Стрим-центр13 в эфире
Final Fantasy XV | Глава 14 | PS4 Darling_Jen стримит Final Fantasy XV
Просто проходим. NovaAeterna стримит Final Fantasy VIII
PvP/PvE Division Заходите в гости! GTHs стримит Tom Clancy's The Division
stream center intro slide 1

«Канобу» и «ВКонтакте» запускают «Стрим-центр» — сервис для тех, кто любит смотреть и проводить прямые трансляции. Наш сервис поможет делиться стримами с «ВКонтакте», Twitch и YouTube и обеспечит новую аудиторию, которой будет интересен именно ваш контент.

«Стрим-центр» доступен на любой странице «Канобу» — достаточно нажать на стрелку в верхнем правом углу и развернуть сетку с активными стримами. Вы также можете открыть чат, кликнув на иконку сообщения в правом углу.

Кнопка «Добавить стрим» позволит поделиться прямой трансляцией. После нажатия вы увидите три активных поля. В первой строке нужно вписать адрес канала, остальные поля заполнит наш сервис.

stream center intro slide 4

Делиться стримами — это просто! Попробуйте сами. Обратите внимание, что после добавления стрима ваша трансляция сначала отправится на рассмотрение модераторов.

41 67 18078
18 мин.

Пост в «Паб» от 29.04.2011

Пост в «Паб» от 29.04.2011 - Изображение 1 Youtube
Ye Olde Game: Powermonger

Здравствуйте, канубовчане!

Решил вот с вами поделиться историей одного жанра компьютерных игр. Строго говоря, это поджанр. Но лично я настолько люблю его, что готов взять на себя смелость и записать в отдельные. Речь пойдёт о стратегиях непрямого контроля (СНК). Сразу объясню, почему же мне так нравится издеваться над собой, разыгрывая многочасовые партии в подобных играх. Тут можно взять простую аналогию. Представьте себе, что обычная стратегия – это лабиринт для хомячка. Мы можем управлять хомячком, а в лучших представителях жанра даже модифицировать его, преодолевая головоломку нестандартно. К примеру, навесить на зверька джетпак и перепрыгивать через стенки или присобачить бедняжке гранатомёт и пусть пробивает себе дорогу, но лишь там, где прикажем мы. Лабиринт мы видим сверху и, затратив немного усилий, абсолютно точно понимаем, как его пройти. С СНК всё не так. У нас есть хомячок, корм для него, чистый брусок и долото. Изменять хомяка мы не можем, мы можем только строгать в бруске лабиринт, чтобы наш хомяк его прошёл. Причём, каждый раз бруски разные, а хомяк – одинаково туп. Он будет чесаться, срать в углах, трахать стены, бегать до входа и обратно, но никак не захочет полезть в лабиринт. Наша задача – так построить задачку и расставить корм, чтобы безмозглое животное нашло выход. Но при этом, мы не должны затупить долото и испортить брусок. И вот такая загогулина, на мой взгляд, гораздо интереснее простого зергокликанья мышкой по лабиринту. Ведь я должен не просто думать «стратегически», но я должен отчётливо предвидеть результат того, что я делаю. Иными словами, я должен думать и за себя, и за хомяка, и за лабиринт одновременно. А ведь в бруске попадаются сучки, червячки и прочая живность, мешающая нам нормально строгать. Это неплохая зарядка для ума, поверьте мне. И да, самое главное – как бы правильно мы ни сделали головоломку, как бы точно мы ни выверили все ходы хомячка, случиться может всё, что угодно. И чем сложнее лабиринт, тем больше шанс, что всё просто так возьмёт и порушится. Прямо как в жизни.

Ну вот прелюдию мы закончили. Те, кто остался у мониторов и не убежал с криками «ПРАКЛЯТЫЙ ГРАФАМАН!!! Я НИУМЕЮ ЧИТАТЬ БОЛЬШЕ ПИТИ ТЫЩ СИМВАЛАФ!!!» могут принять мою искреннюю благодарность. А могут и не принять… В любом случае, больше я насиловать ваш мозг не буду. Чесслово! Приступим!

Так уж сложилось, что большинство СНК склоняются к тематике бога или злого властелина. Мало того, лучшие представители этого жанра, за единственным исключением, дело рук Bullfrog Productions. Кому, как не им знать, что «Evil is Good»! Но начнём мы с самого зарождения этого жанра – с игры, которая стала легендой и обогнала своё время. Это божественный Populous.

