16 мин.
the_hyp0crite

Добрый день, КаНоБу. Как вы уже догадались, сегодня я расскажу вам все об инопланетянах в кино, играх, книгах, а главное – в массовой культуре. Устраивайтесь поудобнее.

Для начала хочу оговориться – я не пытаюсь убедить вас в существовании инопланетян или доказать обратное. Цель данного поста в исследовании феномена инопланетян и его влияния на массовую культуру. Кроме того, темной данного поста не являются НЛО, рассматриваемые мной как летательные аппараты инопланетян, а именно сами существа, «управляющие» ими.

«Палеоконтакт» – так называется теория, согласно которой инопланетяне уже посещали в древности Землю, причем чаще всего они «дарили знание» людям, за что их и называли богами. Современная археология уже не раз сталкивалась с необъяснимыми с точки зрения науки явлениями. А учитывая широкую распространенность феномена инопланетян в культуре, многие подобные явления зачастую трактуются именно с точки зрения причастности к ним внеземной разумной жизни.

Сторонником теории палеоконтакта, например, был знаменитый ученый Циолковский. Чаще всего ими (сторонниками) приводятся в доказательство наскальные рисунки, встречающиеся буквально повсюду в мире и изображающие странных существ в «скафандрах» или японские фигурки «догу» очень похожие на человечков в шлемах.

До сих пор остаются загадкой некоторые глиняные таблички (3500 год до н.э.), принадлежавшие древней цивилизации Шумер (современный южный Ирак). Ученые так и не могут объяснить, каким образом на этих табличках оказалась информация о планетах солнечной системы открытых лишь спустя несколько тысячелетий. Шумерское знание не только превосходило средневековое, оно буквально до недавнего времени превосходило и знание современных астрономов. Так, например, шумерское описание планеты Уран как «ярко-зеленой» подтвердилось только в 1986 году, когда спутник «Вояджер 2» сфотографировал поверхность небесного тела.

К примерам палеоконтакта многие относят не только мегалитические сооружения (самое известное из них – Стоунхендж, хотя встречаются мегалиты по всей Земле, я даже видел один в Краснодарском крае), египетские пирамиды или каменных истуканов острова Пасхи, но и знаменитые геоглифы в пустыне Наска (Перу). Рисунки огромных размеров с общепринятой точки зрения служили предметом культа. По другой точке зрения – они были сигналами для пришельцев.

Примеров палеоконтакта – если задаться такой целью – можно найти великое множество, но я, все же продолжу.

Древнегреческого писателя Лукиана (2 век н.э.) можно считать не только первым фантастом, но и одним из первых авторов рассказов об инопланетянах. В книге «Икароменипп» главный герой совершает полет на Луну с помощью крыльев (видимо, отсюда и название), встречает там инопланетян (к сожалению, не нашел описание), и даже борется с ними за планету Венера (эдакие античные Звездные войны.)

Одним из самых древних письменных литературных источников, рассказывающих о пришельцах можно считать сборник средневековых сказок «1001 ночь», а в частности «Путешествия Булукии» в которых главный герой в поисках «травы бессмертия» отправляется через космос к другим мирам и встречает там «инопланетян» – говорящих змей, джиннов, ангелов и т.д. Хотя, ученые еще не определились с возрастом книги «1001 ночь», ее относят примерно к 9-10 веку нашей эры.

Другим древним источником, затрагивающим тему инопланетян, является японское народное сказание «О Рубщике Бамбука» в котором рассказывалось о том, как принцесса лунного народа прибыла с визитом на Землю. Текст относят к 10 веку нашей эры.

Однако, победоносное шествие инопланетян по страницам печатных изданий (а так же в массовой культуре) началось с великой и культовой книги Герберта Уэллса «Война миров». Я думаю, что многие читали книгу, и уверен, что почти все смотрели голливудскую экранизацию, но тогда, в 1897 году книга произвела не только шок на читающих англичан, но и революцию в научной фантастике, став предвестником великого будущего этого жанра. Неспособность землян противостоять технологически превосходящим силам инопланетян (знаменитые треноги) является главной темой этой, довольно-таки депрессивной книги. В итоге, как вы помните, инопланетяне погибли от «рук» земных бактерий.

Не могу не упомянуть и фантастическую повесть «Аэлита» советского автора Алексея Толстого – так как его тоже можно считать первопроходцем жанра – книга была написана в 1923 году. Главный герой книги буквально во дворе своего дома строит ракету и летит на ней на Марс, где влюбляется в саму королеву Марса с красивым именем Аэлита. Конечно, вместе с ракетой на Марс прилетел и коммунизм, за что, наверное, землян и отправили домой. Книга очень интересна, советую ее прочитать, хоть она и может показаться наивной с точки зрения современной фантастики.

Наверняка вы вспомните огромное количество книг, посвященных инопланетянам (или тех, где они принимали участие). А спорить о художественной ценности той или иной книги нет смысла – это дело вкуса. Поэтому я просто расскажу вам о книгах одного из моих любимых авторов – Станислава Лема, а в частности о так называемой «Трилогии о контакте».

