Стрим-центр11 в эфире
FM - фарм и прочее (Аметист) [RU/ENG] Dearcryy стримит Blade and Soul
Final Fantasy XV - Вспоминаем серию ФФ RATIBORU стримит StarCraft II
Пытаемся выжить djey2828 стримит Don't Starve Together
stream center intro slide 1

«Канобу» и «ВКонтакте» запускают «Стрим-центр» — сервис для тех, кто любит смотреть и проводить прямые трансляции. Наш сервис поможет делиться стримами с «ВКонтакте», Twitch и YouTube и обеспечит новую аудиторию, которой будет интересен именно ваш контент.

«Стрим-центр» доступен на любой странице «Канобу» — достаточно нажать на стрелку в верхнем правом углу и развернуть сетку с активными стримами. Вы также можете открыть чат, кликнув на иконку сообщения в правом углу.

Кнопка «Добавить стрим» позволит поделиться прямой трансляцией. После нажатия вы увидите три активных поля. В первой строке нужно вписать адрес канала, остальные поля заполнит наш сервис.

stream center intro slide 4

Делиться стримами — это просто! Попробуйте сами. Обратите внимание, что после добавления стрима ваша трансляция сначала отправится на рассмотрение модераторов.

148 160 27234
25 мин.

Пост в «Паб» от 11.04.2011

Пост в «Паб» от 11.04.2011 - Изображение 1 Youtube
KVN Pyatigorsk - Gunilla

Добрый день, КаНоБу. Сегодня вас ждет увлекательное (надеюсь) путешествие в средневековье, в котором я расскажу вам о рыцарях, их истории и принципах, самых знаменитых легендах, развитии темы рыцарства в литературе, кино и играх. Заранее прошу меня извинить, за то, что увлекшись этой темой, я перестал следить за количеством знаков, однако те, кто найдет в себе силы прочитать этот пост от начала и до конца, я уверен, не пожалеют о потраченном времени. Устраивайтесь поудобнее.

Наверное, совсем не трудно отвечать на вопрос, когда появились рыцари. Гораздо интереснее было бы выяснить, как и почему они появились. Для этого нам придется углубиться в историю. В V веке нашей эры, когда Римская империя пала под ударами варваров с севера, мир изменился. Дикие северные племена не знали ничего о демократии и искусстве, но они были мастерами войны.

А, как известно, там, где были воины, всегда появлялось государство. Когда многочисленные племена оседали в диких лесах Западной Европы и создавали свои первые города, они были лишь отдельными кланами. И каждое племя защищала дружина из избранных воинов. Племена захватывали земли, которые превращались в небольшие королевства, кланы постоянно воевали между собой, а воины забирали себе все, что доставалось им от разграбленных городов. По древнему обычаю все воины были равны, соответственно и добыча делилась поровну. Однако со временем все начало меняться. Предвестником перемен стали события, описанные в легенде о Суассонской чаше. Король Хлодвиг I, получив свою законную равную долю, попросил у своих воинов оставить ему еще и золотую чашу, нарушив древний обычай. Тогда один из воинов, воскликнул, что победа была общая, и чашу следует также разделить. С этими словами он разрубил ее пополам. Хлодвиг смирился с этим, но лишь на время.

Целый год Хлодвиг собирал вокруг себя соратников, делясь с ними своей добычей, и во время очередного дележа, он подошел к своему обидчику и сказал ему: «Твое оружие в плохом состоянии, ты не имеешь права на добычу» - и с этими словами разрубил его голову наподобие Суассонской чаши. Так король утвердил свою единоличную власть, положив начало европейской монархит и, в конечном счете, феодализму.
Со временем войска становились все больше, в них появлялась развитая иерархия, а земля стала более ценной добычей, чем золото. Король франков Карл Великий объединил многочисленные племена в единую империю, которая, как это обычно бывает, быстро распалась после его смерти.

Во многом это произошло из-за появившейся тогда традиции делить земли отца между сыновьями. У Карла их было трое. Со временем единое королевство превратилось в многочисленные феоды, подчиненные одному королю, но отчасти независимые. Система была одновременно простой и запутанной. Помимо наследственного раздела земли, стала появляться система прекариев – в обмен на верную службу король давал землю в пользование своим лучшим воинам. Они могли распоряжаться ею, но при неподчинении король забирал свои владения себе. Мелкие землевладельцы, наделы которых не приносили достаточного дохода, становились воинами, зарабатывая, таким образом, имя, и новые земли. Именно они и стали первыми рыцарями.
Шел VIII век. Постепенно лучшие из лучших заслуживали все больше и больше прав, привилегий и земель, и рыцарство превратилось из заработка, в праведное и добродетельное служение своему соверену. Этому способствовало и широкое распространение христианства в Европе. Возник кодекс чести рыцарей, со своими целями и идеалами. Со временем развивалось военное ремесло, оружие рыцарей улучшалось. Развивалась и крепла Католическая церковь, которая, став одной из самых влиятельных политических сил в Европе стала использовать рыцарей в своих целях – настали времена Крестовых походов.

