Стрим-центр18 в эфире
WTF В GTA V PlayingAngryBoy стримит Counter-Strike: Global Offensive
LAST GUARDIAN Queena девушка стримерша играет стримит The Last Guardian
Смотрим масштабное обновление Paragon - "Монолит". Раздаем коды! Michael Kuzmin
stream center intro slide 1

«Канобу» и «ВКонтакте» запускают «Стрим-центр» — сервис для тех, кто любит смотреть и проводить прямые трансляции. Наш сервис поможет делиться стримами с «ВКонтакте», Twitch и YouTube и обеспечит новую аудиторию, которой будет интересен именно ваш контент.

«Стрим-центр» доступен на любой странице «Канобу» — достаточно нажать на стрелку в верхнем правом углу и развернуть сетку с активными стримами. Вы также можете открыть чат, кликнув на иконку сообщения в правом углу.

Кнопка «Добавить стрим» позволит поделиться прямой трансляцией. После нажатия вы увидите три активных поля. В первой строке нужно вписать адрес канала, остальные поля заполнит наш сервис.

stream center intro slide 4

Делиться стримами — это просто! Попробуйте сами. Обратите внимание, что после добавления стрима ваша трансляция сначала отправится на рассмотрение модераторов.

30 67 2583
8 мин.

Приветствую всех читателей очередного выпуска Картотеки на Канобу ! Вместо предисловия.Мне нелегко было выбрать книг ...

Приветствую всех читателей очередного выпуска Картотеки на Канобу !
Вместо предисловия.
Мне нелегко было выбрать книгу, о которой я могла подготовить выпуск этой замечательной рубрики, слишком велик соблазн рассказать про произведения, глубоко запавшие мне в душу. Тянуло поговорить про любимую “Алису”, про недавно прочитанную и ужасно насмешившую “Автостопом по галактике”, “Игру престолов”, которую, я только-только открываю для себя, повспоминать классику... Но в итоге я решила порассуждать о книгах Джоан Кэтлин Ролинг про мальчика-волшебника. 7-й выпуск и 7 книг о Гарри Поттере - символично, как мне кажется. Наверняка большинство из вас если не читало, то смотрело фильмы, поэтому поспешу поделиться своими наблюдениями о волшебном мире, придуманном Джоан Ролинг.

Всё началось в 1997 году, именно тогда была опубликована первая книга из цикла о мальчике-волшебнике Гарри Поттере – "Гарри Поттер и философский камень". Эту книгу Ролинг писала за столиком в кафе, пока её маленькая дочь спала рядом. Уже написанный роман долго не хотели печатать, но писательнице всё же удалось продать его британскому издательству "Блумсберри". Через некоторое время права на книгу покупает и американское издательство, и в 1998 году она выходит в Америке, но уже под названием "Гарри Поттер и камень волшебника". В 1999 году Ролинг становится международной литературной сенсацией, когда первые три книги серии "Гарри Поттер" заняли три верхних позиции в списке бестселлеров "Нью-Йорк Таймс".

Сейчас септология про Гарри и его друзей уже стала классикой литературы для детей (и не только). Если говорить о их жанре, то эти книги являются литературными сказками и им присущи такие особенности литературных сказок, как: чётко выраженное двоемирие, наличие социальных, бытовых и других черт конкретной исторической эпохи (а именно, современности).

Мир Гарри Поттера можно разделить на две части. Первая часть – это реальный мир, дом семьи его дяди Вернона, в котором Гарри жил до поступления в школу чародейства и волшебства Хогвартс и проводил каждые летние каникулы. Мир этот скучен и сер, Гарри чувствовал в нём себя неуютно (особенно в детстве, когда ему приходилось жить в чулане под лестницей). Для названия обитателей этого мира, простых людей, не умеющих колдовать, Дж. Ролинг придумала даже новое, пренебрежительно звучащее, слово "магл", что на языке волшебников означает "простак". В жизни маглов никогда не происходило ничего чудесного или загадочного, а если и происходило, то они находили этому рациональное объяснение. Для многих маглов, в том числе и для дяди Вернона, волшебник в семье – позор.
Все страшные испытания Гарри – ничто, если сравнивать их с картиной бессмысленной жизни в доме дяди и тёти. Описанием их обыденной жизни начинается и заканчивается каждая книга саги о Гарри Поттере. Только в конце седьмой, последней, книги Гарри не возвращается к Дурслям – он становится взрослым жителем уже другого мира.
Другой мир – сказочный – это мир волшебников и Хогвартса. Он словно находится внутри реального мира (это подчёркивает кольцевая композиция книг).
Мир волшебников разительно отличается от мира маглов. Если реальный мир кажется серым и скучным, то волшебный, наоборот, – пёстрым и интересным. В мире волшебном есть многие элементы из реального мира, например, у волшебников есть свой банк ("Гринготтс"), свои магазины (книжный "Флориш и Блоттс", спортивный "Всё для квиддича", зоомагазин "Волшебный зверинец" в Косом переулке), таверны ("Дырявый котёл", "Три метлы"), школы (Хогвартс, Шармбатон, Дурмстранг), радиостанции, газеты ("Пророк", "Придира") и даже своё Министерство, главная задача которого заключается в том, чтобы люди не догадались, что в стране на каждом углу живут волшебники.