Первая часть условной трилогии наверняка известна многим, ведь повесть «Солярис» не раз была экранизирована (в том числе знаменитая экранизация Тарковского), хотя сам автор еще ни разу не «поставил отлично» ни одной из этих картин. Итак, Солярис – это планета, населенная одним существом – живым и мыслящим океаном, который пытается понять и изучить людей не меньше, чем они его. Книга воистину гениальна – и она ставит перед нами главную проблему трилогии – неспособность человека представить себе, что на самом деле он может встретить в бесконечности космоса, и неспособность осознать это.

Вторая часть трилогии – «Эдем» - рассказывает не о райских кущах, а о крушении корабля Землян на неизвестной планете. В ходе повествования главные герои выясняют, что местное общество инопланетян (похожих на помесь улитки и слизняка) находится в социальном упадке, на закате своего существования, но при этом не только не хочет ничего менять, но и усугубляет все. Вторая проблема трилогии – невозможность осознать мотивы, цели, культуру, мораль и религию и инопланетян с точки зрения земных. Третья часть трилогии – «Непобедимый» - рассказывает о том, как исследовательский корабль столкнулся с двумя расами мыслящих механизмов (что-то вроде гетов из Mass Effectа по соц.структуре).

Одна раса – рой из миллиардов мельчайших и смертоносных робо-мух, вторая – гигантские атомные роботы тяжеловесы. Так, единые когда-то механизмы, служащие древней вымершей расе, разнесла по жизни эволюция. Если вы любите научную фантастику, но еще не читали книг Станислава Лема …. прочитайте обязательно!

Комиксы, распространенные в основном в США и Европе, но менее популярные в России так же затрагивали тему инопланетян. Самым первым комиксом с участием инопланетян можно считать комикс «Flash». Флэш Гордон – сын ученого, спортсмен, комсомол, красавец и супергерой, который перемещается со скоростью молнии – повезло парню. Так вот, в одном из самых первых выпусков Флэш и его друзья противостоят императору Мингу с планеты Монго, который, конечно же, хочет уничтожить землю.

Европа не отстает от США и в 1937 году в Италии выходит первый выпуск комикса «SATURNO CONTRO LA TERRA» (Сатурн против земли). Сюжет не сильно отличается от комикса от Флэша – Император Сатурна по имени Рибо хочет захватить Землю, но ему мешают главные герои – Доктор Маркус и Сиро.

Возможно, самым известным инопланетянином не только в комикс-индустрии, но и в массовой культуре является – кто бы вы думали? – Кэл Эл с планеты Криптон, скрывающийся под псевдонимами «Супермен» и «Кларк Кент». Детали эпической истории железного человека известны всем, хотя можно добавить к ним еще пару фактов. Так в первых комиксах Супермен не был человеком с высокими моральными принципами и стальной волей – он мог запросто скинуть с крыши какого-то гангстера-убийцу, лишь позже Супермен превратился в настоящего героя, защитника справедливости. Кроме того можно сказать, что Супермен является своеобразной «карикатурой человека», ведь что нужно инопланетянину, чтобы сойти «за своего» на Земле – очки в роговой оправе, серый поношенный костюм и такая же серая личность Кларка Кента.

Очень интересной оказалась история другого комикса, основной темой которого являются инопланетяне. Когда-то все крупные издательства отказывали Лоуэллу Кенингему печатать его комикс «Люди в черном». Издатели не понимали юмора и стеба, которым были насквозь пропитаны эти картинки. С трудом Кенингем нашел мелкую компанию Aircel Comics, которая именно благодаря «Людям в черном» стала настолько популярна, что ее выкупило небольшое издательство “Malibu Comics”, которое в свою очередь «поглотил» гигант «Marvel Comics». К сожалению, я не увлекаюсь комиксами, поэтому ненадолго отложу рассказ о «Людях в черном».

История появления инопланетян в кино таит много сюрпризов. Первый фильм с участием пришельцев появился в 1902 году во Франции и назывался «Полет на Луну». Это был 12-минутный черно-белый немой фильм режиссера Георга Мелье. В нем шесть астрономов на ракете отправляются на Луну. На Луне ночью идет снег, поэтому астрономы спускаются внутрь кратера, где растут гигантские грибы, и там ученые встречают враждебно настроенных местных жителей – селенитов. В итоге экипажу ракеты удается благополучно вернуться обратно на Землю. Самый знаменитый кадр из фильма – это ракета, «прилунившаяся» в глаз Луны.

Советские режиссеры дождались хорошего сценария, и в 1924 году сняли экранизацию вышеупомянутой книги «Аэлита». Как всегда отечественная критика разнесла фильм в пух и прах, хотя американские критики признали «Аэлиту» одним из шедевров фантастики эпохи немого кино.