Шел X век, когда рыцари устремились в Священный город чтобы освободить его от мусульман. Ведомые верой и высшими целями крестоносцы уничтожали «неверных», чаще всего не задумываясь о том, что их лишь использовали для решения политических, и, как всегда, экономических проблем церкви. Шло время, крестовые походы все не прекращались, рыцари вновь и вновь убеждались в том, что идеалы доблести и веры оказывались слишком далеки от реальности. Конечно, вместе с собой рыцари несли на восток не только христианскую веру и добродетели, но и свое мировоззрение, и миропонимание – феодальную раздробленность.

Часто многочисленные князья не могли и не хотели договариваться между собой, а это было прямой дорогой к поражению в битве. Власть церкви слабела, сгибаемая военными неудачами, борьбой с королевствами, стремившимися к свободе и самостоятельности, и бесконечной ложью, скрывающей истинные цели крестовых походов. Уже не только рыцари начали сомневаться в непогрешимости Ватикана. Так рыцарство постепенно начало слабеть и исчезать, пока совсем не растворилось в реке истории.

Рыцари – воины полные чести и отваги, идущие по пути добродетели, защитники униженных и борцы с несправедливостью в первую очередь становились героями легенд и сказаний. И все эти легенды исчезли бы навсегда, если бы однажды, кто-то не записал их, пронеся, таким образом, через века. Именно поэтому такие легенды можно назвать литературными.

Первая из них – англосаксонская легенда о «Беовульфе». Она, наверняка известна многим, так как уже не единожды была экранизирована. Тем не менее, вкратце расскажу вам о сюжете. Воин Беовульф – предводитель Гитов отправляется на помощь королю Хротгару, замок которого (Хеорот) страдает от нашествия чудовища – Гренделя. Ночью безоружный Беовульф сражается с чудовищем, и отрывает ему руку.

Чудовище умирает в своем логове, а Беовульф решает убить его мать. Сделав это, с помощью найденного в ее пещере меча, он с победой возвращается в Хеорот, за что Хротгар делает его наследником. Через несколько лет один из слуг короля крадет из пещеры дракона золотую чашу. Дракон начинает выжигать близлежащие поселения в поисках сокровища. Беовульф вступает в схватку с драконом, но тот оказывается сильнее. Видя поражение короля, войско Беовульфа покидает его. Единственный оставшийся воин все же приходит на помощь королю, и вдвоем они побеждают, однако Беовульф вскоре умирает от полученных ран. Великого воина хоронят вместе с сокровищами дракона.

Знаменитая легенда отражает реалии времени, когда люди боялись всего неизвестного, а единственным более-менее безопасным местом были их замки. К тому же, в поэме прослеживается начинающийся в обществе переход от язычества к христианству – черты обоих этих мировоззрений можно проследить в этой легенде.

Считается, что у каждого народа есть своя древняя эпическая поэма, а поэмы эти всегда основаны на легендах и сказаниях более древних времен. Одной из таких поэм является знаменитый германский эпос «Песнь о Нибелунгах», который относят к XII веку. Главный герой – рыцарь Зигфрид, уже не раз доказал свою доблесть: он победил дракона Фафнира и искупался в его крови, что сделало его неуязвимым. Однако сын короля Зигмунда отрекается от престола, и покидает родную землю, чтобы отыскать бургундскую королеву Кримхильду, о красоте которой ходили легенды. Ее брат Гунтер просит взамен помочь ему в деле завоевания сердца королевы Брунгильды, которая поклялась взять в мужья лишь того, кто сможет победить ее в бою. Зигфрид как более умелый воин пообещал заменить короля на поле боя. Вернувшись, воины сыграли сразу две свадьбы. В первую брачную ночь Гунтер не может одолеть королеву, поэтому вновь просит Зигфрида помочь ему. Тот снова поборов Брунгильду, отдает Гунтеру ключи от ее пояса целомудрия. Позже время две королевы ссорятся из-за того, кто из них главнее, и в итоге раскрывается обман их мужей. Дворянин Хаген уговаривает Гунтера, что тот должен убить Зигфрида, чтобы отомстить за свою честь. Он отыскивает уязвимое место героя – когда последний купался в крови дракона, листок с дерева упал ему на плечо. Во время боевого похода Хаген вероломно убивает героя. Кримхильде достаются все сокровища, принадлежавшие погибшему мужу, однако Хаген обманом забирает их.

Уже через много лет Кримхильда мстит, убивая Хагена и Гунтера.
Легенда полна деталей и сюжетных линий, свойственных не только легендам, но и мифологии германцев, которые в те времена все еще оставались язычниками. Однако этот эпос является ярким примером легенды о доблестных рыцарях и коварных злодеях.

Третья литературная легенда о рыцарях уже более близка к традиционному пониманию воинов как всадников, закованных в доспехи. Это знаменитое всем сказание о Короле Артуре и рыцарях Круглого Стола.

Первое упоминание о легендарном короле относится к началу VII века. Классическая версия легенды изложена в книге Томаса Мэлори «Смерть Артура». С самого рождения мальчика колдун Мерлин знал о великом будущем Артура, о том, что тот сможет вытащить из камня меч, который по легенде поддастся лишь истинному королю. Так и случилось, и Артур стал править. Он собрал в столице своего королевства (Камелоте) самых лучших рыцарей, и каждый из них был равным другому, поэтому восседали они за круглым столом.

