Стрим-центр3 в эфире
Сегодня 2 престиж ведьмы! lefort87 стримит Dead by Daylight
☠ Top-100 Капитан XopBaT ☠ DreamSails стримит Hearthstone: Heroes of Warcraft
ИДЕМ В МЛ! RATIBORU стримит StarCraft II
stream center intro slide 1

«Канобу» и «ВКонтакте» запускают «Стрим-центр» — сервис для тех, кто любит смотреть и проводить прямые трансляции. Наш сервис поможет делиться стримами с «ВКонтакте», Twitch и YouTube и обеспечит новую аудиторию, которой будет интересен именно ваш контент.

«Стрим-центр» доступен на любой странице «Канобу» — достаточно нажать на стрелку в верхнем правом углу и развернуть сетку с активными стримами. Вы также можете открыть чат, кликнув на иконку сообщения в правом углу.

Кнопка «Добавить стрим» позволит поделиться прямой трансляцией. После нажатия вы увидите три активных поля. В первой строке нужно вписать адрес канала, остальные поля заполнит наш сервис.

stream center intro slide 4

Делиться стримами — это просто! Попробуйте сами. Обратите внимание, что после добавления стрима ваша трансляция сначала отправится на рассмотрение модераторов.

14 25 3195
9 мин.

Компьютерные игры относительно давно перестали создавать для того, чтобы удивить друзей своими способностями в прогр ...

Компьютерные игры относительно давно перестали создавать для того, чтобы удивить друзей своими способностями в программировании или провести очередной лабораторный тест, изучающий некоторые особенности психики человека. Игры стали частью современной культуры. Для кого-то они - способ легко и непринужденно провести время, для кого-то – отличная возможность довести миру свои мысли, убеждения, а для кого-то - вообще непонятная и вредная вещь.
Однако сегодняшний разговор будет посвящен тому типу видеоигр, который в понимании современного геймера, с этими самыми играми, довольно-таки плохо связаны. Хардкорные симуляторы. Эти два слова, скорее всего, уже вызвали у вас определенные ассоциации: топорный интерфейс, не менее ужасный внешний вид, «наидружелюбнейшее» отношение к игроку, миллиарды кнопок управления, килотонны текстовой информации и прочее-прочее. И все-таки, эти игры всегда находят себе армию поклонников, зачастую готовых на руках носить разработчиков так понравившегося им симулятора. Так в чем же главная причина популярности корявеньких с виду игр? Ответ на это вопрос нам помогут получить те самые фанаты хардкорных симуляторов. Не какие-то киберспортсмены, участники международных турниров, а обычные игроки.
Героем сегодняшней беседы становится FERAF_GUTT, один из основателей сквада «FERAF» и постоянный участник виртуальных сражений проекта «Туман войны». Вместе с ним мы попытаемся узнать об интересах и увлечениях виртуальных пилотов (вирпилов) симулятора «Ил-2 Штурмовик». А заодно выясним, чем же притягивает к себе эта игра.

