Стрим-центр1 в эфире
<Leonid> MasterYolo Leonidish стримит Heroes of the Storm
stream center intro slide 1

«Канобу» и «ВКонтакте» запускают «Стрим-центр» — сервис для тех, кто любит смотреть и проводить прямые трансляции. Наш сервис поможет делиться стримами с «ВКонтакте», Twitch и YouTube и обеспечит новую аудиторию, которой будет интересен именно ваш контент.

«Стрим-центр» доступен на любой странице «Канобу» — достаточно нажать на стрелку в верхнем правом углу и развернуть сетку с активными стримами. Вы также можете открыть чат, кликнув на иконку сообщения в правом углу.

Кнопка «Добавить стрим» позволит поделиться прямой трансляцией. После нажатия вы увидите три активных поля. В первой строке нужно вписать адрес канала, остальные поля заполнит наш сервис.

stream center intro slide 4

Делиться стримами — это просто! Попробуйте сами. Обратите внимание, что после добавления стрима ваша трансляция сначала отправится на рассмотрение модераторов.

13 13 4045
9 мин.

Почему люди, занимающие пиаром настолько далеки от целевой аудитории? Когда за тайнами индустрии, журналами, блогами ...

Почему люди, занимающие пиаром настолько далеки от целевой аудитории? Когда за тайнами индустрии, журналами, блогами, выставками и прочей хуетой затерялся тот факт что игры предназначены для того чтобы в них люди играли, а не только бесконечно совали денежку в попытке получить больше красочных конфети?

Ответ на этот и http://kanobu.ru/blog/id235218/ вопросы о профессии пиарщика читайте под катом. На вопросы отвечал пиар-директор "1С-Софтклаб" Алексей Пастушенко.

Задам сходу: 1) Сколько надо бланков подписать, чтобы увидеть Bioshok Infinite; 2) Почему King's Bounty вдруг оказался на обложках всех игровых изданий; 3) В каких случаях пост-мортем по игре пишут пиар-менеджеры?

4) Каким образом узнаете результат своей работы - по продажам, отзывам или как-то ещё?
1) Три. Каждый в двух экземплярах.
2) Тот самый идеальный случай, когда одновременно совпали отличное продвижение и замечательная игра. Я упомянул об этом проекте потому, что это совершенно уникальный случай, когда у игры было и общенародное признание, и восторги прессы, и коммерческий успех. Кроме того, надо отметить, что у Katauri очень талантливые художники, и мы смогли подготовить достаточное количество артов.

3) Вопрос не очень понял, но обычно мы всегда готовим «отчет о проделанной работе», чтобы лучше понять, что сделали хорошо, а что плохо и кто виноват. Конечно, мы всегда собираем для разработчиков мнения прессы и игроков.
4) Оценка эффективности пиарщика – главная проблема нашей профессии. Однозначных инструментов, увы, нет. По продажам в нашем случае судить не получится: слишком много других факторов. Опять же, как понять, кто виноват - пиарщик, который не объяснил, чем игра так хороша, журналисту, или разработчик, который ничего не сделал для того, чтобы игра действительно была хороша?
Самый банальный и очевидный способ – посчитать, сколько стоили бы публикации, которые удалось пиарщику устроить, по рекламному прайсу, и оценивать результат по количеству контактов с целевой аудиторией, которых удалось добиться.

Почему нет рекламы игр по телеку, хотяб на околоигровых(молодежных) каналах?(на моей памяти тока один ролик - "Диссидиа" на псп) Почему нет той же рекламы на баннерах на растяжках, хотя бы крупных игр?
Я думаю, что вы просто редко смотрите телевизор. К примеру, реклама World of Warcraft, шла на центральных каналах в prime-time вместе с йогуртами и пеной для бритья. Мы регулярно размещаемся на 2х2, где совсем недавно прошла кампания по «Ведьмаку 2», а сейчас готовится по Duke Nukem Forever.

Почему такой ужасный запуск ролевой игры года?
Поскольку я здесь не в своем профессиональном качестве, комментировать не буду. Замечу только, что запуск был хорош, проблемы – сугубо технического свойства, обсуждать их надо, в первую очередь, с разработчиком этой самый ролевой игры.

