Стрим-центр9 в эфире
<Leonid> MasterYolo Leonidish стримит Heroes of the Storm
Он ведь опять об этом не просил, какого черта? icantrollyoudude стримит In Verbis Virtus
☠ Капитан XopBaT ☠ DreamSails стримит Hearthstone: Heroes of Warcraft
stream center intro slide 1

«Канобу» и «ВКонтакте» запускают «Стрим-центр» — сервис для тех, кто любит смотреть и проводить прямые трансляции. Наш сервис поможет делиться стримами с «ВКонтакте», Twitch и YouTube и обеспечит новую аудиторию, которой будет интересен именно ваш контент.

«Стрим-центр» доступен на любой странице «Канобу» — достаточно нажать на стрелку в верхнем правом углу и развернуть сетку с активными стримами. Вы также можете открыть чат, кликнув на иконку сообщения в правом углу.

Кнопка «Добавить стрим» позволит поделиться прямой трансляцией. После нажатия вы увидите три активных поля. В первой строке нужно вписать адрес канала, остальные поля заполнит наш сервис.

stream center intro slide 4

Делиться стримами — это просто! Попробуйте сами. Обратите внимание, что после добавления стрима ваша трансляция сначала отправится на рассмотрение модераторов.

10 22 2851
14 мин.

Achtung! Многа букаф!!! За высушеный мозг автор ответственности не несет! Привет! Сразу скажу, это не реклама, не р ...

Achtung! Многа букаф!!! За высушеный мозг автор ответственности не несет!

Привет! Сразу скажу, это не реклама, не ревью и не гайд. Это просто попытка описать свой опыт игры, чтобы сэкономить время тем, кто только начинает. Скажем так, неочевидные очевидности, которые помогут улучшить свою игру.

Кто я
Я не убер игрок, не госу, просто обычный геймер, в LoL’е 30 уровня, иногда играю Ranked, но чаще просто Normal; предпочитаю больше магов, конкретнее, вот этих славных ребят:

Для кого написал
Для того, кто уже поиграл в эту игру, имеет хотя бы приблизительное представление обо всех или почти всех героях. Это где-то 10-25 уровень. Если ты выше – наверняка уже сам все это знаешь; если ниже – вряд ли будет интересно.

Кому читать это бесполезно
любому, кто считает, что LoL - это только такая аббревиатура, обозначающая сильный смех; тому, кто сыграл еще мало игр и плохо ориентируется в чемпионах, артефактах и слаб в LoL’овских терминах; тому, кто все любит делать сам.

Все ниже – мое личное мнение, если по каким-то пунктам ты считаешь по-другому, ничего не имею против, высказывайся, обсудим. Также, многое может показаться тебе очевидным, однако а) практика показывает, что это как физические упражнения – многие знают, что они полезны, но мало кто их делает; б) для кого-то другого это будет не так очевидно.

Поехали.

-= Баланс команды =-
Классической считается команда с jungler’ом и танком. При этом важно чтобы не было перекоса между AP и AD, а так же melee и ranged.
Это классика, хотя, в normal играх это не 100% необходимость, да и не панацея. Бывает и так, что несбалансированные команды выигрывают, и что сбалансированные проигрывают. Тут чаще всего действует одно правило: при всех прочих равных условиях, если команда несбалансированна, нужно выигрывать быстро, late для нее обернется поражением.
В ranked играх к балансу относятся гораздо серьезнее, да и герои там выбираются по-другому. Короче, это отдельная тема для разговора.
Теперь, поподробнее, почему такой состав считается хорошим.

Jungler

Основных плюсов от Jungler’а в команде два:
а) он дает возможность еще одному игроку играть соло, а значит, будет еще одним single-liner’ом и, как результат, игроком повышенного уровня, больше. Если еще проще – не один, а два игрока-Д’Артаньяна получат свою ульту раньше большинства пида… противников, а это ой как полезно в случае, если этими Д’Артаньянами окажутся Karth, TF, Shen… Обрати внимание, что при всем при этом сам jungler, если он адекватен, будет почти такого же уровня как double-liner’ы, а в случае успешного ганга(ов) даже выше.
б) обеспечивает ранние gang’и (уровень 4+).

Собираясь пойти в jungle, лучше заранее всех об этом предупреди. В большинстве случаев для этого достаточно выбрать Smite :). Соответственно, обращай внимание, не пошел ли еще кто-то на этот спелл, т.к. два jungler’а в команде – дурная примета :)

Танк
Основная идея танка, как и в MMORPG, принимать на себя основной удар / агро. Вопрос инициации танками спорный. В принципе, мое мнение таково, что танки должны быть и инициаторами.