1) Здравствуй, FERAF_GUTT. Для начала хотелось бы подробнее узнать о твоем увлечении – сколько лет уже играешь? С чего вдруг полюбил авиасимулятор Второй мировой войны?
Приветствую! Начну с конца.
Всегда с детства интересовался авиацией, читал мемуары наших прославленных асов, собирал картинки с изображениями самолётов и т.п. Единственное, что меня расстраивало, так это то, что в советских книжках было невозможно найти ни фотографий, ни рисунков тех самых «грозных и подлых» «мессеров», «фокеров», «лапотников» (истребители Bf-109 и FW-190, пикирующий бомбардировщик Ju-87, соответственно). Если последние ещё хоть как-то изображались, а «фокер» по всем канонам должен был быть похожим на Ла-5, то, как выглядит легендарный Bf-109, первый раз увидел в «Технике молодёжи» конца восьмидесятых, там была статья о том, как поисковики подняли из озера «мессершмидт». Возможно, это в частности и предопределило дальнейший выбор «тёмной стороны силы» в симуляторе.
В 2001 году, поселившись в университетское общежитие, обнаружил у соседей-пятикурсников современный компьютер, джойстик и диск с игрой «Ил-2 Штурмовик» - это был шок. В 2002 уже постоянно играл, правда, на клавиатуре (из-за этого чуть было не вылетел из ВУЗа :) не из-за клавиатуры, конечно ;)), в 2003 впервые собрали сеть из пары компьютеров, способных тянуть «Ил-2 Забытые сражения». Потом оффлайн как-то надоел и был перерыв. Именно оффлайн закрепил меня на «тёмной стороне силы», поскольку ИИ ботов был больше «заточен» под «красные» (советская сторона конфликта) самолёты, посему против «синих» (немецкая сторона конфликта) летать было не интересно.
А сравнительно недавно, года три назад, я открыл для себя и онлайн. Так получилось, что это был «тактический» сервер – классический ВЗФ (война за филды, «field» - аэродром)… был потрясён, заворожен… пришлось практически заново учиться играть, поскольку там всё было по-другому.
Почему именно симулятор самолетов ВМВ? Потому что тогда он был лучшим авиасимулятором. Да и сейчас наверное...

2) Вирпилы – кто они? Небольшой такой срез фан-сообщества способен предоставить, опираясь на опыт общения на многочисленных спецсайтах?
Это, практически чуть менее чем полностью =), большие любители авиации, очень много «несостоявшихся лётчиков», т.е. людей, мечтавших стать пилотами и по каким-то причинам (состояние здоровья или обстоятельства) не воплотивших свою мечту. По-моему, средний возраст вирпила более 30-ти лет, пятидесятилетние и старше, имхо, встречаются чаще, чем тинейджеры. Подростков 12-14 лет практически нет. Но тут я, наверное, побежал впереди паровоза и рассказываю о «тактических» серверах – моей главной любви.

3) Как известно, «Ил-2» славен своим мультиплеером. Где, как не в нем можно устроить битвы асов? Можешь подробнее рассказать о тех турнирах, соревнованиях или иных способах поклонников игры воплотить в ней своё желание управлять настоящим самолетом?
Онлайн-сервера, наверное, можно разделить на три основных типа:
- дуэльные (простые карты, парный набор аэродромов, отсутствие «наземки»( зенитная артиллерия и наземные цели)). На них можно повоевать 1/1, 2/2 и т.д., не тратя время на долгий полёт и поиск противника. Выяснить у кого «длиннее» :), отработать приёмы ведения воздушного боя и т.п., на них же обычно проводятся турниры (но тут я - зритель).

- догфайты (от англ. dog fight – собачья свалка), они же «мясо», они же «сдохфайты». Организованы по-разному, но суть одна – куча участников с огромным выбором самолётов тупо мочат друг друга, некий аналог «десматча». Хорошо подходят для отработки стрелковых навыков и манёвров уклонения.

