Стрим-центр5 в эфире
[ESL] Mass Effect 2 (День 4) esl_Luffi стримит Mass Effect 2
Превозмогая ХК leegumbo стримит Path of Exile
☠ Капитан XopBaT ☠ DreamSails стримит Hearthstone: Heroes of Warcraft
stream center intro slide 1

«Канобу» и «ВКонтакте» запускают «Стрим-центр» — сервис для тех, кто любит смотреть и проводить прямые трансляции. Наш сервис поможет делиться стримами с «ВКонтакте», Twitch и YouTube и обеспечит новую аудиторию, которой будет интересен именно ваш контент.

«Стрим-центр» доступен на любой странице «Канобу» — достаточно нажать на стрелку в верхнем правом углу и развернуть сетку с активными стримами. Вы также можете открыть чат, кликнув на иконку сообщения в правом углу.

Кнопка «Добавить стрим» позволит поделиться прямой трансляцией. После нажатия вы увидите три активных поля. В первой строке нужно вписать адрес канала, остальные поля заполнит наш сервис.

stream center intro slide 4

Делиться стримами — это просто! Попробуйте сами. Обратите внимание, что после добавления стрима ваша трансляция сначала отправится на рассмотрение модераторов.

4 10 6519
35 мин.

СССР Среди военнослужащих, удостоенных звания Героя Советского Союза, рядовых, сержантов, старшин — свыше 35%, офиц ...

СССР

Среди военнослужащих, удостоенных звания Героя Советского Союза, рядовых, сержантов, старшин — свыше 35%, офицеров — около 60%, генералов, адмиралов, маршалов — свыше 380 человек. В числе Героев Советского Союза военного времени 87 женщин. Первой этого звания была удостоена З. А. Космодемьянская (посмертно).

Около 35% Героев Советского Союза в момент присвоения звания были в возрасте до 30 лет, 28% — от 30 до 40 лет, 9% — старше 40 лет.

Четыре Героя Советского Союза: артиллерист А. В. Алешин, летчик И. Г. Драченко, командир стрелкового взвода П. Х. Дубинда, артиллерист Н. И. Кузнецов — за боевые подвиги награждены также орденами Славы всех трех степеней. Полными кавалерами ордена Славы трех степеней стали свыше 2500 человек, в том числе 4 женщины. В годы войны за мужество и героизм защитникам Родины вручено свыше 38 млн. орденов и медалей. Родина высоко оценила трудовой подвиг советских людей в тылу. За годы войны звания Героя Социалистического Труда был удостоен 201 человек, около 200 тыс. награждены орденами и медалями.

Виктор Васильевич Талалихин

Родился 18 сентября 1918 года в с. Тепловке Вольского района Саратовской области. Русский. После окончания фабрично-заводского училища работал на Московском мясокомбинате, одновременно учился в аэроклубе. Окончил Борисоглебокое военное авиационное училище летчиков. Принимал участие в советско-финской войне 1939 – 1940 годов. Совершил 47 боевых вылетов, сбил 4 финских самолёта, за что награждён орденом Красной Звезды (1940).

В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Произвёл более 60-и боевых вылетов. Летом и осенью 1941 года, сражался под Москвой. За боевые отличия был награждён орденами Красного Знамени (1941) и орденом Ленина.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Виктору Васильевичу Талалихину присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 августа 1941 года за первый в истории авиации ночной таран вражеского бомбардировщика.

Вскоре Талалихин был назначен командиром эскадрильи, ему было присвоено звание лейтенанта. Славный летчик участвовал во многих воздушных боях под Москвой, сбил еще пять вражеских самолетов лично и один в группе. Погиб смертью храбрых в неравной схватке с фашистскими истребителями 27 октября 1941 года.

Похоронен В.В. Талалихин с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве. Приказом Народного Комиссара Обороны СССР от 30 августа 1948 года навечно зачислен в списки первой эскадрильи истребительного авиационного полка, в составе которою он сражался с врагом под Москвой.

Именем Талалихина были названы улицы в Калининграде, Волгограде, Борисоглебске Воронежской области и других городах, морское судно, ГПТУ № 100 в Москве, ряд школ. На 43-м километре Варшавского шоссе, над которым произошел беспримерный ночной поединок, поставлен обелиск. В Подольске установлен памятник, в Москве – бюст Героя.

Иван Никитович Кожедуб

(1920– 1991), маршал авиации (1985), Герой Советского Союза (1944 – дважды; 1945). В Великую Отечественную войну в истребительной авиации, командир эскадрильи, заместитель командира полка, провёл 120 воздушных боёв; сбил 62 самолёта.

Трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб на Ла-7 сбил 17 самолетов противника (в том числе реактивный истребитель Ме-262) из 62 сбитых им за время войны на истребителях марки Ла. Один из самых памятных боев Кожедуб провел 19 февраля 1945 г. (иногда указывается дата 24 февраля).

В этот день он вылетел на свободную охоту в паре с Дмитрием Титаренко. На траверсе Одера летчики заметили самолет, быстро приближавшийся со стороны Франкфупта-на-Одере. Самолет шел вдоль русла реки на высоте 3500 м со скоростью, гораздо большей, чем могли развить Ла-7. Это был Ме-262. Кожедуб мгновенно принял решение. Летчик Ме-262 понадеялся на скоростные качества своей машины и не контролировал воздушное пространство в задней полусфере и внизу. Кожедуб атаковал снизу на встречно-перескающемся курсе, надеясь поразить реактивный самолет в брюхо. Однако раньше Кожедуба огонь открыл Титаренко. К немалому удивлению Кожедуба преждевременная стрельба ведомого пошла на пользу.

Немец развернулся влево, навстречу Кожедубу, последнему оставалось лишь поймать мессершмитт в прицел и нажать на гашетку. Ме-262 превратился в огненный шар. В кабине Ме 262 находился унтер-офицер Курт-Ланге из 1./КG(J)-54.

Вечером 17 апреля 1945 г. Кожедуб и Титаренко выполняли четвертый за день боевой вылет в район Берлина. Сразу же после пересечения севернее Берлина линии фронта охотники обнаружили большую группу FW-190 с подвешенными бомбами. Кожедуб начал набирать высоту для атаки и доложил на командный пункт об установлении контакта с группой из сорока фокке-вульвоф с подвешенными бомбами. Немецкие летчики ясно видели, как пара советских истребителей ушла в облака и не предполагали, что они появятся вновь. Тем не менее, охотники появились.

Сзади с верху Кожедуб в первой атаке сбил ведущего замыкающей группу четверки фоккеров. Охотники стремились создать у противника впечатление от наличия в воздухе значительного количества советских истребителей. Кожедуб бросил свой Ла-7 прямо в гущу самолетов противника, доворачивая Лавочкин влево и вправо, ас вел короткими очередями огонь из пушек. Немцы поддались на уловку – фокке-вульфы стали освобождать от бомб, мешающих вести воздушный бой. Однако, пилоты люфтваффе скоро установили наличие в воздухе всего лишь двух Ла-7 и, пользуясь численным преимуществом, взяли гвардейцев в оборот. Одному FW-190 удалось зайти в хвост истребителю Кожедуба, однако Титаренко открыл огонь раньше немецкого летчика - фокке-вульф взорвался в воздухе.

