8 мин.
Матерый Лепрекон

"Герои 3", "Герои 3", "Герои 3"… (твердил он таким тоном, будто пробовал любимую шоколадку). Если бы вы подняли меня с постели в три часа ночи и крикнули в ухо «ГЕРОИ 3!!!», то я бы не задумываясь ответил: «Горячий стул, Крэг Хэк и Сандро!» и снова бухнулся спать, досматривая сны в которых лавина моих троглодитов сметает с карты все живое.
Это была та самая игра, в которую тогдашние школьники и нынешние олдфаги, не освоившие или бросившие Counter-Strike, рубились двор на двор, а потом с пеной у рта доказывали преимущества своих любимых замков над другими. Это была та самая игра, из-за которой кумирами молодежи (пацанчиков в коротких штанишках) были ни грудастые тетеньки из телека, ни герои нашего времени (политики, поп-звезды, Новодворская), ни даже Ленин, а уже упомянутые Крэг Хэк, Сандро, Джелу, а позже и Тарнум. Одни орали, что Сандро – слабак, который только посылать других на квесты горазд, другие – что он самый классный чел, и просто обязан был победить, просто так уж принято, что у Бобра кулаки крепче, чем у Осла. Для одних Джелу был объектом неистового поклонения (как же, эльф, хоть и наполовину, который вдобавок почти на халяву клепает убермощных снайперов), для других – читером в гомосексуальных лосинах (группу Kiss в моем окружении мало кто знал). И все сходились на том, что Крэг Хэк – со всех сторон приятный и крутой парень. А Тарнум… что Тарнум, он был уже далек от торта, несмотря на несколько любопытных кампаний, посвященных ему. А священные войны, сравнимые только со страстями в современном интернете, что кипели вокруг любимых городов и представлений об идеальной армии…

Мое знакомство с Героями произошло в игровом клубе, потому что компьютер у меня хоть и был, но родители разрешали сидеть за ним только 20 минут в день (немыслимое злодейство, думаю уже сейчас, прикинув, сколько сейчас за ним торчу). Тогда я очень огорчился, что на клубном компе нет ни первой Age Of Empires (кто упустил предыдущий выпуск, посвященной этой замечательной игре – http://kanobu.ru/blog/id200605/), ни даже второй. В «контре́» натренированные завсегдатаи драли меня нещадно и сразу после респауна, поэтому один мой друг указал на иконочку с надписью «Heroes 3», наскоро объяснил правила и пошел рубиться в GTA.
Поначалу все эти семь ресурсов, картонные юниты, которые каким-то образом сотнями умещались в пределе одной модельки, меня отпугнули. А когда моего героя, чей портрет мне так понравился, замочили первые же циклопы (они кидали огроменные камни; это было ужасно), я забросил весь этот ад к ядреной фени и очень долго к нему не возвращался.
Но все изменилось, когда любимые «Эпохи» задолбали, а играть во что-то хотелось. И я, освоив обучение, запустил свою первую кампанию, уже не помню какую…
Сюжет Героев 3 – Дыхание Смерти разворачивается вокруг нескольких героев. Двое из них (Крэг Хэк и Гем) собирали некоторые артефакты для некого ученика чародея по имени Сандро, о чем повествуют две разные кампании. Другая кампания рассказывает о рейнджере Джелу, который проходит испытания на вступление в ряды Лесных Стражей АвЛи. Последняя, доступная с начала игры, на мой взгляд, самая интересная, и посвящена она Йогу, полукровке варвара и джинна (или, если хотите, джиннии). До начала своей истории он обучается в волшебников Браккады, стараясь постичь тайны магического искусства, но кровь отца оказалась в нем сильней, и сердцем его тянет в Кривлод, древнюю страну варваров. Решающей причиной побега стала Видомина, его возлюбленная, которая переметнулась на сторону некромантов Дейи. Вообще, сюжетные нити интересны как и сами по себе, так и во время пересечения, когда они сплетаются в один большой Сюжет. Это, к слову сказать, я понял намного позже, потому что как большинство школьников, не любил читать текстовые вставки, появляющиеся в начале хода. В этом проявляется еще одна великолепная черта Героев – они увлекательны даже тогда, когда ты и не понимаешь толком, то вокруг происходит.
Не менее интересны отдельные карты-сценарии, которые являют собой не просто набор из разного красиво расставленного ландшафта., они имеют собственную предысторию и иногда даже историю. Особенно меня зацепила карта, имитирующая Европу, которую вы должны покорить с помощью бравых викингов-орков. Названия городов настоящие, вот только меня немного смутило, что Москву там представлял город типа Инферно.
Экономика в Героях проста до гениальности – 7 типов ресурсов, которые добываются в шахтах (города также приносят доход золотом, особенно если исправно улучшать их ратуши). На здания идет золото, дерево и камень (на некоторые, вроде Портала Славы или Гильдии Магов, тратятся еще и драгоценные камни, кристаллы, сера и т.д.), на всех юнитов, кроме самых мощных – просто золото.
Надо сказать, что игра, по сравнению с предшественниками (Возрождение Эрафии, Клинок Армаггедона) сбалансирована почти идеально. Пример навскидку – несмотря на то, что воины Крепости хиловаты, их наделили дополнительными способностями, способными уравнять их шансы.
Игра делится на три фазы: обустраивание замка, путешествие по глобальной карте (путешествовать могут только герои с армиями, по отдельности не получается, сам пробовал), и сражений в чистом поле или за город (фактически, одна и та же фаза, только с разными нюансами).
На глобальной карте вы найдете не только шахты, города и естественные препятствия типа леса и гор, разработчики понапридумывали кучу всяких мелких (и не очень) объектов-ништяков, которые за определенную плату (а иногда и бесплатно!) влияют на ваших героев –поднимают уровень, повышают мораль или атаку…
Несмотря на то, что в замке теоретически можно понастроить все доступные здания, советую не делать этого, иначе окажетесь в глубоком экономическом кризисе. Лучше поначалу четко определиться с функциями определенного города – находящиеся на краю карты целесообразно сделать экономическими центрами, а те, что ближе к фронту – максимально укрепить.
Сами герои, в честь которых и назвали игру – немаловажный фактор, влияющий на ход битвы, особенно их ценность начинает проявляться с середины партии, так что навыки им нужно подбирать с особым тщанием, потому что от них зависит многое – начиная стилем боя заканчивая стратегией исследования карты. Хотя, опытные игроки со временем прощупывают идеальные комбинации и создают почти разносторонних терминаторов…