- тактические - это либо «Войны», либо ранее упомянутые ВЗФ. Тут, прежде всего, идёт борьба за реалистичность: максимальные или близкие к ним настройки сложности, ограничения по типам и количеству самолётов, «жизней», как правило, стремление к максимально возможной «историчности» (соответствие дат и карт, типов самолётов и т.п.). На этих серверах уничтожение наземных целей имеет очень высокий приоритет, а зачастую высший. Первые от вторых главным образом отличаются тем, что на ВЗФ, как более «древних» чем "Войны", линия фронта движется дискретно и расположение целей при каждой итерации одно и то же. Здесь можно увидеть бомбардировщики или штурмовики, идущие строем под прикрытием истребителей, а ещё свободные охотники, разведчики… на многих можно спасать севших или выпрыгнувших за линией фронта пилотов, садясь в поле или на полевых дорогах… но всё это великолепие далеко не для всех, т.к. необходимо вести ориентировку на местности, чтобы не заблудиться, осматривать воздушное пространство, чтобы не попасть под внезапную атаку, продумывать маршруты, искать противника, следить за остатком топлива, переключать режимы работы двигателя (нагнетатели, корректора, радиаторы, шаг винтов и т.п.). И нередко бывает, что за полутарочасовой вылет ты даже не встретишь противника, и это притом, что на карте два десятка игроков. А если ты даже увидел противника, то не стоит сразу бросаться в бой, необходимо (если позволяет время) осмотреться, оценить обстановку (может так оказаться, что от этого противника лучше убежать) или, если возможно, занять более выгодную позицию (набрать высоту, перейти на солнечную сторону, чтобы внезапно атаковать от Солнца, или наоборот перейти на тёмную сторону горизонта в сумерках) или, к примеру, если ты на бомбардировщике, то выбрать такой маршрут, чтобы не встретить противника, быстро атаковать цель и незамеченным уйти - всё это требует большого терпения и любви к процессу, отсюда, наверное, и проистекает средний возраст вирпилов. Кроме того на таких серверах индивидуальное мастерство не столь важно, гораздо важнее взаимодействие в группе и тактическая грамотность и даже слабый пилотажник и дуэлянт может добиться впечатляющих результатов.

4) Действительно, со слов, тактический бой выглядит великолепно. А подробнее можешь на нем остановиться? Как создаете «кланы», «группировки» для проведения операций? Кто ими руководит? Все-таки, каким образом происходит планирование боевых вылетов, распределение «ролей» в «клане»?
Вообще-то, даже виртуальный воздушный бой великолепно описывается знаменитой покрышкинской формулой: «Скорость, манёвр, огонь», я как «синяк» добавил бы высоту, т.е. «Высота, скорость, манёвр, огонь», однако, как известно из школьного курса физики, высота – это скорость, а скорость – это высота ;). Суть в том, что самолёт, имеющий большую энергию (высоту или скорость), обладает большим преимуществом и воздушный бой времён ВМВ и, соответственно, в игре – это, прежде всего, бой за энергию, т.е. главным образом высоту. Ну и стрелять надо как можно лучше =). И, чуть не забыл, противника сначала нужно увидеть, кто первый увидел тот уже пол боя выиграл, проще всего сбить того, кто тебя не видит.


Как создаете «кланы», «группировки» для проведения операций? Кто ими руководит? Все-таки, каким образом происходит планирование боевых вылетов, распределение «ролей» в «клане»?
«Кланы» у нас называются «сквадами», от английского «squad» - «отряд». Создаёт их обычно какой-нибудь, выражаясь авиационным языком, «дурак с инициативой», типа меня :) и собираются в него пилоты, обычно, либо с близкими жизнеными ценностями, что бы веселее было летать, либо, если сквад большой, сильный и известный, то в него идут для того, чтобы учиться, играть крупными компаниями и, наверное, для престижа, т.к. в них обычно строгие условия приёма. Чем серьёзнее сквад, тем строже субординация и дисциплина, насколько это возможно в компьютерной игре. Обычно в бою командует самый опытный игрок, а планирование ведётся методом выработки общего решения.
Ещё в сообществе принято в нике сам позывной (имя) ставить последним словом или словами, а перед символами «_» «=» стоит обычно принадлежность к скваду, т.е. мой позывной GUTT, а FERAF – это принадлежность к скваду FERAF.
Связь за пределами игры друг с другом поддерживаете?
Конечно, поддерживаем, но после нескольких встреч пришли к выводу, что количество спиртного необходимо лимитировать, т.к. домой потом ползти далеко и тяжело :).