К этому время подоспела помощь – группа Ла-7 из 176-го полка, Титаренко и Кожедуб смогли выйти из боя на последних остатках топлива. На обратном пути Кожедуб увидел одиночный FW-190, пытавшийся все-таки сбросить бомбы на советские войска. Ас спикировал и сбил вражеский самолет. Это был последний, 62-й, сбитый лучшим летчиком-истребителем союзников немецкий самолет.

Иван Никитович Кожедуб отличился также в битве на Курской дуге.

В общий счет Кожедуба не включены, по меньшей мере, два самолета - американские истребители Р-51 «Мустанг». В одном из боев в апреле Кожедуб огнем пушек пытался отогнать немецкие истребители от американской «Летающий Крепости». Истребители эскорта ВВС США ошибочно поняли намерения пилота Ла-7 и открыли заградительный огонь с большой дистанции. Кожедуб, видимо, также принял «Мустанги» за мессеров, ушел из-под огня переворотом и, в свою очередь, атаковал «противника».

Один «Мустанг» он повредил (самолет, дымя, вышел из боя и, немного пролетев, упал, летчик выпрыгнул с парашютом), второй Р-51 взорвался в воздухе. Только после результативной атаки Кожедуб заметил белые звезды ВВС США на крыльях и фюзеляжах сбитых им самолетов. После приземления командир полка полковник Чупиков посоветовал Кожедубу помалкивать об инциденте и отдал ему проявленную пленку фотокинопулемета. О существовании пленки с кадрами горящих «Мустангов» стало известно только после смерти легендарного летчика. Подробно биография героя на сайте: www.warheroes.ru "Неизвестные герои"

Алексей Петрович Маресьев

Маресьев Алексей Петрович летчик-истребитель, заместитель командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, гвардии старший лейтенант.

Родился 20 мая 1916 года в городе Камышине Волгоградской области в семье рабочего. Русский. В три года он остался без отца, который умер вскоре после возвращения с Первой мировой войны. После окончания 8 классов средней школы Алексей поступил в ФЗУ, где получил специальность слесаря. Затем подал заявление в Московский авиационный институт, но вместо института по комсомольской путевке отправился строить Комсомольск-на-Амуре. Там он пилил лес в тайге, строил бараки, а потом и первые жилые кварталы. Одновременно учился в аэроклубе. В советскую армию призван в 1937 году. Служил в 12-й авиационном погранотряде. Но, по словам самого Маресьева, он не летал, а "заносил хвосты" у самолётов. По-настоящему он поднялся в воздух уже в Батайской военной авиационной школе пилотов, которую окончил в 1940 году. Служил в ней инструктором-лётчиком.

Свой первый боевой вылет он совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога. Боевой счёт лейтенант Маресьев открыл в начале 1942 года – сбил Ju-52. К концу марта 1942 года довёл счёт сбитых фашистских самолетов до четырех. 4 апреля в воздушном бою над Демянским плацдармом (Новгородская обл.) истребитель Маресьева был подбит. Он попытался совершить посадку на лёд замёрзшего озера, но рано выпустил шасси. Самолёт стал быстро терять высоту и упал на лес.

Маресьев добирался ползком до своих. Он обморозил ступни ног и их пришлось ампутировать. Однако летчик решил не сдаваться. Когда ему сделали протезы, он долго и упорно тренировался и добился разрешения вернуться в строй. Заново учился летать в 11 запасной авиабригаде в г. Иваново.

В июне 1943 года Маресьев вернулся в строй. Воевал на Курской дуге в составе 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, был заместителем командира эскадрильи. В августе 1943 года Алексей Маресьев во время одного боя сбил сразу три вражеских истребителя FW-190.

24 августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии старшему лейтенанту Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Позже воевал в Прибалтике, стал штурманом полка. В 1944 году вступил в КПСС. Всего совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов противника: 4 – до ранения и семь – с ампутированными ногами. В июне 1944 года гвардии майор Маресьев становится инспектором-лётчиком Управления высших учебных заведений ВВС. Легендарной судьбе Алексея Петровича Маресьева посвящена книга Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке".

В июле 1946 года Маресьев с почётом уволен из состава ВВС. В 1952 году он окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, в 1956 году - аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС, получил звание кандидата исторических наук. В том же году он стал ответственным секретарём Советского комитета ветеранов войны, в 1983 году – первым заместителем председателя комитета. В этой должности он проработал до последнего дня своей жизни.

Полковник в отставке А.П. Маресьев награждён двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов, Красной Звезды, Знак Почёта, "За заслуги перед Отечеством" 3 степени, медалями, иностранными орденами. Был почётным солдатом воинской части, почётным гражданином городов Комсомольск-на-Амуре, Камышин, Орёл. Его именем названы малая планета Солнечной системы, общественный фонд, молодёжные патриотические клубы. Избирался депутатом Верховного Совета СССР. Автор книги "На Курской дуге" (М., 1960).

Ещё во время войны вышла книга Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке", прототипом главного героя которой стал Маресьев (автор изменил только одну букву в его фамилии). В 1948 году по книге на Мосфильме режиссёром Александром Столпером снят одноимённый кинофильм. Маресьеву даже предложили самому играть главную роль, но он отказался и эту роль исполнил профессиональный актёр Павел Кадочников.

Скоропостижно скончался 18 мая 2001 года. Похоронен в г. Москве на Новодевичьем кладбище. 18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но за час до начала у Алексея Петровича случился сердечный приступ. Его доставили в реанимацию одной из московских клиник, где он скончался, не приходя в сознание. Торжественный вечер всё же состоялся, но начался он с минуты молчания.

Красноперов Сергей Леонидович

Красноперов Сергей Леонидович родился 23 июля 1923 года в деревне Покровка Чернушинского района. В мае 1941 года добровольцем ушел в ряды Советской Армии. Год учился в Балашовской авиашколе пилотов. В ноябре 1942 года пилот-штурмовик Сергей Красноперов прибыл в 765-й штурмовой авиаполк, а в январе 1943 года его назначили заместителем командира эскадрильи 502-го штурмового авиаполка 214-й штурмовой авиадивизии Северо-Кавказского фронта. В этом полку в июне 1943 года он вступил в ряды партии. За боевые отличия награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени.

Звание Героя Советского Союза присвоено 4 февраля 1944 года. Погиб в бою 24 июня 1944 года. "14 марта 1943 года. Летчик-штурмовик Сергей Красноперов совершает один за другим два вылета на штурмовку порта Темркж. Ведя шестерку "илов", он поджег у причала порта катер. Во второй вылет вражеский снаряд угодил в мотор. Яркое пламя на мгновение, как показалось Красноперову, затмило солнце и сразу же исчезло в густом черном дыму. Красноперов выключил зажигание, перекрыл бензин и попытался вести самолет к линии фронта. Однако через несколько минут стало ясно, что спасти самолет не удастся. А под крылом - сплошное болото. Выход один: идти на посадку. Едва горящая машина коснулась фюзеляжем болотных кочек, едва успел летчик выскочить из нее и чуть отбежать в сторону, прогрохотал взрыв.

