Стрим-центр3 в эфире
<Leonid> MasterYolo PTR Leonidish стримит Heroes of the Storm
Топ Маньяк! lefort87 стримит Dead by Daylight
Что с лицом? bekugrap стримит Dota 2
stream center intro slide 1

«Канобу» и «ВКонтакте» запускают «Стрим-центр» — сервис для тех, кто любит смотреть и проводить прямые трансляции. Наш сервис поможет делиться стримами с «ВКонтакте», Twitch и YouTube и обеспечит новую аудиторию, которой будет интересен именно ваш контент.

«Стрим-центр» доступен на любой странице «Канобу» — достаточно нажать на стрелку в верхнем правом углу и развернуть сетку с активными стримами. Вы также можете открыть чат, кликнув на иконку сообщения в правом углу.

Кнопка «Добавить стрим» позволит поделиться прямой трансляцией. После нажатия вы увидите три активных поля. В первой строке нужно вписать адрес канала, остальные поля заполнит наш сервис.

stream center intro slide 4

Делиться стримами — это просто! Попробуйте сами. Обратите внимание, что после добавления стрима ваша трансляция сначала отправится на рассмотрение модераторов.

151 152 23695
35 мин.

Добрый день, Канобу. С вами в очередной раз рубрика «Все о…», темой которой сегодня является магия и все, кто ей зан ...

Добрый день, Канобу. С вами в очередной раз рубрика «Все о…», темой которой сегодня является магия и все, кто ей занимается: маги, колдуны, волшебники, чернокнижники, ведьмы и т.д. И конечно, я попытаюсь выяснить, как зародилась и развивалась магия, расскажу вам о книгах, фильмах и сериалах с участием магов, а так же попытаюсь выяснить, какое место занимает магия в современной культуре и сознании людей. Так же хочу заметить, что в данном посте мною рассматривалось понимание магии в основном в западной культуре, и отчасти в культурах, повлиявших на западную. Устраивайтесь поудобнее.

Древние люди мало что знали об окружающем их мире. Они были лишь бессильными наблюдателями, терзаемыми силами природы и ее опасностями. За каждым явлением природы, в каждом животном им виделись духи, всесильные и невидимые. Они управляли всем, чего так боялся человек – ветром, водой, днем и ночью, зверьми и растениями. Люди верили, что с духом можно договориться, попросить его милости. Уходя на охоту, древние приносили жертвы духам, чтобы те принесли им удачу и хорошую добычу, они танцевали ритуальные танцы, чтобы умилостивить духов, рисовали на стенах пещер защитные знаки. Эти обряды и действа повторялись из раза в раз, передавались из поколения в поколение, обрастали мифами и суевериями. Со временем вера в то, что человек может сверхъестественным путем изменить ход естественных событий стали называть магией. Магические ритуалы тогда были единым целым с религией.

Боги древнего Шумера были слишком легкомысленны и забывчивы, поэтому жрецам постоянно приходилось напоминать им о смертных, используя жертвоприношения, заклинания и ритуальные воскурения. Каждое несчастье было делом какого-то злобного духа, поэтому, чтобы избежать их, люди использовали особые действия или обереги. Древние аккадские тексты, собранные царем Ашшурбанипалом в VII веке до н.э. были малопонятны жрецам того времени, но это лишь придавало текстам магической силы. Магия позволяла людям организовывать свою жизнь, создавала иллюзию того, что человек мог управлять ею. Именно магические цели побуждали людей рисовать картины и фрески, расписывать гробницы и воздвигать огромные храмы.

Люди набирались знаний, они обращали свои взоры к небу, и видели звезды. Это позволило им создавать календари, рассчитывать наиболее благоприятные для сбора урожая сезоны. Эти знания в свою очередь порождали веру в то, что з звездах таятся тайны человеческих судеб – так появилась астрология. Наблюдения за движением небесных светил наталкивали людей на мысль о том, что все события предопределены заранее.

Однако вера в то, что своими поступками человек может навлечь на себя беду так же оставалась сильна. А если есть возможность отрицательно влиять на свою судьбу, то должен быть и шанс улучшить ее, или хотя бы предотвратить проклятия.
Примерно в V в. до н.э. в истории появился пророк Заратустра. Не стоит, ядумаю, спорить о фактах его биографии или смыслах его изречений, но относительно темы магии из его учения можно вынести следующее: во многом благодаря ему люди стали постепенно переходить от веры во многочисленных духов к иерархическому многобожию, где каждый бог имел собственные «владения», функции, а значит и ритуалы для поклонения.

Зороастризм как религия заслуживает более тщательного освещения, но все же, вернемся к магии. До сего дня сохранились лишь 17 песнопений (гатов) Заратустры, в некоторых из которых подробно описываются жертвоприношения, молитвы и различные ритуалы. Рассмотрим, к примеру, ритуал омовения усопшего - «барашн»- изгнание демона-мухи. Сначала следовало трижды омыть руки - дважды коровьей мочой, а в последний раз водой. Ту же процедура в строгом порядке выполнялась с лицом, грудью, правое плечо, левое плечо, правую подмышку, левую подмышку, затем на спину и так далее до самих пальцев ног, и затем произнести особую изгоняющую демона молитву. Подобный магический обряд встречался и позднее - в христианстве, где священной жидкостью была святая вода, хотя общая суть изгнания демона через омовение тела была сохранена. Защита от демона-мухи позже «трансформировалась» в защиту от демона Ваал-Зебуба. Древнееврейский «Повелитель мух» позже стал известен под именем Вельзевул, против которого так же применялись магические обряды.

В то же время существовал и древний народ иудеев, поселившийся на месте нового Вавилонского царства. Иудеи не признавали идолов, и одними из первых стали поклоняться единому Богу. В VIII веке до н.э. иудеев переселили в Ассирию. В 605 году до н.э. Вавилонский царь Навуходоносор разрешил иудеям вернуться обратно. Но жители Палестины бунтовали, а иудеев вновь переселили в Халдею (устье Междуречья, страна считающаяся родиной магов и колдунов того времени). Однако из-за убийства наместника Вавилона в Иерусалиме иудеи, опасаясь мести, бежали в Египет. Многие израильтяне стали идолопоклонниками на границе пересечения нескольких религий.

Святая книга иудеев – Священное писание не только говорит о магии как о чем-то священном, а просто расценивает магические события как реальные факты. Однако в силу противостояния религии иудеев окружающим их культам магия рассматривалась как вредное, опасное и греховное занятие. Несмотря на то, что магия воспринималась в иудаизме как попытка «подчинить себе волю Господню» ритуалы, молитвы и обряды иудеев содержат множество «магических элементов». Божественные чудеса не являлись магическими трюками именно в силу того факта, что исполнялись по воле Бога, а шарлатаны лишь пытались Ему подражать. Так, например, жрецы египетского фараона Ианний и Иамврий (волшебники, волхвы – их называют по-разному) повторили некоторые чудеса, совершенные Моисеем, к примеру, они превратили жезлы в змей. Однако истинно Божественные чудеса по определению не являлись магией. Чудеса, совершенные Моисеем (и другими подобными ему), соответственно, так же являлись чудом от Бога.

