Стрим-центр1 в эфире
<Leonid> MasterYolo Leonidish стримит Heroes of the Storm
stream center intro slide 1

«Канобу» и «ВКонтакте» запускают «Стрим-центр» — сервис для тех, кто любит смотреть и проводить прямые трансляции. Наш сервис поможет делиться стримами с «ВКонтакте», Twitch и YouTube и обеспечит новую аудиторию, которой будет интересен именно ваш контент.

«Стрим-центр» доступен на любой странице «Канобу» — достаточно нажать на стрелку в верхнем правом углу и развернуть сетку с активными стримами. Вы также можете открыть чат, кликнув на иконку сообщения в правом углу.

Кнопка «Добавить стрим» позволит поделиться прямой трансляцией. После нажатия вы увидите три активных поля. В первой строке нужно вписать адрес канала, остальные поля заполнит наш сервис.

stream center intro slide 4

Делиться стримами — это просто! Попробуйте сами. Обратите внимание, что после добавления стрима ваша трансляция сначала отправится на рассмотрение модераторов.

36 70 85283
10 мин.

Пост в «Паб» от 11.03.2011

Ответы на вопросы пользователей Канобу, http://kanobu.ru/blog/id199295/ в рамках рубрики "Профессия - ИГРЫ". С помощью Эдгара Сулиманова (Edgar_R2), руководителя службы поддержки проекта R2 Online, пытаемся разобраться в премудростях деятельности гейм-мастеров.

Место жительства имеет значение?
Почти во всех случаях подобная работа на дому не происходит, то есть нужно посещать офис, а значит работать в пределах города (области).

Пытаетесь ли вы полностью разобраться в каком-то конфликте или принимаете решения, когда всплывают самые первые факты? (бан игрока например)
Всё зависит от конкретной ситуации, но, как правило, серьёзные решения принимаются только после полного изучения всей ситуации и если мы убеждены в правильности решения.
Может прийти жалоба, к примеру, что игрок ботит. Никаких подтверждающих фактов нам не присылают, просто петиция. Игрок довольно высокого уровня, зарегистрирован давно. Он сидел в игре и убивал монстров почти без перерывов 18 часов подряд. Да, это противоестественно для живого человека и вполне возможно это действительно ботовод, но пока нет никаких однозначных подтверждений, санкции не могут быть применены. Проще говоря, если Вы честный игрок, то вам не стоит бояться какой либо ошибки администрации проекта.

Сложно ли организовать какое-то внутриигровое событие так, чтобы баланс при этом не был затронут?
Я бы не сказал, что это очень сложно. Наоборот, мне кажется это весьма интересным и приятным рабочим моментом. Есть возможность внести что-то своё, как-то разнообразить игровой мир своими идеями, своими силами. Это - здорово.
Что касается именно баланса, то, зачастую, одобрение на проведение каких-либо ивентов (или же награду игровыми предметами) дают разработчики. И именно они оценивают, повлияет ли то или иное действие на игровой баланс. Лично моё мнение – каждое действие любого персонажа (ГМ, игрок или NPC) так или иначе затрагивает баланс. Это эффект бабочки. Мы же стараемся продумывать все свои действия так, чтобы наше влияние было минимальным.

Ограничена ли свобода действий гейм-мастеров в вопросах банов нарушителей? Если да, то на сколько? Пример: имеется неявный (не 100% уверенность ГМа в наличии нарушения правил) нарушитель и заметивший его ГМ. Имеет ли право ГМ сразу забанить, впрок так сказать, или должен сначала получить добро сверху?
Полной свободы действий естественно нет, оно и правильно. Как правило, подобный игрок берется на заметку и за ним наблюдают далее (пристальнее, внимательнее), пока не появится полная уверенность в необходимости санкций. Так же можно обработать историю логов игрока, если нарушение подтвердится – вынести санкции, если нет – то и суда нет. Игроки высоких уровней проверяются более тщательно, дабы не допустить ошибок.
Так или иначе ГМ не может применять санкции «просто так». На каждую санкцию должны быть доказательства, как минимум, для внутреннего пользования.