AP/AD
Наличие одновременно AP и AD игроков не дает команде противника возможность собрать однобокий item build, когда для нормальной защиты достаточно купить один защитный артефакт – нужно как минимум два, а значит, слоты будут использоваться не так эффективно (и хотя существуют смешанные атакующе-защитные артефакты, защитные бонусы у них понижены).

Ranged/Melee
Тут все просто: если все - «дальники», то кто же в гущу то полезет, кто инициирует? И наоборот, если все - «ближники», это доставит поистине незамутненную детскую радость всем врагам с AoE заклинаниями. Да и кто будет заниматься веселым попукиванием с безопасного расстояния по гадам, окружившим «ближника»/башню?
В итоге – обращай внимание на то, кого выбирают союзники, своим выбором балансируй команду, общайся на момент выбора, обсуждай, кто куда и с кем пойдет, кто будет jungle’ить, кто какие спелы должен взять.

Хозяйке на заметку: а) Никогда не лочь своего персонажа сразу, как его выбрал. б) Обращай внимание на то, залочены ли все игроки кроме тебя – не будь тормозом, из-за которого 9 человек ждут минуту просто потому, что тот забыл нажать огромную оранжевую кнопку.


-= Экран загрузки =-
В normal’е это вовсе не бесполезное время ожидания. Обратите внимание на состав противника и задайте сами себе следующие вопросы:
1) Есть ли в составе вот эти герои невидимого фронта:


Если есть, жди ранних gang’ов, отсутствия miss’ов (трудно определить, ушел к соседям или все еще крутится рядом). Играй аккуратно, сразу переходи в defence, если их долго не видно. Сразу готовься закупать ward’ы / oracle.

Хозяйке на заметку: Обрати внимание на поведение противников на твоей линии в этих ситуациях – обычно, зная, что на их линию пришел один из этих милашек, недалекие ребята начинают «дерзить» - вести себя нагло, постоянно «нарываться». Более умные игроки, наоборот, «приотпускают» мобов, простаивая, давая тебе продавить, тем самым отойдя слишком далеко от спасительной башни. И совсем уж опытные играют словно прежде, исподволь занимая выгодную позицию, чтобы сделать тебе в час Х максимальное «бо-бо».
Соответственно, имея этих «касперов» в своей команде, поступай умно – не щеми и не пассивничай, просто занимай удобную для инициации / поддержки позицию.

2) Сколько у них AP и сколько AD (понятное дело, некоторых персонажей можно собирать и так и этак, но об этом позже). Это приблизительно подскажет, в какие предметы пойти на начальном этапе, когда еще не ясно, что же именно будет собирать противник.
3) Сколько ребят stuner’ов и slower’ов – это подскажет, нужно ли ориентироваться на tenacity артефакты (в первую очередь, сапоги Mercury’s Treads).
4) Важно: какие способности выбрали игроки. В идеале, неплохо бы запомнить их для каждого из героев-противников, чтобы знать, от кого ждать прыжка, от кого замедления, кто ускорится, а кто в последний момент может полечить(ся) или накинуть на тебя Ignite. Если лениво запоминать всех, то читай позже про экран статистики, где можно глянуть противников только своей линии, когда выяснится, кто тебе достался.
Хозяйке на заметку: чувак со Smite’ом – jungler

-= Окно статистики (Score) =-
Когда игра стартовала, закуп сделан, и ты идешь на линию, чтобы не скучать, открой этот экран и посмотри, кто из твоих однополчан что прикупил.

а) С завидной регулярностью попадаются ребята, банально вообще забывшие прикупить барахлишко; б) будешь знать, за чье здоровье можно не волноваться, т.к. куплены бутылки или артефакты на возврат урона; кто на какую сборку идет, и прочие приятные мелочи.
Придя на линию и дождавшись этих нубов противников, как только есть время, глянь этот экран еще раз и освежи в памяти, у кого из твоих непосредственных врагов какие спелы выбраны. Просто поверь, что так надо делать всегда, сделай привычкой.

