Стрим-центр9 в эфире
Топ Маньяк! lefort87 стримит Dead by Daylight
Fable Anniversary, часть 2 ripper_and стримит Fable Anniversary
☠ Капитан XopBaT ☠ DreamSails стримит Hearthstone: Heroes of Warcraft
stream center intro slide 1

«Канобу» и «ВКонтакте» запускают «Стрим-центр» — сервис для тех, кто любит смотреть и проводить прямые трансляции. Наш сервис поможет делиться стримами с «ВКонтакте», Twitch и YouTube и обеспечит новую аудиторию, которой будет интересен именно ваш контент.

«Стрим-центр» доступен на любой странице «Канобу» — достаточно нажать на стрелку в верхнем правом углу и развернуть сетку с активными стримами. Вы также можете открыть чат, кликнув на иконку сообщения в правом углу.

Кнопка «Добавить стрим» позволит поделиться прямой трансляцией. После нажатия вы увидите три активных поля. В первой строке нужно вписать адрес канала, остальные поля заполнит наш сервис.

stream center intro slide 4

Делиться стримами — это просто! Попробуйте сами. Обратите внимание, что после добавления стрима ваша трансляция сначала отправится на рассмотрение модераторов.

74 102 11893
21 мин.

Добрый день КаНоБу! Прежде всего, хочу разъяснить название тем, кого оно, возможно, поставило в тупик. Я долго не м ...

Добрый день КаНоБу! Прежде всего, хочу разъяснить название тем, кого оно, возможно, поставило в тупик. Я долго не мог придумать, как назвать этот пост, пока случайно не наткнулся на термин «темпонавт» - означающий человека, путешествующего во времени. Кроме того, неожиданно получилось, что выход поста совпал с переводом стрелок на летнее время. Таким образом, как вы уже поняли, этот пост будет посвящен этим путешественникам, машинам времени, и всему, что с этим связано: фильмам, книгам и играм. Кроме того, я попытаюсь удариться в науку и разобраться в том, возможно ли в принципе подобное путешествие, и представить вам факты и теории, выдвинутые как художественными, так и научными произведениями. Устраивайтесь поудобнее.

Начать, наверное, стоит с появления самой идеи путешествия во времени. Идея эта, разумеется, могла возникнуть когда угодно, однако первым упоминанием путешествий во времени в литературе можно считать «Воспоминания о XX веке» ирландского автора – Самюэля Маддена. Отношения к технике и технологиям в то время (1773 год) было весьма настороженное, поэтому не удивительно, что путешествия во времени в книге происходили не с помощью особого механизма, а с помощью божественной, а точнее ангельской силы: ангел, приносит главному герою письма, из 1998 года. Из писем становится ясно, что миром правит единый великий император (англичанин), а женщины приравнены в правах с мужчинами – идея для того времени просто фантастическая. Следом идет примерно похожее по принципу путешествия во времени, но зато гораздо более известное произведения Чарльза Диккенса – «Рождественская история». Главного героя, напомню, навещают духи рождества прошлого, настоящего и будущего, забирая его, поочередно, каждый в свое время.

Первый «прибор» позволяющий путешествовать во времени, появился в рассказе «Часы, которые пошли вспять» Эдварда Митчелла. Главный герой рассказа отправляется в прошлое с помощью напольных часов с маятником. Автор уже в 1881 году задолго до Эйнштейна высказал идею об одновременности и относительности прошлого-настоящего-будущего, а главный герой случайно обнаружил, что его бабушка поразительно напоминает дочь генерала с портрета двухсотлетней давности.

Так мы плавно подобрались к прародителю феномена «машины времени» - Герберту Уэллсу. Однако «Машина времени» выросла из появившегося за 7 лет до великой книги рассказа «Аргонавты времени». Дедушка мировой фантастики впервые в литературе использовал ставшее знаменитым словосочетание. Прогнозы Уэллса, однако, были пессимистичны. Благодаря машине времени ученый-изобретатель отправляется в антиутопическое будущее, где общество разделено на полуживотных-морлоков, живущих под землей и якобы элитарную расу элоев, которые, в сущности, мало чем отличаются от морлоков. Главные герой тщетно пытается приспособиться к окружающим его миру будущего, однако, в конце концов, отправляется в более отдаленной будущее, в котором наблюдает постепенное умирание Земли. Устав от путешествия, герой возвращается обратно в свое время, однако ему никто не верит, поэтому он вновь отправляется в будущее за доказательствами. Несколько авторов пытались развить классическую историю, например «Ночь Морлоков» Кевина Джетера или «Человек, который любил морлоков» Дэвида Лейка.