Через несколько дней Красноперов снова в воздухе, и в журнале боевых действий командира звена 502-го штурмового авиационного полка младшего лейтенанта Красноперова Сергея Леонидовича появилась краткая запись: "23.03.43". Двумя вылетами уничтожил автоколонну в районе ст. Крымской. Уничтожил автомашин – 1, создано очагов пожара – 2". 4 апреля Красноперов штурмовал живую силу и огневые средства в районе высоты 204,3 метра. В следующем вылете штурмовал артиллерию и огневые точки в районе станции Крымская. При этом уничтожил два танка, одно орудие и миномет.

Однажды младший лейтенант получил задание на свободный полет в паре. Он был ведущим. Скрытно, на бреющем полете пара "илов" проникла глубоко в тыл противника. Заметили на дороге автомашины – атаковали их. Обнаружили скопление войск - и внезапно обрушили на головы гитлеровцев губительный огонь. С самоходной баржи немцы выгружали боеприпасы и вооружение. Боевой заход – баржа взлетела на воздух. Командир полка подполковник Смирнов писал о Сергее Красноперове: "Такие героические подвиги товарища Красноперова повторяются в каждом боевом вылете. Летчики его звена стали мастерами штурмового дела. Звено сплочено и занимает ведущее место. Самые трудные и ответственные задания командование всегда поручает ему. Своими героическими подвигами он создал себе боевую славу, пользуется заслуженным боевым авторитетом среди личного состава полка". И в самом деле. Сергею минуло всего 19 лет, а за подвиги он уже был награжден орденом Красной Звезды. Ему минуло лишь 20, а его грудь украсила Золотая Звезда Героя.

Семьдесят четыре боевых вылета совершил Сергей Красноперов в дни боев на Таманском полуострове. Как одному из лучших, ему 20 раз доверялось водить на штурмовку группы "илов", и всегда он выполнял боевое задание. Им лично уничтожено 6 танков, 70 автомашин, 35 повозок с грузом, 10 орудий, 3 миномета, 5 точек зенитной артиллерии, 7 пулеметов, 3 тягача, 5 дзотов, склад с боеприпасами, потоплены катер, самоходная баржа, уничтожены две переправы через Кубань.

Матросов Александр Матвеевич

Матросов Александр Матвеевич – стрелок 2-го батальона 91-й отдельной стрелковой бригады (22-я армия, Калининский фронт) рядовой. Родился 5 февраля 1924 года в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск). Русский. Член ВЛКСМ. Рано лишился родителей. 5 лет воспитывался в Ивановском детском доме (Ульяновская область). Затем воспитывался в Уфимской детской трудовой колонии. По окончании 7 классов остался работать в колонии помощником воспитателя. В РККА с сентября 1942 года. В октябре 1942 г. поступил в Краснохолмское пехотное училище, но вскоре большую часть курсантов направили на Калининский фронт.

В действующей армии с ноября 1942 года. Служил в составе 2-го батальона 91-й отдельной стрелковой бригады. Некоторое время бригада находилась в резерве. Затем её перебросили под Псков в район Большого Ломоватого бора. Прямо с марша бригада вступила в бой.

Двадцать седьмого февраля 1943 года 2-й батальон получил задачу атаковать опорный пункт в районе деревни Чернушки (Локнянский район Псковской области). Как только наши солдаты прошли лес и вышли на опушку, они попали под сильный пулемётный огонь противника – три вражеских пулемёта в дзотах прикрывали подступы к деревне. Один пулемёт подавила штурмовая группа автоматчиков и бронебойщиков. Второй дзот уничтожила другая группа бронебойщиков. Но пулемёт из третьего дзота продолжал обстреливать всю лощину перед деревней. Попытки заставить его замолчать не увенчались успехом. Тогда в сторону дзота пополз рядовой Матросов А.М. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Пулемёт замолчал. Но как только бойцы поднялись в атаку, пулемёт снова ожил. Тогда Матросов поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру. Ценою своей жизни он содействовал выполнению боевой задачи подразделением.

Через несколько дней имя Матросова стало известным всей стране. Подвиг Матросова был использован находившимся случайно при части журналистом для патриотической статьи. При этом командир полка узнал о подвиге из газет. Причем дата смерти героя перенесли на 23 февраля, приурочив подвиг ко дню Советской Армии. Несмотря на то, что Матросов был не первым, кто совершил подобный акт самопожертвования, именно его имя было использовано для прославления героизма советских солдат. Впоследствии свыше 300 человек совершили такой же подвиг, но это уже широко не освещалось. Его подвиг стал символом мужества и воинской доблести, бесстрашия и любви к Родине.

Звание Героя Советского Союза Александру Матвеевичу Матросову посмертно присвоено 19 июня 1943 года. Похоронен в городе Великие Луки. 8 сентября 1943 года приказом народного комиссара обороны СССР имя Матросова было присвоено 254-му гвардейскому стрелковому полку, сам он навечно зачислен (одним из первых в Советской Армии) в списки 1-й роты этой части. Памятники Герою установлены в Уфе, Великих Луках, Ульяновске и др. Его имя носили музей комсомольской славы города Великие Луки, улицы, школы, пионерские дружины, теплоходы, колхозы и совхозы.

Иван Васильевич Панфилов

В боях под Волоколамском особенно отличилась 316-я стрелковая дивизия генерала И.В. Панфилова. Отражая в течение 6-ти дней непрерывные атаки врага, они подбили 80 танков и уничтожили несколько сот солдат и офицеров. Попытки противника овладеть районом Волоколамска и открыть путь к Москве с запада провалились. За героические действия это соединение было награждено орденом Красного Знамени и преобразовано в 8-ю гвардейскую, а ее командир генерал И.В. Панфилов удостоился звания Героя Советского Союза. Ему не посчастливилось быть свидетелем полного разгрома врага под Москвой: 18 ноября у деревни Гусенево он пал смертью храбрых.

Иван Васильевич Панфилов, гвардии генерал-майор, командир 8-й гвардейской стрелковой Краснознаменной (бывшей 316-й) дивизии, родился 1 января 1893 года в г. Петровске Саратовской области. Русский. Член КПСС с 1920 года. С 12 лет работал по найму, в 1915 году призван в царскую армию. В этом же году был направлен на русско-германский фронт. В Красную Армию вступил добровольно в 1918 году. Был зачислен в 1-й Саратовский пехотный полк 25-й Чапаевской дивизии. Участвовал в гражданской войне, сражался против Дутова, Колчака, Деникина и белополяков. После войны окончил двухгодичную Киевскую объединенную пехотную школу и получил назначение в Среднеазиатский военный округ. Принимал участие в борьбе с басмачами.

Великая Отечественная война застала генерал-майора Панфилова на посту военного комиссара Киргизской республики. Сформировав 316-ю стрелковую дивизию, выехал с нею на фронт и в октябре - ноябре 1941 года сражался под Москвой. За боевые отличия был награжден двумя орденами Красного Знамени (1921, 1929) и медалью "XX лет РККА".