Примеров магических деяний Ветхозаветных Библейских царей можно найти множество. Вот один из них. Царь Саул был известен как борец с колдовством и чародейством, хотя при этом довольно часто обращался к оракулам. За что и был наказан довольно-таки странным образом. Следующий за ним царь – Давид однажды спросил у Господа о причинах свирепствующего в стране голода и узнал, что во всем виноват Саул. Царь приказал повесить всех его сыновей, чтобы вызвать дождь и урожай. Кости несчастных стали использовать как амулеты для вызова дождя. Это поверье позднее использовали ведьмы, которые так же применяли кости людей для управления погодой.

Магия процветала и в Египте, где ею была пронизана вся религия, начиная с жестов и песнопений многочисленных жрецов и заканчивая величественными усыпальницами-пирамидами и храмами. Магия была связана не только с поклонением многочисленным богам, но и в первую очередь с культом смерти. Страна мертвых находилась на Западе, там, куда пряталось Солнце, а после попадания туда душа проходила обряд взвешивания грехов – если сердце оказывалось отягощено грехом, душа отправлялась на вечные муки. Именно для того, чтобы обеспечить усопшему вторую альтернативу - вечный рай – египтяне и применяли свою магию культа погребения. В загробный мир отправлялась лишь Ба – душа, тогда как Ка – жизненная сила оставалась обитать среди вещей, находившихся в усыпальнице покойного.

Однако вера в жрецов и их магию была настолько сильна, что считалось, что они могут задобрить, подкупить или даже обмануть богов. Однако, что если совесть умершего проснется и выступит против него на суде души? На этот случай на грудь умершего помещался медальон - жук-скарабей, с написанными на нем словами «Сердце мое, не свидетельствуй против меня». Все что когда-либо принадлежало человеку, магическим образом становилось частью его самого – это касалось не только предметов, но и органов умершего, которые помещали рядом с мумией. В знаменитой «Книге Мертвых» не только рассказывается о том, какой путь проходит душа на Западе, но и даются советы для того, чтобы ей было наиболее комфортно «по ту сторону».

Конечно, магия использовалась и живыми для живых, однако каждый серьезный ритуал требовал сложной процедуры подготовки. Маг в течение девяти дней производил ритуальное очищение, омывал рот натром и окуривал тело благовониями и надевал новую одежду. Затем он чертил на земле зеленой краской перо – символ истины, а после этого магический круг, цвет краски которого соответствовал цвету того или иного божества и только после этого мог начинать ритуал.

Мудрецы древней Греции так же довольно часто верили в магию и магические ритуалы. Платоновские рассуждения о душе и мире идей были философскими, однако он верил в привидений – духов умерших, вернувшихся в реальный мир из загробного (вера широко распространенная в те времена). Демокрит же на полном серьезе рекомендовал при укусе скорпиона сесть на осла и прошептать ему в ухо заклинание, которое магическим образом передаст животному яд и боль. Греки как сравнительно молодая нация не гнушались заимствованиями из восхищающих их магических культов Египта и других стран Африки и Азии. Обычные люди часто считали самих философов магами – ведь тем, казалось, были понятны законы мира и вещей не ведомые простым смертным.

Греки придавали огромное значение сновидениям, задолго до появления трудов Фрейда посвящая свои труды толкованию сновидений. Ночь перед плаванием греческие моряки проводили в храме Посейдона. В храмах Асклепия бог-целитель дарил верующим сновидения, рассказывающие о том, как излечить их болезнь. Грекам был не чужд и культ мертвых. Духи погибших мог вызвать «психогог», обряды которого часто сопровождались кровавыми ритуалами и жертвоприношениями. Тем не менее, греки верили в приведений, и восставших из мертвых. Процветали в Древней Греции и гадания, например, на внутренностях убитого животного. Греки верили и в пророчества, постоянно обращаясь за советом к оракулам и предсказателям. Знаменитый Орфей мог не только видеть будущее, но и возвращал мертвых к жизни своей музыкой. А предсказательницы-пифии, жившие в Дельфах на горе Парнас, использовали в своих ритуалах магические воскурения, огонь и эхо горных пещер. Греки, соответственно, верили и в знамения. В Греции же появились и первые, с позволенья сказать, черные маги. Гораций описывал ведьму по имени Канидия, которая оскверняла могилы новорожденных, убивала их, используя в своих магических ритуалах.

Отдельного упоминания заслуживает Теургия – набор неких техник и обрядов для призыва богов, с целью достижения священного просветления и единения с Божественным. Маги-теурги стремились достичь того самого мифического состояния, в котором Моисей общался с Богом на горе Синай. Теурги считали, что приблизиться к Богу можно не только «делом» но и «словом». Здесь находят свое отражение еврейские идеи об истинном имени Бога и Тетраграмматоне. В теургии существовала определенная иерархия уровней приближения к Богу – идея, которую позже заимствовали христианские эзотерические культы, а практики теургов оказали огромное влияние на оккультизм средневековой Европы.

В 77 году н.э. Плиний Старший пишет свой трактат «Естественная история», в котором говорит о том, что невежественный римский народ верит в магию, доверяя свои жизни и судьбы магам - шарлатанам и обманщикам. В Риме итак уже были запрещены человеческие жертвоприношения, но магические ритуалы процветали в империи. Нерон видел в магии прямую угрозу власти императора, поэтому он запретил ее наряду с философией и астрологией. Однако, "Quod licet Jovi, non licet bovi" – цезари никогда не переставали обращаться за советом к оракулам или придворным предсказателям. Тиберий выгнал за пределы страны более 5 тысяч магов и колдунов. То же позже сделал и Веспесиан, оставивший, однако, при себе своего личного астролога. Знатные римляне не могли отказать себе в особых амулетах и оберегах, сделанных специально для них в секретных мастерских. Марк Аврелий, узнав о том, что его жена полюбила гладиатора, попросил совета у халдейского мага. Так гладиатора убили, а спящую женщину вымазали в его крови. После этого обряда женщина покаялась в грехах. Плиний отрицал магию. Тацит писал, что не стоит «чесать всех магов под одну гребенку», смешивая шарлатанов со «специалистами. Сенека безоговорочно верил астрологам и оракулам. Тем не менее, из-за запрета на магию, одним из любимых способов политической борьбы в Риме было подбрасывание в дом конкурента книги о запрещенной магии.