Первый из рассказов знаменитого фантаста Роберта Хайнлайна о путешествиях во времени появился в 1941 году под названием «По замкнутому кругу». Машиной времени для главного героя послужили так называемые «ворота времени» - что то вроде портала, через который к нему попадает некто из будущего, рассказав о том, что инопланетяне поработали землян, сделав их безвольными рабами, а потом покинули Землю, и теперь любой человек из XX века может быть королем этих рабов. Автор сталкивает читателя с проблемой временных парадоксов, которая уже в скором времени станет одной из самых существенных и интересных для фантастики, посвященной машине времени. Второй рассказ Хайнлайна о путешествиях во времени «Дверь в лето» - на этот раз главный герой сначала использует для путешествия во времени анабиоз (его замораживают до лучших времен), а затем из будущего, где он очнулся, уже с помощью изобретенной к тому времени машины времени (простите за каламбур), он возвращается в прошлое, чтобы исправить некоторые вещи. (не буду рассказывать всю соль сюжета). Третий рассказ – «Все вы Зомби» вообще поражает своим безумием – речь идет не о живых мертвецах, а именно о путешествии во времени, однако традиционный для жанра парадокс «я встретил себя» здесь выливается во что-то весьма странное. Советую прочитать, чтобы оценить это. А в рассказе «Достаточно времени для любви» главный герой, отправившийся в прошлое, вообще влюбляется в собственную мать.

В 1952 году появляется рассказ Рея Брэдбери «И грянул гром», описывающий мир будущего, в котором люди ради развлечения отправляются в прошлое, чтобы поохотиться на тираннозавра. Огромное количество мер предосторожности (как то: спец.дорожка, с которой нельзя сходить, специалист-сопровождающий, заранее отобранный динозавр, который и так должен был скончаться, длительный инструктаж по технике безопасности для туристов во времени) конечно, были нарушены. Наступив на несчастную бабочку, один из главных героев нарушил установленный вселенной порядок, что вылилось, как всегда в изменения в настоящем. Брэдбери одним из первых ставит перед читателем вопрос ответственности тех, кто сможет путешествовать во времени.

Айзек Азимов в своём романе «Конец вечности» изображает свой прототип машины времени – в рассказе она похожа на лифт. Машина включалась специальным рычагом, а темпонавты прятались в капсуле, которая компенсировала перегрузки разгона и торможения.

В рассказе Роберта Сильверберга «Станция Хоуксбилл» правительство отправляет преступников в прошлое в качестве наказания. В книге Курта Воннегута «Бойня номер пять» главный герой, переживает пост стрессовый синдром (откровенно говоря, сходит с ума), его забирают к себе инопланетяне, чтобы научить путешествовать во времени. Книга и состоит из таких путешествий. Не стоит забывать и о Лангольерах – пожирателях времени из одноименной книги Стивена Кинга, в которой самолет с несчастными героями попал во Вчера, уничтожаемое прожорливыми существами.

В книге «Автостопом по галактике» Дугласа Адамса, а точнее в двух ее частях «Ресторан «Конец Вселенной» и «Жизнь, Вселенная и все остальное» главные герои так же путешествуют во времени, только с помощью искривлений-пространства-времени. Вспомним и знаменитую книгу «Гарри Поттер и Узник Азкабана», где Гермиона использовала маховик времени, чтобы успевать посетить как можно большее количество уроков. К счастью, она реабилитировалась, используя чудо-механизм для спасения Сириуса Блэка. Сравнительно недавно плавилась книга «Жена путешественника во времени», рассказывающая о нелегкой судьбе жены и путешественника, соответственно.

Из отечественных авторов нельзя не вспомнить Кира Булычева и его «Сто лет тому вперед».

Знаменитая Алиса Селезнева впервые появилась именно в этой книге. Впрочем, как и миелофон (прибор, для чтения мыслей) и Коля – пионер, который случайно находит машину времени в квартире соседа по лестничной площадке. Более известна, конечно, продолжение книги – «Гостья из будущего».