Сражения в игре просты и требуют только малейшие представления о рекогносцировке (в данном случае – правильной расстановке отрядов), много войск и поддержки героя (магией или пассивно, навыками и способностями). Осады, особенно ближе к финалу, становятся настоящей занозой в боку у каждого – и осажденного и осаждающего, но до этого они еще долго будут захватывать вас своей атмосферой. Кстати! Если укрепления вашего замка улучшены до упора, а у противника нет навыка баллистики (равно как и нормальных стрелков), то есть огромный шанс раздолбать хоть и толстую, но не пуленепробиваемую катапульту еще до того, как она проломит стены. А если у вас вдобавок есть тележка с боеприпасами… То тогда один из двух вариантов – либо вы долго и нудно расстреливаете вражьи орды, либо враг сам, не выдержав напряжения (если он человек, разумеется) сбежит, разбазарив по пути все войска.
Раз уж упомянул врага-человека – немаловажной причиной столь бешеной популярности третьей части являлся режим, окрещенный нашими надмозгами как «Горячий стул» (в оригинале – Hot Seat). Чтобы прочувствовать прелесть этого режима, установите игру, соберите друзей, побольше пива/газировки с чипсами и запустите игру. Глубокие впечатления как минимум на вечер гарантированы!
Под занавес представляю имеющиеся в игре типы городов:

Замки принадлежат человеческому королевству Эрафия. Традиционно, люди отлично сбалансированы, в среднем лучше остальных защищены от физического урона и обладают лучшими юнитами первого и последнего уровня (не зря Архангелы стали одним из официальных символов Героев). Также очень сильны их рыцари, которые после апгрейда бьют больно и два раза, а также кавалеристы, которые если разгонятся, врежут так, что и у драконов искры с глаз посыпятся. В общем, лучший выбор для новичка.

Оплот АвЛи. Довольно спорный город с смысловой точки зрения – самые слабые юниты почему-то кентавры, еще гномы каким-то образом затесались… Тем не менее, здесь обитают традиционно лучшие стрелки в игре (после снайперов). Армия в целом довольно хлипкая, хоть и сравнительно мощная. Лично я использовал оплоты только для создания непробиваемых магией гномов, а также сокровищницы (деньги никогда не бывают лишними) и пруда (немного случайных ресурсов – тоже неплохо).