Как вообще проходит процесс раскрутки игры?
К сожалению, рассказать «как вообще» в рамках данного интервью не получится.
И как рекламите низкобюджетные игры-недоделки, что их покупают?Сейчас мы крайне придирчиво отбираем, как и что издавать. Конечно, бывают ошибки и в работе наших продюсеров и менеджеров по лицензированию, но в целом, мы стремимся выдерживать определенный уровень качества нашей линейки. Просто надо различать плохие игры и «нишевые».
Есть немало специальных игр со своей аудиторией и то, что вам как хардкорному игроку может показаться бессмысленной тратой времени, для другого – прекрасное времяпрепровождение. Наша задача – понять, кому игра может понравиться и донести до этих людей информацию о таком продукте.
А вот игры-«недоделки» мы стараемся вообще никак не рекламировать. С точки зрения экономики продвигать плохие игры банально невыгодно, тем более, что линейка у нас большая и мы можем правильно расставить приоритеты и вложить деньги в те продукты, которые «выстрелят». У нашей команды достаточно опыта, чтобы прогнозировать это достаточно точно. Так что обычно мощная рекламная кампания, за весьма редким исключением, указывает на то, что игра как минимум достойна внимания.

1) Какой процент от бюджета закладывается на раскрутку игры
В зависимости от продукта – от 15 до 25%.
2) Почему у нас так не активно продвигаются игры (только инет и игровые журналы)
Вы не правы, сейчас мы тратим не больше половины наших усилий и денег на продвижение через игровые СМИ.
Почему мы так плотно работаем именно с игровыми СМИ? Опять же, банальная экономика. Здесь мы получаем практически 100% попадание в целевую аудиторию, а стоимость контакта падает просто до минимума. Когда мы начинаем работать со СМИ широкого профиля, затраты вырастают в несколько раз. Нам психологически очень сложно перешагнуть через этот барьер, но уже пора – аудитория у игр становится все шире и шире. Из игровых СМИ мы никогда не уйдем, но в лайфстайл будем попадать все чаще.

3) Ведется ли пиар что бы покупали только лицензионную продукцию
Да, конечно, и это очень важная для нас задача.

4) Сколько стоит один час пиарщика вашего уровня
Это предмет постоянных споров между мной и моим руководством.

5) Если ответ будит больше 500т.$/час, неплохо бы выслать адрес квартиры где ваши деньги лежат )))
Деньги храню в швейцарской сберегательной кассе - те жалкие копейки, которые получаю за свой каторжный труд. Поэтому не советую тратить время на мое скромное жилище.

А как вы стали пиар директром? С чего вы начили?
Я просто сейчас учусь на пиарщика, и хотел бы услышать от уже профессионала, с чего начать, чтобы так сказать закрепится. Ведь пиар в России развит плохо, работу следовательно найти сложно....
Как и большинство пиарщиков, начинал я журналистом. Правда, в игровых СМИ никогда не работал. Потом поддался пагубной страсти, решил, что заниматься надо тем, что интересно и пошел работать в «Буку». И покатился.
Начинать стоит, конечно, с ассистентской позиции, не стоит надеяться, что вам, без опыта работы, дадут собственный проект. Полезно, как мне кажется, поработать хотя бы год в агентстве: попасть туда гораздо проще, а это уже строчка в резюме и весьма хороший опыт.

Почему в России так мало и плохо продвигается продукция Nintendo, за пределами МКАД купить консоль еще как-то можно, но вот с играми уже полная беда, купить практически нереально, а если и есть какие-то игры, то это какой-то шлак мало кому нужный? Понятно, что этим занимается не только 1С-Софтклаб, но и НД, но как вы можите на это ответить.
Вопрос исключительно к сотрудникам «Нового диска». Именно эта компания эксклюзивно представляет продукцию Nintendo в России. Так получилось, что сейчас Wii по количеству проданных консолей в несколько раз проигрывает Xbox360 и PS3, а DS – в десятки раз отстает от PSP. Мы, действительно, привозим некоторые продукты для Wii и DS, но в очень маленьких количествах просто потому, что на них крайне низкий спрос.