Первым фильмом, посвященным путешествиям во времени стала киноадаптация «Машины времени» Уэллса, появившаяся в 1960 году. В свое время умы и сердца поражала классическая лента «Планета обезьян» 1968 года. По сюжету главный герой попадает на Землю будущего, которой управляют разумные обезьяны, использующие людей в качестве рабов.

Машину времени изобретает и Шурик, который отправился в свой любимый период времени, чтобы познакомиться с Иоанном Грозным. Ивану Васильевичу, как известно, пришлось менять профессию, а первый советский фильм о темпонавтах был комедией, хотя и отменной.

Ближе к нашим временам – в 1984 году - появляется знаменитый робот-темпонавт – Терминатор. Одного этого слова достаточно, ведь робот, отправленный из будущего, чтобы предотвратить рождение лидера повстанцев в войне с машинами, навсегда останется в наших сердцах.

В 1985 на свет появляется легендарная Делориан, управляемая Доком, Марти и Эйнштейном (собакой, а не ученым). Трилогия Земекиса «Назад в будущее» прочно закрепила в умах человечества большинство аспектов путешествий во времени: и встречи с самим собой и своими родственниками\потомками, и альтернативные вселенные, и хрупкость пространственно-временного континуума. Машина времени здесь является машиной в прямом смысле, а для путешествия во времени при помощи потокового накопителя, изобретенного, когда Док ударился головой, ее нужно разогнать до 88 миль\час. В последнем фильме машина времени превращается в поезд времени.

В 1989 году появляется фильм «Миллениум». Сюжет довольно-таки интересен. В самом начале картины падает самолет, а агент, направленный на исследование катастрофы случайно сталкивается с невезучей стюардессой, которая уже погибла когда-то в авиакатастрофе. В итоге выясняется, что она прилетела из будущего чтобы перед самой катастрофой украсть из самолета людей и доставить их в будущее – туда, где человечество находится на грани исчезновения.

В 1993 году появляется знаменитый фильм «Пришельцы» с Жаном Рено и Кристианом Клавье в главных ролях. В этой французской комедии средневековый рыцарь и его слуга под влиянием колдовства попадают в современный Париж, где сталкиваются со всеми прелестями технического прогресса. Позже вышла голливудская версия фильма, хотя, с теми же актерами.

В фильме Георгия Данелия «Кин-дза-дза» машинка перемещение одновременно позволяет путешествовать во времени и пространстве. В отличие от громоздких традиционных машин времени в данном случае прибор помещается в карман. Примечателен сам способ перемещения – в прошлое путешествует только сознание темпонавта, возвращаясь в его же тело, но в прошлом, и «наслаиваясь» на прошлое сознание.

Фильм «12 обезьян» объединяет в себе не только черты антиутопии, постапокалипсиса и путешествий во времени, но и Брюса Уиллиса и Бреда Питта в роли сумасшедших. После того, как большая часть человечества погибла из-за террориста, выпустившего смертельный вирус в одном из аэропортов, оставшиеся выжившие отправляют заключенных в прошлое, чтобы предотвратить катастрофу. Проблема в том, что они знают лишь название террористической организации «12 обезьян», но даже не знают времени ее появления. Фильм, несомненно, стоит посмотреть.

Нельзя забыть и фильм «Патруль времени» - не только потому, что это традиционный боевик 90-х с Жаном-Клодом Ван Даммом, а потому, что фильм рассказывает про темпонавтов – как положительных, так и отрицательных. Сюжет, в принципе, прост и банален – злодей отправляется в прошлое, чтобы захватить власть и изменить его по своему желанию, а специальный отряд «полицейских времени» посылает за ним вслед своего агента. Машина времени в фильме выглядит как кресло, которому придают разгон на специальном стенде.

Очередная комедия про темпонавта – «Остин Пауэрс: Человек-загадка международного масштаба» поведает историю, о британском суперагенте, которого заморозили, чтобы он победил Доктора Зло. Процесс разморозки шпиона, а так же процесс «победы» над суперзлодеем делают эту пародию на бондиану достойной всяческих похвал и многоминутного смеха.