Populous (1989) Bullfrog Productions

http://youtube.com/watch?v=MA8hBU6KT4Q

Мы играем за Бога, и наша цель - господство на этой маленькой планетке. Но не это сделало игру столь популярной, а множество решений, которые имеют штамп «Впервые, нах!». Для начала, это первая игра с терраформингом! Мы можем вздымать горы и низвергать твердь в океан. Во-вторых, это первая игра с динамической сферой влияния. Не контрольные точки, нет, а полноценная система, где каждая клетка игрового поля может быть чьей-нибудь. Хотя… Знаете, я и игр с контрольными точками для захвата до этого не припомню. В-третьих, это первая стратегия с непрямым контролем. В-четвёртых – первая игра с псевдо-трёхмерным ландшафтом. Можно углубиться в геймплей и вспомнить про новшества в коде, но так далеко заходить не буду. Лишь отмечу, что до сих пор интересно играть даже в первую часть серии. А это, между прочим, 1989 год!

PowerMonger (1990) Bullfrog Productions

http://youtube.com/watch?v=67Uu2yVhOMk

Следующей игрой в истории СНК стал PowerMonger от тех же кудесников из «Быкожабы». По сути, это был тот же Populous, но заметно изменённый. История тут проста – у нас есть огромная стратегическая карта, поделённая на сектора. Нам нужно захватить всё, побеждая в каждом секторе. Первым делом стоит отметить, что прямой контроль всё же есть – мы управляем армиями наших генералов. Но дело в том, что остальной мир живёт своей, обособленной жизнью. В том числе, и деревни, которые мы захватываем. Мало того, прямое управление у нас только над нашим главным героем. Остальные генералы получают приказы от главного посредством голубиной почты! То есть, чтобы дружеский генерал выдвинулся атаковать город, необходимо отдать приказ и подождать, пока голубь передаст его. Вообще игра полна мелких деталей, которые здорово оживляют её, несмотря на почтенный возраст. К примеру, армии движутся с разной скоростью в зависимости от рельефа местности, времени года (Да-да! Тут они сменяются!), сытости (Истребление овечек ради пропитания солдат приветствуется.) и даже соотношения сил на карте! Даже в современных играх такое встречается редко, согласитесь. Так вот, мы захватываем города, нанимаем там рекрутов, вооружаемся (Разные деревни делают разное оружие!), едим и отправляемся дальше. В то же время противник занят тем же. Побеждает тот, кто захватит большинство городов или победит главного генерала противника. Мало того, в этой игре впервые была применена технология 3D. Нет, то есть, это не настоящая трёхмерность с моделями и полигонами. Здесь всё проще – карту можно вертеть в любую сторону и рельеф будет отображаться адекватно, а всё, что на карте – спрайтовое. Но сам факт! Это же 90й год! Но и это ещё не всё – в игре у каждого (!!!) юнита есть имя, описание и задача. То есть, выделив своего солдата, можно узнать, как его зовут, из какой деревни он рекрутирован и чем сейчас занят. Вы представляете, насколько это было круто в то время? Но, увы, игра осталась недооценённой из-за сильных тормозов и непомерных системных требований. Да, спустя два года она вышла на Sega MD/Genesis с более удобным управлением и безо всяких глюков, но это её не спасло – продажи не впечатлили, несмотря на великолепные отзывы критиков. Лично я в голозадом детстве провёл в этой игре не один десяток часов. И до сих пор вспоминаю её с теплотой. А какие там были звуки…

