Стрим-центр9 в эфире
Больше публики, больше ранг, и море общения Fuzzy45 стримит Overwatch
Пытаемся выжить djey2828 стримит Vainglory
☠ Капитан XopBaT ☠ DreamSails стримит Hearthstone: Heroes of Warcraft
stream center intro slide 1

«Канобу» и «ВКонтакте» запускают «Стрим-центр» — сервис для тех, кто любит смотреть и проводить прямые трансляции. Наш сервис поможет делиться стримами с «ВКонтакте», Twitch и YouTube и обеспечит новую аудиторию, которой будет интересен именно ваш контент.

«Стрим-центр» доступен на любой странице «Канобу» — достаточно нажать на стрелку в верхнем правом углу и развернуть сетку с активными стримами. Вы также можете открыть чат, кликнув на иконку сообщения в правом углу.

Кнопка «Добавить стрим» позволит поделиться прямой трансляцией. После нажатия вы увидите три активных поля. В первой строке нужно вписать адрес канала, остальные поля заполнит наш сервис.

stream center intro slide 4

Делиться стримами — это просто! Попробуйте сами. Обратите внимание, что после добавления стрима ваша трансляция сначала отправится на рассмотрение модераторов.

33 57 13352
12 мин.

Пост в «Паб» от 15.04.2011

Пост в «Паб» от 15.04.2011 - Изображение 1

Это ответы на вопросы, которые задавались в комментариях http://kanobu.ru/blog/id210350/. Сразу скажу, что ответил я только на то, что реально знаю: говорить о качестве перевода, например, я не компетентен.

От кого необходимо "усилие", чтобы приструнить пиратов? От издателей? Власти?

В первую очередь - власти, но вопрос пиратства сильно завязан на уровень благосостояния страны. Есть определенный предел, ниже которого пиратство не опустится, даже если государство будет всерьез (а не так, как сейчас) бороться с пиратами. Этот предел зависит от уровня жизни в первую очередь.

Другое дело, что до него как в Украине, так и в России очень далеко.

Какая наценка на игры в специальных магазинах и точках в супермаркетах?

Зависит от магазина. С учетом “скрытой” наценки (ретробонусы, плата за информационное обслуживание, отсрочка и т. д.) от 30% до 200%. В основном - 50-60%.

Какой процент от "играющих" в СНГ покупает игры в магазинах?

По оценкам украинского TNS играет примерно 35% взрослого населения, а в целевой группе “мужчины 14-25” - 68%.

Однако значительная часть этой публики играет в социальные игры, игры на мобильных телефонах и так далее. Плюс, разумеется, есть значительная часть тех, кто качает пиратские игры из торрентов. В рознице игры покупает порядка 15-20% игроков.

Сколько проданных копий для одного магазина считается хорошим показателем? для обычной игры и хита.

Не могу говорить про Россию, но в Украине были результаты и в 1000 копий с магазина за стартовый уик-енд по хитовым позициям. Но это исключение, увы. Средний результат 50-100 дисков хорошей игры в хорошем магазине в первый месяц продаж.

Как разные издатели считают сколько копий игры было продано в других магазинах, например не 1С? Вы отсчитываете сколько магазин закупил или они вам предоставляют статистику?

Магазины как правило предоставляют статистику.

Когда по вашему умрет розничная торговля играми на дисковых носителях?

Полностью - нескоро. Скорее можно говорить о том, когда цифра обойдет розницу.

Я думаю, что цифровые продажи игр для ПК обойдут розничные в СНГ в ближайшие три-четыре года. В США цифра для ПК уже обошла розницу.

Умрут ли всем не любимые драконовские DRM с ограниченным количеством активаций/обязательным подключением к Интернет/etc, учитывая что Steam набирает популярность?

Steam - это и есть такая “драконовская DRM” с обязательным подключением к Интернет. Просто она предоставляет дополнительный сервис, который перевешивает эти недостатки.

Я полагаю, что так случится и с остальными DRM.

А почему детям продают игры с рейтингом 18+?

По той же причине, что и сигареты - низкий уровень ответственности некоторых продавцов.