В 2001 году появляется неоднозначный фильм «Донни Дарко», описать который крайне сложно лишь потому, что он построен на символах и подтекстах более чем на диалогах и сюжете. Главный герой – подросток со всеми свойственными возрасту проблемами узнает точную дату конца света… впрочем, невозможно объяснить необычность этого фильма. Всем любителям нестандартного кино обязательно к просмотру.

В этот же год появляется знаменитая мелодрама «Кейт и Лео», заставившая девушек впервые обратить внимание на привлекательность Хью Джекмана, и поверить в то, что если уж рыцарей и джентльменов в наши времена найти практически невозможно, то все-таки есть шанс заполучить герцога из прошлого с помощью разрыва пространственно-временного континуума.

В 2004 году появляется психотическая драма «Эффект Бабочки», рассказывающая о парне, способном возвращаться в прошлое и менять его. Сумасшествие, самые темные и неприятные крайности жизни, выведенные на первый план, постепенно ведут зрителя к мысли о том, что существует понятие «не судьба», и догадке о том, что прошлое вряд-ли стоит менять, потому что оно должно быть таким, какое оно есть.

В 2006 году вышла мелодрама «Дом у озера», в которой во времени путешествовали письма, и благодаря такой волшебной и необъяснимой переписке главные герои полюбили друг друга. Почти тот же самый сюжет наблюдается в отечественном «тарифе новогоднем» с некоторыми поправками на особенности отечественного кинематографа. Затем в свет выходит весьма посредственная экранизация знаменитого рассказа Брэдбери «И грянул гром». Создатели ленты настолько переписали сюжет источника, что в нем лишь с трудом угадываются внешние черты великого рассказа. Смыслу, подтекстам и фирменной сатире автора в фильме места не нашлось. В этот же год появляется трагикомедия «Клик». Наверное, многие мечтали о пульте управления временем, который позволял бы владельцу проматывать скучные моменты жизни и ставить на паузу особо приятные из них. Конечно, чудо устройство попадает к тому, кто совершенно не ценит не только этого дара судьбы, но и своей собственной жизни. Весьма неплохой фильм повествует о банальных, но вечных ценностях – семье, любви, и ценности даже пустяковых и бессмысленных моментов жизни.

Фильм «Дежа вю» начинается с катастрофы, в которой гибнет множество людей. Террорист, подложивший бомбу на паром, исчез без следа, но агент, ведущий дело знакомится со специалистами по возврату в прошлое. Сначала все начинается с видеотехнологии, при помощи, которой ученые могут следить за событиями прошлого. С помощью такой временнОй слежки агент выходит на террориста, а затем пробует сам вмешаться в ход событий, возвращаясь в прошлое. Путешествие, однако, убивает его, благо рядом оказывается реанимационная бригада, оживляющая главного героя, который немедля отправляется на поиски террориста. Фильм долго «раскачивается», однако после середины серьезно заинтересовывает, и держит в напряжении вплоть до развязки.

В 2009 году выходят фильмы-экранизации вышеназванных книг: «Жена путешественника во времени» и компьютерный фильм Земекиса «Рождественская история». О первом сказать в принципе нечего, стандартная мелодрама, ничем не примечательная кроме антуража. Ну а фирменный стиль Земекиса последних лет и его заигрывание с 3D и прочими наворотами современности, конечно, принес несколько интересных оттенков Диккеновской истории.

В прошлом году появляется как минимум два фильма про путешествия во времени. Первый из них «Машина времени в Джакузи» - обычная молодежная комедия, про сорокалетних мужчин, которые вспоминая юность, сидя в волшебной джакузи (об этом они не знали) попадают как раз во времена своей молодости. Непонятно как попавший в этот фильм Джон Кьюсак, которого лично я уважаю как отменного актера, как-то удивляет самим фактом присутствия.

Второй фильм можно описать словами «экранизация игры», которые в подавляющем большинстве случаев означают, в лучшем случае, скучное и неинтересное кино только для фанатов. Однако «Принц Персии: Пески времени» и волшебный кинжал, отматывающий время назад, оказался неплохим историческим боевиком, хотя и явно не первоклассным.