-= … И если умрешь, домой не возвращайся! =-
Многие игроки, умерев, начинают заниматься (особенно во второй половине игры, когда время respawn’а оооооооооочень большое) на диво занимательными вещами: ковырять в носу, считать ворон, рассматривать коллекцию марок. Но ты - не такой; ты потратишь это время с максимальной пользой.
Первое – то, чего, думаю, не делают 50% игроков 10-20 уровня – оцени собранные артефакты противника. Кто что прокачивает, кто какую защиту собирает. Станет понятно, куда идут герои, которые могут быть как AD так и AP, будет видно, кто нуб, а кто просчитывает способности вашей команды и собирает item build соответствующе. Понятное дело, что кто нуб – тот легкий kill, его нужно ловить, а кто умный – от того бежать нужно сверкая пятками. Хотя нет, это не наш метод. Скажем красивее – «играть в defense стиле».
Плюс глянь артефакты своей команды и пни тех идиотов, которые не понимают, что при наличии в стане врага Fiddle’а, Pantheon’а, Sion’a и прочей гопотеки нужно собирать что-нибудь вроде Banshee’s Veil, а для Yi и йиму подобным – подарочек в виде Thornmail.

Второе – то, чего, полагаю, не делают 75% игроков 10-20 уровня – разверни «экран смерти» (Death Recap).

Здесь написано не только от чьих конкретно рук/лап/клешней, ну или чего у них там, ты сдох, но и то, какой урон какого типа и в каком количестве тебе был нанесен. А раз известно, кто из противников чем тебя тыкал и насколько это было больно, то, соответственно, становится понятно, с защитой от чего нужно будет собирать артефакты. Чем больше игроков наносит урон одного типа, тем лучше, т.к. против них всех можно будет собрать лишь что-нибудь одно на защиту. Обращай так же внимание на размер урона, к примеру, если по тебе за раз прошел магический урон в, скажем, 1000 – явно ты недособирал чего-нибудь на magic resist.

Ах да, третье. Закупись чем нужно пока все равно дохлый.

-= Экран =-
Есть балбесы, которые не шибко часто смотрят на полезную инфу на экране. А там много чего интересного.
Карта
Карта тут ну никак не для галочки. И не для того, чтобы не заблудиться по пути на базу. Со стратегической точки зрения это - самое главное, что есть в игре. На карту нужно поглядывать постоянно!

Карта дает много. Навскидку:
- Позволяет грамотно «окучивать» крипов, не пересекаясь с другими.
- Спасает, когда нубы не говорять «miss». Не хватает игрока на линии соседей – всегда считай, что идут именно за тобой. Живее будешь. На скриншоте к Cait со стороны верхней линии идут гости. Mal - дебил и не сказал «miss». Однако, она была не дура (ну, или у нее жопа очень чуткая), и потому, глянув на карту, отступила к башне. Хотя да, точно жопой почуяла, умом тут не пахнет. Была бы умная - завардила бы кусты :) (об этом чуть ниже).
- Помогает при "загоне". Гонят какого-то оленя по тундре – попробуй предсказать, куда он пойдет, выдвинись наперерез. Т.ж.с. с подмогой своим - например, при наличии jungler’а его нужно контролить, чтобы он не пал жертвой gang’а. Так, на скриншоте, если бы рядом с WW возник противник, то тот же Veig, заметив это, еще до криков WW «Помогите, спасите! Убивают!» уже выдвинется на помощь.
- Когда тебя, подраненного, гонят, постарайся не паниковать и не делать ошибки: не всегда правильно бежать к башне или базе. Хотя в 90% случаев большинство начинающих игроков так и делают. Это мало того, что предсказуемо (а значит, смертельно), так еще часто и глупо. Так вот, убегать нужно, глянув на карту – зачастую правильно бежать к ближайшим союзникам или наперерез траектории их движения. Да и в их отсутствии, все равно – непредсказуемость в движении спасает больше чем тупое: "мама, я хочу домой!".
- Очевидно, если по карте толстая пачка крипов медленно подбирается к башне, там же появится охочий до наживы противник. Можно загангать балбеса.

И прочее, прочее, прочее. Сколько раз приходилось указывать особам особо увлекшимся натыканием крипов на шампуры, что в этот же момент проносят базу, а они, за фармингом забыли на карту посмотреть… :(
Статус бар союзников
Большинство игроков не знают / не заметили, что слева, на вертикальной панели с иконками союзников слева вверху от каждого героя есть маленький кружок. Это состояние ульты – черный – на кулдауне, горит зеленым – ульта готова. Не нужно просить Karthus’а: «ULT! CAST THE FUCK*NG ULT!» - если его статус ульты - «перезарядка».