Когда король сломал меч в одном из поединков, эльфы озера Вателин выковали для него Экскалибур, а Владычица Озера взяла с Артура обещание применять оружие лишь во имя добра. Однажды жену короля Гвиневру похитил злодей Мелегант, и Артур попросил одного из рыцарей – Ланселота – спасти королеву. Однако рыцарь и королева, полюбили друг друга. Сын Артура Мордред узнал об этом и рассказал все отцу. В гневе Артур приказал казнить Гвиневру, но Ланселот освободил ее и они сбежали. Артур отправился за ними, а в это время Мордред захватил отцовский трон.

Узнав об этом, Артур вернулсяя в Камелот, но на берегу его встретила армия Мордреда. В битве Артур убивает предателя, но тот ранит короля. Только эльфы острова Авалон могли вылечить короля, и он отправился туда, чтобы по легенде вернуться обратно, когда Англия будет нуждаться в нем.

Легенда о короле Артуре сочетает в себе традиционные сказания англосаксонских народов, как языческих, так и раннехристианских. В легенде нашли себе место и реальные события, и эльфы, и колдун Мерлин, и чаша Святого Грааля. Однако эту легенду смело можно назвать не только одной из самых значительных в истории Англии, но и одной из самых популярных легенд о рыцарях во всем мире.

Используя современный термин, легенду «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь» можно назвать «спин-оффом» легенды о короле Артуре – Гавейн был одним из рыцарей круглого стола, причем его имя упоминается в легендах чаще всех других рыцарей. Главной темой, записанной в XIV веке легенды, является вопрос рыцарской чести и целомудрия – к тому времени христианство и рыцарские доблести как раз были на пике своей популярности.

Сюжет начинается с празднования в Камелоте Нового года. Неожиданно на праздник врывается гигант-Зеленый рыцарь, требуя поединка со знаменитыми воинами. Сэр Гавейн принимает вызов, и отрубает наглецу голову. Тот, однако, поднимает ее, и назначает рыцарю реванш, ровно через год у Зеленой Церкви. Гавейн, уже принявший вызов, выполняет эту просьбу. На пути к месту встречи рыцарь ночует в замке. Хозяин замка заключает с рыцарем сделку: каждую ночь он будет уезжать на охоту, а по возвращении будет отдавать Гавейну добычу в обмен на то, что рыцарь получит в замке за это время. Рыцарь, не думая, соглашается. В ту же ночь хозяйка замка трижды пытается соблазнить Гавейна, однако тот ведет себя по-рыцарски, и берет у женщины лишь зеленую ленту как знак ее любви. Наутро Гавейн находит Зеленую Церковь, где сражается с Зеленым рыцарем, и побеждает, благодаря волшебной силе подаренной ему ленты.

Тогда Зеленый рыцарь говорит ему, что он и есть хозяин замка, а Гавейн нарушил договор, сохранив волшебный предмет. Кроме того, он рассказывает, что все эти события были спланированы злой ведьмой, чтобы опровергнуть непогрешимость рыцарей Круглого стола. Тем не менее Гавейн победил, поэтому хозяин замка отпускает его, обязав носить при себе зеленую ленту, как знак стыда. Рыцари Круглого стола, с тех пор, так же носили зеленую ленту в память об этом.

Еще одна не менее знаменитая книга о рыцарях – «Айвенго» - достойна пристального внимания. Запутанная история с огромным количеством рыцарей и главных героев повествует о временах Крестовых походов. Книга начинается с описания ситуации в Англии: Король Ричард в плену, его брат Джон захватил власть, а два рассказчика-пилигрима делятся историями о рыцарях-крестоносцах, и в их разговоре всплывает имя доблестного и храброго рыцаря Айвенго – сторонника Ричарда. В это же время принц Джон проводит рыцарский турнир, на котором раз за разом побеждает неизвестный Рыцарь Без Наследства.

После состязаний рыцарь по традиции выбирает даму сердца – ей оказалась дочь ростовщика Ровена, которая сняв с победителя шлем, узнает в нем своего возлюбленного Айвенго. В этот же день Принц Джон узнает о том, что Ричард сбежал из плена и должен вот-вот вернуться в Англию. Айвенго, Ровена и некоторые другие персонажи едут в Йорк, однако по пути попадают в плен в замок злодея Де Браси. Вскоре их освобождает во время штурма крепости неизвестный Черный Рыцарь. Де Браси узнает, что Черный Рыцарь на самом деле и есть Король Ричард, и сообщает об этом Принцу Джону. В итоге Ричард возвращает себе королевство, а Айвенго женится на Ровене.

Средневековый рыцарский роман «Айвенго» носит все характерные для жанра черты – тут и доблестные рыцари, и коварные злодеи, прекрасные придворные дамы, поединки и сражения. Кроме того, Книга Вальтера Скотта считается одним из лучших произведений, посвященных средневековью и рыцарям в частности, так как большое внимание автор уделяет описанию быта, ритуалов и традиций людей того времени, как из высших, так и из низших слоев общества.