Звание Героя Советского Союза Ивану Васильевичу Панфилову присвоено посмертно 12 апреля 1942 года за умелое руководство частями дивизии в боях на подступах к Москве и проявленные при этом личную храбрость и героизм.

В первой половине октября 1941 года 316-я Дивизия прибыла в состав 16-й армии и заняла оборону на широком фронте на подступах к Волоколамску. Генерал Панфилов впервые широко применил систему глубоко эшелонированной артиллерийской противотанковой обороны, создал и умело использовал в бою подвижные отряды заграждения. Стойкость наших войск благодаря этому значительно возросла, и все попытки 5-го немецкого армейского корпуса прорвать оборону не увенчались успехом. В течение семи дней дивизия вместе с курсантским полком С.И. Младенцева и преданными частями противотанковой артиллерии успешно отбивала атаки противника.

Придавая важное значение захвату Волоколамска, гитлеровское командование бросило в этот район еще один моторизованный корпус. Только под давлением превосходящих сил врага части дивизии вынуждены были в конце октября оставить Волоколамск и занять оборону восточнее города.

16 ноября фашистские войска предприняли второе "генеральное" наступление на Москву. Под Волоколамском вновь закипело ожесточенное сражение. В этот день у разъезда Дубосеково 28 воинов-панфиловцев под командованием политрука В.Г. Клочкова отразили атаку вражеских танков, и удержали занимаемый рубеж. Не смогли пробиться танки противника также в направлении сел Мыканино и Строково. Дивизия генерала Панфилова прочно удерживала свои позиции, ее воины стояли насмерть.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, массовый героизм личного состава 316-я дивизия 17 ноября 1941 года была награждена орденом Красного Знамени, а на другой день преобразована в 8-ю гвардейскую стрелковую дивизию.

Николай Францевич Гастелло

Николай Францевич родился 6 мая 1908 года в Москве, в семье рабочего. Окончил 5 классов. Работал слесарем на Муромском паровозоремском заводе строительных машин. В Советской Армии в мая 1932 года. В 1933 году окончил Луганскую военную школу летчиков в частях бомбардировщиков. В 1939 году участвовал в боях на р. Халхин - Гол и советско-финдляндской войне 1939-1940 гг. В действующей армии с июня 1941 г. командир эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка ( 42-я бомб. авиационная дивизия, 3-й бомбардировочный авиационный корпус ДБА ) капитан Гастелло выполнял 26 июня 1941 г. очередной полет на задание. Его бомбардировщик был подбит и загорелся. Он направил горящий самолет на скопление вражеских войск. От взрыва бомбардировщика противник понес большие потери. За совершенный подвиг 26 июля 1941 года присвоено посмертно Звание Героя Советского Союза. Имя Гастелло навечно занесено в списки воинских частей. На месте подвига на шоссе Минск-Вильнюс сооружен памятник-мемориал, в Москве.

Зоя Анатольевна Космодемьянская («Таня»)

Зоя Анатольевна – советская партизанка, Герой Советского Союза родилась в Осино-Гай Гавриловского района Тамбовской области в семье служащего. В 1930 г. семья переехала в Москву. Окончила 9 классов школы № 201. В октябре 1941 г. комсомолка Космодемьянская добровольно вступила в специальный партизанский отряд, действовавшей по заданию штаба Западного фронта на Можайском направлении.

Дважды направлялась в тыл противника. В конце ноября 1941 года при выполнении второго боевого задания в районе деревни Петрищево (Русский район Московской области) была схвачена фашистами. Несмотря на жестокие пытки, не выдала военной тайны, не назвала своего имени.

29 ноября повешена фашистами. Её преданность Родине, мужество и самоотверженность стали вдохновляющим примером в борьбе с врагом. 6 февраля 1942 г. посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Маншук Жиенгалиевна Маметова
Маншук Маметова родилась в 1922 году в Урдинском районе Западно-Казахстанской области. Родители Маншук рано умерли, и пятилетнюю девочку удочерила ее тетя Амина Маметова. Детские годы Маншук прошли в Алмате.

Когда началась Великая Отечественная война, Маншук училась в медицинском институте и одновременно работала в секретариате Совнаркома республики. В августе 1942 года она добровольно вступила в ряды Красной Армии и отправилась на фронт. В части куда прибыла Маншук, ее оставили писарем при штабе. Но юная патриотка решила стать бойцом передней линии, и через месяц старший сержант Маметова была переведена в стрелковый батальон 21-й гвардейской стрелковой дивизии.

Недолгой, но яркой, как вспыхнувшая звезда, была ее жизнь. Маншук погибла в бою за честь и свободу родной страны, когда ей шел двадцать первый год и она только что вступила в партию. Недолгий боевой путь славной дочери казахского народа завершился бессмертным подвигом, совершенным ею у стен древнего русского города Невеля.

16 октября 1943 года батальон, в котором служила Маншук Маметова, получил приказ отбить контратаку врага. Едва фашисты попытались отбить атаку, как заработал пулемет старшего сержанта Маметовой. Гитлеровцы откатились назад, оставив сотни трупов. Несколько яростных атак гитлеровцев уже захлебнулось у подножия холма. Вдруг девушка заметила, что два соседних пулемета замолчали - пулеметчики были убиты. Тогда Маншук, быстро переползая от одной огневой точки к другой, начала обстреливать наседающих врагов из трех пулеметов.

Враг перенес огонь минометов на позиции находчивой девушки. Близкий разрыв тяжелой мины опрокинул пулемет, за которым лежала Маншук. Раненная в голову, пулеметчица на некоторое время потеряла сознание, но торжествующие крики приближающихся гитлеровцев заставили ее очнуться. Мгновенно перебравшись к соседнему пулемету, Маншук хлестнула свинцовым ливнем по цепям фашистских вояк. И вновь захлебнулась атака врага. Это обеспечило успешное продвижение наших подразделений, но девушка из далекой Урды осталась лежать на склоне холма. Пальцы ее застыли на гашетке "максима".

1 марта 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР старшему сержанту Маншук Жиенгалиевне Маметовой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Алия Молдагулова
Алия Молдагулова родилась 20 апреля 1924 года в ауле Булак Хобдинского района Актюбинского района. После смерти родителей воспитывалась у дяди Аубакира Молдагулова. С его семьей переезжала из города в город. Училась она в 9-й средней школе Ленинграда. Осенью 1942 года Алия Молдагулова ушла в армию и была направлена в школу снайперов. В мае 1943 года Алия подала командованию школы рапорт с просьбой отправить на фронт. Алия попала в 3-ю роту 4-го батальона 54-й стрелковой бригады под командованием майора Моисеева.

К началу октября на счету Алии Молдагуловой было 32 убитых фашиста.

В декабре 1943 года батальон Моисеева получил приказ выбить противника из деревни Казачиха. Захватом этого населенного пункту советское командование рассчитывало перерезать железнодорожную линию, по которой фашисты перебрасывали подкрепления. Гитлеровцы яростно сопротивлялись, умело используя выгоды местности. Малейшее продвижение наших рот доставалось дорогой ценой, и все же медленно, но неуклонно наши бойцы приближались к укреплениям противника. Вдруг впереди наступающих цепей показалась одинокая фигура.