Там же (как впрочем, и над самими героями) есть полоска здоровья и (самое главное!) маны / энергии. Часто бывает такая картина – приходит джанглер или просто союзник с другой линии втихаря на твою в кусты, ждет секунду и с криком: «Кийя!» напрыгивает на двух противников. Противники в шоке, ты тоже. Они – от радости, халявное мясо пришло. Ты - от этого дебила, который, умерев, начинает орать на тебя, что ты ему не помог. А все потому, что эта скотина не удосужилась перед тем как ломануть на врага просто глянуть, есть ли у тебя мана/энергия, чтобы скастовать хоть что-то в поддержку. Честности ради замечу, что я был пару раз и в той и в другой роли :).

-= Горячие заклина... то есть, горячие клавиши! =-
- Слоты для айтемов в LoL’е непозволительно маленькие. Попасть по ним мышкой да еще в бою – задача истинных джедаев. Немногие начинающие знают (в лоле с описанием раскладки вообще туго – никаких всплывающих подсказок и прочего) что если айтем включаемый, то его можно юзать, нажав соответствующую цифровую клавишу (верхний ряд – 1,2,3; нижний ряд – 4,5,6). Реально удобнее всего пользоваться тройкой, четверкой и пятеркой (дело вкуса и особенностей анатомии твоих рук). Перетащи артефакты в соответствующие слоты.

- Экономь время: каст на самого себя - это Alt + соответствующее заклинание (Alt+Q, Alt+W, Alt+E, Alt+R).

-= Перемещение =-

Тут все – сплошное «хозяйке на заметку»!)
Стандартное портирование на базу: если ты дальше внешних базовых башен (снаружи) или на уровне с ними, то быстрее будет портироваться на базу. Если внутри базы (ближе башен), то наоборот, добежать будет быстрее.
Teleport: обрати внимание, что этот спел позволяет переместиться не только на башни и крипов, но и на грибы Teemo. Таким образом можно как забраться противнику «за спину», так и спортироваться ему «на перерез», чтобы спасти своего или просто убить нерадивого нарушителя. Плюс это очень удобно для разного рода засад, поскольку большинство грибов располагаются в кустах.
При телепорте на башню урон по башне продолжает проходить, при телепорте на крипа тот на время портирования становится неуязвимым для других крипов.
Спелл Ghost (ускорение) не компенсирует Exhaust (замедление врага)! Первый ускоряет на 27%, а второй замедляет аж на 40%! Если положение не совсем отчаянное, то выжди, хотя бы секунду-другую (а в идеале, все три, которые длится Exhaust), а потом уже кастуй Ghost.

Преследуют тебя: Если тебя преследуют, то классическим будет какая-нибудь прыжковая абилка (если у твоего героя есть) или спел Flash – просто постарайся подобраться к ближайшей стене и прыгни через нее. Гораздо интереснее трюк, который помогает спастись реже, но работает всегда: убегая от гонящегося за тобой с воплями и гиканьем врага, забеги на самый край кустов, чтобы пропасть из виду и спустя мгновение (не сразу!) начни движение в направлении, противоположном тому, что ты сейчас бежал. Большинство игроков, когда гонятся, кликают «на опережение», т.е. далеко впереди тебя, по линии твоего движения. Для них ты просто как бы исчез в кустах и нет никаких причин останавливаться (инстинктивно кажется, что ты продолжишь бежать туда же, куда бежал раньше), а потому, когда они заходят в кусты, и ты как раз начнешь двигаться обратно, только опытный игрок «остановит коня на скаку» вовремя. Лично был свидетелем, как чел такое провернул трижды подряд (!!!) и умудрился сбежать от двоих преследователей.

Преследуешь ты: Если ты гонишься за полудохлым противником в течение долгого времени через полкарты – в 90% случаев именно ты (а не он) - труп. За те 7-8 секунд, что ты за ним бежал, сородичи этого недобитка уже стянулись на линию его движения, навстречу тебе, любимому. Правило простое: никогда не загоняйся!

-= Warding =-


В начале игры (laning) если важно не допустить ганга – ставьте варды на ближайшие кусты что на воде (на центральной линии нужно 2 варда, на верхней и нижней линиях по одному). Сгодятся обычные Sight Ward’ы
Если есть противники-невидимки, а ты играешь в центре (ты – наиболее вероятная цель ганга), то лучше потратиться на более продвинутый Vision Ward
К середине игры начинайте ставить ward’ы по карте. Хотя бы на воде, в точках, помеченных звездочкой (см. карту выше). Это – прожиточный минимум. По хорошему, лучше еще завардить монстров с бафами и дракона + пара вардов просто по кустам.
После 14 уровня, начинайте ставить ward возле Baron’а – чтобы видеть, когда нагрянуть туда с фразой: "здраствуйте, мы команда водопроводчиков, сейчас прочистим вам трубы".