Не менее знаменита литературная легенда о Тристане и Изольде. Рыцарь Тристан однажды вступил в схватку с великаном. Победив его он, однако, был сильно ранен, поэтому он сел в лодку, как ранее сделал Король Артур, в надежде найти исцеление. Конечно, оно пришло к нему в лице прекрасной Изольды. Он рассказал об этом своему королю, а тот сразу решил жениться на красавице. Тристан ничего не имел против, пока во время путешествия обратно он случайно не выпил любовного зелья вместе с невестой короля.

В конце концов король узнал об этом и изгнал Тристана. Тот совершил много подвигов, и женился на нелюбимой девушке. Через много лет Тристан вновь оказался ранен, и он попросил друга устроить ему последнюю встречу в возлюбленной Изольдой. Однако, не зная, откажет она ему или нет, он условился с другом, что если Изольда будет на корабле, то паруса будут белыми, если нет – черными. Жена Тристана узнала об этом и утроила все так, что паруса оказались черными, хотя Изольда, конечно, приплыла. Тристан, однако, увидев паруса, умер от раны. А Изольда, узнав о смерти возлюбленного, умерла, обнимая его тело.

Истории о рыцарях к этому времени уже стали постепенно превращаться из военных в любовные и все больше отдаляться от изначальных легенд, на которых они были основаны. Родившись из легенд о монстрах и кровавых поединках, рыцарская литература постепенно стала романтической.

Этот «романтический взгляд» породил огромное число романов о рыцарях.Книги разного качества и разной степени известности, можно перечислять бесконечно. Однако, рано или поздно любое течение в литературе обрастает штампами и клише, которые сначала надоедают, а потом утрируются и высмеиваются авторами уже собственных литературных произведений. Примером такой сатиры чаще всего считают знаменитейшего Дона Кихота Сервантеса. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» в массовом сознании знаменит своей глупостью, наивностью, и борьбой с ветряными мельницами (читай сумасшествием).

Однако как всегда, общество строит свои стереотипы из железобетонных конструкций, тогда как сам Сервантес облагородил свою книгу не только тончайшей сатирой, но и трагичностью, которые буквально бросаются в глаза читателю. Именно романтические книги о «рыцарях в сверкающих доспехах» и вдохновили престарелого землевладельца на подвиги. Однако «Дон Кихот» книга не о рыцаре - «посмешище». Здесь можно найти огромное количество смыслов – начиная с темы одиночества и противостояния личности и общества, веры в свои, пусть и не принятые окружающими, идеалы, и следование чести, пусть и непонятой, до политических мотивов и литературного новаторства. Согласитесь, не каждый рыцарь, да и просто литературный персонаж, может сравниться с идальго в известности.

С течением времени в литературе усиливались нотки «подшучивания» над «рыцарями на белых конях». Марк Твен посвятил этой теме чрезвычайно часто цитируемую историю «Янки из Коннектикута при дворе Короля Артура». История о том, как американец, попавший в прошлое, используя свои «знания» о современных науках и истории потеснил с места самого умелого колдуна самого Мерлина, а так же попробовал, что называется «принести демократию» в английское средневековое королевство. Конечно это понравилось не всем, в особенности церкви, поэтому янки все же вернулся обратно в Америку.

Уже ближе к нашему времени тема рыцарей в литературе была переосмыслена, когда стал зарождаться новый для литературы жанр фэнтези, смешивающий в своих мирах легенды, мифы и настоящую историю. Говорить о том, что Р.Р.Толкин был отцом жанра, наверное не стоит. В своих книгах - «Властелине колец», «Хоббите» и менее известном «Сильмариллионе» он не раз описывал образ того человека, которого мы назвали бы рыцарем – всадника с мечом, в доспехах или кольчуге, со своим сводом правил и чести. Рыцари у Толкина, конечно, были не только положительными, причем речь тут идет не только о гномах или орках, но и о назгулах, которых в рамках современной мифологии можно назвать помесью призраков и зомби, и, все же, рыцарями.

Сказать, наверное стоит, и о другом ярком представителе «первого поколения» фэнтези авторов, друге, и извечном оппоненте Толкина К.С. Льюисе, известном прежде всего серией детских книг «Хроники Нарнии». Рыцари, понятное дело, занимают там важное, если не сказать центрально место, и это не только главные герои известные по экранизации, но и многие персонажи других частей эпопеи, лишенных внимания продюсеров. Книги, как это всегда бывает, довольно далеки от того, что показывают на экране, особенно в плане основного смысла. Поверьте, идея аналогии Аслан-Бог гораздо более очевидна при чтении, чем при просмотре фильма.


Толкин и Льюис, таким образом, породили новую волну интереса к средневековому сеттингу, легендам, и, в первую очередь, к рыцарям, породив целую плеяду талантливых и не очень произведений, которые настолько многочисленны и разнообразны, что одно их перечисление заняло бы добрую долю моего поста. У многих наверняка есть на примете несколько подобных книг, однако, я думаю, что для этого поста важнее сама эволюция темы рыцарей в литературе, которую, я надеюсь, получилось проследить.

Кинематограф, конечно, не мог обойти стороной такую благодатную тему. Конечно, кинематографисты в поисках сюжетов не раз обращались не только к реальным историческим событиям, но и к древним рыцарским легендам. Останавливаться на сюжете этих экранизаций по понятным причинам я не буду, но не могу не упомянуть о них, с некоторыми комментариями по поводу режиссерской интерпретации первоисточника, да и о фильме в целом. Уже по установившейся традиции описывать эти фильмы я буду в хаотичном порядке.

Начну с экранизаций легенды о Беовульфе. Общей чертой всех этих экранизаций является тот факт, что они «выдернули» из легенды лишь эпизод с Гренделем и его матерью (которая по непонятным причинам была красива и соблазняла всех вокруг), напрочь забыв как о предыстории рыцаря, так и его героической кончине.

Историю этого рыцаря впервые я узнал, посмотрев одноименный фильм с Кристофером Ламбертом в главной роли. Беовульф-Ламберт владеет современными боевыми искусствами, использует, если можно так выразиться, различные средневековые гаджеты, сделанные на заказ местным кузнецом-негром непонятно каким образом оказавшимся в древней Британии, да еще и на столь почетной должности. Тем не менее, фильм еще тогда меня чем-то зацепил. История, неплохие трюки, общая готическая атмосфера боевика – все это играло на руку фильму.

Вторая очевидная (одноименная) экранизация легенды вышла из-под пера (скорее даже стилуса) Роберта Земекиса, который настойчиво продвигает в массы технологию замены настоящего человека компьютерной моделью. И пусть эти модели и похожи на людей, но они никогда их не заменят. Тем не менее, фильм собрал неплохих актеров – Энтони Хопкинса в роли Хротгара, Анджелину Джоли в роли матери Гренделя, которая по фильму и сделала Беовульфа королем в обмен на проведенную с ней ночь. Обилие обнаженного мужского тела хоть и продиктовано легендой, но все же отталкивает. Фильм интересен только с технической стороны, тогда как в остальном, по-моему, во многом уступает предыдущему.

К вольным экранизациям "Беовульфа" можно смело отнести и следующие два фильма. Первый из них – знаменитый и весьма удачный «13 воин» с Антонио Бандерасом. Несмотря на то, что создатели фильма сместили некоторые акценты, добавив в историю тему арабского воина в скандинавском антураже, традиционные мотивы предсказанной судьбы и мистического числа 13, в фильме есть явные прообразы Гренделя (хотя здесь он и оказывается диким племенем, долгое время местные жители отзываются о нем как о чудовище - огненном змее), Беовульфа и Хеорота, однако, даже с учетом этих изменений, фильм получился вполне интересным и захватывающим.

Другой вольной интерпретацией легенды можно назвать фильм «Викинг» (в оригинале «Outlander»). Здесь Беовульф – пришелец из космоса, корабль которого во время транспортировки чудовища (Грендель) потерпел крушение на Земле, в Скандинавии, во времена викингов. Дальше все идет по старой схеме: с некоторыми интересными деталями, например, с выкованным из обломков звездолета мечом для убийства чудовища. Фильм, несмотря на кажущуюся безумность сюжета, вполне неплох для боевика, а монстр там напомнил мне на зерлинга из StarCraft 2: Wings of Liberty.

Фильм «Кольцо Нибелугнов» осветил лишь первую часть истории о Зигфриде, однако был довольно-таки близок к первоисточнику, и в целом удачен как экранизация. С другой стороны, как отдельно взятое произведение он кажется довольно-таки скучноватым, сконцентрированный в основном на внутридворцовых интригах, а не на битвах и схватках.

Экранизаций легенды о Короле Артуре было не меньше, если не больше, причем многие из них появились довольно-таки давно. «Рыцари круглого стола» 1953 года; мюзикл «Камелот» 1963; «Экскалибур» 1981 года поучивший множество наград, среди которых не только Оскар, но и приз Каннского фестиваля; комедийная интерпретация легенды «Монти Пайтон и священный Грааль». Современному зрителю наверняка известны следующие три фильма.

«Первый рыцарь» с Шоном Коннери и Ричардом Гиром, сфокуссированный на романтической части легенды - истории Ланселота и Гвиневры, допускает несколько отклонений от первоисточника – в частности смерть Артура и полное отсутствие магической составляющей легенды.

Фильм «Король Артур» опирается на теорию, согласно которой правитель Камелота был римским легионером, а под влиянием современной идеологии Артур из Короля превратился в старшего товарища своих соратников-рыцарей. Интересно, что некоторые исследователи серьезно изучали эту гипотезу, и находили некоторые ее подтверждения. Артур в фильме принадлежал к сарматам, а некоторые ученые даже отыскали прообразы знаменитой легенды в славянских сказаниях. Сам фильм, однако, в основном интересен только этим нестандартным взглядом.

Фильм «Последний легион» не столько поддерживает «римскую теорию» происхождения Артура, сколько является своеобразным приквелом к традиционной легенде, в которой знаменитый Экскалибур оказывается мечом Юлия Цезаря, а сам Артур его потомком.

Колдун Мерлин так же довольно часто являлся главным героем фильмов, которые по очевидным причинам были посвящены волшебству и магии, хотя и там рыцари играли не малую, хоть и второстепенную, роль.