Мне интересно количество продаваемых квестов в месяц или в год . И процентное соотношение продаж с другими играми . Например , с RP :) . Не убили ли другие игры жанр квест ?

Квесты в рознице продаются плохо, с другими жанрами не сравнить. Но есть подозрение, что в цифре показатели будут лучше, просто потому, что фанатов жанра хоть и не так много, как у шутеров, но они есть и готовы платить за игры.

О причинах низкой популярности квестов можно долго спорить, но мне кажется, что элементы квестов перешли в другие игры. Heavy Rain - это ж чисто квест будущего, как я их представлял себе в восьмидесятых.

Сколько денег получает девелопер с каждого проданного джевела?

Как правило договор заключается с западным издателем, а уж он делится с разработчиком. Сумма роялти, которую получает западный издатель, зависит от массы параметров, поэтому сумма варьируется в достаточно широких пределах: от доллара до десяти.

Кто-то из локализаторов мне объяснил ранее, что они не оставляют оригинальные текст\озвучку в качестве опции из-за запрета разработчиков, которые боятся перепродаж на других территориях(в снг цены на игры ниже). Так вот вопрос: почему в магазинах нет хотя бы 2-3 боксов(джевелов) с оригинальной локализацией? Само собой особой популярности не будет(никто язык учить не хочет) но так и так кто-нибудь да купит

Вы сами ответили на свой вопрос - “особой популярности не будет”.

Ключевые параметры для розницы - оборот с квадратного метра и прибыль с квадратного метра.

Если игра не продается, а просто занимает место, то ее лучше убрать и поставить на ее место ходовой товар. Потому что аренду и зарплаты надо платить вне зависимости от того, что лежит на полке.

А непроданные коробки - это прямые убытки как для розницы, так и для дистрибьютора/издателя.

Ничего не слышно о борьбе с пиратством в Украине? В ближайшем от меня супермаркете(!) все полки заставлены пиратками, а под лицензию отделен маленький неприметный стелажик. Куда смотрит милиция, почему никто не судиться?

После знаменитого 301-го отчета одновременно зашевелились СБУ, Интелзахист и Минобр - пиратство для страны обходится дорого из-за отмены льгот на импорт нашей стали в США, подозреваю, что кто-то из Кабмина приказал разобраться.

Я думаю, что массовые зачистки будут в честь “Евро 2012”.

Ну и с супермаркетами мы сейчас постоянно общаемся, ситуация будет постепенно налаживаться.

По какой формуле рассчитывается цена той или иной игры?

Если речь о розничных играх, то есть стандартные цены на новинки в джевелах и DVD в зависимости от категории игры (ААА, А, B). Они в целом примерно одинаковые по рынку (за исключением Electronic Arts), хотя каждый издатель устанавливает их самостоятельно.

Какие ваши прямые обязанности на этом посту?

Маркетинг и все, что связано с продвижением товара: реклама, мероприятия, выкладка, промо.

Как вы относитесь к тому что многие качают игры бесплатно через torrent даже не выходя из дому?

Как к потенциальному рынку. Я сам активно покупаю игры в цифре (EADM, Steam, GOG) и понимаю, что такая аудитория при правильном подходе (нормальный ассортимент, удобные платежи, разумные цены) может быстро превратиться в легальную.

Почему в магазинах продаются пиратские игры, и как с этим бороться?

Потому что откаты на продаже пиратских игр составляют до 50% от оптовой стоимости диска, а наценка - 200-400%.

Почему цены в магазинах отличаются?

Многие магазины предпочитают конкурировать ценой или, наоборот, считают. что могут больше заработать за счет хорошего трафика. Я думаю, что это неправильно.

Это вы решаете сколько экземпляров будит коллекционного издания, а сколько других?

Обычно количество коллекционок зависит от ожиданий по их продаже. Для того и собираются предзаказы на сайте softclub.ru.

Иногда (как в случае с “Ведьмаком 2”) бывают другие ограничения, связанные с количеством бонусных предметов, которые вкладываются в коробки.

Вы играете в те игры которые продаете?

Да, и не только в них.