Mega-Lo-Mania (1991) Sensible Software

http://youtube.com/watch?v=jBVDbTT0kzU

Следующей игрой с похожей механикой стала Mega-Lo-Mania от Sensible Software (эти ребята двумя годами позже взорвут рынок со своим ураганным Cannon Fodder) и Ubisoft. К тому времени первые уже давненько делали игры, а вторые – только начинали их издавать (И-таки кто где сейчас?). В любом случае, игрушка получилась отменная. Мы – один из четырёх богов и наша цель – захватить планету. Так себе завязочка, но игровой процесс был на высоте. Итак, есть десять эпох, чтобы захватить власть. За каждую эпоху необходимо взять контроль над тремя островами. На эпоху нам даётся 100 человек живой силы, неиспользованные переходят в следующую. Мы начинаем на острове, состоящем и квадратов. Максимальное поле – 16, минимальное – 2. Каждая клетка – потенциальная база. Соответственно, мы побеждаем, когда захватим все или уничтожим противника. Место расположения выбираем сами. Но вот в чём загогулина – ресурсы на каждой клетке разные, и какие где, мы не знаем, пока туда не придём. А тут уж как повезёт. Всё, как в Цивилизации, правда? Но не надо сравнений – наша подопытная вышла раньше. Кроме того, здесь мы не можем управлять нашими людьми напрямую, а лишь распределять их между обязанностями, как в какой-нибудь глобальной пошаговой стратегии. Наши оболдуи могут копать или не копать (воспроизводиться, то есть), если им ничего не прикажешь. А вот после волшебного пенделя начинают усердно копать, строить, изучать новые технологии или отстаивать честь своей родной клетки с оружием в руках. Учитываем то, что дерутся они сами по себе, а наша задача – создать все условия для того, чтобы закинутые на базу к противнику войска победили. Звучит нудновато, зато играть интересно. Тем более что в каждой следующей эпохе мы прогрессируем. То есть, если первые три острова мы покоряем с рогатками и копьями, то последний – с лазерными пушками, летающими тарелками и ядерными боеголвками. А ещё здесь можно ускорять время! Впервые в стратегиях реального времени, между прочим! Вот такие пироги.

Populous 2 (1991) Bullfrog Productions

Увы, видео нашёл только консольное
http://youtube.com/watch?v=CrzmIuE34Zo

В том же году выходит продолжение божественных тёрок - Populous 2. Эта игра затмила своего предшественника и надолго стала эталоном. А всё оттого, что был выбран популярный сеттинг и игроку дали больше свободы. Ну, и страшный интерфейс с окном в окне окна в ПК-версии поменяли на нормальный, привычный (сейчас уже, конечно, а тогда - революционный) нам по многим прочим стратегическим играм. Но пойдём по порядку. На этот раз мы не просто безызвестный божок, а древнегреческий безызвестный божок, один из многочисленных детей Зевса. И нам предстоит завоевать себе много-много последователей. Для этого у нас есть 4 стихии и 30 различных божественных вмешательств. Кроме этого, мы можем сделать нашего самого преданного фаната героем и отправить его наводить красоту у соседей. Ну, и впервые в стратегиях реального времени, здесь появилась прокачка навыков – после успешного завершения карты, мы могли усилить свои вмешательства. В общем, это легендарная игра, в которую стоит поиграть. Тем более, пару лет назад её переиздали для Nintdendo DS.

Dungeon Keeper (1997) Bullfrog Productions

http://youtube.com/watch?v=tFuq-cOTTLw

http://youtube.com/watch?v=D5tU3SHsuNE

Много времени прошло с тех пор, как вышел второй Populous. За целых шесть лет не вышло ни одной игры, которую толком можно было бы отнести к СНК. Различные градостроительные симуляторы, в том числе, Afterlife, я не учитываю – это уж совсем не то. Но жанр возродили те же кудесники из Bullfrog Productions. «Хранитель Подземелий» стал первой (и, зачастую, единственной) игрой, которую вспоминают при словах «игра за злого» и «стратегия непрямого контроля». Тут у нас уникальный геймплей. По факту, мы просто строим комнаты, соединяем их ходами, ищем золото и всё такое прочее. Это было во многих других играх. Но главная наша цель - вырастить армию монстров, с помощью которых выполнить цель миссии. Кстати, в этом и главное отличие СНК от экономических симуляторов. Ведь и там, и там, мы управляем средой, а не персонажами. Но в СНК наш главный ресурс – армия. И наша цель не экономическая, а военная и не может быть выполнена без грамотного разведения собственных бойцов. Но я отвлёкся. Так вот, у нас есть сердце подземелья – средоточие нашей силы, а также портал – источник злобных существ. Наша цель проста – уничтожить всех добрых героев, вторгающихся к нам или убить нашего противника, который так же отстраивается где-то на карте. Влиять на окружающее мы можем тремя способами – размечать области для раскопок и строительства, колдовать заклятия и орудовать нашей мышкой, как божественной рукой – шлёпать непослушных питомцев или хватать их и переносить в нужное место. При этом состав и количество нашей армии зависят только от нас – какие комнаты построим и сколько места выделим на них, те монстры и придут. Так же в игре реализована известная ещё с Populous система захвата территорий. Мы можем творить свои злодеяния только там, где наши маленькие рабочие-импы застолбили место. Мало того, в игре можно пробежаться по собственному подземелью от первого лица, вселившись в любого своего монстра. То есть, выходит сразу две игры в одной! Неплохо, правда? Но и даже это всё меркнет на фоне сеттинга и замечательного чёрного юмора в игре. Согласитесь, до этого нечасто нам предлагали поиграть за злыдня. Ну, а фирменные брифинги, обрамляющие каждую миссию, уже давно стали притчей во языцех. К несчастью, ни одна из наших официальных контор так и не взялась за локализацию этого проекта. Поэтому ищем сами и играем-играем-играем.
P.S.
Кстати, а вы знаете, что кирка из Minecraft удивительно похожа на кирку-указатель из первого Dungeon Keeper?