История Тристана и Изольды не могла не затронуть сердца режиссеров, поэтому одноименный фильм, в конце концов, появился. Сюжет картины немного отличался от легенды, претендуя на реалистичность как «картинки», так и самих событий, в которых действия разворачиваются в эпицентре средневекового конфликта англичан и ирландцев. Конечно, фильм лишен всех «мифических» черт, а любовь Тристана и Изольды можно назвать волшебной только в метафористическом смысле. Тем не менее, фильм поддерживает общую трагично-романтическую атмосферу первоисточника.

Шотландские и английские рыцари стали героями фильма «Храброе сердце», основанного на реальных событиях. Честно, признаюсь, посмотрел эту картину впервые, когда готовился к написанию этого поста. Фильм, несомненно, шедеврален, причем это ясно не только из-за 10 номинаций на Оскар и 5 полученных статуэток, но и в процессе просмотра, нет, погружения в этот фильм. Реальная история защитника Шотландии Сэра Уильяма Уоллеса хоть и отличается от показанной в фильме, но не на столько, чтобы не замечать поразительной исторической точности картины. А красота «картинки» и эмоции, которые вызывает фильм и просто не поддаются описанию – это надо видеть, слышать и чувствовать.

Комедийный фильм "История рыцаря" когда-то сделал исполнителя главной роли - Хита Леджера знаменитым. Несмотря на то, что в фильме присутствуют исторические неточности, хотя он и использует в своем сюжете реально существовавших деятелей, фильму заставляет зрителей поверить в правдивость происходящего. История простолюдина-оруженосца, занявшего место своего господина на рыцарском турнире, вряд ли в реальности могла закончиться так, как в фильме. Но тем не менее, картина не только подробно описывает правила турниров того времени, но и в некоторых моментах, что называется, "цепляет".

Еще один рыцарский фильм, полностью посвященный крестовым походам, носит название "Царство Небесное". Действие картины разворачивается на фоне противостояния мусульманской и христианской культур, а вовлеченный в конфликт главный герой проходит путь от кузнеца до рыцаря-героя кровопролитной битвы за Иерусалим.

Недавний фильм "Время ведьм" рассказывает о поздних временах в истории рыцарей, в частности о начале инквизиции. Главные герои, вернувшись из крестового похода, становятся свидетелями колдовства настоящей ведьмы. Готическая киноновелла не удивляет своего зрителя, однако и не отталкивает его, поэтому фильм весьма интересен, хотя и не предлагает ничего нового.

Мультфильмы в идеале должны учить молодое поколение хорошему. А для этой роли как нельзя подходит образ средневековых рыцарей – воинов чести и доблести. Таких мультфильмов, очевидно, немало, однако упомяну, на мой взгляд, самые интересные из них.

Мультфильм "Шрек", в особенности первая часть, доказал всему миру, что настоящий рыцарь может выглядеть как угодно, и быть кем угодно, но он всегда храбр, отважен полон доблести. Бешеной популярностью мультфильм обязан не только актерам озвучания, высочайшему качеству анимации или отменному вневозрастному юмору, но и воистину грандиозному коктейлю из многочисленных легенд, сказок, мифов и историй, сплетенных в искрометную паутину неповторимой и необычной атмосферы.

Последний мультфильм, снятый при жизни великого Уолта Диснея, был посвящен Королю Артуру и знаменитому Экскалибуру. Мультфильм «Меч в камне» 1963 года я впервые увидел еще в детстве – благо в свое время его озвучила советская студия «Союзмультфильм». Детская интерпретация легенды дарит зрителю незабываемые образы мальчика "на побегушках", которому было суждено стать королем, и несуразного старика-Мерлина, который играет роль наставника будущего правителя Камелота.

Второй, не менее странный мультфильм, всегда заставлял меня задаться вопросом: «Как могла студия Дисней снять такой темный, готический и даже жестокий мультфильм?» Только потом я узнал, что руку к созданию «Черного котелка» приложил Тим Бертон. И пусть фильм провалился в прокате и не понравился критикам, а так же фанатам книги, по которой он был снят, пусть в мультфильме были сцены насилия, недетский рейтинг, цензура и армия мертвецов, он все равно выделяется из армии однообразных и причесанных сказок о рыцарях.

О том, что девушки тоже хотят (и могут) быть рыцарями, рассказывает мультфильм «В поисках Камелота». Главная героиня – дочь рыцаря – решила пойти по стопам отца, отыскать Экскалибур и Камелот, в чем ей помогал двуглавый дружелюбный дракон и слепой юноша Гаррет, которые в итоге спасают королевство.Конечно, мультфильм заканчивается посвящением главных героев в звание рыцарей. К сожалению из дракону такой чести не оказали.

От мультфильмов плавно перейдем к новинке для этой рубрики, а именно к аниме.