Чтобы попасть в волшебный мир, нужно выполнить определённые условия. Так, чтобы очутиться в школе Хогвартс, нужно вначале пройти сквозь металлический барьер на лондонском вокзале "Кингс Кросс", где должна быть платформа номер девять и три четверти, а затем сесть на поезд "Хогвартс-Экспресс" алого цвета, который и отвезёт в нужное место. Символически перед нами своеобразный обряд инициации главных героев, которые могут войти в волшебный мир, только после того, как поверят в несуществующее, примут правила игры волшебного мира. Путешествие на поезде, в свою очередь, длится весь день и символизирует переход из одного мира в другой, начало чего-то нового.
В мировой детской сказочной литературе существует множество предметов, с помощью которых можно перейти из реального мира в фантастический. Это и зеркало над каминной полкой ("Алиса в Зазеркалье" Л. Кэрролла), и старый платяной шкаф, заполненный шубами ("Лев, Ведьмарка и Зеркальный Гардероб" К. С. Льюиса), и маленький домик, унесённый ураганом ("Волшебник Изумрудного города" А. Волкова). Схожий с миром Гарри Поттера способ попасть в волшебную страну используют герои повести Дж. Даррелла "Говорящий свёрток". Они попадают в Мифландию на паровозе по имени Мадам Гортензия.
Нарушение этого способа может привести к серьёзным последствиям. Так во второй книге "Гарри Поттер и Тайная комната" Гарри и Рон не смогли пройти сквозь барьер на вокзале и отправились в школу на заколдованном автомобиле отца Рона. Путешествие закончилось тем, что они врезались в Гремучую Иву, которая била своими ветвями всех, кто к ней приближался, и были на грани исключения из Хогвартса.

Закончив поездку на поезде, ученики видят величественное зрелище: на берегу большого чёрного озера, на вершине высокой скалы, стоит гигантский замок с башенками и бойницами.
Здание Хогвартса – это ироничная цитата из готических романов. Главную роль в последних всегда играл замок – мрачное сооружение с лабиринтами, винтовыми лестницами, страшным подземельем, потайными помещениями, часовнями и гробницами. В таких замках происходит множество таинственных и ужасающих вещей, оживают портреты и доспехи, кровоточат статуи.
Замок Хогвартс, также как и замок готического романа, жил своей собственной жизнью. В нём, например, было сто сорок две лестницы, и часть из них в пятницу приводила совсем не туда, куда вела в четверг.
Люди, изображенные на портретах двигались и разговаривали друг с другом и с учениками, а рыцарские латы могли сами перемещаться с места на место.
Но во всём этом, в отличие от готического романа, не было ничего устрашающего. С некоторыми призраками даже можно было дружить, и многие из них всегда были рады показать ученикам как пройти туда, куда им надо.