Разрешено ли ГМам общаться с простыми смертными в игре? Я не имею ввиду рабочее общение, а простую болтовню, допустим, со знакомым.
Тут все сложно, Вы можете подумать, что ГМ с вами мило беседует на общие темы, хотя на самом деле он таким образом собирает нужную ему информацию. А вообще, общение не запрещено, хотя злоупотреблять этим, конечно, не следует.
ГМ должен знать аудиторию, игроков, понимать их и уметь найти взаимопонимание. Как это сделать, если общаться как робот и только на строго выверенные темы?

ХГМ проекта - высшая власть или есть ещё выше?
Head GameMaster является лидером команды поддержки проекта. Он должен организовать и распределить работу своих сотрудников. Самые ответственные решения и сложные проблемы, касающиеся игрового процесса, так же приходятся на участь ХГМ-а. Но поддержка - это только часть сервиса необходимого для жизни проекта. Управлением проекта в целом занимается ПМ (менеджер проекта), можно сказать, что это «высшая власть», не считая руководящего состава компании.

Какое образование нужно для данной работы?
Конкретных требований нет, но есть, так сказать, желательные навыки. В зависимости от них и от ваших пожеланий вы и будете работать. Например, часто требуются специалисты с техническим образованием. Если вы имеете образование, например, педагогическое, то ваши навыки, несомненно, пригодятся в общении с игроками и это даёт вам плюс. Так или иначе, надо иметь образование не ниже среднего специального, причем в любой сфере. Кстати, институт я так и не смог победить (такой вот он сложной ПитБос для меня), поэтому у меня сейчас только среднее специальное образование. И многолетний опыт.

Как оно? целый день играть и получать за это деньги?
Фактически «поиграть» ГМ не может, и даже если ГМ в игре – это вовсе не значит, что он играет или развлекается. Зачастую, в игре ГМ модерирует чат, следит за игровым процессом, проводит тесты или ивенты. Остальная часть работы вообще выполняется не в игре, а в специализированных тулах. Так что «целый день играть» не слишком-то весело.
Бывали случаи, когда у нас отключали интернет, и чтобы не уснуть мы проводили мини забеги всем офисом в Half-Life по сетке. Весело было, иногда даже жалко что интернет так редко отключается.

Есть ли определенные правила ГМов?
Свои правила, нормы и регламенты, безусловно, есть. Все эти материалы являются закрытыми и до игроков не доводятся. Разрабатываются они исходя из правил игры. За их соблюдением также следит ХГМ. Безусловно, невозможно описать и регламентировать весь наш бытовой труд в игровой индустрии, поэтому множество решений и действий приходится принимать самостоятельно. Внезапно всплывающие ошибки или недочеты, которые, само собой, вероятны, потом анализируются и (это уже моя задача) производится ряд действий, чтобы их в будущем не было.

Хорошо платят? (можно не точную сумму, а приблизительную)
Если не брать в расчет первые месяцы, то, считаю, что неплохо. К тому же работа в комфортном офисе - это не мешки таскать. ГМ получает сумму приблизительно равную средней зарплате по России, можно получать больше, но это уже зависит от ваших навыков и стремления развивать себя в компании.

Как идет трудоустройство? По знакомству или как-то иначе?
Большая часть людей отбирается по собеседованиям. Даже, если кого-то приводить по знакомству, то в любом случае соискателю будет необходимо пройти собеседование с HR и руководителем проекта. И только после удачно пройдённого собеседования можно говорить о зачислении в штат.
Наши вакансии можно найти на соответствующих сайтах.
А в другие игры играете после работы?
Игры у нас почти все любят, правда, предпочитают singleplayer, flash или приставки. Это как продавец попкорна… Вечно в контакте с ним, но сам его не ест. У нас примерно такая же ситуация. Сами понимаете, не очень хочется видеть и на работе и дома одно и то же. Надо отдыхать.
Вообще, в плане игромании люди у нас работают самые разные. Кто-то не пробовал ни одну онлайн игру кроме нашей R2, кто-то, напротив, играет во все что выходит в свет по 10 дней и удаляет. Есть в компании и такие, кто вообще онлайн игры не пробовал никогда, конечно, работают такие люди не игровыми мастерами, тем не менее такой факт довольно интересен.
Я лично предпочитаю FPS, такие как Call of Duty, Left 4 Dead, Crysis и тому подобное.