Примерно в это же время в Рим пришло Христианство. Распространяющие его проповедники, конечно, не могли «на пальцах» объяснять всей сути новой религии, поэтому часто рассказывали новообращенным о том, чем именно Христианство похоже на привычные им формы культов и обрядов. С другой стороны те же события многие рассматривают как выстраивание новой религии на остатках греко-римского политеизма и других культов, распространенных в империи, с частым заимствованием идей, практик и ритуалов – это уже вопрос точки зрения. Однако факт остается фактом – новая религия имела точки соприкосновения и с культом поклонения Юпитеру, и с магическими ритуалами, и с теургией. Кроме того, Риму, теряющему контроль над огромными территориями, принадлежавшими империи необходимо было средство, которое могло не только укрепить власть, но и объединить все многочисленные территории под одним началом. Жители империи поклонялись разным богам, каждый народ чтил свои собственные обряды и традиции. Христианство, как религия смирения и подчинения высшей силе Бога могло решить все эти проблемы. С некоторыми оговорками, так и случилось.

Уже через каких-то полтора века Христианство стало государственной религией, а прежние боги стали считаться еретическими. За поклонение им в Риме наказывали смертью, как и за занятия магией и колдовством. В 357 году император Констанций своим указом запретил и гадание во всех его формах. Однако если очищение Рима от еретиков было сложной, но выполнимой задачей, вся империя долго была «заселена» язычниками. Само слово «paganus» - еретик в буквальном переводе с Латыни означало «жителя сельской местности». Тайные агенты прочесывали поселения в поисках служителей запрещенных культов, магов и колдунов. В 378 году император Феодосий поставил решительную точку в вопросе отношения к магии, железной рукой запретив все, что могло хоть как-то относиться к магии: воскурение благовоний, разжигание очага в доме в честь его божества (аналог домового) или украшение деревьев в праздники. Отменил он и жертвоприношение «propter viam», что на самом деле было обычаем сжигать остатки еды из гигиенических соображений - так многие ритуалы, обряды и суеверия потеряли свою былую значимость, но не стали менее распространены. Старые боги проиграли. Теперь их можно было уничтожить лишь одним словом «Христос». Оскверненные сборищами места очищались молитвами и святой водой. Одна магия сменила другую.

С течением времени новая христианская религия укрепила свои позиции настолько, что уже перестала видеть в магах и колдунах конкуренцию или даже опасность. Это отношение подтверждается многочисленными примерами из средневековых сводов законов. Так, например, в «Салической правде» уже известного вам короля Хлодвига, правившего на рубеже V – VI веков н.э., говорится о том, что ведьма, поедавшая человеческую плоть, и уличенная в этом должна была заплатить штраф в 8 тыс. денариев, а за насылание чар – 72 пенни и половину золотой монеты. В сомнительных случаях человека, обвиняемого в колдовстве, лишь отправляли на три месяца в темницу, для раскаяния. Очевидно, что широкое распространение Христианства в Европе ничуть не означало того, что люди перестали верить в колдовство и магию, или не соблюдали древних языческих обычаев. Вера в магических животных и духов, талисманы и заклинания, яды и зелья – все это никуда не исчезло.

Канонизированный Святой Исидор Сельвийский, которого многие католики сегодня считают покровителем интернета, был не только энциклопедистом, философом и христианином. Он также верил в знамения и чудеса, а изобретателями магии считал Демокрита и Заратустру. Папа Гигорий Великий – знаменитый создатель дошедшего до нас списка семи смертных грехов – не только верил многочисленным суевериям, но и уделял огромное внимание вопросам христианской магии – а именно обряду экзорцизма или изгнания дьявола.

Примерно в то же время зарождается искусство алхимии – странной смеси магии и науки. Попытки отыскать философский камень или создать гомункул, конечно, были безрезультатными. Однако сам процесс поиска этих мифических веществ привел к решительному шагу вперед для многих областей науки будущих лет, и в первую очередь для химии. Однако, учитывая саму идею алхимии – создание магического, сверхъестественного предмета путем научного эксперимента, к которому нередко примешивался оккультизм, ее, несомненно, можно отнести к одной из форм магии.

В XIV веке появилась знаменитая «Божественная комедия» в которой Данте Алигьери среди прочих людей отправил в ад двух своих современников: Майкла Скотта и Гвидо Бонатти. На восьмом круге ада Скотт вынужден вечно ходить, вывернув шею, и глядя только назад. Так он был наказан за попытку заглянуть в будущее. При жизни Скотт был астрологом короля Фридриха II, изучавшим многочисленные магические труды античных и арабских колдунов и астрологов. Скотт описал и охарактеризовал почти все магические обряды и ритуалы, существовавшие в его время – это и человеческие и животные жертвоприношения, молитвы и заклинания, оккультную символику, астрологические толкования положений звезд и планет. Гвидо Бонатти не только занимался магическими талисманами и астрологией, но и писал книги, в которых называл Иисуса магом и астрологом. Благо тогда Гвидо жил в крепости-государстве Форли, не входившим во владения Римской католической церкви. Пьетро д'Абано - философ и профессор – изучал помимо астрологии и магии, физиогномику и геомантию – гадание по земле. Позже один из его коллег донес на него, и Педро умер в темнице в ожидании казни.

Опасность гонений церкви, так же как и страх перед карой за грехи порождала странные сочетания христианства и оккультизма. Во многих магических заклинаниях стали появляться черты реальных религиозных обрядов. Использование имени Христа во время ритуала по зачаровыванию талисмана неким образом вселяло в мага мысль о том, что он не творит грех, а наоборот, просит милости у Бога, молясь о послании ему благодати и силы. Примерно в это же время начала свое действие Святая Инквизиция.
К началу XII века христианство столкнулось с широким распространением оккультных сект в Европе. Многие из этих сект представляли реальную опасность для церкви тем, что, «сбивая с пути истинного» огромное количество людей не только грешили, но и посягали на единоличную власть главы Католической церкви Помазанника Божьего – Римского Папы. Самыми известными и крупными сектами средневековья можно считать секты катаров и вальденсов. Именно борьба с этими двумя течениями стала началом эпохи охоты на ведьм. В целом, взгляды сектантов были во многом близкими – они сомневались в правильности господствующих христианских догм, осуждали жадность и чрезмерное обогащение церковников. Когда Римская пропаганда перестала действовать на население, Папа с помощью французских рыцарей буквально вырезал и выжег всех, кто был связан с катарами. После случившегося был сделан один, но очень значительный вывод: ни церковь, ни Папа не были виноваты в потере авторитета католицизма – в этом был виноват сам Дьявол. Для борьбы с Дьяволом и его приспешниками в 1215 году Иннокентием III был создан Святой Отдел Исследований Еретической Греховности – Святая Инквизиция.

Согласно Папским указам каждый христианин должен был немедленно сообщать о любых подозрениях в колдовстве инквизиторам – а те уже разбирались в правомерности доноса. Не только колдовство, но и любое суеверие считалось сделкой с Дьяволом и демонами, как пишет Фома Аквинский. Даже если колдун не знает о том, что спутался c Дьяволом – это не смягчает его вины. Настоящий террор начался с приходом на престол Папы Иоанна XXII в XIV веке. Количество смертных приговоров увеличилось многократно. Тогда же стали применяться и знаменитые допросы Инквизиции – изощренные пытки, в ходе которых инквизиторы не только добивались признания от еретиков, но и убеждались в том, что их дело приносит реальные плоды. Философия пыток, если можно так выразиться, довольно-таки интересна, так как позволяет понять те механизмы, которыми пользовалась церковь для укрепления своей власти. Однако, это тема для отдельного разговора.