Вопрос несколько не по теме - есть ли в украинских магазинах игры на украинском языке (кроме Сталкера и его продолжений). Если есть, то какие?

Есть детские журналы с игровыми приложениями (“Профессор Крейд”, например), где игра на диске идет на украинском языке.

Мы анализировали рынок и есть ощущение, что детские игры в двуязычной версии (на украинском и русском одновременно) могут продаваться на 30-40% больше, чем чисто русские. К сожалению, эти 30-40% пока что не окупают затрат на их полноценный перевод, а титрами тут не отделаешься.

По “взрослым” играм (12+) украинский язык локализации прироста продаж не даст, по крайней мере пока.

В последние годы 1С продаёт игры со стимовским ключом. Как ваша фирма смогла договориться чтобы игры которые в этом же самом стиме стоят по 40-60$ у нас продавались за 500р.

О конкретных деталях я говорить не могу, но и раньше в России и СНГ игры от 1С продавались сильно дешевле, чем их аналоги на Западе. Это региональная политика по изданию игр и от того, что в играх теперь есть поддержка Steam, она не меняется.

Во всем мире с каждым годом количество продаваемых боксовых изданий для PC падает, а цифровые продажи растут, планируются ли какие то изменения в модели продажи игр от 1С?

Я не знаю, кто будет следующим гостем Канобу про цифровые продажи, но если Сергей Климов, то лучше спросите у него - он лучше меня знает. Вкратце - да, планируются.

Почему дерут такое бабло за быдло перевод? Хочу на прилавках видеть оригинал, по цене, соответствующей з/п совка.

Западные издатели боятся реэкспорта игр. В некоторых случаях его можно ограничивать технически (привязка активации продукта к стране по geoip), но такие способы легко обойти с помощью VPN. Поэтому полная русская локализация остается самым надежным способом защиты игры от реэкспорта. И, соответственно, сохранения низких цен.

По какой схеме закупается игра на западе? Оплачивается только лицензия, а вся прибыль от продаж идет вам, или все же часть прибыли от продаж нужно отдавать западному издателю?

По разному. В основном это аванс плюс роялти с каждой произведенной копии. Раньше был еще и flat-fee (то есть “заплатил и печатай сколько хочешь”), но сейчас с развитием Интернета он встречается сильно редко, потому что невыгоден ни им, ни нам.

Есть направление в котором культура продажи товара находится на должном уровне в РФ и Украине? Какое? Почему?

Нет, у нас слишком молодой рынок. Хотя продуктами питания и алкоголем торгуют почти на европейском уровне.

Промо-акции закладываются в стоимость игры? сколько платит покупатель игры, за раздачу китайских сувениров во время старта продаж?

Весь маркетинг закладывается в стоимость игры. Но это совершенно не такие суммы, как принято думать - 5-6% от оптовой стоимости игры на всё про всё, включая рекламу в журналах, плакаты в местах продаж, брендированные стойки, девочек на Игромире и ваши любимые сувениры. Это примерно 16-20 рублей с диска.

Кого больше, тех кто хранит пластиковый хлам (пройденные игры) или выкидывает их через время? как поступали вы до стима?

Тех, кто выкидывает. Я диски хранил, потому что до стима без диска игры нельзя было заново установить.

Реально ли организовать нормальный рынок вторичных продаж? чтобы человек лез не на торент за нужной игрой, а на универсальную барахолку?

По консольным играм - реально, причем такой рынок есть, посмотрите на тематические форумы.

По играм для ПК - нет, потому что во-первых Steam и онлайн-активация, а во-вторых не та цена, чтобы покупка б/у имела смысл.

Смерть книжного бизнеса пророчат уже не один год. но все еще упорно продолжает жить. Почему?

Потому что люди читают книги. Я не думаю, что книжный бизнес умрет, он тоже перейдет в цифру рано или поздно.

Если бы 1с в ближайший год предложил вам
1. возглавить цифровое направление (стандартное)
2. что-то вроде Онлайв
Чтобы бы вы выбрали? или остались пока в рознице?