4) Отдельно хочется узнать о полезной составляющей таких игр. Максимально реалистичный симулятор всегда подразумевает не просто «задрачивание» игры до появления мастерства, а возможность достичь этого мастерства путем учебы. Много ли приходится вычитывать литературы о летном деле, заучивать тактические приемы боя в воздухе?
Для успешного исхода боя, необходимо знать сильные и слабые стороны своего самолёта, и самолёта противника, их сравнительные характеристики на разных высотах (сравнительные характеристики любой пары самолётов сильно зависят от высоты полёта). Для этого существует специальная программа на слэнге именуемая «компарь». Она выдаёт графики скорости, скороподъёмности и радиуса виража в зависимости от высоты полёта, именно так как это реализовано в игре, т.к. ежу понятно, что абсолютного совпадения с реальностью быть не может, поскольку неизбежны проблемы, ошибки, баги и т.п. Кроме того, чтобы знать с кем имеешь дело, необходимо помнить силуэты самолётов с разных ракурсов. Это так же необходимо, чтобы банально не стрелять по своим.
Естественно необходимо знать о различных приёмах и фигурах боя: всяких там «иммельманах», «косых петлях», «ножницах», «качелях», «боевых разворотах» и пр., однако историческая литература тут мало помогает, потому как, во-первых, максимум, что в ней можно найти, так это название фигуры или приёма, а не то, как она выглядит, и главное, как заставить самолёт её выполнить. Найти же РЛЭ (руководство по лётной эксплуатации) на подавляющее большинство представленных в игре самолётов - абсолютно за гранью реальности. Во-вторых, даже ниже среднего уровня вирпил имеет налёт и опыт, от которого даже Рудель (немецкий пилот-штурмовик, выполнивший более 2500 боевых вылетов, что составляет абсолютный и недостижимый рекорд) в гробу как вентилятор крутится, и, соответственно, вирпилы могут то, чего реальным пилотам и не снилось. В-третьих, каждый вирпил – Дункан Терминаторович Макклауд, не ведающий страха, не знающий усталости и не чувствующий перегрузок. Поэтому необходимо читать руководства, написанные опытными вирпилами, общаться в сообществе, тренироваться с более опытными камрадами.


В общем, действительно ли «Ил 2» настолько хорош, чтобы служить пособием для знакомства с профессией летчика?
Говорят, что хорош именно на столько и даже были прецеденты :) (Кого интересует вечный спор «А способны ли?», порадует эта ссылка - http://talks.guns.ru/forummessage/205/432476.html . Старая, но очень познавательная. Прим. автора).

6) Неплохой такой темой для дискуссий всегда является затратность того или иного вида развлечений. Насколько знаю, есть те, кто не ограничивается серийными джойстиками и пытается сделать из своей комнаты настоящий кокпит самолета. Ответь честно, быть вирпилом – это дорогое удовольствие?
Если не извращаться с моделированием кокпитов, то – нет: системный блок нормально тянущий максимальные установки стоит порядка 15 т.р., монитор, хороший джойстик до 5 тыр и фритрек (датчики на голову для управления взглядом пилота) практически бесплатно, ну ещё, может быть, педали. (Напомню речь идет не о последней игре серии. «Битва за Британию» только начинает набирать свою популярность. Компьютерное железо для неё оставим за рамками этого интервью. Прим. автора)

7) Стереотипы о геймерах-задротах, очкастых ботаниках и прочей нечестии существовали всегда. А потому хочется узнать – есть ли ещё интересное, любимое занятие, не связанное с авиасимуляторами?
Это, прежде всего, путешествия, в моём случае - оффроад, дальневосточная тайга и реки. Порой «уходим в отрыв от цивилизации» на недели или даже месяцы, а это действительно дорогое удовольствие :). Потом спорт: немного тяжёлой атлетики, немного пулевой стрельбы и совсем чуть-чуть какого-нибудь мордобоя. Ну и само собой история – история войн и цивилизаций, на данный момент - от средневековья до новейшей.

Что ж, FERAF_GUTT, огромное спасибо за интересный рассказ. Удачи тебе в виртуальных боях и мирного неба над головой в обычной жизни.
Ауфидерзейн. :)

P.S. Скриншоты любезно предоставлены пилотами 1/JGr125_FrostFreeze и FERAF_Vic. Спасибо.

25 комментариев