Примерно в это же время стали появляться своеобразные «инструкции» по поиску и выявлению ведьм. Первым из них был «Муравейник» Иоганна Нидера, содержащий сведения, полученные от еретиков при допросах, где они признавались в том, что ведьмы и колдуны могли летать по воздуху, принимать обличья зверей, использовать трупы в своих ритуалах и т.д. Здесь же был описан процесс заключения сделки – Дьявол появлялся перед нуждающимся в обличье привлекательной девушки или молодого юноши, и после проведенной с ним\ней ночи закреплял договор клятвой на крови.

Инквизиторы были убеждены, что с помощью специальных символов, заклинаний, магических амулетов и талисманов ведьмы насылали на людей проклятья, уродства, болезни или даже смерть. Из-за этого почти любое крупное происшествие, так или иначе, доказывало тот факт, что где-то рядом жила ведьма. Чаще всего, инквизиторы находили их. И чаще всего в колдовстве обвиняли женщин. В эпоху Инквизиции женщины считались самыми слабыми и греховными творениями Создателя, чему способствовал не только первородный грех, но и тотальный патриархат средневекового европейского общества. А слабые и глупые люди легко шли на поводу у Дьявола.


В 1487 году все знания о ведьмах и колдовстве были собраны в одной книге – «Malleus Maleficarum» или «Молот Ведьм». В первой части книги авторы описали три составляющих колдовства: Дьявола, Колдуна и Божье попущение. Во второй части книги рассказывалось о способах колдовства, а третья содержала практическое руководство по отлову ведьм. Книга была не первой и не последней, но она ознаменовала собой самые темные времена в истории католической церкви, став самой известной книгой о демонологии.

В то же время, несмотря на запреты и гонения, стали появляться и знаменитые гримуары - книги о магии и колдовстве, содержавшие прямые указания для проведения ритуалов, ингредиенты зелий, а так же описания оккультных символов. Примечательно, что автором многих из этих книг был заявлен знаменитый Фауст, что не раз заставляло ученых сомневаться в подлинности датировки и авторства книги. В этих книгах появилась и знаменитая печать Соломона, пентаграмма и некромантия – заклинания мертвых. Гримуар "Красный дракон", например, содержал описания обряда воскрешения из мертвых.

Пришедшая на смену Средневековому мраку эпоха Просвещения положила конец охоте на ведьм. Одним из ярых противников Инквизиции был прусский философ Кристиан Томазий. Несмотря на критику со стороны церкви авторитетный ученый быстро завоевал популярность и сторонников, рассматривая политику церкви в отношении колдовства как нагромождение суеверий и заблуждений. Постепенно многие ученые в других странах Европы стали высказывать подобные мнения. Повсеместно стали отменяться законы о преследовании ведьм. Во многом это произошло по причине распространения в Европе протестантизма с его критикой католицизма, так похожей на взгляды сектантов-катаров. Католическая церковь стала сдавать позиции, уступая место науке и философии, хотя магия, конечно, никуда не исчезла.

В 1614 году в Германии появилось тайное общество Розы и Креста. Смешение оккультизма, астрологии, христианства и протестантства в одном течении стало настолько популярным, что тайное общество довольно-таки быстро перестало быть тайным, в том смысле, что слух о существовании ордена, обладавшего таинственными древними знаниями и обрядами для достижения совершенства и приближения к Богу, широко распространился по Европе. Отсюда берет свое начало и знаменитое масонство, которое в своих ритуалах и обрядах использовало почти те же «ингредиенты», стремясь создать сеть лучших представителей своего поколения, объединенных идеей торжества идеалов братства и разума. Масоны в основном использовали лишь оккультный антураж и внешнюю сторону магии, хотя другие тайные общества не гнушались и более древними кровавыми ритуалами.

В XVIII веке стали появляться такие «разоблачители» магов как, например, математик Анри Декрамп, рассматривающий древнюю магию с позиций современной ему науки, как фокусы, мастерски выполнявшиеся древними колдунами. В своих книгах Декрамп описывал ритуалы древних колдунов, объясняя их магию с использованием знаний о физике и химии. Следует также отметить и развитие в те времена искусства фокуса и иллюзий, которые использовали антураж древних магических ритуалов для развлечения доверчивой публики.

Несмотря на то, что наука уже не раз доказывала абсурдность магии, всегда оставались и остаются люди, не нуждавшиеся в доказательствах ее реального существования.

Многие культурологи рассматривают искусство древних людей в первую очередь как часть магических ритуалов. Египтяне расписывали стены гробниц иероглифами для того, чтобы душа покойного не заблудилась в царстве мертвых, греки строили величественные храмы, чтобы заслужить милость богов, католики рисовали картины на библейские сюжеты, а православные долгое время не рисовали ничего, кроме икон. Поэтому почти любую форму искусства, пришедшую к нам из древности можно рассматривать именно как часть некоего магического ритуала. Книги же часто сами играли роль магических предметов, не говоря уже о силе слов, которые хранились в них. Поэтому нет ничего удивительного в том, что первыми книгами, написанными и напечатанными, чаще всего становились именно Священные книги. Однако, оставим религию в покое и рассмотрим магию в художественных книгах.

«Буря» Шекспира считается одним из его лучших произведений, хотя и уступает в известности многим другим работам Уильяма. Колдун и волшебник Просперо использует магию в своих личных целях, хотя он и мстит за былые обиды тем, кто сослал его с дочерью на необитаемый остров. Заручившись поддержкой духов, Просперо в итоге восстанавливает справедливость, и всем персонажам книги достается то, чего они заслуживали. После этого духи освобождаются, а Просперо отрекается от своей магии, так как она ему уже не нужна.

Знаменитый Фауст хоть и был реально существующим человеком, но литература изменила его образ, превратив доктора в алхимика, продавшего душу Дьяволу для достижения Высшего Знания в науке. Несмотря на то, что Фауст поддался греху гордыни, его душа была спасена, когда он пожертвовал собой ради высших идеалов и был прощен Богом. Эта интерпретация Гете отличается от традиционного понимания легенды, когда Фауста в конце книги разрывали на части Бесы, например в книге Марло. Тем не менее, до сих пор Фауст считается не только самым известным литературным чернокнижником и алхимиком, но и, наверное, первым человеком, который смог искупить свою вину, покаявшись, и направив свою жажду познания не на то, чтобы сравниться с Богом в могуществе и постичь его тайны, а для созидания со всех положительных смыслах этого слова.