Мне Онлайв интереснее, чем просто цифровая дистрибьюция, но оба направления очень перспективны.

Маркетинг игр что в ритейле, что в цифре не так сильно отличается, как принято думать - даже в рознице мы сильно полагаемся на Интернет.

Какие чаще всего воруют игры в магазинах?

С онлайн-активацией. В первую очередь продукты Blizzard, последние две части Call of Duty, все игры Valve.

Как вообще получается так что пиратской продукцией завалены магазины и прилавки вполне нормальных магазинов? Владельцы их в курсе?

Владельцы заняты основными направлениями бизнеса - телевизорами, холодильниками и так далее. Игры - не основное направление, отданы на откуп менеджеру, который может брать откаты у пиратов и объяснять владельцу, что иначе отдел будет нерентабельным.

На каком отрезке чаще всего схема из легальной переходит в черную?

После того, как новый менеджер понимает объемы продаж, свою ответственность и объемы отката.

Часто говорят о том, что пиратство убивает игропром. а есть реальные примеры, когда высокий уровень пиратства убивал сиквелы и продолжения?

Пиратство убивает не конкретные компании, потому что пиратят все примерно поровну. Пиратство убивает бизнес продажи одноразовых эмоций. То есть большинство издателей, посмотрев на результаты игр с многопользовательским компонентом на ПК и продажи однопользовательских игр предпочитают делать только мультиплеер, причем free to play.

Если вдруг одномоментно исчезнут консоли, то на ПК останутся преимущественно сетевые игры плюс инди. Чисто однопользовательские игры будут обречены.

Можно конечно привести примеры, когда компании не хватило “вот столечко” до окупаемости и таких будет очень много. Если бы пиратства не было, некоторые из них выжили бы, это правда, но даже на рынке без пиратства хорошие игровые компании будут периодически банкротиться.

Почему в России и СНГ цена на игры так разительно отличается от Европы и Америки?

Потому что россияне беднее американцев и европейцев, соответственно снижение цены на игру позволяет продать здесь больше игр и заработать больше денег.

В США и Европе снижение цены на core-проекты не дает такого резкого роста продаж.

Каким образом в России и СНГ до сих пор остается такой формат как Jewel?

Во-первых, под него в рознице очень много оборудования, особенно после смерти рынка музыкальных CD.

Во-вторых, он однозначно противопоставляется дорогому DVD-изданию, и воспринимается покупателем как более дешевая альтернатива. Если бы на полке стояли два DVD-издания по разным ценам. то это вызывало бы путаницу.

В Украине, кстати, доля джевелов заметно меньше, здесь дешевые издания игр выпускаются в DVD-боксах, но в базовой комплектации - без руководства пользователя или каких-нибудь плюшек.

Каким образом формируют цену (оценивают затраченую работу) на локализированую игру?

Есть ожидания от продаж игры. Есть бюджет на локализацию. Есть некоторое представление о том, насколько лучше будет продаваться полностью переведенная игра (иногда на треть, иногда - в два-три раза, зависит от жанра). Если бюджет на локализацию меньше разницы в прибыли от продаж английской и переведенной версии - то делается перевод.

Иногда перевод обязателен, чтобы не было реэкспорта продукта. Но как правило это требуется только по большим проектам, которые и без того был смысл переводить.

Почему часть локализированых игр дороже англоязычных оригиналов(лицензии что ли дорогие у девелоперов?)?

Как правило это случается если на Западе игра стоит дешевле, чем цены в рекомендованной сетке русского издателя. То есть это инди и дополнения.

Как вы оцениваете какой продукт стоит хорошо рекламировать?

Тут такой же подход, как с локализацией. Чем больше ожидания от продаж - тем сильнее можно увеличить эти самые продажи с помощью рекламы.

Скажем, если считать, что активная маркетинговая кампания дает прирост в 30-50% продаж, то отдача от этих самых 30-50% будет значительно выше на хите, чем на нишевом продукте.

Почему не решается вопрос со снижение цен на диски?

Потому что снижать цены дальше будет невыгодно. В производстве игр на дисках сильна доля постоянных расходов: изготовление, хранение, логистика.