В этот раз постараюсь не обижать любителей аниме, благо что неподдельный интерес к рыцарям в этом жанре позволяет это. Однако заранее прошу меня простить за малую осведомленность в этом вопросе, поэтому расскажу лишь то, что знаю.
Даже я, не ярый сторонник аниме, не раз слышал о «Hellsing». Вампиры, рыцари, таинственные и секретные ордена и организации, жестокость и красочность, огромное количество символов и подтекстов явно пришлись по вкусу армии фанатов этого сериала. Хеллсинг – подобие ордена тамплиеров – сообщество рыцарей, которые борются против вампиров, не гнушаясь, однако, приемом оных на службу. Тем не менее, многие фанаты оригинальной манги восприняли аниме в штыки, утверждая, что оно разительно отличается от оригинала, причем в плохую сторону. Однако, не мне судить, но факт остается фактом – «Hellsing» известен многим, и там есть рыцари.

Аниме-сериал «Code Geass: Lelouch of the Rebellion», как оказалось, получил премию как лучший в своем жанре в 2007 году. В сюжете фигурирует «Орден черных рыцарей» - террористическая организация, призванная освободить Японию от Британской оккупации – естественно, в альтернативной истории.

Возможно, эти рыцари и не носят доспехов, и сражаются не с драконами, а с роботами, но все же, рыцарь определяется не внешностью, а характером своих поступков.

Конечно, и комиксы не могли не уделить внимание теме рыцарства, хотя произведения эти и не так популярны как большинство их собратьев.

Черных рыцарей в комиксах было несколько, причем некоторые из них были лишь второстепенными персонажами, а другие имели свои собственные истории во вселенной Marvel. Многих из них создал знаменитый Стэн Ли. Чаще всего Черные Рыцари были злодеями. Отыскать их можно, например, в комиксах «Мстители» или «Железный Человек».

Золотой рыцарь впервые появился в 1992 году в комиксе компании DC под названием «Демон». Демон Этриган боролся в одном из комиксов с золотым рыцарем, который охранял двери в ад.

В комиксах той же компании появлялся и Молчаливый Рыцарь, особыми способностями которого были обычные для всадника в доспехах навыки верховой езды, стрельбы из лука и фехтования. В той же вселенной появился и Атомный рыцарь, который боролся на стороне добра в команде супергероев-аутсайдеров, созданной из тех, кто по каким-то причинам не прошел отбор в знаменитую Лигу Справедливости. Позже Атомный рыцарь появлялся в огромном количестве разнообразных комиксов и вселенных.

Рыцари не раз устраивали поединки и среди пикселей и полигонов в многочисленных и разнообразных по жанру и древности играх.
Первая игра, о которой я вспомнил – это Stronghold 2. Средневековая стратегия когда-то затянула меня на долгие часы, потому что процесс тренировки юнитов, постройки, захвата и уничтожения замков противника погружал меня с головой в непередаваемую словами атмосферу средневековья, а клацающие доспехами рыцари самых разных званий и умений лишь усиливали впечатление от игры.

Рыцари - участники почти любой фэнтезийной RPG – а таких можно вспомнить огромное количество. Просто сходу, даже не напрягаясь, я смог вспомнить несколько таких игр: Dragon Age 2, The Witcher, The Elder Scrolls IV: Oblivion, Diablo 2, Divinity 2: Ego Draconis…etc. Помимо, собственно, мечей и доспехов, во многих из них рыцари представляют собой отдельный клан-орден (Dragon Age: Origins), выступают в качестве стражников (The Witcher) или просто ходят мимо.

Стратегия Medieval II: Total War так же не обошла стороной средневековые разборки и закованных в латы рыцарей. Такую же средневековую приставку получила и игра The Sims Medieval, ну а где средневековье – там практически не обойтись и без рыцарей.

Если вспоминать о рыцарском ордене Тамплиеров, то невозможно не сказать и об игре Assassin's Creed. Первая часть была непосредственно посвящена рыцарям и теме крестовых походов, как столкновения мусульманской и христианской культур, а город Акра был явным представителем типичного средневекового мегаполиса.

Стратегии так же не упускали рыцарей из виду. Для примера можно вспомнить Heroes of Might and Magic 5 и Замок, выполненный в стилистике средневековья, с рыцарями, монахами и всадниками, ну и King's Bounty: Легенда о рыцарепримерно с теми же характерными для рыцарства чертами. В эту же компанию попадает и игра Disciples III: Resurrection.

Рыцарями редко рождались, в основном ими становились. Причем процесс этого становления в большинстве случаев начинался с детства, когда в 7 лет мальчика начинали готовить к великому и воинственному будущему. Каждая игра была направлена не только на формирование определенных навыков, но и сторон характера. Конечно, это образование не было спартанским, но и не отличалось мягкостью. Когда юноша вырастал, он поступал на службу к крупному землевладельцу или бывшему рыцарю и становился пажом. Помимо военных игр и тренировок к обучению прибавлялось изучение Библии с точки зрения рыцарских идеалов. Кроме практики военного дела, паж изучал и теорию – различные битвы, участвовал в охоте и так далее. В целом же паж занимался мелкими поручениями, был, грубо говоря «на побегушках».