Вдруг впереди наступающих цепей показалась одинокая фигура. Гитлеровцы заметили отважного воина и открыли огонь из пулеметов. Уловив момент, когда огонь ослаб, боец поднялся во весь рост и увлек за собой весь батальон.

После ожесточенной схватки наши бойцы овладели высотой. Смельчак на какое-то время задержался в траншее. На его бледном лице обозначились следы боли, а из под шапки-ушанки выбились пряди черных волос. Это была Алия Молдагулова. 10 фашистов уничтожила она в этом бою. Рана оказалась легкой, и девушка осталась в строю.

Стремясь восстановить положение, враг бросался в контратаки. 14 января 1944 года группе вражеских солдат удалось ворваться в наши траншеи. Завязался рукопашный бой. Алия меткими очередями автомата косила фашистов. Вдруг она инстиктивно почувствовала опасность за спиной. Резко повернулась, но было поздно: немецкий офицер выстрелил первым. Собрав последние силы, Алия вскинула автомат и гитлеровский офицер упал на стылую землю...

Раненую Алию товарищи вынесли с поля боя. Бойцы хотели верить в чудо, для спасения девушки наперебой предлагали кровь. Но рана была смертельной.

4 июня 1944 года ефрейтору Алие Молдагуловой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Севастьянов Алексей Тихонович

Севастьянов Алексей Тихонович командир звена 26-го истребительного авиационного полка (7-й истребительный авиационный корпус, Ленинградская зона ПВО) младший лейтенант. Родился 16 февраля 1917 года в деревне Холм ныне Лихославльского района Тверьской (Калининской) области. Русский. Окончил Калининский вагоностроительный техникум. В РККА с 1936 года. В 1939 году окончил Качинскую военную авиационную школу.

Севастьянов Алексей Тихонович командир звена 26-го истребительного авиационного полка (7-й истребительный авиационный корпус, Ленинградская зона ПВО) младший лейтенант. Родился 16 февраля 1917 года в деревне Холм ныне Лихославльского района Тверьской (Калининской) области. Русский. Окончил Калининский вагоностроительный техникум. В РККА с 1936 года. В 1939 году окончил Качинскую военную авиационную школу.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Всего в годы войны младший лейтенант Севастьянов А.Т. совершил более 100 боевых вылетов, сбил 2 вражеских самолёта лично (один из них тараном), 2 – в группе и аэростат наблюдения.

Звание Героя Советского Союза Алексею Тихоновичу Севастьянову присвоено посмертно 6 июня 1942 года.

4 ноября 1941 года младший лейтенант Севастьянов на самолёте Ил-153 патрулировал на подступах к Ленинграду. Около 22.00 начался налёт вражеской авиации на город. Не смотря на огонь зенитной артиллерии, одному бомбардировщику He-111 удалось прорваться к Ленинграду. Севастьянов атаковал противника, но промахнулся. Он второй раз пошёл в атаку и открыл огонь с близкого расстояния, но опять мимо. Севастьянов атаковал в третий раз. Подойдя вплотную, он нажал на гашетку, но выстрелов не последовало – кончились патроны. Чтобы не упустить врага, он решил пойти на таран. Приблизившись сзади к "хейнкелю", он отрубил ему винтом хвостовое оперение. Потом покинул повреждённый истребитель и приземлился на парашюте. Бомбардировщик упал в районе Таврического сада. Выбросившиеся на парашютах члены экипажа были взяты в плен. Упавший истребитель Севастьянова был найден в Басковом переулке и восстановлен специалистами 1-й рембазы.

23 апреля 1942 года Севастьянов А.Т. погиб в неравном воздушном бою, защищая "Дорогу жизни" через Ладогу (сбит в 2.5 км от поселка Рахья Всеволожского района; в этом месте установлен памятник). Похоронен в Ленинграде на Чесменском кладбище. Навечно зачислен в списки воинской части. Его именем названы улица в С.-Петербурге, Дом культуры в селе Первитино Лихославльского района. Его подвигу посвящена документальный фильм "Герои не умирают".

Матвеев Владимир Иванович

Матвеев Владимир Иванович Командир эскадрильи 154-го истребительного авиационного полка (39-я истребительная авиационная дивизия, Северный фронт) - капитан. Родился 27 октября 1911 года в Санкт-Петербурге в семье рабочего. Русский Член ВКП(б) с 1938 года. Окончил 5 классов. Работал слесарем на фабрике "Красный Октябрь". В РККА с 1930 года. В 1931 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков, в 1933 – Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. Участник советско-финляндской войны 1939–1940 годов.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. Капитан Матвеев В.И. 8 июля 1941 года при отражении налёта авиации противника на Ленинград, израсходовав весь боекомплект, применил таран: концом плоскости своего МиГ-3 срезал хвостовое оперение фашистского самолёта. Вражеский самолёт упал у деревни Малютино. Благополучно произвёл посадку на своём аэродроме. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Владимиру Ивановичу Матвееву присвоено 22 июля 1941 года.

Погиб в воздушном бою 1 января 1942 года, прикрывая "Дорогу жизни" по Ладоге. Похоронен в Ленинграде.

Поляков Сеpгей Hиколаевич

Сеpгей Поляков pодился в 1908 году в Москве, в семье pабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы. С 1930 года в Красной Аpмии, окончил военное авиационное училище. Участник гражданской войны в Испании 1936 – 1939 годов. В воздушных боях сбил 5 самолётов франкистов. Участник Советско – Финляндской войны 1939 – 1940 годов. На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. Командиp 174-го штурмового авиационного полка Майоp С. Н. Поляков совеpшил 42 боевых вылета, нанося точные удаpы по аэpодpомам, технике и живой силе пpотивника, уничтожил пpи этом 42 и повpедил 35 самолетов.

23 Декабpя 1941 года погиб пpи выполнении очередного боевого задания. 10 Февpаля 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, Сеpгею Hиколаевичу Полякову было присвоено звание Геpоя Советского Союза ( посмертно ). За период службы нагpажден Оpденами Ленина, Кpасного Знамени ( дважды ), Кpасной Звезды, медалями. Похоpонен в деpевне Агалатово Всеволожского pайона Ленингpадской области.

Муравицкий Лука Захарович

Лука Муравицкий родился 31 Декабря 1916 года в деревне Долгое, ныне Солигорского района Минской области, в семье крестьянина. Окончил 6 классов и школу ФЗУ. Работал на метрополитене в Москве. Окончил Аэроклуб. В Советской Армии с 1937 года. Окончил Борисоглебскую военную школу летчиков в 1939 году.Б.зЮ

Участник Великой Отечественной войны с Июля 1941 года. Свою боевую деятельность, Младший лейтенант Муравицкий начал в составе 29-го ИАП Московского военного округа. Этот полк встретил войну на устаревших истребителях И-153. Достаточно маневренные, они уступали самолетам противника в скорости и огневой мощи. Анализируя первые воздушные схватки летчики пришли к мнению, что им нужно отказаться от шаблона прямолинейных атак, а сражаться на виражах, в пикировании, на "горке", когда их "Чайка" набирала дополнительную скорость. Тогда же было решено перейти и на полеты "двойками", отказавшись от установленного официальным положением звена из трех машин.