Populous: The Beginning (1998) Bullfrog Productions

http://youtube.com/watch?v=nsXJSdCMGnw

После выпуска Dungeon Keeper, из Bullfrog Productions ушёл Питер Молинье. Ушёл, чтобы основать Lionhead Studios и подарить нам такие шедевры, как Black & White, Fable: The Lost Chapters и The Movies. Увы, это ознаменовало начало конца «Быкожабов». Уже первая же игра без Питера растеряла все прелести СНК, хоть и «оделась» в 3D. Теперь мы могли напрямую управлять нашими подопечными, а арсенал наших вмешательств был сильно урезан – всего 26, да и те колдовал за нас наш ставленник среди народа (и учились они постепенно). Но упомянуть об этой игре я должен был хотя бы потому, что в ней впервые появилась связка бог-шаман. Остальное просто – мы начинаем на территории, где есть народ, поклоняющийся другому богу. Убидь! У нас в арсенале несколько типов поклоняющихся нам людишек и бессмертный шаман, обрушивающий на врага наш гнев. Даже фишка серии – изменение ландшафта – тоже стала зависеть от шамана, а не от нас. В общем, эта игра не завоевала особую любовь публики. В отличие от игры того самого Молинье, которая была точно такой же, но с непрямым контролем. О ней чуть позже.

Dungeon Keeper 2 (1999) Bullfrog Productions

http://youtube.com/watch?v=CS8lQ-Zjxsg

Это была последняя СНК от этих разработчиков. Уже через 3 года, после Theme Park World и невменяемой Theme Park Inc. студия окончательно растворилась в гигантской EA Games. Но на удивление, Dungeon Keeper 2 не ударила в грязь лицом. Это была добротная переработка концепции оригинальной игры в современном на то время графическом оформлении. Однако и тут проступила начавшаяся с Populous: The Beginning тенденция к замене идей спецэффектами и режиссёрскими ходами. По сути, изменения были лишь косметическими – добавлена пара комнат, изменён бестиарий, изменены заклинания, появилась мана, да ещё и появился режим песочницы, где мы могли создать просто идеальное подземелье для себя. Как бы сказали сейчас, игра оказуалилась. Но, что уж там говорить, полное 3D вытаскивает проект и затмевает минусы. Даже по сегодняшним меркам нельзя назвать графику Dungeon Keeper 2 уродливой - настолько хорошо поработали напоследок художники студии. К тому же, никуда не делся фирменный чёрный юмор. Так что игра даёт фору большинству современных стратегий и обязательна к ознакомлению.