Маги, колдуны и волшебники, нередкие гости на страницах многочисленных фэнтези-произведений. Широко известна вселенная Конана-Варвара, где магии уделяется важная роль, а колдуны являются как помощниками, так и противниками главного героя, хотя в целом, магия этого мира довольно-таки стандартна для жанра.

Как всегда, в любом жанре есть свой «насмешник» - автор, который аккумулирует всевозможные штампы и клише, утрирует до невозможности и доводит их до абсурда. Для фэнтези этим автором стал любимый многими Канобувчанами Терри Пратчетт и его серия книг «Плоский мир». Сатира, юмор и философия, сплетенные с магией и мифологией обеспечили книгам армии поклонников и огромную популярность.

Лично для меня среди всех фэнтези-книг о магии особняком стоит книга Урсулы Ле Гуин «Волшебник Земноморья». Магия здесь рассматривается как ремесло, которому обучают в специальных школах, а магов используют и в военных целях, и для поднятия урожая - что совершенно не ново для жанра. Однако интересен мир Земноморья в первую очередь своей основной идеей: силу над предметом и даже человеком – то есть магию – волшебник обретает, узнав его истинное имя. Такое понимание магии берет начало из самых древнейших представлений об этом явлении, о которых я уже писал выше.

Магией занимаются не только волшебники, но и ведьмы, такие, как, например, в новелле Джона Апдайка – «Иствикские Ведьмы», где главные героини используют свои дьявольские силы по его же наставлению, чтобы добиться своих корыстных целей. В конце концов, они, однако, осознают пагубность своих занятий, и встают на путь истинный.

Ну и, говоря о ведьмах, упомяну все-таки «Мастера и Маргариту». Не вдаваясь в интерпретации, лишь напомню о том, что та часть книги, в которой Маргарита отправляется на балл Воланда, наполнена мистикой, оккультными символами и традиционными представлениями и ведьмах, шабаше и бале у Сатаны.

Детская сказка Л.Ф. Баума Волшебник из страны Оз известная в нашей стране в авторском переводе А. Волкова так же полна магии. Добрый волшебник Оз (Гудвин), который, однако, просит в обмен на исполнение желаний героев победить злую Ведьму Запада и ее летающих обезьян. Удивительно, что на страницах американского первоисточника, как пишут многие критики, присутствует политическая сатира, книга Волкова хоть и считается детской, но тоже не лишена черт «взрослости».

В предыдущих постах уже упоминался, наверное, самый известный маг и волшебник, легендарный Мерлин. Помимо того факта, что ему, как персонажу, посвящено огромное количество разнообразных книг, начиная со знаменитой «Смерти Артура» Мэлори и заканчивая «Последним Дозором» Лукъяненко, именно Мерлин стал прообразом того человека, которого в современной культуре признано считать волшебником - старец с седой бородой почти до земли и деревянным магическим посохом, облаченный в длинную серую мантию и остроконечную шляпу с широкими полями. Поэтому, обращаясь к художественной литературе, можно нередко встретить описание именно этой внешности.

Не секрет, что Джон Р. Р. Толкин создал Гэндальфа и других волшебников Средиземья по образу и подобию Мерлина. Противник Гэндальфа – Саруман так же не сильно отличается от эталонного прообраза. Толкин, выстроивший свою вселенную на основе разнообразных легенд и сказаний древних европейцев, не мог не обратиться к теме магии – не только из-за зрелищности, которую обещал этот феномен, но и из-за того факта, что мир древних легенд, ровно в той же степени как и мир Средиземья, был пронизан магией, если не выстроен на ней. Углубившись в историю Толкиновской вселенной можно отыскать все характерные черты средневековых верований европейцев – магия являлась тем центром, вокруг которого вращался мир, а каждый народ Средиземья имел свои собственные обряды, верования, и, соответственно, свою собственную магию.

В отличие от основанного на традициях мира Толкина, другой знаменитый автор, влияние которого на современный образ волшебника отрицать уже не возможно – я говорю о Дж.К. Ролинг – выстроила иную систему отношений магии и реальности. Магия вселенной Роулинг не только является тайным знанием, но и разделяет всех людей на магглов (лишенных магической силы обывателей) и носителей силы – волшебников, которых в детстве отыскивают для того, чтобы обучать. Расколов мир надвое по принципу обладания магией Роулинг с одной стороны обеспечила своей книге высокую для художественного произведения степень реалистичности, а с другой отделив обычных людей от магии, вычеркнула ту ее часть, которая, несомненно, присутствует и в их обществе – суеверия, обряды и ритуалы.

Такой подход порождает, на самом деле, странные логические сочетания этих двух, по замыслу, противопоставленных и отделенных кирпичными стенами миров. Ученики Хогвартса, занимающиеся по сути греховным с точки зрения христианства ремеслом, в то же время справляют традиционно христианский, а в данный момент скорее светский (т.е. «маггловский») праздник Рождества. Другой пример - школа волшебства, начисто отвергает все современные технологии магглов скорее из идеологических соображений, чем из-за ненадобности. Торжество почтовых сов и написанных пером писем вряд ли имеет другие цели, кроме как подчеркивание средневекового антуража школы. В целом – один из самых главных смыслов книги как раз и заключается в противостоянии между магами и магглами, совместное сосуществование которых, очевидно, невозможно в принципе. Если все зло мира в лице Воландеморта, который является своеобразным волшебником-Гитлером, хочет уничтожить или поработить магглов, то положительные герои - нет, не хотят объединить два мира, а просто не дают злобному монстру уничтожить магглов – зачем? Пусть живут, пока не мешают.

Однако если у Роулинг главным конфликтом является столкновение добрых и злых волшебников, в котором немагическое население принимает роль пассивного наблюдателя, в большинстве произведений именно противостояние магического и немагического миров является принципиальным.

Другой попыткой скрестить реальность и магию была серия книг о "дозорах" отечественного фантаста С. Лукъяненко. Его волшебники и ведьмы так же скрывают свои силы, а обычные люди противопоставлены магическому миру главных героев. Темные и светлые иные представляют из себя стандартное мифологическое разделение существ и магических ремесел на добрые и злые, а договор между ними регулирует именно отношение этих двух лагерей к миру «немагического».

В более-менее популярной серии «Хроники Нарнии» волшебство и магия носят, конечно же, религиозный характер. «Библия для детей» К. Льюиса заимствует идею магического из Библии. Заранее скажу, что речь будет вестись именно о книгах, а не о фильмах, тем более что ключевой для понимания саги является именно первая книга «Племянник Чародея». Создатель мира – Аслан имеет полное право творить чудеса, в силу его божественности, делясь частицей своей благодати со всеми зверьми в Нарнии и даруя им возможность мыслить и говорить. Королева Джадис – или Белая Ведьма, попадает в этот мир извне, и посягает, таким образом, на право Бога творить чудеса, используя для этого магию. В огромном количестве библейских аллюзий Льюиса нетрудно запутаться, но очевидна одна библейская истина, пересказанная автором – Бог карает тех, кто стремится сравниться с ним.

Кинематограф, конечно, редко упускает возможность экранизировать популярную книгу, поэтому едва ли не каждое известное произведение, затрагивающее тему магии, рано или поздно превращалось в фильм. Помимо очевидных экранизаций вышеперечисленных книг, можно вспомнить еще несколько удачных и интересных картин.

Фильм «Бесконечная история» основывался на книге немецкого автора Михаэля Энде. Как это часто бывает, автор остался недоволен фильмом, однако сама картина была относительно известна и популярна, а с визуальной стороны действительно поражала красотой реализованных режиссерских задумок. Мальчик, попавший в волшебную страну Фантазию с помощью магической книги, незаметно для себя сам стал частью описанной в ней бесконечной истории о волшебстве.

Редкий фильм, основанный на игровой вселенной, получается красивым и интересным. Одним из таких редких примеров можно считать ленту «Подземелье Драконов». Магия этой вселенной разделяет людей на касты. Волшебники-аристократы имеют право на магическую деятельность, а те, кто лишен магических сил, являются простолюдинами. Два главных героя как раз и являются этими простолюдинами – воры, которые оказались не в то время не в том месте в итоге были вовлечены в борьбу за судьбу королевства и жезл, позволявший управлять разрушительной армией красных драконов. Красивое, интересное и веселое фэнтези-кино.

Мэрлин так же появлялся в огромном количестве фильмов. К примеру, телевизионная лента «Великий Мэрлин» рассказывала мифический вариант легенды об Артуре, где главную роль играл именно знаменитый колдун, который боролся с ведьмой Мэб, ослабевавшей от того, что в Англии стало распространяться христианство.

Еще одна фэнтези сказка – экранизация книги «Звездная пыль» культового автора Нила Геймана так же заслуживает внимания. Магия этого мира отделена от реальности каменной стеной, которую преодолевает главный герой, чтобы найти упавшую туда звезду и подарить ее своей возлюбленной. Но он не знал, что звездой окажется настоящая девушка, а охотиться за ней, помимо него, будет могущественная ведьма и целое королевское семейство. Фильм отлично передает шутливую атмосферу книги, в равной степени наполненной магией и черным юмором, а фанатам Роберта Де Ниро фильм просто обязателен к просмотру.

Из недавних фильмов можно отметить фильм Ученик чародея. Неплохой актерский состав и отличные спецэффекты превращают из фильма со стандартным сюжетом, состоящим из штампов и клише в интересную и веселую картину, которая не претендует на сложность философских выводов или культурологических идей, однако железно выполняет свою основную роль – развлечение зрителя при помощи магии спецэффектов.

Отчасти той же теме отношений ученика и учителя посвящена и немецкая картина Крабат. Ученик колдуна. Черный маг, собирающий молодых людей себе в ученики, обучал их, как им казалось, в благих целях. Однако, как всегда, черная магия не привела ни к чему хорошему, ибо колдун пользовался своими учениками, чтобы подкреплять свою силу и продлевать себе жизнь. Фильм хорош как минимум тем, что он лишен голливудских штампов и хотя бы за счет этого смотрится новее того же «Ученика чародея». Хотя темная атмосфера грязной, но магической средневековой Европы наверняка многим придастся по вкусу.

Как всегда особняком среди прочих кинолент стоит визуальный шедевр Гильермо Дель Торо Лабиринт Фавна. Стандартная тема эскапизма и ухода от реальности в его руках превращается в буйство красок и причудливых образов, которых критически не хватает современному кинематографу. Пусть по сюжету фильм и не может удивить чем то новым, но то, что режиссер показывает своим зрителям просто невозможно описать словами. Магическое существо, рассказывающее маленькой девочке о том, что она принцесса подземного королевства, которое погибает без нее, посылает ребенка на страшные испытания, которые в итоге, приводят ее к судьбе.

Помимо колдунов, волшебников и магических существ в кинематографе нередки и появления ведьм. Кроме описанного в предыдущем посте фильма Время ведьм можно вспомнить и «Сонную Лощину» Т. Бертона с его оккультизмом и жестокой ведьмой, мстящей своим обидчикам, и ужастик «Ведьма из Блер», который был одним из первых произведений в жанре «мокъюментари», и экранизацию «Иствикских ведьм», и даже детские сказки о «Мерри Поппинс», ее страшной, но милой последовательнице «Моей ужасной няне» и о голливудском фильме о Хэллоуине - «Фокус покус».

Конечно, не стоит забывать и о шедеврах отечественного производства, которые по качеству, как ни странно, превосходят огромное количество зарубежного кино о колдовстве. Во-первых, это экранизация книги Стругацких «Понедельник начинается в субботу» - лента "Чародеи", которая сама-по себе является шедевром в плане мастерского «вживления» магии русских народных сказок в советских быт. Фильм хоть и отличается от первоисточника, но ничуть не уступает книге по юмору, являясь одновременно умным, смешным, интересным, абсурдным и мелодраматичным.

Во-вторых, это знаменитая экранизация повести Е.Шварца «Обыкновенное чудо» с О.Янковским в главной роли Волшебника, описания которой, я думаю, будут неуместны.

Несомненно, волшебники, ведьмы и колдуны были и остаются настолько популярными, что и сериалов с их участием снималось огромное количество. Причем сериалов самых разнообразных жанров, для самых разных возрастов и самого разного качества начиная со слащавой «Сабрины - Маленькой Ведьмы» и заканчивая брутальным «Сверхъестественным». Если в первом сериале ведьмы были по-детски милыми, то во втором они не гнушались использованием костей младенцев и прочих человеческих жертв в ритуалах по вызову демонов, убийству и т.д. Сериал "Сверхъестественное" представляет из себя коктейль, составленный из всевозможных мифов, оккультных символов и ритуалов, в нем присутствуют элементы практически всех культур и, соответственно, элементы всевозможных магий.

Чем то средним являлся дико популярный когда-то сериал «Зачарованные», повествующий о рабочих буднях сестер-ведьм, и прочих магических, демонических и мифических существах – в общем, создатели тащили на экран все, что находили интересным. Когда-то и сериал «Баффи: истребительница вампиров» был не менее популярен, хотя бы тем, что подруга главной героини была по совместительству ведьмой и лесбиянкой. Наверное, с тех пор ведьмы и близкие к ним по духу и способностям экстрасенсы стали верными спутниками большинства сериалов о вампирах.

Знаменитый волшебник Мэрлин и на почве сериалов не единожды проявил себя. Как минимум в одноименном популярном британском сериале, который сейчас транслируется на протяжении уже четырех сезонов, и в недавно появившемся «Камелоте», который только лишь набирает обороты. Тема фэнтези в средневековом сеттинге вообще стала трендом современного сериалостроения. А там где фэнтези, почти всегда оказывается магия.