Где еще жить магам, как не в Башне? Кстати, с ней связана одна интересная неувязочка – в Might & Magic 7 Браккада – это не заснеженные горы, а пустыня. Если это как-то объясняется, пишите, пожалуйста, в комментариях. Башня в многом уникальный город. Только здесь ваш герой может изучить высшую магию не отвлекаясь на поиски золотых святилищ и обзавестись, пожалуй, единственными в игре стреляющими юнитами первого и последнего уровней (оба учатся стрелять после апгрейда)... Всеобщую крутость и массовость армии и города в целом компенсирует очень большая цена как на сами отряды, так на «порождающие» их здания. Также вместо рва вокруг маги устанавливают опаснейшие мины, чьим главным недостатком является то, что они имеют свойство заканчиваться. По-моему, очевидно, что Башне на роду написано быть мощным вспомогательным городом.

В крепостях обитают жители болотной Таталии. По дизайну, ИМХО, самый атмосферный город. Как было сказано раньше, болотные жители не слишком сильны, но компенсируют это специальными способностями – змии ослабляют, горгоны взглядом убивают дополнительное количество врагов, виверны травят, гидры, не самые сильные юниты 7 уровня, на «отлично» справляются с толпой нубов из-за своей способности бить по кругу… В общем, неплохой вспомогательный город.

Если новичку не нравятся обыденные люди, то лучшим вариантом для них станут варварские Цитадели. Конечно, гоблины и наездники на варгах отстают по силе и защищенности многим юнитам своего уровня. Зато орки хоть и стреляют плохо, зато они многочисленны и после апгрейда теряют штраф в рукопашной, циклопы могут служить отличной поддержкой катапульте, а птицы рух бьют молнией, от которой традиционно мало кто защищен. А Бегемоты в силе хоть уступают большинству юнитов 7 уровня, зато они намного дешевле!

Вот и начались плохиши. Кригане, скажу по секрету, не демоничны по своей природе, несмотря на то, что антураж и названия отрядов усиленно пытаются доказать обратное. Хоть инфернальные солдаты и не очень сильны в прямом смысле этого слова, они ЧЕРТОВСКИ надоедливы! Магоги бьют по площадям, адские отродья превращают трупы в демонов, церберы бьют на несколько клеток перед собой, апгрейженные бесы крадут ману… правильно используя силы Инферно можно уничтожить противника не просто жестоко и изящно, но и потрепав ему до этого НЕРВЫ!

Если пришельцы с иных миров просто надоедливы, то некроманты из Дейи – настоящие читеры! И секрет их читерства кроется в скелетах. А точней, в скелетах, преобразователях скелетах и навыке «некромантия». Зачем описывать достоинства-недостатки других юнитов этого города, если у вас под рукой тысячи скелетов?

Скажу сразу – граждане Нигона мои любимчики. Возможно, не последнюю роль в этом сыграла их шикарная музыка. Построив нужное здание, ваши герои с самого начала игры будут на уровень круче. Построив другое нужное здание, вы можете «вызывать» юнитов из захваченных вами логов прямо на дом. Построив третье нужное здание, мана героя-коменданта удваивается. А с местной Гильдией Магов могут сравниться только библиотеки Браккады. Не смотрите на то, что троглодиты ужасающе хилы – их много. Гарпии-ведьмы не просто не получают ответной атаки, но и всегда возвращаются на исходное место. А минотавры по бронированности и силе превосходят даже хваленых крестоносцев Эрафии. Злобоглазов много, и стреляют они на отлично. Медузы тоже стреляют и не просто не получают штрафов в ближнем бою, но могут обратить взглядом в камень. Что уж говорить о красных-черных драконах и мантикорах…
Спасибо за то, что осилили много букафф! Играйте в хорошие стратегии, будьте героями не только в играх и спасайте мир своими комментариями!
Сегодня вопросов будет несколько:
1)Какой ваш любимый город и почему?
2)Что круче, Меч или Магия?
3)Кто круче, Джелу или Сандро?

    Канобу
    Ваш браузер немного устарел

    Обновите его, пожалуйста, до версии 9+
    или воспользуйтесь альтернативными браузерами: