизму и изменению половых характеристик - как относятся к путешествиям или новой прическе. Он считал, что таким образом полностью теряется привлекательность всего этого.
Игрок

Marain - общепринятый язык Культуры основанный на девятиточечной системе. Все символы распознаваемы с любой стороны, что имеет смысл в условиях космоса.

Знаковым элементом Культуры являются Умы - искусственный интеллект, на который человечество возложило всю ответственность за своё будущее и настоящее. У каждого орбитала, корабля или обиталища есть свой Ум, а то и несколько, что превращает корабли и обиталища в мыслящих существ союз между которыми, собственно, и составляет Культуру. Умы автономны и наделены характерами, между ними могут возникать перепалки, ссоры, а иногда и открытые военные конфликты(к примеру - Эксцессия), что, впрочем, редкость.

Миниатюрными версиями Умов являются Дроны. Автономные дроны считаются полноценными гражданами Культуры наравне с любыми другими расами, её населяющими. Не смотря на конвейерное производство дроны также обладают индивидуальностью, заданной рядом произвольных параметров, поэтому на протяжении серии нам встречаются совершенно разные по характеру дроны. К примеру, дрон шантажировал главного героя "Игрока", требуя от него покровительство взамен на молчание об одном неприятном для героя факте.

- А мог бы я купить флот боевых кораблей?
- Все наши корабли наделены разумом. Вы, конечно, можете попытаться приказать кораблю, но вряд ли у вас что-нибудь получится.
Игрок

А говоря об отсутствии ответственности, я имел в виду именно Умы и дронов, чей превосходящий интеллект обременён всеми проблемами и вопросами развития цивилизации вплоть до самых мелких бытовых вопросов. Люди предоставлены сами себе и взваливают на себя только те задачи, которые желают выполнять. В результате человеческая популяция посвящает себя гедонизму. Люди социализуются на бесконечных вечеринках, путешествуют или пропадают в виртуальном мире. Впрочем, некоторые выбирают для себя творческие профессии вроде дизайна тектонических плит для орбитальных колец, являющихся одним из распространённых обиталищ Культуры.

Мир-кольцо всё-же чересчур велик даже по меркам Культуры...

Сами кольца-орбиталы являют собой колоссальные сооружения, тысячи километров в поперечнике и миллионы в диаметре. Ближайшим примером может быть мир-кольцо Нивена или аналогичные сооружения из Halo, но в отличии от Нивеновской местная цивилизация может спокойно конструировать подобные сооружения и не ограничена ими. Второй распространённый пример обиталища Культуры - это Генеральные Системные Транспорты (General System Vehicle), исполинские корабли тянущиеся на десятки километров и вмещающие миллиарды жителей.

Несмотря на серьёзнейшие масштабы Культура никогда не воспринимает саму себя серьёзно. Любая война и геноцид, гибель миллиардов жителей - всё это лишь игра для Умов. Впрочем, это та игра, которую они хотят выиграть. Лучшей иллюстрацией этого несерьёзного подходя являются названия кораблей Культуры. "Пристрели их позже", "Зевающий ангел", "Сексуальный монстр" и http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_ships_%28The_Culture%29.

Экспедиционные корабли Контакта Культуры, принявшие на себя всю тяжесть первых четырех лет космической войны, всегда носили игривые, забавные имена. Но и новым военным кораблям, выпуск которых начался после перехода космических фабрик на военное производство, Культура предпочитала давать юмористические, мрачные или откровенно отталкивающие имена, словно не принимая всерьез тот грандиозный конфликт, в который она втянулась.
Вспомни о Флебе

А вот, собственно и аналог из Halo.

С точки зрения политики Культура является анархией. У неё нет ни центра, ни властных структур. Все важные решения принимаются посредством обсуждения ситуации Умами.
Бэнкс вообще намекает на то, что никакие иерархические структуры не совместимы с пост-дефицитной экономикой, поскольку регулировать и распределять становится практически нечего. В Культуре нет политического напряжения и волнений, в случае несогласия с курсом Культуры любая группа вольна отделиться от массива цивилизации и преследовать свои собственные цели и идеалы. В Эксцессии нам рассказывают о дюжине GSV, которые сформировали расу эленчей, следуя идее изменения себя, как бы впитывая в свои тела новые открытия и цивилизации по мере их обнаружения.
Целостность основного массива Культуры поддерживается скорее союзом между умами кораблей и орбиталов, их пониманием того, что в одиночку не выжить. Человечеству, свободному от любой нужды, остаётся только наслаждаться своеобразным затянувшимся детством, играя в своём защищённом от всех невзгод Эдеме.

Может быть, именно поэтому они отдали такую роль машинам в своей Цивилизации? Они не могут доверить сами себе колоссальную мощь и энергию своей науки и технологии.
Вгляд с наветренной стороны

Пора задуматься о том, какие потребности могут быть не удовлетворены Культурой. Чего может не хватать человеку ни в чём ни нуждающемуся? Если абстрагироваться от наших реалий, в которых удовлетворение первичных потребностей вроде голода и жилья может довлеть над нами на протяжении всей жизни, чего может недоставать людям, живущим в Утопии?

У них есть корабли, которые за несколько лет могут облететь всю галактику и сосчитать все клетки в теле человека с расстояния в сотни световых лет, а он не может вернуться назад на какой-то несчастный день и исправить одно крохотное, дурацкое, идиотское, постыдное решение...
Игрок

Хотя в некоторых произведениях серии и всплывает тема неразделённой любви или душевных терзаний другого рода, это никак нельзя назвать проблемой в масштабе цивилизации. Однако остаётся как минимум один мотив не затронутый в совершенном обществе:

Единственное желание, которое Культура не могла удовлетворить за счет собственных ресурсов: потребность не чувствовать себя бесполезным.
Вспомни о Флебе

Именно поэтому, пройдя строгий отбор, любой желающий может вступить в Секцию Контакта. Контакт - это своеобразная миссионерская организация занимающаяся развитием отношений с недавно открытыми цивилизациями. Многие из героев Бэнкса выполняют задания Контакта или сталкиваются с его представителями. Зачастую Контакт занимается подготовкой новых цивилизаций к вступлению в состав Культуры или просто воздействует на курс их развития, делая его более "благоприятным" для будущего взаимодействия. Контакт - это организация утилизирующая героические порывы граждан Культуры. Использующая их, зачастую, в целях весьма неблаговидных, но об этом позже.

* * *

В большинстве своих произведений Бэнкс раскрывает нам сильные и слабые стороны Культуры через конфликт, будь то внутренний конфликт, происходящий в уме персонажа или внешний, такой как война или интервенция. Зачастую конфликт обыгрывается не просто как столкновение цивилизаций или групп, но как противостояние культур и систем ценностей. Посредством такого конфликта утопия Культуры каждый раз раскрывается перед нами в разном свете. Глядя на Культуру глазами её врага мы лицезреем упадок личности и целую цивилизацию погрязшую в гедонизме и праздности. Сознавая наличие у Культуры противников нам становится ясно, что просто удовлетворив биологические потребности индивида мы не сможем дать ему всё, что ему может потребоваться. Отсутствие у Культуры какой-либо идеологии рассматривается многими как роковая ошибка или критическая неполноценность:

- Чудовища о трех ногах, захватчики, убийцы… Ты хочешь, чтобы мы заключили с ними союз? С трехметровыми монстрами? Чтобы они растоптали нас своими копытами? Чтобы молиться их ложным богам?
– У них, по крайней мере, есть Бог. А у Культуры – нет.
Вспомни о Флебе

По ходу повествования не только тема утопии, но и многие другие темы будут затронуты и рассмотрены с разных точек зрения. Даже для самых зверских действий найдутся логичные оправдания и бремя "изготовления" выводов ляжет исключительно на читателя. Нам представится возможность сделать выводы об утопии, фундаментальной человеческой природе, о религии и войне. Фантастика, как художественный приём, позволяет Бэнксу населить свой мир множеством интереснейших идей и концепций, а после, вызвать из к жизни, сталкивая с этими концепциями героев своих книг. Заявлю, что серия Культуры - это самый глубокий представитель жанра космической оперы из всех, что мне когда-либо встречались.

* * *

Ну и напоследок стоит сказать пару слов о некоторых книгах серии:

Вспомни о Флебе / Consider Phlebas / 1987

Вторая книга Бэнкса и его перва научно-фантастическая работа. Стоит признать, что НФ-дебют Бэнкса читается довольно трудно. И даже не из за проблем со стилем изложения, скорее вследствии проблем морального характера. Дело в главном герое. Хорза - герой "Вспомни о Флебе", один из самых неоднозначных и несимпатичных героев Бэнкса. С ним трудно соглашаться, а его действия не поддаются оправданию. Стоит признаться, что зачастую мы отождествляем себя с героем книги, которую читаем, верно? И здесь автор заставляет нас делать весьма нелицеприятные вещи, вещи, о которых мы будем жалеть вместо героя. Всё во имя борьбы с Культурой. Да, герой первой книги сражается против Культуры, ненавидит и презирает её:

Вами правят ваши машины. Вы – эволюционный тупик. Беда в том, что, желая отвлечься от этой мысли, вы пытаетесь утащить за собой всех. И для галактики не будет ничего хуже, чем победа Культуры в этой войне.

Впрочем все остальные элементы и серии, и жанра здесь на месте: захватывающие дух описания колоссальных сооружений и экзотических ландшафтов, экскурс в психологию культуры и совсем чуждых нам созданий, ужасы войны и приключения. Плюс - в этой книге проявилась страсть Бэнкса к выдуманным играм, проявилась в виде Game of Damage (Игра в ушерб/Игра-катастрофа), своеобразной карточной игры, каждая карта в которой обозначает какую-либо эмоцию. Игра такой картой вызывает у противника сильнейший прилив соответствующей эмоции, а потеряв осторожность можно запросто потерять и рассудок.

Всё это делает "Вспомни о Флебе" книгой, которую нельзя не порекомендовать к прочтению даже несмотря на весьма несимпатичного "протагониста".

Игрок / The Player of Games / 1988

Именно здесь теория выдуманных автором игр достигает своего апогея. "Игрок" даёт нам возможность взглянуть на мир глазами гражданина Культуры, профессионального игрока в азарные игры в цивилизации отказавшейся от частной собственности. Грубо говоря, наш герой играет ради интереса, ради самосовершенствования, ради того, чтобы называться лучшим. Здесь в деталях описываются с полдюжины игр с весьма любопытными правилами. Стоит признать, что большинство игр придуманных Бэнксом весьма напоминают нынешние варгеймы, те, что с шестиугольниками, хотя изобилию вариантов можно только удивляться.

Основным мотивом повествования послужит игра в Азад. Сложнейшая система правил Азада поддерживала стабильность одноимённой империи тысячи лет, но это было до прихода Контакта. Теперь, лучший игрок Культуры отправляется в путешествие, чтобы завоевать себе место в деспотической империи, все посты в которой распределяются по уровню навыка в Игре. Посредством игры Культура и Империя вступят в противостояние и раскроют нам свои сильные и слабые стороны.

Часть фигур азада представляли собой продукты биотехнологий и были изваяны из генетически измененных клеток, менявшихся, когда их впервые доставали из упаковки и ставили на доску; полурастения, полуживотные, они обозначали свои свойства и ценность цветом, формой и размером.

В частности "Игрок" демонстирует нам Культуру с весьма неожиданной точки зрения, рассказывая о превосходстве анархии над империей игровыми терминами. Естественно в конце наш герой окажется только мелкой пешкой в партии играемой Контактом. Это выглядит как спойлер, но поверьте, это только крошечная часть того массива интриг и приключений, ожидающих вас внутри.