Какой процент бюджета компании выделяется на оплату жалования актерам озвучивающим игры?

Этот вопрос так не стоит. Есть студии, которые занимаются локализацией, каждая из них сама определяет, сколько платить сотрудникам. Издатель платит студии за выполненную работу, а не процент от бюджета.

У меня вопрос, вот неожиданность, по теме: могу ли я попросить показать мне как выглядит та или иная игра в магазине? Т.е. поиграть в её демо или полную версию, оценить геймплей, качество локализации?

В некоторых магазинах есть демо-стенды специально для этой цели. Но распечатывать и устанавливать розничную игру сотрудники магазинов обычно не имеют права.

Во многих случаях проще загрузить демо-версию из Интернета (PSN/XBL).

По моему, пришло время отказа от стандартных отношений покупателя и продавца, которые заключаются: “дай денег, на тебе диск”. Пришло время придумать в торговле играми, что-то новое. Есть ли у вас какие-то идеи по этому поводу?

Тут и без меня идей хватает. Free-to-play, микроплатежи, эпизодические игры, всевозможные партнерские программы, буфетная система.

Шапки опять же.

Как я понимаю продажа в магазинах потихоньку загибается, огромный пример WoW Cataclysm большая число людей купило его через инет. Какой выход вы видите для розницы?

Основные продажи Cataclysm в России, насколько мне известно, пришлись все-таки на розницу.

А рознице надо торговать чем-то, что нельзя скачать. Это включает как коллекционные издания, так и сопутствующие товары.

Мне вообще хорошим выходом для игровых магазинов кажется “бутиковый формат” - когда магазин продает не только игры, но и тематическую одежду, сувениры, клавиатуры, мыши и прочие аксессуары для геймеров. В Киеве в таком формате есть “Зона 51”, например.

Почему в некоторых магазинах поставки игры можно дожидаться месяцами?

Чаще всего дело либо в закупщике сети/магазина, либо в задолженности перед издателем. Игры в розницу отправляются за несколько дней (иногда за неделю-полторы).

Как быть с продавцами которые ничего не знают об играх но все равно их продают?

Я лично убежден, что задача продавца в магазине - не мешать. 92% украинцев не любят, когда продавец в магазине пытается помогать, я не думаю, что в России цифры сильно отличаются. Это, конечно, связано и с низкой квалификацией продавцов тоже, но в целом продает игры выкладка, а не продавец. Его задача - эту выкладку поддерживать и отвечать на вопросы, если такие есть.

Продавцы в игровых магазинах (да и вообще продавцы в рознице) получают очень небольшие деньги, там большая текучка кадров, поэтому сложно ожидать от них высокого профессионализма. Самые толковые или идут на повышение, или уходят.

Максимальная скидка на игры?

Если речь о рознице, то эта скидка ограничена роялти и стоимостью производства диска. Если предположить, что роялти равны нулю (так на самом деле почти не бывает, но вдруг), то все равно диск не может стоить дешевле чем его производство+логистика.

А зачем вы это делаете?

В смысле - отвечаю на вопросы? По-моему это хорошая идея, когда люди, разбирающиеся в чем-то, отвечают на вопросы. Я с удовольствием почитал ответы Зоричей и Петра Сальникова, например.

Когда в адовую кухню придешь зараза?

А вы в Киев не собираетесь случаем? Потому что я Москве вряд ли буду до августа, разве что на майские сбежать.

Можно ли продавать игры до официального релиза если до него от 5 минут до пары часов?

Как правило - нет. Обычно договор с розницей предполагает, что игра не будет продаваться раньше релиза.

Это сделано для того, чтобы все магазины были в равных условиях. Конкуренция - это хорошо, но лучше пусть конкурируют качеством обслуживания, рекламой или на худой конец ценой, чем тем, кому раньше отгрузили игры со склада.

Ранние старты (как правило вечером накануне) - это привилегия для избранных магазинов в обмен на продвижение игры или какие-то мероприятия в ее честь.

***

Если есть еще вопросы - задавайте в комментариях, постараюсь ответить.

57 комментариев