Наверное, специально для тех, кто плохо разбирается в теме путешествий во времени, был снят фильм «Часто задаваемые вопросы о путешествиях во времени». Традиционная британская комедия с долей иронии, черного и обычного юмора, и одновременной трагичностью, элементами драмы и простыми темами, рассмотренными под необычным углом. Можно упомянуть, к примеру, что машиной времени в кино является туалет в небольшом английском пабе. В любом случае, фильм понравится любителям «Зомби по имени Шон» и сериала «Компьютерщики».

Путешествия во времени встречались во многих сериалах, расскажу, однако, о самых знаменитых и интересных из них.
Начну, конечно, я культового, мегапопулярного, и, не побоюсь этого слова, легендарного сериала «Доктор Кто», обласканного не одним поколением критиков и простых зрителей по всему миру. Инопланетный гений, путешествующий во времени и пространстве на сверхтехнологичном корабле, умело замаскированном под полицейскую будку. Одиннадцать реинкарнаций сериала и более 770 серий подарили Доктору Кто несметное количество поклонников, начиная с самых первых серий, появившихся в конце шестидесятых в Великобритании.

Ответвление от культового «Терминатора» - сериал «Хроники Сары Коннор» пользовался гораздо меньшим успехом. Мало того, что создатели сериала снова вмешали робота из будущего в прошлое, доказав, что Скайнет (как и Джон Коннор) бессмертны и неуничтожимы до тех пор, пока жива память о знаменитых кино-прародителях сериала. Хотя, стоит признать, что новая версия Терминатора получилась симпатичной, но это-таки дело вкуса и технологии роботопроизводства.

В сериале «Вспомни, что будет» все человечество упало в обморок на 2 минуты 17 секунд, увидев при этом свое будущее через 6 месяцев. Сериал рассказывал истории этих людей с точки зрения их реакции на увиденное. Те, что ничего не увидел, вскоре догадались, что не проживут эти 6 месяцев.

Персонаж сериала «Герои» Хиро Накамура обладал способностью перемещаться во времени в обоих направлениях (прошлое-будущее) и на, если можно так сказать, долгие дистанции.

Одно из таких путешествий привело его в Японию 1671 года, где Хиро познакомился с героем своего детства Такезо Кенсеем и заодно помог ему совершить все его подвиги.

Мультфильмы так же не обошли стороной темпонавтов. Помимо многочисленных «казуальных» путешествий во времени (Например, в «Утиных историях») случались и полномасштабные мультфильмы, и мультсериалы, посвященные темпонавтам. Отдельного упоминания, на мой взгляд, заслуживают следующие мультики.

Мультсериал «Команда времени» или «Time Squad» рассказывал историю темпонавтов из будущего. По теории из мультфильма, прошлое, похожее на спираль-веревку со временем (как странно это не звучит) начинает распутываться, что может плохо сказаться на настоящем главных героев. Поэтому они занимаются тем, что восстанавливают обратно «распутавшиеся узелки» прошлого. Команда состоит из робота ученого, громилы, и заумного мальчика, которые путешествуют в самые разнообразные эпохи.

Самым знаменитом сериалом о темпонавте среди мультфильмов, наверное, можно назвать Фурураму. Главный герой разносчик пиццы Фрай был случайно заморожен, а разморозили его уже в далеком будущем - как вы видите, криогенная заморозка тоже может считаться своеобразным способом путешествия во времени.

Еще один сериал «Мир Будущего» был уже более серьезным. Человечеству грозит новый ледниковый период, поэтому команда темпонавтов должна отыскать в будущем пригодное для эвакуации человечества время. На протяжении сериала, главные герои движутся в будущее на разные отрезки времени, чтобы отыскать райское время.

И последний, уже полноценный мультфильм, посвященный темпонавтам, называется «В гости к Робинсонам».

Если не обращать внимание на очевидные для жанра клише, то мультфильм в целом получился очень достойным, и самое главное, он не страдает характерной для диснеевских мультфильмов шаблонностью – персонажи в нем интересные и живые, рассказанная история по-хорошему цепляет, а главные злодей просто заслуживает мульт-оскара.

Игры, конечно, не обделили вниманием такую благодатную тему, как путешествия во времени. Причем все эти игры можно поделить на две группы: те, в которых геймплей основан на управлении временем, и те, в которых темпонавты являются лишь частью сюжета. Начнем с первых.