Majesty: The Fantasy Kingdom Sim (2000) Cyberlore Studios

http://youtube.com/watch?v=N-2XpXHf0RE

А вот и первая СНК, к которой не приложили руку разработчики из Bullfrog Productions. Удивительная и хардкорная, она заставляла ночами напролёт вырезать монстров и сюсюкаться со своими героями. Это было невероятно увлекательно и вызов, который ставила перед игроком Majesty: The Fantasy Kingdom Sim, был самым что ни на есть настоящим – чтобы разобраться толком и научиться побеждать, необходимо крепко подумать. Итак, мы – король. Нашу страну захлестнула волна нечисти. Мы должны очистить наши земли. Всё просто. Но вот игровой процесс – это нечто! Мы может только взводить строения, раздавать награды за то или иное деяние и применять заклинания. В остальном, все герои живут сами по себе. Заставить кого-то исследовать часть карты или убить монстра можно только пообещав за это поручение кругленькую сумму в монетах. Но самое интересное в том, что основной доход мы получаем от тех же самих героев – они растут в уровнях и покупают себе снаряжение и зелья в наших же лавках. Причём, мы должны проследить, чтобы это всё было героям доступно, потому что мало того, что они возвращают нам деньги, так при этом ещё и усиливают свои навыки. Да и система заклинаний тут полностью зависит от героев – мы строим гильдии, чтобы призывать определённые типы войск. Некоторые несовместимы, а некоторые дают доступ к определённым заклинаниям. Так вот, выбор очередного храма для постройки – это фактически выбор тактики. Кроме того, герои могут предать нас и перейти на сторону соперника. И всё это раскручивается в одиночной кампании, которую можно проходить так, как угодно игроку. Чем дальше в лес, тем злее монстры и тяжелее выдерживать их атаки на замок. Многие миссии настолько суровы, что «Game Over» наступает буквально через несколько минут после начала. Всё это вместе сделало Majesty: The Fantasy Kingdom Sim одной из лучших СНК в истории. И особенную популярность она получила в России. Что сказалось на истории этой серии, о чём я расскажу позже.

Black & White (2001) Lionhead Studios

http://youtube.com/watch?v=ErOfpyiJvbk

Вершиной «игр в бога» на сегодняшний момент является именно эта серия от Питера Молинье и его Львоголовастиков. И именно успех этой, самой первой, игры студии позволил ребятам сделать Fable: The Lost Chapters и перевернуть представление людей о ролевых играх. Здесь объединены все наработки, которые я подробно описывал ранее. Тут и бог, и его заклинания, и поклоняющиеся ему люди, и строительство, и, конечно же, непрямой контроль. Цель – захватить мир, остров за островом уничтожая своих врагов и обращая людей в свою, правильную, веру. Но и тут есть несколько особенностей. Первая – заклинания мы сами чертим мышкой. Да-да, как в Magicka. Между прочим, очень помогает сосредоточиться при выполнении задания и не пойти вразнос. Ну и вторая фишка игры – собственное животное. Мы растим полубога, небольшого монстрика, который является одновременно и нашим питомцем, и проводником нашей божественной воли. Причём, как люди вокруг, так и сам питомец независимы. Мы можем управлять его действиями лишь поощряя или наказывая его. Таким образом, можно вырастить божьего одуванчика, помогающего нашей пастве или злобную тварь, которая будет держать в страхе весь остров. Выбор за нами. Всё остальное как обычно – сферы влияния, войны, собирательство, строительство и прочая. Black & White заслуженно входит в пантеон лучших игр вообще когда-либо выходивших на нашей маленькой планетке. Если не играли, то вперёд. Жаль, что её теперь довольно сложно достать легально.

Startopia (2001) Mucky Foot Productions

http://youtube.com/watch?v=ftqGpsXQZeI

Этот гибрид СНК и экономической стратегии сделали ушедшие из Bullfrog Productions после её фактического роспуска разработчики. За их студией Mucky Foot Productions больше не числится ни одной стоящей игры, но эта, на удивление, многообразна и очень интересна. Мы играем за кризисного руководителя и нам надо отстроить заново заброшенные после галактической войны космические станции. Естественно, что кое-где живут всяческие неприятные личности, ну а сами аппараты находятся в удручающем положении. В роли рабочей силы у нас поначалу роботы, а потом можно будет нанимать представителей различных рас, которые посещают нашу станцию. В ней, кстати, 3 этажа – промышленный, хозяйственный и экономический. На первом – все технические здания, на втором – плодородная почва для пищи и сады для прогулок, на третьем – магазины, казино, бордели и прочий блэкджек. Конечно же, никем, кроме роботов, управлять мы не можем. Зато нанятый нами инопланетный персонал будет защищаться и даже атаковать, если возникнет такая необходимость. Цели у миссий различны – от военных до экономических. Но самая главная прелесть игры состоит в атмосфере. Приятная графика, успокаивающий космический эмбиент играет фоном, отличный юмор и хорошо проработанные персонажи. Всё это вкупе позволяет игре, как чёрной дыре, буквально засасывать игровое время. Даже не замечаешь, как проходят часы. Зато можно очень неплохо отдохнуть. В общем, если вы фанат sci-fi игр и шуток в стиле «Автостопом по галактике», то эту игру необходимо срочно достать, установить и заиграть.