Достоин ли подобный выбор специализации в последующем продвижении по карьерной лестнице в сфере игровой индустрии?
Многое зависит от компании. У нас это стандартный старт, на котором никто не будет Вас сдерживать насильно. Вам нужно показать, что Вы хотите большего, вам дадут возможность доказать, что Вы это можете. Хорошо будете справляться – можете получить новые обязанности, должности и все отсюда выходящее. К примеру, я пришел в компанию как обычный ГМ, потом стал старшим игровым мастером, а затем и ХГМ. И это вовсе не предел. Также, есть возможность развиваться в различных направлениях, не обязательно в рамках отдела поддержки. Есть примеры как специалисты становились коммьюнити менеджерами, а из коммьюнити – в маркетинг. Или сразу менеджером проекта. В целом, с этого стоит начать и перспективы у Вас будут, всё зависит от Вашего желания.
Как игры могут быть профессией?
10 лет назад в это верилось с трудом, сейчас уже нет. В странах Азии уже есть множество учебных заведений, обучающих на специальности, завязанные на играх. Учитывая рост аудитории потребителей и активное развитие игр, данное направление имеет очень большие перспективы. Потребность вырастет, а людей с большим опытом работы (именно работы, а не игры) будет не так много.
Если говорить конкретно о поддержке пользователей, то саппорт был, есть и будет в любой сфере. Если брать игры как более широкое понятие, то геймдизайнеры, разработчики, инженеры и т.п. – уже сейчас очень востребованные и хорошооплачиваемые позиции на рынке труда. Поэтому, я уверен, лет через 5-10 для таких как я не будет проблемой найти работу в этой сфере.

Всегда было интересно, как много гейм-мастеров приблизительно обслуживает один сервер?
От одной до десяти тысяч игроков онлайн на 1 сотрудника, в зависимости от особенностей игры, а точнее - от объема контента в игре. В шутерах, например, контента и немного и, соответственно, ГМы востребованы меньше. На нашем проекте R2Online сейчас работают 3 сервера, игровых мастеров у нас 5. Команда не особо большая (если сравнивать с L2), зато дружная. С таким составом мы не испытываем дефицита в рабочей силе.

Разрешено ли ГМ-мам играть на том же сервере обычными персонажами?
Во всех проектах по разному, зависит от возможностей, которые получает работник от доступа к рабочим тулам. Например, у нас, в проекте R2 Online, мы предоставляем возможность всем ГМам играть на официальных корейских серверах. Это необходимо для лучшего изучения проекта. Играть же на российских серверах у нас запрещено.

Переходили ли конфликты с геймерами или работодателями из виртуального мира "ин риал лайф"?
Приезжали в гости и «братки», и гос. служащие с «большими связями», которых что-либо не устраивало. Некоторые яро рвались к разговорам на кулаках, предлагая «выйти из офиса и разобраться», но, к счастью, всегда все удавалось урегулировать мирным путем.

Меня всегда интересовало, как все-таки пишутся диалоги к играм. Кто этим занимается и насколько сложна эта работа, просто иногда в большинстве игр часто встречаются заезженные кинематографичные фразы, от которых даже к стоящим проектам, складывается неприятное впечатление.
Это работа отдела переводов и редакторов. Как правило, игровые мастера с текстом не работают, разве что об ошибках сообщают. Дословный перевод, особенно азиатских игр может повергнуть игроков в ступор или даже шок, поэтому всегда текст необходимо адаптировать.
Довольно часто в процессе адаптации текста участвуют и ГМы. Например, в R2 Online, один из ГМов занимается не только прямыми обязанностями, но и изучает игровой мир (то есть историю мира, историю и характеры различных персонажей). Именно он помогает редакторам приводить тексты из заезженных фраз и бессмысленных «пойди убей» в осмысленные и связные истории и рассказы, которые будут вписываться в игровой мир.

Что натолкнуло вас стать ГМом?
Мне почему-то сразу показалось, что подобная работа намного приятнее и интереснее чем все, на которые я мог пойти. Поэтому и решил попробовать, пока нравится =)
В любом случае, это приятно, когда твоё хобби и твоя работа совпадают. Да и любая игра – это как маленький мир, и очень интересно, хотя и сложно, быть, так сказать, «с другой стороны».

Какое успокоительное вы пьете?
Мы стараемся ко всему относится с юмором, за головы не хватаемся, не паникуем и даже не пьем успокоительное. Уже. Ну вы поняли.. Поначалу у нас некоторые и с компьютерами начинают разговаривать.

Оставляет ли свой отпечаток на здоровье и психике данная работа?
Я думаю, что менеджер по продаже копченой колбасы имеет такой же след на здоровье и психике, как и мы. Хотя некоторые жизненные моменты начинают восприниматься иначе.
Наверное, любая работа оставляет свой отпечаток на человеке. Уже 5-й год я работаю ГМом и мне сложно судить о себе со стороны.

Какой у вас график работы? Есть ли отпуска, льготы, больничные?
Обычный график, 5 рабочих дней и 2 выходных, правда, иногда выходные плавающие. Положенные 4 недели отпуска в год, оплачиваемые больничные, обеды за счет компании. Работа по трудовому договору с соблюдением всех норм трудового кодекса.
Некоторые ГМы работают в, так сказать, вечернюю смену. То есть, до ночи или ночью. Тут тоже зависит от проекта.
Конечно, бывают и авральные ситуации, когда вся команда работает в офисе сутками, уезжая домой только чтобы сходить в душ да переодеться… ну и поспать, если успеешь. У нас такое было перед запуском проекта (когда корейцы за день до ОБТ прислали новый билд с переводом и нужен был срочный тест всей игры) и несколько раз при установке глобальных обновлений.

С каким чувством ГМ смотрит на донатеров?
Особой разницы для нас нет, более того, решая проблему игрока, мы не знаем, потратил ли он хоть что-то в наших играх или нет. Нет, мы можем, конечно, посмотреть, но это лишние манипуляции, которые, в принципе, ни на что не влияют.
Наша задача проста – помочь игроку. И нет разницы, купил он себе что-то в игровом магазине или купил это за игровую валюту у друга и купил ли вообще.
Если вопрос стоит о нарушении правил, то правила едины для всех. Мы хотим сделать игру чище, а не денежнее. Это одна из первостепенных задач ГМа – оградить нормальных игроков от нарушителей.

Занимается ли ГМ внутриигровыми расследованиями или этим занимается кто-то другой?
Это одна из обязанностей игрового мастера. У нас есть пара мастеров в этой области, они хорошо знают все нюансы подобных ситуаций и прекрасно с ними разбираются. Расследования – это чаще всего взломы. Сам я не люблю подобную работу, хотя сложного в этом для меня ничего нет и проблем такие обращения у меня не вызывают, тем не менее не тянет меня на подобное. Такая разветвлённость – это нормальная практика в нашей работе. Кому-то нравится следить за чатами, кто-то любит вычислять нарушителей, третьим нравится помогать по игровым проблемам. Намного приятнее делать то, что нравится, именно поэтому такие «увлечения» учитываются и у нас есть возможность обрабатывать более угодные душе проблемы.

Уважаемые Гм-ры, меня в последнее время осаждают письмами с одной и той темой: "Вступление в ряды Game Masters". Возможно ли это вообще?
Это довольно популярный метод мошенничества. При устройстве на работу должен быть трудовой договор, по почте его заключить никак не получится, выходит, что эти предложения не настоящие.
Если вы действительно серьезно задумываетесь о работе ГМом, то не обращайте внимания на подобный спам, а ищите информацию на специализированных сайтах.

Когда выйдет очередное обновление? Что нас ждёт в этом обновлении?
Глобальное обновление R2 Online планируется этой весной. Добавятся новые локации, монстры, предметы. Появится новая возможность распределения очков между умениями персонажа, количество которых увеличится в несколько раз, и многое другое.

70 комментариев