Игра TimeShift уже своим названием говорит о том, какой эффект стоит в ней на первом месте. Завязка сюжета слегка банальна для жанра: главный злодей, при помощи специального костюма, позволяющего путешествовать во времени, отправляется в прошлое, и меняет все так, как хочет. Главный герой, конечно же, хочет вернуть все «как было». Однако костюм у него похуже, поэтому со временем он промахивается. Тем не менее, на протяжении всей игры сохраняется возможность управлять временем по классической схеме: вперед, назад и стоп.

Braid - игра для Xbox 360 рассказывала историю о спасении принцессы бравым героем по имени Тим. Примечательно то, что геймплей был в основном построен на способности «проматывать» время вперед и назад, причем управление временем зависело от положения тела протагониста в пространстве. При движении влево время отматывалось назад, при движении вправо – вперед, а при остановке оно, соответственно, замедлялось.

Парад «управляющих временем» продолжает игры Singularity. Научный эксперимент СССР по управлению временем оборачивается локальной катастрофой, и остров Каторга-12 постоянно перемещается между 1955 и 2010 годами. Геймплей базируется на изобретении русского ученого - МВП — мобильном временном преобразователе, который, как обычно, позволяет «проматывать время» в двух направлениях и останавливать его. На подобные манипуляции тратится энергия, которая восстанавливается со временем.

Теперь перейдем к играм, где путешествия во времени являются лишь частью сюжета.

В игре Half-Life 2 Гордон Фриман тоже является темпонавтом – пробыв в стазисе (измерении вне времени и пространства) около 20 лет, он по приказу G-man’а отправляется в Сити-17.

Крутой Сэм из игры Serious Sam HD: The Second Encounterпутешествует во времени на протяжении всей игры, чтобы побывать в городе майя Теотиуакане, древнем Вавилоне и средневековой Европе, и убить там пару миллионов монстров, и, конечно, спасти Землю.

Кратос, к настоящему времени персонаж не только игры God of War 2 но и Mortal Kombat (2011), меняет свою судьбу, и отправляется назад во времени, чтобы помешать Зевсу убить его и воцариться на Олимпе.

Игры серии Command & Conquer: Red Alert 3 сталкиваются с проблемой последствий путешествия во времени. Эйнштейн отправляется в прошлое, чтобы убить Гитлера, что, однако, не приносит ему «мир во всем мире», а провоцирует еще более кровопролитные войны между СССР и НАТО.

В игре INFAMOUS главный герой узнает, что на всем протяжении сюжета он сражался с самим собой из прошлого, и соответственно, хочет расставить все по своим местам. Как оказалось, злодей дал самому себе сверхспособности, чтобы тот убил себя из прошлого, а он сам не натворил ошибок самого себя.
Путешествия во времени являются неотъемлемой частью игр Assassin's Creed: Brotherhood, в которых во времени путешествует сознание главного героя Дезмонда, который повторяя в точности действия своего предка, синхронизируется с его памятью.

Недавний квест «Назад в будущее», посвященный одноименному фильму, и являющийся своеобразным продолжением знаменитой трилогии проводит игрока по местам боевой славы из предыдущих картин, напоминая многие события и большую часть героев, вызывая смешанные чувства ностальгии и фанатской радости. Игра, сама по себе, возможно и не так интересна даже для квеста, но тем, кто хочет вновь повстречать Дока и Марти она обязательно придется по вкусу.

Изучая проблему путешествий во времени, можно пойти двумя путями: простым и сложным. Простой путь заключается в анализе парадоксов и гипотез, высказанных в фильмах, играх и книгах, которые в разной степени далеки от современной науки. Сложный путь представляет собой реальное рассмотрение научных гипотез по этой теме, благо вопрос путешествий во времени не отвергается учеными как ненаучный, а рассматривается со всей серьезностью и изучается, причем, скорее не для практической пользы (как то изобретение машины времени и само путешествие), а в рамках всеобщей концепции физики и пространственно-временного континуума, который, для современной науки, фундаментален.

Однако, для чистоты эксперимента, попробую рассмотреть вопрос путешествий во времени с обеих этих позиций.