Первые же полеты "двоек" показали их явное преимущество. Так, в конце Июля, Александр Попов в паре с Лукой Муравицким, возвращаясь после сопровождения бомбардировщиков, встретились с шестеркой "мессеров". Наши летчики первыми бросились в атаку и сбили ведущего вражеской группы. Ошеломленные внезапным ударом гитлеровцы поспешили убраться.

... На каждом своем самолете Лука Муравицкий белой краской выводил по фюзеляжу надпись – "За Аню". Летчики поначалу посмеивались над ним, а начальство приказывало стереть надпись. Но перед каждым новым вылетом на фюзеляже самолета по правому борту опять появлялось – "За Аню"... Hикто не знал, кто же это такая Аня, о которой Лука помнит, даже идя в бой...

Однажды перед боевым вылетом командир полка приказал Муравицкому немедленно стереть надпись и больше такое, чтобы не повторялось ! Тогда – то Лука и рассказал командиру, что это его любимая девушка, которая вместе с ним работала на Метрострое, училась в аэроклубе, что и она любила его, собирались пожениться, но... Она разбилась, прыгая с самолета. Парашют не раскрылся... Пусть она не в бою погибла, продолжал Лука, но готовилась стать воздушным бойцом, защищать Родину. Командир смирился.

Участвуя в обороне Москвы, Командир звена 29-го ИАП Лука Муравицкий добился блестящих результатов. Его отличали не только трезвый расчет и храбрость, но и готовность идти на все, чтобы одержать победу над врагом. Так 3 Сентября 1941 года, действуя на Западном фронте, он таранил вражеский самолет-разведчик Не-111 и совершил благополучную посадку на поврежденном самолете. В начале войны самолетов у нас было мало и в тот день Муравицкому пришлось лететь одному – прикрывать железнодорожную станцию, где шла разгрузка эшелона с боеприпасами. Истребители, как правило, летали парой, а тут – один...

Сначала все шло спокойно. Лейтенант зорко следил за воздухом в районе станции, но как усмотришь, если над головой многослойные облака, дождь. Когда Муравицкий делал разворот над окраиной станции, в промежутке между ярусами облаков он увидел немецкий самолет – разведчик. Лука резко увеличил обороты мотора и помчался наперерез "Хейнкелю-111". Атака Лейтенанта была неожиданной, на "Хейнкеле" еще не успели открыть огонь, как пулеметная очередь прошила противника и тот, круто снижаясь, стал удирать. Муравицкий догнал "Хейнкель", вновь открыл по нему огонь и вдруг пулемет замолчал. Летчик сделал перезарядку, но, видимо, кончились боеприпасы. И тогда Муравицкий решил таранить врага.

Он увеличил скорость самолета – "Хейнкель" все ближе и ближе. Вот уже видны в кабине гитлеровцы... Не уменьшая скорости, Муравицкий приближается почти вплотную к фашистскому самолету и винтом ударяет по хвосту. Рывок и винт истребителя рассек металл хвостового оперения Не-111... Самолет противника врезался в землю за железнодорожным полотном на пустыре. Лука тоже сильно ударился головой о приборную доску, прицел и потерял сознание. Очнулся – самолет падает к земле в штопоре. Собрав все силы, летчик с трудом прекратил вращение машины и вывел ее из крутого пикирования. Лететь дальше он не мог и пришлось ему посадить машину у станции...

Подлечившись, Муравицкий вернулся в свой полк. И снова бои. По несколько раз в день вылетал в бой командир звена. Он рвался в бой и опять, как до ранения, по фюзеляжу его истребителя было тщательно выведено: "За Аню". К концу Сентября на счету отважного летчика было уже около 40 воздушных побед, одержанных лично и в составе группы.

Вскоре одна из эскадрилий 29-го ИАП, в составе которой находился и Лука Муравицкий, была переброшена на Ленинградский фронт для усиления 127-го ИАП. Главной задачей этого полка было сопровождение транспортных самолетов по Ладожской трассе, прикрытие их посадки, погрузки и выгрузки. Действуя в составе 127-го ИАП Старший лейтенант Муравицкий сбил еще 3 самолета противника. 22 Октября 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий командования, за мужество и отвагу проявленные в боях, Муравицкому было присвоено звание Героя Советского Союза. К этому времени на его личном счету значилось уже 14 сбитых вражеских самолетов.

30 Ноября 1941 года командир звена 127-го ИАП Старший лейтенант Маравицкий погиб в неравном воздушном бою, защищая Ленинград... Общий итог его боевой деятельности, в различных источниках, оценивается по разному. Наиболее часто встречается цифра 47 ( 10 побед одержанных лично и 37 в составе группы ), реже – 49 ( 12 лично и 37 в группе ). Однако все эти цифры никак не стыкуются с цифрой личных побед – 14, приведенной выше. Более того, в одной из публикаций вообще утверждается, что свою последнюю победу Лука Муравицкий одержал в Мае 1945 года, над Берлином. Точных данных, к сожалению, пока нет.

Лука Захарович Муравицкий похоронен в деревне Капитолово Всеволожского района Ленинградской области. Его именем названа улица в деревне Долгое.

ФРАНЦИЯ
Марен-ла-Меле, Эдмон

В 1931 году Э. Марен заканчивает лётную школу и получает лицензию пилота. В 19 лет поступает на службу во французскую армию и направляется в район Страсбурга. В октябре 1937 года он оканчивает Академию ВВС и получает чин второго лейтенанта.
Будучи профессиональным военным пилотом, Эдмон Марен-ла-Меле был одним из наиболее успешных французских асов начального периода военных действий 1939—1940 годов, вплоть до оккупации Франции германскими войсками. Служил в истребительной эскадрилье I/5, стационированной в Реймсе. На своём Curtiss P-36, истребителе американского производства, Э. Марен только за период с 12 по 19 мая 1940 года сбил 9 немецких самолётов, причём 4 Junkers Ju 87 из них — в одном воздушном бою.
Свою первую победу одержал 17 января 1940 года, сбив немецкий Dornier Do 17. К моменту капитуляции Франции 21 июня 1940 году на личном счету Э. Марена было 16 сбитых подтверждённых вражеских самолётов и 5 непроверенных случаев. За храбрость и лётное мастерство был назначен коммодором эскадрильи I/5.
После капитуляции Франции эскадрилья, которой командовал Э. Марен, была вначале им переведена в Сен-Дени-дю-Сиг, а затем в Рабат, так как лётчик отказался участвовать в боях с британскими войсками. После проведения англо-американскими войсками в Северной Африке Операции Торч французские части там переходят в подчинение общему командованию союзников, и эскадрилья Марена в сентябре 1943 года размещается близ алжирского города Тафарауи, и вооружается американскими самолётами P-39 Airacobra.
9 января 1944 года Э. Марен становится командиром авиагруппы I/5, переименованной в группу «Шампань». С сентября 1944 года она участвует в военных действиях над французской территорией, сперва над Провансом, а затем над долиной Роны. 4 февраля 1945 года P-47 Thunderbolt, ведомый Мареном, был подбит огнём немецких зениток и взорвался в воздухе. Тело пилота так и не было найдено. В 1953 году именем Э.Марена-ла-Меле была названа французская авиабаза «Реймс-Шампань».