-= Башни =-

- При отсутствии поддержки, в положении "3 и более против одного" нужно отступить за башню и защищать ее оттуда, но если ее здоровья хватает на, скажем, 5 и менее ударов - обязательно нужно отступить полностью, дав противнику ее разрушить.
- Если есть выбор, идти защищать башню или добить начатый баф – всегда выбирай башню.
- Backdoor в LoL разрешен!
- Обрати внимание, что, начиная где-то уровня с 10-го, башни уже не дают такого уж сильного урона по врагу. Всегда держи в уме, что при полных жизнях гад может продержаться секунды 4-5 под ее ударами и добить тебя. Держись особенно осторожно в этой ситуации против Kayl’а, Pantheon’а, героев с прыжками, ну и танков, конечно же.

- При наличии крипов, башня всегда бьет по ним, а не по противнику. Имей это в виду и пользуйся этим сам. К примеру, «толстый» герой может пройти за башню, не взирая на огрызающегося из-за нее противника, не атакуя его , а значит, не агря на себя башню. В большинстве случаев противник инстинктивно отступает, постепенно отходя от спасительной башенки, что и нужно для а) начала атаки; б) возможности смыться через лес за башней, пока она не добила победителя.
- Когда ты с союзниками несешь башню которую охраняет лишь один противник, начни атаку по нему за пару секунд до того, как башня будет уничтожена. Коллеги завершат начатое, а вот ты как раз сможешь заработать халявный кил, ну, или застанить/замедлить этого неудачника, чтобы потом к тебе присоединились остальные и добили его.

-= Лайнинг =-
- Никогда не ставь персонажа на автоатаку, если только не нужно быстрее продавить линию – используй точечные удары, добивая крипов. Выгода понятна – деньги.
- При пуше линии / сносе башни всегда держись ближе к кустам с края экрана. Во-первых, из-за большего расстояния от воды до тебя, будет больше времени с момента, когда заметишь врага, пришедшего с воды и до момента, когда он до тебя доберется. Во-вторых, в этой ситуации эти саммые кусты могут стать спасением.
Помни, ряд героев может использовать для проверки кустов свои абилки (Teemo, Malz, Cait, Shaco и др.), периодически делай это, если есть возможность.

-= Teamfights aka «Замуты» =-

В командных схватках самое главное – знать свое место. Не в смысле «не выпендриваться» а реально, в прямом смысле, знать, где располагаться. Очевидно, танки впереди планеты всей, с ними рядом ближники, потом дальники и маги, коварно поплевывающие смертью во врагов из-за спин союзников-богатырей. Вывод - даже если очень хочется, если ты маг - не лезь на рожон. Если ты танк - не стой за спиной хиляков дальников и магов, ожидая, что это они сделают первый ход; это твоя работа, а не их.
О расстоянии между игроками: из-за его несоблюдения вытекает такая беда как overextend, означающее на практике, что команда в пылу битвы сильно растянулась в длину, что приводит к эффекту домино – сносят крайнего, за ним сносят следующего, и т.д. А отреагировать, помочь, союзники банально не успевают – набралось слишком большое расстояние между игроками. Как такое получается? Тут несколько вариантов. Классика жанра – chasing, когда часть команды погналась за «он-же-почти-уже-мертвый-осталось-один-раз-ударить» врагом, а вторую удержали или они попросту не среагировали вовремя на такое перемещение команды. Вторая беда – несогласованность целей. К примеру, часть команды выбрала жертвой одного противника – вторая – второго. В принципе это не плохо, пока эти две жертвы не начинают двигаться в разные стороны. Последствия часто такие же.
Третий вариант - "я - герой мадрида". Все начинают потихоньку отступать, а я - нет, брошусь грудью на амбразуру, авось один всех положу. Или недождавшись прихода остальных чутка раньше рвану. Первым все фраги соберу.
И т.д, и т.п.

Если командная схватка проиграна, никогда не геройствуй и не пытайся спасти тех, кого спасти невозможно. Зачастую сразу понятно, что человек – живой труп. Оставь его, т.к. твоя жизнь важнее – кто-то должен защитить базу, пока не воскреснут остальные. Тут обычно такой «трупик» начинает нести на тебя с три короба, мол, бросил, все такое. Забей, ты был прав. Его жизнь была не важнее снесенной взамен за минуту базы (пусть даже и потенциально).

Да, чуть не забыл: в замутах никогда не атакуй танка, если есть возможность напасть на более слабого противника. Даже если танк "подставляется" и ведет себя вызывающе.

Ну, у меня пока все, дальнейшее - в комментах к посту ;)

22 комментария