Самой распространенной проблемой темпонавтов является «проблема дедушки», которую можно свести к следующему: если темпонавт отправится в прошлое, и убьёт своего деда – перестанет ли он существовать? В более широком смысле, какие последствия будет иметь изменение прошлого для будущего? Чаще всего, массовая культура отвечает на эти вопросы однозначно – будущее изменится, образуя новую реальность. Нюансы трактовки могут быть разными – начиная, с небольших изменений, заканчивая тотальной гибелью Вселенной. Док, к примеру, утверждал, что все произойдет именно так, хотя сам фильм убеждал лишь в появлении альтернативного варианта развития событий.

Причем масштаб этих изменений был довольно-таки локальным: в рамках одного города. Чаще всего масштабы последствий именно такие – они затрагивают лишь главных героев. Реже малейшие изменения прошлого влекут за собой кардинальные перемены будущего с точки зрения темпонавта.

Наука вплотную начала заниматься вопросом теории путешествий во времени лишь после появления теории относительности Эйнштейна, которую в данном случае можно свести к следующему: время нелинейно, оно вместе с пространством образуем четырехмерную систему – континуум. Пространство-время может изменяться под влиянием массы тела, эквивалентной энергии, что следует из знаменитой формулы E=mc^2.

В свое время, один из наиболее выдающихся ученых современности Стивен Хокинг написал несколько книг, в которых он в упрощенной форме (так сказать «для чайников») описал фундаментальные законы Вселенной. В одной из таких книг – «Мир в ореховой скорлупке» Хокинг уделил целую главу теории путешествий во времени. Суть главы сводится к следующим 10-ти положениям:

1)Теоретически обоснован «эффект близнецов» - один близнец летит в космосе со скоростью близкой к скорости света, второй остается на Земле. Из-за искривленности пространства-времени, часы первого отстанут от часов второго – таким образом, он окажется в прошлом относительно Земного близнеца.

2)Учитывая искривление пространства, доказанное Эйнштейном, используя его, теоретически возможно путешествие в прошлое.

3)Это путешествие теоретически возможно с помощью кротовой норы – туннеля в пространстве, заполненного антиматерией (существование которой доказано как теоретически, так и экспериментально), позволяющего перемещаться в пространстве-времени.

4)Согласно теории струн (не доказана) пространство скучено вокруг колеблющихся частиц в своеобразный конус – временную петлю. Сделав круг по этой петле можно оказаться в прошлом, относительно момента начала движения.

5)При теоретическом «падении» в черную дыру из-за сил гравитации будет искривляться пространство-время, поэтому падающее тело будет одновременно находиться в прошлом и будущем относительно стороннего наблюдателя

6)Теория о том, что черные дыры испускают излучение и из-за этого постепенно теряют массу, подразумевает, что плотность энергии на горизонте событий (предел, после которого никакая частица не может покинуть поля притяжения черной дыры) должна быть отрицательной, то есть, по сути, являться антиматерией, которая требуется для построения теоретической машины времени

7)Испарение черных дыр (доказанное Хокингом излучение) показывает, что плотность энергии может быть отрицательной и искривлять пространство-время именно в направлении, которое необходимо для путешествий во времени.

8)Перемещения во времени, согласно квантовой теории существуют в микроскопическом масштабе (на уровне элементарных частиц), поэтому человек не может их заметить

9)Вероятность существования искривления пространства-времени, достаточного для перемещения во времени объектов макромира (то есть для того, чтобы построить машину времени для темпонавта) составляет «меньше чем единица к десяти в степени триллион триллионов триллионов триллионов триллионов».

10)В конце главы Хокинг пишет, что вероятность крайне мала, но все же она существует.

Произведения, посвященные темпонавтам, поднимали множество проблем: вопрос ответственности за свои поступки и действия, вопрос ценности и важности незначительных событий, вопрос моральности подобных путешествий, они пытались предупредить нас о будущем… Возможно, главный вопрос: Почему люди мечтают о путешествиях во времени? На это есть несколько причин. Начну, пожалуй, с направления вперед, в будущее. В этом случае путешествие во времени сводится к некому продвинутому варианту гадания – человеку свойственно желание узнать свое будущее, хотя это желание и спорно, но это тема для отдельного разговора. Цели путешествия в прошлое уже более очевидны – если для ученых и науки в целом это способ узнать какие-либо тайны прошлого, то мотивы обычного человека чаще всего являются приземленными – он хочет что-то изменить.