Можно, например, вспомнить сериал «Легенда об искателе», основанный на популярной серии книг Терри Гудкайнда «Меч Истины» или полюбившийся многим сериал «Игры престолов».

Некоторые мультфильмы в первую очередь с участием Мэрлина уже упоминались в предыдущем посте, поэтому продолжим список новыми именами. Для начала логично будет заметить, что огромное количество мультфильмов основывается на сказках Братьев Гримм, Г.Х.Андерсена или Ш.Перро, сказках, которые невозможно себе представить без злых ведьм и колдунов и добрых крестных фей и волшебников. Вот лишь несколько таких примеров. В эпоху, когда компьютеров еще не существовало, или технологии не позволяли того, что сегодня делается с полуклика, художники студии Уолта Диснея вручную рисовали мультфильмы, которые и по сей день удивляют своей красотой.

Удивительно, что «Белоснежка и семь гномов», пострадавшие из-за козней злобной королевы ведьмы, были нарисованы в 1937 году, а знаменитая «Золушка» попала на балл благодаря Крестной Фее 61 год назад, а «Русалочка» заключила сделку со злой ведьмой Урсулой, чтобы быть рядом с принцем еще в 1989 году, а через два года мир узнал историю «Красавицы и Чудовища», заколдованного ведьмой из-за его надменности и бессердечности. Конечно, позже над многими сказками посмеялись создатели «Шрека», в котором Крестная Фея стала отрицательным персонажем, а ведьмы были авиацией в армии злобного Принца и личными телохранителями Рампльстильтскина.

Отдельного упоминания заслуживают и работы режиссера Ральфа Бакши, большинство из которых были посвящены волшебникам и магии. Мастер анимации и использования техники ротоскопии (т.е. обрисовывания реальных актеров и локаций, снятых на плёнку) Бакши создал такие магические шедевры как мультфильм «Властелин колец», многие сцены из которого позже были заимствованы Питером Джексоном,

а так же постапокалиптическое фэнтези «Волшебники», представляющее из себя странную смесь постъядерного и магического миров, в котором вместе обитали феи, эльфы, роботы и нацисты.

Противник Фантастической четверки из вселенной Marvel Доктор Дум помимо научных талантов к изобретательству был и могущественным колдуном, который довольно часто использовал черную магию против супергероев, а нередко и призывал к себе на помощь различных демонов. Закованный в непробиваемую броню и металлическую маску, скрывавшую обезображенное лицо, злой гений является третьим в списке 100 Величайших злодеев, уступая лишь Магнето и Джокеру.

Другим могущественным магом был Доктор Стрендж – один из помощников Человека-Паука. Черная и Белая магия, телепортация и телекинез, способность летать не раз помогали супергерою побеждать многочисленных демонов, с которыми Человек-Паук не мог справиться в одиночку.

В той же вселенной Marvel, но уже в комиксе о Торе, который, кстати, тоже полон магии, так как основывается на скандинавской мифологии, противницей главного героя однажды стала колдунья по имени Энчантресс. Извечная соперница Тора на протяжении долгих лет мучала героя своими магическими силами, нечеловеческой силой и выносливостью.

Другая комикс-Вселенная подарила миру двух других волшебников: Доктора Фэйта и Шазама. Первый был членом знаменитой Лиги Справедливости, и был могущественным магом со всеми вытекающими. Второй был древним долгоживущим колдуном, благодаря силе которого на свет появился Капитан Марвэл – магический аналог Супермена.

Одной из первых полностью магических видеоигр можно считать игру «Rogue», появившуюся в далеком 1980 году. Главный герой пробирался через подземелья, населенные монстрами и наполненные сокровищами при помощи своих магических сил, а так же различных зачарованных предметов, свитков с заклинаниями и магических жезлов. Целью игры было прохождение всех уровней подземелья – от верхнего к нижнему, на котором игрок должен был найти магический амулет. Игра одной из первых в истории предлагала систему случайной генерации уровней. В 1981 году появилась текстовая ролевая игра «Wizardry: Proving Grounds of the Mad Overlord», в которой уже предлагался выбор из нескольких классов, одним из которых был Маг.

В 1984 году вышла в свет первая игра из серии «King’s quest», в которой магия играла не последнюю роль. В игре встречались и колдуны, и волшебники, и многие мифические, магические и сказочные персонажи и существа, а в одной из игр серии даже сам главный герой пользовался магией, чтобы решать головоломки игры. В 1986 году миру была представлена первая игра серии «The Legend of Zelda», рассказывающая о королевстве Хайрул и магическом артефакте неведомой силы, который должен был найти главный герой – Линк, который помимо меча и щита мог пользоваться и магическим жезлом, для того, чтобы кастовать заклинания. Серия насчитывает уже более 10 игр и до сих пор остается крайне популярной.

В 1987 году появилась первая игра знаменитой серии Final Fantasy, вселенная которой смешивала представления о магии из восточной и западной культур, разделенная на «белую» магию «хилов», «черную» атакующую магию, комбинацию первых двух видов – красную «магию», «синюю», «зеленую» магию и т.д.

В квесте «The Longest Journey» магия разделена между мирами. Вся игра проходит в периодических переходах главной героини из Старка – техногенного мира будущего в Аркадию – фэнтезийный и магический мир. Баланс между этими мирами рушится, и они начинают разрушаться, проникая друг в друга. Именно это разрушение и должна остановить главная героиня.

Со временем RPG стали настолько популярны, что жанр стал насчитывать огромное количество не только игр, но и игровых сериалов, а в большинстве случаев действие RPG происходит в фэнтези-мирах, в которые невозможно представить себе без магии. The Elder Scrolls IV: Oblivion, Gothic 3, Diablo 2 стали настолько известными и популярными, что до сих пор считаются лучшими играми даже за пределами жанра. Магия является центральным элементом сюжета и геймплея этих популярных игр.

Уже позже первых представителей знаменитых сериалов появляются относительно новые франшизы – правопреемница игр Baldur's Gate - Dragon Age: Origins и The Witcher, основанный на одноименных произведениях Анджея Сапковского.

В Dragon Age 2 традиционный конфликт магического и немагического мира развивается в свете противостояния Магов Круга – своеобразного замкнутого сообщества волшебников, и некоего аналога инквизиции – Храмовников, которые не упускают шанса обвинить волшебника в «магии крови» и сговоре с демонами и казнить его. Многие маги, соответственно, прячутся от Храмовников или борются за свою свободу. Конфликт принимает полный размах во второй части игры, где противостояние Магов и Храмовников оказывается главным.

Вселенная Игры The Witcher отличается более явным акцентом на алхимию – процесс заговора предметов с использованием зелий или рунических камней, а так же изготовления отваров и сбора ингредиентов для них. Помимо Геральта, который не является магом в привычном понимании этого слова – его способности к колдовству ограничиваются лишь использованием так называемых «знаков»,один из главных противников ведьмака - Азар Явед является колдуном, алхимиком и ученым одновременно, а главная любовь ведьмака - Трисс пользуется заклинаниями и называет себя чародейкой.