С какими проблемами сталкивается пиарщик в своей работе? С чем Вы связываете убогость пиара на территории России? Кем и как принимается окончательное решение по выбору пиар стратегии?
Человек имеет тот пиар, который заслуживает. Мы вынуждены всегда подстраиваться под нашу аудиторию, приходить к ней, туда, где она прячется, и говорить на ее языке.
Наша стратегия в России всегда очень тесно «привязана» к плану мирового издателя, если речь идет про лицензированный продукт. Практически всегда мы используем материалы, подготовленные западным правообладателем, и вынуждены строго соблюдать их сроки.

Алексей, а Вы все-таки прошли Super Mario 64 на DS?
Увы, не до конца. В какой-то момент там становится совершенно запредельный уровень сложности.

Какие ключевые факторы по-вашему определяют привлекательность игры для аудитории?
Вы не поверите: игра должна быть интересной!

Где сейчас хорошо могут выучить на PR в плане повышения квалификации? (Т.е. не заканчивая ВУЗ) Понятно, что это как и с любой профессией, всё приходит с опытом и умением, но всё же, куда может пойти человек, чтобы набраться необходимых знаний?
Единственное учебное заведение, которое я хорошо знаю, - журфак МГУ, поскольку это моя альма матер. Там неплохая PR-кафедра.

1) Вы меня заинтриговали, мне уже самому захотелось узнать с ваших уст что такое эмбарго и зачем его нарушать?
Эмбарго – это ограничение на публикацию статьи или распространение материалов по игре. Нарушать его можно, если хочется потратить несколько тысяч евро и навсегда поссориться с каким-нибудь крупным издательством. А вообще, нарушение эмбарго – смертельный грех для любого журналиста. В следующий раз просто информацию не предоставят, а секретную версию не покажут.

2) Какие основные методы пиара?
Есть немало отличных книжек на эту тему, не хочется повторять.

3) А ваша профессия так и называется "пиарщик", или есть более определенное название?
Формально это называется «специалист по связям с общественностью».

4)Игра становиться лучше если ее хорошо пропиарить?
Конечно, становится!

1. какое у вас отношение к рк лада рейсинг клаб
Технически рекламная кампания была удачной. К сожалению, игра несколько не соответствовала ожиданиям.

2. у какой отечественной компании самый унылый пиар? из крупных.
Не люблю злословить, тем более, что я всех коллег очень люблю, ценю и уважаю.

3. почему все (в массе своей) делают такие унылые баннеры (в сравнении с западными)?
Вопрос слишком абстрактный. Кто эти все и что это за «унылые» баннеры? Я полагаю, что причин у унылости может быть масса.

4. почему не пиарится цифровой магазин 1с? какие результаты зимних экспериментов со скидками в цифровом магазине 1с которых массово кричали в интервью?
Задача наших акций заключалась в том, что прощупать почву. Результат даже превзошел наши ожидания, и сейчас цифровая дистрибуция – одно из наших самых приоритетных направлений. Вот «Ведьмака 2» в цифре запустили по «российской» цене, торгуем через Steam… И готовим немало сюрпризов, следите за нашими новостями. Как будет готовы, сразу же всем расскажем.

5. 1с олицетворяет игровую индустрию в россии. какие-то усилия к формированию такого восприятия?
Так или иначе, приходится нести это тяжкое бремя. Когда прессе нужны какие-либо комментарии по поводу игровой индустрии, они, конечно, обращаются к нам. Именно «1С-Софтклаб» оказался на острие правительственного внимания, когда возник вопрос по поводу игровых рейтингов. Мы все еще не теряем надежду создать ассоциацию, которая будет заниматься, в том числе и построением позитивного образа российской игровой индустрии.

6. за какие ошибки стыдно? на какие грабли наступали спустя несколько лет после начала работы в пиаре?
Увы, боюсь, что мы и за неделю не управимся, если я начну все ошибки и грабли перечислять… Но, думаю, и те, и другие, в конце концов, пошли мне на пользу.