В массовой культуре все, таким образом, сводится к вопросу… судьбы. В каждой книге, игре или фильме эта тема прослеживается в разной степени. Иногда, она скрыта от глаз, иногда «проскальзывает» где-то рядом (Как в «Терминаторе 2»), но тема судьбы неразрывно связана с темой путешествий во времени.

Мы знаем, что нет возможности изменить то, что уже произошло, хотя так часто жалеем о своих поступках, или как минимум хотим что-то изменить, не совершать ошибок, которые мы сделали в прошлом. Каждый раз, когда перед нами стоит выбор, мы колеблемся из-за того, что единственное, что мы можем - это лишь представить себе последствия выбора. Но жизнь слишком часто непредсказуема. Отчасти поэтому огромное количество людей, я думаю, не упустило бы возможность сесть в машину времени, и отправиться в прошлое, чтобы изменить свое настоящее.

В жизни часто происходят события, на которые мы как-то повлияли, или спровоцировали каким-то образом. Но не менее часто происходят и случайности. Причем статистически и научно доказано, что это соотношение равно 5:3, т.е. на пять закономерностей приходится в среднем три случайных события. И даже в этом все сводится к ответу на вопрос: «А что если случайности не случайны?».

Наверное, тут никто не может быть прав. Можно считать, что судьба человека заранее предопределена, и мы либо намеренно, либо сами того не зная следуем ей. Можно считать, что человек сам творит свою судьбу, и все, что его окружает, есть прямые последствия его решений. Да, но если каждый человек, сам решает за себя, то не получится ли, что, переплетаясь, эти решения хаотично влияют на нас, порождая те самые случайности. Не получится ли, что фаталист - верящий в судьбу человек, будет всю жизнь «сидеть на месте» и ждать, когда судьба придет за ним?
Дезмонд из игры АС умирал, если пытался изменить что-либо в прошлом своего предка. Герои фильма Терминатор 2 пытались изменить будущее, чтобы достичь каждый своих целей. Марти и Док случайно меняли прошлое, а затем усиленно пытались вернуть все на свои места, хотя в итоге, изменили реальность «под себя» - примеров изменения судьбы можно найти много.

Что же мы зовем судьбой? Это некая запрограммированная, заранее определенная последовательность событий, которая произойдет неминуемо от нашей воли. Судьба непосредственно связана с верой – в широком смысле этого слова. Можно верить в то, что судьба предписана Богом или какой-то божественной силой, можно верить в то, что судьба просто является фундаментом существования нашего мира. С другой стороны, отрицание существование этой Силы приводит к мысли о том, что все в наших руках, и мы сами творим свое будущее.

Судьбу можно рассматривать как некий обезличенный эквивалент Бога – неподвластную нашему разуму силу, которая управляет нами. Однако это «родство» напрямую влияет не только на фантастику, посвященную темпонавтам, но и на мировоззрение людей и их поведение. Почему в западных фильмах люди чаще всего с легкостью меняют прошлое, как улучшая, так и ухудшая его? Это связано с протестантизмом – основной религией западной цивилизации, которая учит человека, что его жизнь полностью зависит от его стараний и усилий. Гораздо реже в произведениях встречается мысль о том, что человек, оправившийся в прошлое, и изменивший что-то там, даже этими своими действиями все еще выполняет свою судьбу, и его путешествие во времени было предрешено. Предопределенность свойственна буддизму и исламу.
В последнее время, когда мир столкнулся с глобализацией, многочисленные религии и мировоззрения сливаются вместе, образуя новые, в какой-то степени, универсальные трактовки понятия «судьба». Довольно часто можно встретить такое «гибридное» понимание: судьба существует, однако человек может выбрать, следовать ей или нет.

Все эти взгляды так или иначе воздействуют на наше мировоззрение, хотим мы того или нет. Возможно, кто-то не задумывается, о судьбе и свободе воли, однако фантастика о темпонавтах, помимо прочего, создана и для того, чтобы заставить нас задуматься об этом.

На этом все. Жду ваших комментариев, пожеланий, а, может, даже идей, о том, чему (или кому) посвятить следующий пост "Все о..."


Игры в посте