И вот со временем и в жанре видеоигр появился свой «насмешник» - игра-коллекционер штампов, которые она великолепным образом пародирует и высмеивает. Конечно, я говорю об инди-хите Magicka. Традиционные для пародии сарказм и ирония, в сочетании с удачным цитированием, а так же несложным геймплеем, основанным на простом сочетании в заклинании четырех основных стихий, заставили многих игроков не только покупать, но и полюбить эту игру о приключениях веселых магов.

Очевидно, что тема магии крайне популярна в современной массовой культуре: это подтверждает не только огромное количество книг, фильмов и игр, посвященных этой теме, но и тот факт, что магия, как культурный феномен, существует и в реальной жизни. Конечно, речь не идет о ритуалах по вызову демонов или жертвоприношениях – хотя сообщения о подобных происшествиях и появляются, они, к счастью, не носят массовый характер. Но исключение лишь подтверждает правило. Даже в наши, относительно просвещенные времена, многие люди верят в гадалок и прорицателей, экстрасенсов и хилеров, телепатов и телекинетиков.

Эти современные «верования» в последнее время распространяются все шире и шире, и на то есть масса причин. Религия стала сдавать свои позиции универсального общественного института, который давал ответы на все вопросы и во многом формировал европейскую, если не сказать мировую, культуру. Этот процесс начался еще в эпоху Возрождения, когда многие поняли, что человек является высшей ценностью, а религия, в сущности, лишь помогает ему. Со временем все больше ученых – а вслед за ними и обычных людей – стали верить в то, что место религии рано или поздно займет наука. С XV по XIX век было сделано грандиозное количество научных открытий, которые, как казалось, уже вот-вот могли раскрыть сущность мира.

Но в XX веке тем, кто безоговорочно верили науке, пришлось столкнуться с разрушительными и катастрофическими примерами ее применения. Во-первых, войны и техногенные катастрофы, во-вторых, большое количество научных «тупиков», в-третьих, постепенное отдаление науки от обычных людей и ее формализация стали причиной того, от чего когда-то пострадала религия. Многие люди поняли, что наука скорее задает вопросы, чем отвечает на них. Все эти факторы привели к тому, что среднестатистический человек сегодня с большей охотой интересуется вампирами, ведьмами и экстрасенсами, чем последними открытиями физики или химии. Магия всегда давала более ясные и понятные ответы, чем наука или религия.

Это, отчасти, и есть ее основная цель и ценность – успокоение человека, вселение в него уверенности в том, что он «в ответе», что жизнь не хаотична, и он может своими действиями изменить ее, подстроив под себя. Тут дело скорее не в саморазвитии или самосовершенствовании, а в попытке изменить неизменяемое – что есть суть магии. Человек пытается узнать свое будущее, открыть в себе мифические скрытые возможности, приворожить возлюбленного и т.д. именно из-за этого неуловимого состояния уверенности, которой совершенно не хватает современному обществу. В наши дни нельзя быть уверенным в том, что умный и талантливый человек получит по заслугам, точно так же как и бесчестный глупец. Даже при условии усердного труда и честности в любой момент может произойти что-то непоправимое – болезнь, смерть, катастрофа, или на худой конец финансовый кризис. В этих условиях человек, слабовольный, легко поддающийся панике или чужому влиянию, в лучшем случае обращается к религии, а в худшем – отдает свои деньги гадалке или магу.

Не думаю, что стоит отдельно говорить о современных сектах, движениях сатанистов и тому подобным течениям. Их магические ритуалы всегда были нацелены на определенную группу людей, которая, очевидно, существовала на протяжении всей истории человечества, и будет существовать всегда. Тут бесполезно спорить или что-то объяснять.

Не стоит, однако, думать, что человек ни разу не прибегающий к гаданиям, или ни разу не исполняющий религиозных обрядов, или человек, считающий себя свободномыслящим атеистом, не подвержен влиянию современной магии. В широком смысле, каждый из нас, зачастую даже не понимая этого, часто совершает тот или иной магический ритуал. Современные исследования разделяют магические ритуалы в жизни современного человека на несколько групп.

К первой из них относятся люди, сознательно исполняющие магические ритуалы, в том числе и в быту. Помимо очевидных гаданий, к этой группе относится и заговаривание или «запугивание» икоты, вера в счастливые амулеты или предметы, или традиционные студенческие ритуалы: положить пятак в обувь экзаменом, призвать «халяву» или не мыть голову перед экзаменом.

Наиболее многочисленной группой, конечно, являются религиозные магические ритуалы: молитвы, религиозные праздники, амулеты, символы и т.д. и т.п.

Наиболее интересной является третья группа магических ритуалов: те, что выполняются неосознанно. Почти все современные правила этикета и вежливости берут свое начало именно из магических ритуалов, религиозных или языческих. Обряд «чоканья» бокалами после тоста произошел от древней традиции, когда люди перемешивали напитки, ударяя стаканами, в знак того, что питье на отравлено, а все присутствующие полностью доверяют друг другу. Те же цели преследует и ритуал рукопожатия, демонстрирующий тот факт, что оба собеседника безоружны. Многие светские институты общества хранят память о подобных магических ритуалах, превратившихся сейчас в привычные элементы поведения их членов. Так, например, подобные ритуалы широко распространены в армии. Присяга ведет свою историю от древнего обряда инициации: посвящения юноши в мужчину и воина. Солдаты чтят тотемы – знамя полка, или отдают честь - что является древним ритуалом отпугивания нечистой силы и благопожелания.

К последней, четвертой группе магических ритуалов ученые относят так называемую «детскую магию». Дети, как подчеркивают исследователи, в своем развитии проходят все стадии аналогичные развитию представлений о магии в обществе: сначала ребенок подражает окружающим его звукам, животным и людям – тотемизм, а после проходит «мифологическую» стадию – начинает выдумывать истории о «подкроватных» монстрах и т.д. В стадии «сознательной магии» дети вызывают магических существ, чтобы получить что-то взамен. Наверняка многие в детстве пытались вызвать Пиковую Даму или Бубнового Туза. И в конце концов дети вырастают и перестают верить в Деда Мороза и вообще в магию. Но это не значит, что магические ритуалы покидают их жизнь.

Магия родилась одновременно с искусством и религией, одновременно с самим человечеством. Она существовала всегда, лишь изредка изменяясь, подстраиваясь под веяния нового времени, но всегда сопровождала развитие общества. Феномен магии существовал всегда, магия крайне популярна и по сей день, и нет причин сомневаться в том, что она когда-либо исчезнет.

На этом все. В очередной раз напоминаю, что обо всех фильмах\играх\книгах написать невозможно – их слишком много. Как всегда с нетерпением жду ваших комментариев, мнений и предложений по темам следующих постов. Благодарю всех, кто прочитал этот пост. Надеюсь, получилось интересно.


Игры в посте