Только став оруженосцем в 14 лет бывший паж впервые имел честь прикоснуться к настоящему оружию – мечу. Происходило это – как и многие другие важные обряды той эпохи – в храме. Оруженосцы, несмотря на название, делились на классы по их приближенности к рыцарю. Сначала юноша становился форшнейдером – аналог современного официанта, который подавал на стол во время пиров, а затем следил за развлечением гостей. Затем следовала стадия шталмейстера – конюха. Для мальчиков их аристократических семей это часто было только уроком рыцарского смирения, поскольку работа считалась унизительной. Однако будущий рыцарь должен был не только выдержать это испытание, но и научиться ухаживать за лошадьми, знать о них все, ведь роль лошадей в сражении была не меньше, чем роль любого другого оружия. Те, кто с достоинством проходил эту школу, становились непосредственно оруженосцами – теми, кто следил за экипировкой рыцаря.

Оруженосец уже мог участвовать в сражении, прямо на поле боя, помогая своему рыцарю. Часто подобным образом проверялась храбрость и выдержка молодого воина. Звание оруженосца к тому же считалось почетным, а тот, кто носил его, пользовался уважением в обществе. Кроме того оруженосцы могли участвовать в турнирах, а довольно часто могли покидать своего патрона, отправляясь в путешествия в одиночку, или ища битвы, в которой они могли бы заслужить славу и честь носить звание рыцаря. Когда юноша заслуживал этого, он мог просить государя посвятить его в рыцари. Ритуал был довольно-таки сложным, и проходил в течение нескольких дней, заканчиваясь у алтаря, где король трижды ударив мечом по плечу воина, брал с него рыцарскую клятву. Рыцарь клялся вечно служить своему государству, защищать слабых и угнетенных, никогда не опускать меча, пока он не достигнет своей благой цели, не идти на поводу у грехов и излишеств, строго подчиняться людям из вышестоящих чинов, смело жертвовать своей жизнью ради бравого дела. Затем король трижды ударял мечом по плечу воина, провозглашая его рыцарем.

После этого начинался обряд одевания доспехов, причем каждый из предметов одежды имел свою особую, ритуальную значимость. Шпоры означали неутомимость, щит – верность родине и королю, шлем – мудрость и рассудок, меч в форме креста – как символ Христианства и справедливого правосудия, панцирь – непокорность порокам, измене и гордости, кольчуга – силу и мужество, копье – символ правды. Затем рыцарь садился на коня – своего верного помощника, а уздцы символизировали силу рыцаря обуздать свои страсти. Таков был официальный ритуал посвящения в рыцари. Если же рыцарь нарушал данную им клятву, его возводили на эшафот на городской площади и поочередно срывали с него все части экипировки и бросали на землю, а затем с позором лишали титула, отпевали и изгоняли. Такой позор клеймил наперед несколько поколений потомков этого рыцаря, семейный герб которых менялся в соответствии с проступком предка. Довольно часто посвящение в рыцари происходило прямо на поле боя, или в других, «неканонических» условиях.

Прагматизм того времени приводил к тому, что любое сложное или потенциально невыполнимое задание включало в себя немедленное посвящение в рыцари любого добровольца. Так появлялись «рыцари битвы», «рыцари подкопа», «рыцари приступа» и т.д. Однако пожаловать в рыцари простолюдина мог один лишь король. Кроме того и среди рыцарей были свои классы. Только рыцарь дворянского происхождения мог стать знаменным рыцарем – на знамени был семейный герб. Чаще всего знаменные рыцари были предводителями семейных армий, распространенных в те времена.

У рыцарей существовал и негласный кодекс – так называемые рыцарские добродетели. Рассмотреть их можно на примере герба Ордена Св. Иова, ведущего свою историю от ордена Рыцарей-госпитальеров.

Четыре стрелки креста обозначают Благоразумие, Справедливость, Сдержанность, Силу духа. Восемь углов соответствуют 8 заповедям рыцаря: Смирению, Состраданию, Любезности, Преданности, Милосердию, Чистоте, Миролюбию и Стойкости соответственно. Так же к этим качествам иногда добавляются храбрость, благородство, веру, отвагу, надежду, силу, целомудрие и решительность.

Особым ритуалом было и погребение рыцаря. Как известно, каждое рыцарское надгробье имело изображение-рельеф погребенного.

Особ королевских кровей всегда изображали в королевских одеждах, со скипетром в руке. Рыцарей, погибших на поле боя, изображали в доспехах, с мечом в руке. Рыцарей умерших в мирное время, но вне своего поместья – в доспехах, но без шлема и меча. Так же рыцарей, погибших в бою, в котором была одержана победа, изображали с живым львом у подножия. У побежденных лев был мертвым. Рыцари, погибшие на поединке, изображались со скрещенными руками и оружием подле. Таким образом, каждый вид погибели имел свои особенности отображения на каменном надгробии.

И в окончании поста небольшой бонус: КВН, Сборная Пятигорска, РЫЦАРИ.

http://youtube.com/watch?v=xugfbvW2EEA

На этом все. Приношу одновременные извинения и благодарность тем, кто осилил этот пост и дочитал его до конца – надеюсь, такие были. Спасибо вам, за то, что прочли, не пожалев глаз и времени. Кстати, напоминаю, что невозможно написать обо всех фильмах или книгах – как видите это выливается в чудовищные размеры поста. Буду вдвойне благодарен тем, кто оставит свои комментарии, пожелания, а возможно, и плюсы.


Игры в посте