Выбор оружия / Use of Weapons / 1990

В своём втором нефантастическом произведении, которое называлось "Шаги по стеклу" Бэнкс первый раз применил технику "лоскутного повествования" (термин мой), когда история складывается из многочисленных отрезков, обрывков и флэшбеков. В "Выборе оружия" он опять применяет этот же приём.
"Выбор оружия" рассказывает нам о наёмнике Культуры, человеке, который выполняет грязную работу, которую кто-то должен выполнять для того, чтобы утопия продолжала существовать. Его жизнь разбита вдребезги после гражданской войны в его родном (не-Культурном) мире и работа наёмника даёт ему хоть какую-то цель для существования. Как и другие "одноразовые герои" используемые Культурой, он не чувствует никакой лояльности ни даже симпатии к своим работодателям: его превратили в оружие, его используют как оружие и его выбросят, когда необходимость в нём отпадёт.
К чему приводит такое отношение к работникам? Прочитайте и узнаете.

Теперь он смотрел на свою жизнь со стороны и стыдился содеянного. Ты всегда действовал так, как этого требовали обстоятельства. Ты применял любое оружие, какое только было в твоем распоряжении. Ты шел к цели, и никакие препятствия не могли тебя остановить.

Эксцессия / Excession / 1996

В "Эксцессии" игры настольные окончательно уступают место играм политическим. Появление из ниоткуда таинственного артефакта приводит в движение цепь событий в которые оказываются вовлечены дюжина корабельных Умов, воинственная раса, ожидающая повода для конфликта и, естественно, обычные люди, зачастую, даже ничего не подозревающие. И пока Умы будут планировать, обсуждать и предавать друг-друга, людям останется только страдать, совершать поступки разного уровня героичности (вплоть до отрицательного) и умирать. Такова политическая жизнь Культуры, особенно, когда на кону артефакт способный изменить курс развития цивилизации.

“Сновидец” сохранял первоначальный дизайн, что было редким явлением среди кораблей-Эксцентриков. Обычно первое, что делал корабль, становясь Эксцентриком, - это производил решительную реконфигурацию внешнего вида и внутреннего содержания, причем в соответствии с требованиями некой особой эстетики, внедрявшейся с навязчивой идеей. Но тот факт, что “Сновидец” привык к своей первоначальной конструкции, добавив к ней только океан и атмосферу газового гиганта, еще ничего не говорил о его способностях.

"Эксцессия" углубляется в описание Умов, кораблей, образующих Культуру. Она рассказывает о кораблях-эксцентриках, номинально отделившихся от Культуры, чтобы преследовать им одним ведомые цели, ведёт повествование от лица боевых кораблей и кораблей-шпионов. Однако здесь, как впрочем и в других книгах серии вы не найдёте масштабных описаний космических сражений. Бэнкс никогда не ставит акцента на батальных сценах, они всегда проходят где-то за кадром. Несмотря на это "Эксцессия" рисует весьма увлекательную картину тактики и интриг глазами суперкомпьютеров.

* * *

Источники:

http://www.sfrevu.com/ISSUES/2003/0308/Space%20Opera%20Redefined/Review.htm, Дэвид Хартвелл, Кэтрин Крамер

http://www.vavatch.co.uk/books/banks/cultnote.htm, Иэн М. Бэнкс

http://www.strangehorizons.com/2002/20020121/culture_clash.shtml, Дэвид Хорвич

Предыдущие выпуски "Картотеки":

http://kanobu.ru/blog/kartoteka-1-metro-peschernyie-hroniki-289094/
http://kanobu.ru/blog/kartoteka-2-skorb-satanyi--293456/
http://kanobu.ru/blog/kartoteka-3-v-puchine-uzhasa---predtechi-literaturyi-o-sverhestestvennom-299906/
http://kanobu.ru/blog/kartoteka-4-vladimir-ili-prervannyij-polet-302008/
http://kanobu.ru/blog/kartoteka-5-knizhnaya-evolyutsiya-311090/
http://kanobu.ru/blog/kartoteka-6-350897/
http://kanobu.ru/blog/kartoteka-7-volshebnyij-mir-dzhoan-roling-354185/
http://kanobu.ru/blog/kartoteka-8-penpal-355563/

Благодарности:
Хотелось бы поблагодарить тех, кто дал мне возможность стать автором "Картотеки", предыдущих авторов, которые задали мне очень высокую планку сложности. Не знаю, справился ли я, но эта статья сильно помогла моему собственному развитию.
Также, хотелось бы поблагодарить тебя, читатель, который добрался до конца этого нудного текста.


Игры в посте

28 комментариев