Раймон Обрак

В 1942 году Раймон Обрак и его жена Люси стали одними из ключевых фигур движения Сопротивления, во главе которого стоял Жан Мулен. В 1943 году гестаповцы арестовали Обрака и Мулена в пригороде Лиона.
В одном из своих последних интервью BBC Обрак признался, что арест стал для них с Муленом потрясением, но никак не неожиданностью.
Жан Мулен организовывал сопротивление нацистским оккупантам по поручению самого генерала де Голля. После ареста его пытали, а затем вывезли в Париж. Через некоторое время, по пути в Берлин, Мулен скончался от пыток. Обраку удалось бежать: отряд бойцов Сопротивления, в числе которых была его жена, напал на грузовик, перевозивший его и других повстанцев из лионской тюрьмы.
Раймон Обрак (настоящая фамилия Самуэль) родился в 1914 году в еврейской семье. Он получил образование инженера, а вскоре после начала войны женился на Люси Бернар. В феврале 1944 года, после побега Обрака из лионской тюрьмы, пара выехала в Лондон. Участие в движении Сопротивления прославило супругов Обрак на всю Францию.
После освобождения Франции Обраку было поручено возглавить работы по восстановлению разрушенного в ходе войны Марселя. В 1964—1975 годах он занимал пост директора Организации ООН по продовольствию, штаб-квартира которой располагается в Риме.
После войны Обрак дважды давал показания в суде по делу Рене Арди — участника движения Сопротивления, которого обвинили в предательстве, но впоследствии оправдали.
В 2010 году Обрак сопровождал президента Франции Николя Саркози, отправившегося в британскую столицу, чтобы отметить 70-летие со дня обращения Шарля де Голля к французскому народу с призывом вести борьбу против нацистских оккупантов.
Раймон Обрак до конца жизни вел активную общественную деятельность. В качестве кандидата на пост президента Франции он поддерживал представителя Социалистической партии Франсуа Олланда.
«Раймон Обрак — настоящий герой. Его побег, ставший возможным благодаря отваге его жены, вошел в историю движения Сопротивления», — заявил президент Франции Николя Саркози.

Андрэ, Жак

Жак Андрэ (фр. Jacques Andre; 25 февраля 1919 — 2 апреля 1988) — французский лётчик, Герой Советского Союза.
Родился в Париже в семье известного французского аса Первой мировой войны. Лётное образование получил в городе Бурж. В вооружённых силах Франции с 15 апреля 1939 года. В начале июня 1940 года, когда итальянские войска оккупировали юг Франции, вместе с другими лётчиками эвакуировался в Северную Африку. Продолжил службу на территории Сирии, Алжира.
В конце декабря 1943 года прибыл в СССР, где в городе Туле пополнялся личный состав поредевшего в боях французского авиаполка «Нормандия». Всего на советско-германском фронте им совершено 113 боевых вылетов, сбито 15 фашистских самолётов. По числу индивидуальных побед Ж. Андрэ стал самым результативным лётчиком-истребителем полка «Нормандия-Неман».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1945 года за мужество, героизм и воинскую доблесть, проявленные в боях с немецко-фашистскими оккупантами, гражданину Французской республики младшему лейтенанту Андрэ Жаку присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6656).
После окончания войны продолжил службу в ВВС Франции, дослужившись до звания полковника. Уйдя в отставку, занялся садоводческим бизнесом.
Скончался в возрасте 69 лет.

Жан Латр де Тассиньи

Со 2 сентября 1939 года — начальник штаба 5-й армии,
В январе 1940 года принял на себя командование над 14-й пехотной дивизией. В ходе немецкого наступления мая 1940 года, его подразделения трижды отразили наступление противника, захватили две тысячи пленных.
После перемирия, назначен заместителем командующего войсками 13-й Военный округа в Клермон-Ферране.
С сентября 1941 года — командующий войсками вишистской Франции в Тунисе.
Возвратился во Францию в январе 1942 года и был назначен командиром 16-й дивизии в Монпелье и произведён в генералы армейского корпуса.
В ноябре 1942 года, с приходом немецких войск в южную зону Франции, он приказал своим войскам покинуть гарнизон и сопротивляться. Был предан и арестован, был интернирован в Тулузе, а затем переведён в Форт Монтлюк в Лионе.
В январе 1943 года приговорён к десяти годам тюремного заключения и был переведен в Риом.
В ночь со 2 на 3 сентября 1943 года, при содействии французского Сопротивления, бежал из заключения. Покинул Францию и прибыл в Лондон. Позже перебрался в Алжир.
11 ноября 1943 года генералом Шарлем де Голлем был повышен в звании до генерала армии.
После итальянской кампании, он получает приказ готовить формировать Командование Б, впоследствии, преобразованного в 1-ю французскую армию.
В июне 1944 года, после освобождения Эльбы, войска Армии Б высаживаются в Провансе и с 15 августа действуют вместе с союзниками. После освобождения Тулона и Марселя, начинаются бои за освобождение долины Роны, в ходе которого французские войска принимают участие в жёстких боях при Шалон-сюр-Сон, Бон и Отюн.
24 сентября 1944 года, в замке Бурнель, резиденции маркиза де Мустье, генерал де Голль вручил ему орден Освобождения.
Войска 1-й армии с боями дошли до Рейна, достигнув этой реки первыми из всех союзных армий. Армия воевала в Австрии.
От имени Франции 9 мая 1945 года подписал в Берлине Акт о капитуляции Германии.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Прошу прошения но героев Англии я практически нашел. Это не значит что их нет. Просто достойно переведенных текстов по ним нет.