Evil Genius (2004) Elixir Studios

http://youtube.com/watch?v=6Cqa7Zi2hvg

Эта игра наживается на другом популярном сеттинге – бондиане. Только здесь мы играем за злобного эксцентричного мультимиллионера, который хочет совсем немногого… Править миром!!!

http://youtube.com/watch?v=JfUM5xHUY4M

Так вот, в нашем распоряжении остров с удивительно удобной горой, в которой можно строить всяческие зловещие помещения. А снаружи мы должны построить комфортабельный отель и прочие увеселительные заведения. Чтобы скрыть наши замыслы и чтобы тупые туристы случайно не набрели на нашу зловещую лабораторию. Но так вышло, что на покупку острова и клёвого пенсне у нас ушли все деньги. Как же быть? Очень просто – воровать, убивать и делать прочие злодеяния. Для этого у нас существует глобальная карта, поделённая на провинции. В них-то мы можем посылать своих агентов, чьими руками мы будем творить зло. Но загогулина в том, что агентов сначала надо обучить. А знания просто так не достаются – к нам постоянно рвутся шпионы сил правопорядка. Их-то мы и будем пытать, чтобы вызнать секреты. Всего на карте 4 различных силовых структур, которые могут нами заинтересоваться. В подробности вдаваться не буду, но смысл в том, что делая пакость, мы обращаем на себя внимание. Чем больше внимания привлекли, тем круче герои нас будут одолевать. Управлять мы можем только самим Злым Гением и его Подручным, всё остальное осуществляется через планирование базы, как в DK. Игра достаточно глубока, полна юмора и вообще отлично сделана. Плюсом также является и то, что она нынче абсолютно свободно продаётся в стиме. К тому же, не исключён тот факт, что могут сделать продолжение, ведь права нынче у знатных «клепальщиков» из Rebellion Developments. В общем, пока не вышла вторая часть и всё не испортила, крайне рекомендую ознакомиться с первой.

Black & White 2: Battle of the Gods (2005) Lionhead Studios

http://youtube.com/watch?v=QQbVuAvcIg0

Вторая часть этой стратегии, на самом деле, не сильно отличается от первой. Самые главные отличия – графика и большой упор на военную составляющую. Кроме того, интерфейс стал более похож на прочие стратегические игры. Благо, его отображение опционально. А в остальном, всё то же. Ну и хорошие новости – русскую версию этой игры можно до сих пор найти на полках магазинов, да и в цифровом магазине Electronic Arts она тоже есть.

Majesty 2. The Fantasy Kingdom Sim (2009) 1С: Ino-Co

http://youtube.com/watch?v=cGmBs637uTw

Этот ремэйк оригинальной игры – редкая причина похвалить отечественных разработчиков. И именно за то, что ребята из Ino-Co не стали выёживаться и делать «перезапуск франшизы», а просто одели замечательную игру в новый движок, прикрутили довольно удобный редактор и хороший мультиплеер. Конечно, был несколько изменён баланс, бестиарий, да и список построек серьёзно изменился. Но это всё та же Majesty: The Fantasy Kingdom Sim и играется абсолютно так же. Хардкорная СНК с необходимостью быстро думать, резво принимать решения и быть готовым к регулярным загрузкам сэйвов. Недостатком игры является то, что карты не генерируются случайно, как это было в оригинале. Ну и многие фанаты ругают графику, на что мне, строго говоря, пофиг. Игра вышла замечательной и все, у кого спрайтовая графика первой части не вызывает оптимизма могут с удовольствием порубиться во вторую.