В мир Гарри Поттера Дж. Ролинг вводит огромное количество сказочных и фантастических животных. Почти все из них взяты из мифов разных народов или из классического фэнтези.
В первой, четвёртой и седьмой книгах саги присутствуют самые известные существа фэнтези – драконы.
Из мифов и фольклора в книги о Гарри Поттере пришли кентавры, живущие в Запретном Лесу и предсказывающие будущее по звёздам; русалки, обитающие в озере рядом с Хогвартсом; любимец Дамблдора птица феникс по имени Фокус; тролль, проникший в замок на Хеллоуин в первый год обучения Гарри; единороги, гиппогрифы и саламандры, которых демонстрировали на занятиях по уходу за волшебными существами. Проказники пикси – похожие на эльфов небольшие существа из английской мифологии, показанные на уроке защиты от тёмных искусств в книге "Гарри Поттер и Тайная комната" – упоминаются не только у Ролинг, но и у Т. Пратчетта в его Плоском мире, как разновидность фей. Прототипом для создания трехголового пса Пушка, охранявшего философский камень, стал Цербер, хранитель Аида, царства мёртвых в древнегреческой мифологии. Свойство пса засыпать под музыку также взято из греческих мифов: так, герой Орфей прошёл в Аид, усыпив Цербера игрой на своей лире.
Некоторые фантастические животные описаны у Ролинг совсем не так как у других писателей. Например, чудовище из книги "Гарри Поттер и Тайная комната" – василиск – представлено в виде гигантской змеи, убивающей своим взглядом. У Дж. Даррелла в повести "Говорящий свёрток" василиск – это огромный петух, дышащий пламенем. Гномы и эльфы так же пережили у Ролинг трансформацию и стали непохожими на своих собратьев из других произведений. Так, гномы в книге "Гарри Поттер и Тайная комната" представлены как маленькие лысые человечки, садовые вредители, роющие норы в земле. Они не имеют ничего общего с тем воинственным горным народом, который описан в других книгах, например, "Властелине колец" Дж. Р. Толкина. Эльфы у Ролинг – это не прекрасные высокие лучники, живущие в лесах много сотен лет (какими они были у того же Толкина), и даже не маленькие крылатые существа (какими они были в европейском фольклоре), а небольшие человечки, ушами напоминавшие летучую мышь и с зелёными глазами величиной с теннисный мяч. Эти эльфы были на службе у людей и занимались бытовыми делами. В Хогвартсе домовые эльфы готовили еду и убирали комнаты учеников.
Дж. Ролинг не ограничилась только заимствованием традиционных существ. Она так же придумала и своих: крылатые лошади фестралы, которых могут видеть лишь те, кто видел смерть другого человека; похожие на скорпионов соплохвосты, выведенные Хагридом как помесь мантикоры и огненного краба; дементоры, своим поцелуем забирающие у человека душу – вот их далеко не полный список.

Создавая свою сказку, Дж. К. Ролинг нарушила ряд традиций и правил, свойственных такого рода литературе.
В сказке время как бы стоит на месте, потому как события, описываемые в сказочном повествовании уникальны, неповторимы, но одновременно типичны, заключают в себе общечеловеческие (или интересные всем детям) истины. Отсюда, к примеру, Карлссон – «мужчина в полном расцвете сил», а Питер Пэн – вечный ребенок. Время для ребенка бесконечно, длительно, повторяемо. Поэтому и герои сказок – это вечные дети, которые не растут, которые живут только сегодняшним днем.
У Ролинг герои, напротив, меняются и растут. С каждой книгой их возраст увеличивается на один год. И если в первой книге главным героям было по одиннадцать лет, то в последней, соответственно, уже восемнадцать. На протяжении всех семи томов происходит эволюция героев, они испытывают новые чувства, влюбляются, разочаровываются, потом снова влюбляются, переживают предательство, в них растёт ответственность за свои поступки.
Вместе с героями Ролинг растут и читатели. Аудитория с годами взрослеет, и последние книги уже не рассчитаны на одиннадцатилетних, хоть сама Ролинг и утверждала, что её книги могут читать люди от девяти до девяноста лет.
В повествование книг введён детективный сюжет, что тоже ново для сказки. В начале или середине даётся загадка (часто даже не одна), которую герои пытаются решить на протяжении книги. Например, в шестой книге "Гарри Поттер и Принц-полукровка" Гарри попадает в руки учебник по зельеварению, подписанный как «собственность Принца-полукровки», в котором нашлось много ценных советов. Только в конце книги стало известно, кому же принадлежал раньше этот учебник.
Ещё одно нарушение традиций – смерть героев. Умереть мог не только отрицательный персонаж как в наказание за свои поступки, но даже и положительный. Герои умирают не только по воле случая, но и жертвуя собой ради других.
Всё это говорит о том, что Ролинг, нарушая правила сказки, не хочет рисовать мир детства розовыми красками. В него так и норовят ворваться проблемы другой – взрослой – реальности. А герои, сталкиваясь со смертью и предательством, должны дальше искать ответы на свои вопросы.

На этой жизнеутверждающей ноте я, пожалуй, закончу свой рассказ про одну из самых увлекательных и популярных сказок последних 15 лет.
Ну а предыдущие выпуски рубрики "Картотека" смотрите под спойлером.
Предыдущие выпуски "Картотеки":
http://kanobu.ru/blog/kartoteka-1-metro-peschernyie-hroniki-289094/
http://kanobu.ru/blog/kartoteka-2-skorb-satanyi--293456/
http://kanobu.ru/blog/kartoteka-3-v-puchine-uzhasa---predtechi-literaturyi-o-sverhestestvennom-299906/
http://kanobu.ru/blog/kartoteka-4-vladimir-ili-prervannyij-polet-302008/
http://kanobu.ru/blog/kartoteka-5-knizhnaya-evolyutsiya-311090/
http://kanobu.ru/blog/kartoteka-6-350897/

67 комментариев