Харрис, Артур

Родился в графстве Глостершир. В 16 лет уехал в Родезию (ныне Зимбабве). В 1914 году принял участие в боевых действиях против Германии в немецкой колонии Германская Юго-Западная Африка (ныне Намибия). В 1915 году вернулся в Англию, поступил на службу в ВВС, был командиром эскадрильи. После войны остался служить в сформированных Королевских ВВС. Проходил службу в Индии, Ираке, Сирии, Иране.
Во время Второй мировой войны был назначен командующим британской стратегической авиацией (Bomber Command). Харрис придерживался стратегии проведения «ковровых бомбардировок» немецких городов, постепенно добиваясь выделения новых бомбардировщиков.
Первый «рейд тысячи бомбардировщиков» состоялся 30—31 мая 1942 года, когда 1047 самолётов вылетело атаковать Кёльн (602 «Веллингтона», 131 «Галифакс», 88 «Стирлингов», 79 «Хэмпденов», 73 «Ланкастера», 46 «Манчестеров» и 28 «Уитли»). До города долетело около 900 самолётов. Тактика «потока бомбардировщиков» (bomber stream) позволяла подавить сопротивление немецких истребителей «линии Каммхубера».
Удары авиации были направлены против немецких рабочих и их жилья с целью парализовать промышленность Германии. Харрис говорил: «нашей главной целью является моральный дух вражеского населения, прежде всего промышленных рабочих». По его мнению, массированными бомбовыми ударами можно было вывести Германию из войны. Хотя данный план не разделялся всеми военными, было решено, что бомбардировки — единственное средство нанесения прямых ударов по Германии в условиях, когда СССР настойчиво просил об оказании ему поддержки.
Одной из наиболее неоднозначно оцениваемых операций бомбардировочного командования британских ВВС является бомбардировка Дрездена 13—14 февраля 1945 года. Тогда в результате воздушной атаки в городе образовался «огненный смерч», при этом погибло не менее 25-35 тысяч гражданских лиц (часто называются цифры в 135 тысяч и более погибших).
После войны методы бомбардировочной авиации и сам Харрис подвергались критике. Харрис был единственным из военачальников, который не получил пэрство, и в 1948 году был вынужден уехать в Южную Африку. Харрис умер в 1984 году, он никогда не выражал сожаления по поводу бомбардировок немецких городов. В феврале 1945 года по этому поводу он написал:
Атаки на города, как и всякий другой акт войны, нетерпимы до тех пор, пока они не оправданы стратегически. Но они стратегически оправданы, поскольку имеют своей целью приблизить конец войны и сохранить жизни солдат союзников… Лично я не считаю, что все оставшиеся в Германии города стоят жизни одного британского гренадёра…

В 1992 году ветеранская организация Bomber Harris Trust установила ему памятник в Лондоне, невзирая на протесты Германии и значительной части британской общественности. Вскоре после установки памятника на нем начали появляться граффити, для борьбы с авторами которых было установлено круглосуточное полицейское дежурство.
США
Паттон, Джордж Смит

В период построения планов США относительно их участия во Второй мировой войне, Паттон командовал 2-й бронетанковой дивизией, которая, с переменным успехом, участвовала в луизианских и каролинских маневрах в 1941 году. 2-я дивизия была расквартирована в Форт Беннинг, штат Джорджия до того момента, как ей, вместе с её командующим, было приказано переместиться в только что созданный «Пустынный тренировочный центр» (англ. Desert Training Center) в Индио, штат Калифорния. Приказ был отдан Главнокомандующим бронетанковыми войсками, генерал-майором Джейкобом Л. Деверсом.
Паттон назначается Деверсом командиром I механизированного корпуса, и находится на этом посту к тому моменту, как корпус приписывается к силам вторжения союзников в Северную Африку.
3 июня 1942 года Паттон приходит к выводу, что японцы, потенциально, могут в любой момент высадиться на побережье Мексики, которая совсем недавно — 22 мая 1942 года — присоединилась к антигитлеровской коалиции. Он уверен, что оттуда японцы могут продвинуться на север, чтобы при поддержке с воздуха и земли ВМФ Японии мог вторгнуться в воды Калифорнийского залива. За три дня Паттон приводит свою армию в минутную боевую готовность, чтобы, в любой момент, иметь возможность защитить страну от вторжения противника.
Японские силы высадились на Алеутских островах 6 июня.
В 1942 году генерал-майор Паттон командовал Западным контингентом армии США, высадившейся на побережье Марокко во время операции «Факел». Паттон и его штаб прибыли в Марокко на борту тяжелого крейсера ВМФ США «Огаста», (англ. USS Augusta (CA-31)), попавшего под огонь французского линкора «Жан Барт», при входе в гавань Касабланки.
После поражения Второго корпуса ВС США, как части 1-й Армии Великобритании, в 1943 году, последовавшего от немецкого корпуса Африка в битве в Кассеринском ущелье, генерал Дуайт Эйзенхауэр, оценил причины неудач в донесении генерал-майору Омару Брэдли. По итогам этого документа, Паттону было присвоено звание генерал-лейтенанта и 6 марта 1943 он был направлен на командование Вторым корпусом ВС США. Вскоре после этого, Паттон был переназначен Брэдли в его штаб корпуса, в качестве заместителя командующего. Так началось долгое сотрудничество между совершенно разными личностями, которое могло проявиться исключительно в военных условиях.
Жестко тренирующий и муштрующий вверенные ему части, он был абсолютно непопулярен в своих войсках. Однако же, все солдаты предпочитали служить именно у него, так как, по их собственному мнению, командование Паттоном было наилучшим шансом вернуться домой живыми.
И британские, и американские офицеры отмечали «мягкость» и некоторое разложение дисциплины во Втором Корпусе при командовании Ллойда Федерналла. Паттон обязал каждого подвластного ему участника кампании носить стальные шлемы, даже гражданских лиц в рабочих одеждах, и обязал свои войска быть одетыми в непопулярные брюки и шейные галстуки. Каждый мужчина был обязан ежедневно бриться и содержать свою униформу в надлежащем виде. При том, что эти меры не добавляли Паттону популярности, они возродили определенное чувство дисциплины и воинской гордости, потерянной ранее. Именно тогда Паттону дали прозвище «наша кровь и кишки».
Дисциплинарные меры быстро оправдали себя. К середине марта контрнаступление совместно с оставшимися в строю частями 1-й британской армии выдавило немцев гораздо восточнее; в то время, как 8-я британская армия под командованием генерала Бернарда Лоу Монтгомери в Тунисе совместными усилиями освободили от немецких войск Северную Африку
А также высадка в Нормандию.

Макартур, Дуглас

В день нападения на Перл-Харбор (7 декабря 1941 года), Макартур командовал войсками союзников на Филиппинах. За его руководящую роль в обороне Филиппин, несмотря на капитуляцию, Макартур 1 апреля 1942 был награжден Медалью Почёта.
Макартур руководил контрнаступлением союзников в Новой Гвинее с июля 1942 (Битва за Кокоду) по январь 1943 г., а оттуда его войска двинулись на Филиппины, которые он окончательно освободил от японцев в первые месяцы 1945 года.
На посту верховного командующего союзными войсками на Тихом океане он 2 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури» принял капитуляцию Японии.
Как главнокомандующий оккупационными войсками союзников в Японии, Макартур проводил послевоенные реформы и помог разработать новую японскую конституцию. Также он председательствовал на Токийском процессе, в ходе которого, не без его давления, к смертной казни были приговорены японские военные, которые так или иначе нанесли ему поражение на Филиппинах. По образцу Германии, разработал план раздела Японии на отдельные части между странами-победительницами, но по ряду причин, план так и не был реализован.

Памятник Макартуру в Инчхоне
С июля 1950 года Макартур командовал войсками ООН в Корейской войне. Он был автором идеи Инчхонской десантной операции, результатом которой стало тяжёлое поражение северокорейской армии. После этого Макартур принял противоречивое решение о продолжении преследования противника на территории Северной Кореи. Недооценка им сил китайской армии, готовившейся вступить в войну, привела к катастрофическим последствиям для сил ООН во время китайского наступления в конце 1950 года.
Макартур возобновил наступление в начале 1951 года, однако в апреле был отправлен в отставку президентом Гарри Трумэном из-за разногласий во взглядах на ведение войны и необходимость её расширения на территорию Китая (Макартур выступал за ядерную бомбардировку Китая).

10 комментариев