Dungeons (2011) Realmforge Studios

http://youtube.com/watch?v=cNogrS8sBQ0

Эта игра вызвала немало споров. Но вряд ли вызовет ещё больше, потому что она не настолько хороша, чтобы оставаться на слуху надолго. Довольно неплохая концепция разбита в пух и прах невменяемой рекламной кампанией и нереально затянутым игровым процессом. Итак, мы начинаем в подземелье. У нас есть его сердце, у нас есть слуги, которые копают и у нас есть Злой Властелин, который бегает по своим владениям и сам шпыняет героев. Главная фишка игры – двойное дно непрямого управления. Во-первых, мы не можем управлять нашими войсками. Монстры появляются только вокруг пентаграмм, которые можно строить только в зоне собственного влияния. И во-вторых, мы не можем управлять героями, которые приходят в наше подземелье. Им нужны золото, опыт и слава, которые мы им и даём. А потом мы их убиваем, чтобы получить драгоценную энергию. Понятное дело, что у удовлетворённого героя её больше, поэтому коровок надо хорошенько кормить перед дойкой. Интересно, не правда ли? Но увы… Всё разбивает слепое позиционирование игры как наследницы Dungeon Keeper. Ведь по механике это абсолютно разные игры и сравнивать их как минимум глупо. Да ещё и строить на этом рекламную кампанию… Я уж не знаю, что ударило в голову издателям и разработчикам. А так игра достойна того, чтобы её разок пройти. Потому что, как вы видите, жанр СНК не богат релизами.

From Dust (~2011) Ubisoft Montpellier

http://youtube.com/watch?v=GDqfAJxekPU

Ну и, наконец, наше будущее – многообещающий релиз от французов. Игрой занимается студия Мишеля Анселя, в погребах которого лежат ещё Beyond Good & Evil 2, Rayman Origins и игра по мотивам одноимённого фильма, снятого по мотивам легендарного комикса про журналиста Тинтина (sic!). И при этом с осени прошлого года новостей о проекте – кот наплакал. А релиз назначен на это лето. Не очень радужно звучит, правда? Но будем ждать Е3, что нам ещё остаётся. А, да. О чём же игра… Пока понятно лишь несколько вещей – мы будем играть роль бога и в нашей власти будет полный и масштабный терраформинг. Как звучит основная идея всех промо-роликов, мы натурально можем создать целый мир из ничего, из пыли. Поклоняться нам будут таинственные люди в масках, которые что-то там видят в будущем и прошлом. Информации по игре вообще очень мало, так что и рассказать-то больше нечего. Единственное, что ясно – игра выйдет на всех трёх платформах, а на ПК будет распространяться через Steam. Что выйдет, посмотрим попозже.

Вот мы и посмотрели за эволюцией стратегий с непрямым контролем, которые частенько называют «god-games». Как вы видите, не все СНК про богов и не все игры про богов – СНК. Так что лично я считаю эту общепринятую поджанровую классификацию неверной. Однако заметно, что жанр прошёл очень много ступеней развития – от терраформинга и смены эпох до космических станций, хардкорных королевств и… терраформинга. И так уж вышло, что самые крупные вехи приходились на смену десятилетий. Пока ни одна игра не может претендовать на очередной Dungeon Keeper или Black & White, но будем надеяться, что скоро они появятся. Ведь стратегии с непрямым контролем – это игры в кубе. Это изрядная зарядка для ума, это отдых, это развлечение и, в конце концов, это проекты, которые могут показать творческий потенциал студии. Как мы увидели, фактически, подавляющее большинство игр этого жанра – дело рук людей, так или иначе связанных с Питером Молинье. Так что его заслужено можно назвать отцом СНК. Увы, теперь он занят своей вселенной Fable, а молодые разработчики стараются не рисковать, ведь игры – это не игрушки, тут и прогореть можно. Что, кстати, можно хорошо пронаблюдать в истории СНК – все самобытные и уникальные проекты оказывались для студий, их сделавших, последними. То есть, гиганты с запасом прочности, как Lionhead Studios или Bullfrog Productions, могли себе такое позволить, а вот мелкие студии, увы, разорялись. Это печальное доказательство того, что нынче плохо продаются хорошие идеи - глубоко и далеко мыслить не модно. Во всяком случае, так считают крупные издательства. Но это совсем другая история.

Да, кстати. Если вам вдруг захочется поиграть в игры, описанные в начале статьи на Win XP или 7, то есть очень неплохая программа, которая, по сути, является графической оболочкой ко многим известному DosBox. Называется D-Fend Reloaded. Абсолютно бесплатна.

За сим прощаюсь с вами и благодарю за внимание. Играйте в хорошие игры!

P.S.
Дрожите, низкие тираны,
Для каждой стороны позор
Предательские ваши планы
Свой угадали приговор.
Чтоб с вами биться – все солдаты!
Пусть не один герой падет –
Земля других произведет,
Всегда готовых для расплаты!


Игры в посте

67 комментариев