8. где легче запускать рк в офлайне (журналы) или онлайне (сайты)? что эффективнее сейчас?
Зависит от продукта. Для определенной аудитории и игр больше подходят печатные СМИ, для других – онлайн. Печатная пресса, хотя стремительно сдает свои позиции, все еще пользуется большим влиянием.

9. сколько тысяч евро стоит нарушить эмбарго? кто-то нарушал? платил?
От 10 000 до 100 000 евро. Нарушали, но пока не платили. Но ничего, мы до них еще доберемся!

10. что в вашей работе раздражает вас сильнее всего?
Необходимость работать.
Если серьезно, то обилие средств коммуникации. Телефон, мобильный и городской, почта – три ящика, ICQ, Skype… Пока я писал ответ на этот вопрос, меня четыре раза отвлекли… Так, к чему я это все?

11. что будете продвигать, когда офлайновые игры станут редким исключением?
Сомневаюсь, что это произойдет когда-нибудь, но в любом случае, онлайновые игры или оффлайновые – большого значения не имеет. В любом случае, не играми едиными жив человек. Уверен, найду что-нибудь интересное.

Какое образование (факультет\кафедра) требуется чтобы работать в сфере пиара.
Как вариант – журфак. Сейчас уже есть немало учебных заведений, где можно получить соответствующую специализацию.

Почему люди, занимающие пиаром настолько далеки от целевой аудитории? Когда за тайнами индустрии, журналами, блогами, выставками и прочей хуетой затерялся тот факт что игры предназначены для того чтобы в них люди играли, а не только бесконечно совали денежку в попытке получить больше красочных конфети?
Увы, разговор у нас в этот раз – про «журналы, блоги, выставки прочую…», а игры, действительно, предназначены для того, чтобы в них играли. Это, к счастью, еще точно никто не забыл.

Как надо пропиариться, чтобы начальство подняло зарплату? :)
Я с удовольствием помогу вам разработать весьма эффективную кампанию. За небольшую плату.

Какой проект Вам более всего запомнился и почему?
Пожалуй, King’s Bounty. Это был проект, которым я занимался с моего первого дня в «1С». Это была наша собственная разработка, поэтому нам не приходилось играть по чьим-то правилам и следовать чужим гайдланам. И главное, мне самому нравится эта игра, и я рад, что мне довелось поработать вместе с Katauri и Дмитрием Гусаровым, руководителем этой студии.

И если бы была возможность поработать на западе ( с западной аудиторией ), чтобы Вы например сделали такого в пиаре чего бы нельзя было в россии ( можно на примере какой-нибудь игры )?
Сейчас уже нет особой разницы в том, на Западе работаешь или в России, возможности у нас такие же. Другое дело, что некоторые приемы и механизмы, которые эффективны у них, плохо приживаются у нас. Также у нас не всегда есть полная свобода действий, когда мы работаем с большими лицензированными продуктами.

В свободное от работы время - знакомитесь лис играми (в том числе и с теми, которые издает не 1С-Софтклаб)?
Да, конечно. К счастью, у меня всегда есть железное оправдание – я не просто играю, я делом занимаюсь, изучаю продукты.
Пока мне самому интересно играть, я работаю в этой индустрии. Я убежден, что хорошим пиарщиком можно стать только, если ты любишь и искренне веришь в то, чем занимаешься.

- как уговорить номада и логвинова поставить игре высокую оценку?
Запереть их вдвоем в одной комнате на сутки.

- если у журнала на обложке игра конкурент планируется. как убеждаете поставить вашу?
Если журнал уже договорился, то ничего не поделаешь. Иду к другому, еще неангажированному. К счастью, конкурентов у нас все меньше и меньше.

- какой годовой бюджет на реклму? как его делят между собой хиты (ААА) и проходняк?
Как я уже писал выше, на «проходняк» тратится минимальная часть бюджета.

- какие отличия между пиаром в РФ и США? в отчетности, в построении рекламы итд? какие плюсы минусы тут и там?
В общих чертах ответил выше: практически все те же механизмы используются и там, и здесь.

13 комментариев