Всплеск популярности фильмов о пришельцах пришелся на 50-е годы. В разгар Холодной войны страх перед красными вылился в страх перед «зелеными человечками». Одним из самых популярных фильмов того времени стал «День когда Земля остановилась». Да, тот самый фильм, который недавно реанимировал Голливуд. Фильм произвел фурор, прославив инопланетянина Клаату и робота-разрушителя Горта. А фраза-отмена, которую главный герой произносит, чтобы спасти Землю («Klaatu barada nikto») стала широко известна в среде фантастов и ее до сих пор считают самой известной фразой, произнесенной инопланетянином.

Классикой фильмов об инопланетянах до сих пор считаются: серия фильмов «Чужой» (на языке оригинала «Аlien» - инопланетянин(1979)), фильм «Хищник» (1987). Как вы знаете, на основе этих фильмов появились комиксы, а так же фильмы, столкнувшие враждебных инопланетян на одном экране.

Культовым фильмом является и «Инопланетянин» (E.T. The Extra-Terrestrial (1982)). История о дружбе земного мальчика и инопланетянина просто не может оставить вас равнодушным, особенно последняя сцена, когда E.T. улетает домой.

И, конечно же, бочку масла в костер популярности феномена инопланетян в массовой культуре добавил фильм «Близкие контакты третьего рода» (1977). Именно после этого фильма культ летающих тарелок и маленьких зеленых человечков захватил мир, а финальная сцена до сих пор провоцирует нескончаемые дискуссии, вызванные вопросом – а вы приняли бы приглашение инопланетян улететь с ними на летающей тарелке?

Кстати, такой же вопрос задает и фильм «Миссия на Марс» (2000), в котором главные герои выясняют, что именно марсиане запустили на Земле процесс эволюции, спровоцировав появление человека.

Об инопланетных жителях красной планеты рассказывает и не менее культовый фильм «Вспомнить все» (1990). Известный фильм «День независимости» (1996) также сорвал кассу на широкой популярности феномена инопланетян.

Для меня среди океана фильмов об инопланетянах особняком стоят три картины. «Марс атакует» (1996) Тима Бертона удачно спародировал все предшествующие ему фильмы, сыграв на таких деталях феномена инопланетян, как техническое превосходство, мотивы экспансии (тут просто «по приколу»), похищения и опыты, а так же спасительная гениальность типичного героя-лузера, который победил пришельцев, с помощью «ужасающей» музыки, от которой лопались головы захватчиков (Rudolf Friml «Indian Love Call» из оперетты «Rose Marie» (1936)).

Второй мой «любимчик» - фильм «Знаки» (2002), в котором за ширмой основной темы (инопланетное вторжение при помощи особых знаков - кругов на полях) скрывается более глубокое рассуждение о Боге и вере. Хотя, фильм хорош и игрой актеров, и постоянным «саспенсом».

Третий фильм об инопланетянах, который я опишу – революционный «Район №9» (2009). Фильм перевернул представления о пришельцах – в картине они отталкивающие неудачники, приносящие человечеству не технологии и счастье, а кучу проблем. Они питаются кошачьим кормом, живут в резервации на свалке в Йоханнесбурге. Никакой экспансии или захвата и порабощения – они всего лишь хотят сбежать из этой дыры по имени Земля и вернуться домой.

Чуть не забыл о фильме «Люди в черном» (1997), инопланетяне в котором изображены просто гениально – особенно фантазия создателей фильма разошлась во второй части (2002).

Инопланетяне проникли буквально во все жанры кинематографа, начиная с комедий и заканчивая порно.

Не менее важны и сериальные инопланетяне, так как многие из них были, если позволите, гораздо более культовыми, чем полнометражные фильмы.

Одним из первых сериалов об инопланетянах был «Бак Роджерс в XXV веке», однако величайшим сериалом в жанре научной фантастики уже на протяжении многих поколений считается «Star Trek». Сериал претерпел несколько реинкарнаций, и полнометражных фильмов. «Star Trek» не только имел и имеет бешеную популярность, но и породил целую субкультуру «трекеров». Хотя, в сериале, так или иначе, присутствуют более 400(!) рас инопланетян, во многом своей популярностью он обязан клингонам – гуманоидам с дублированной системой органов, характерными наростами на лбу и своим собственным, специально разработанным для сериала, клингонском языком. В сети можно найти учебники клингонского, книги на клингонском…

Так же невозможно не рассказать о главном распространителе феномена инопланетян в массовой культуре – сериале «Секретные материалы» (1993-2002). Агенты ФБР Фокс Малдер и Дана Скалли сделали немало, чтобы образ маленьких зеленых человечков, а так же идея правительственного заговора прочно укоренилась в массовой культуре.

Кроме того, напомню вам о сериале моего детства «На краю вселенной» (1999). Буквально на днях я пересматривал этот сериал, и, скажу вам честно, он до сих пор интересен, причем не только сюжетом каждой отдельной серии, который перекликается со многими фильмами на инопланетную тематику, но и своими персонажами.

Современные сериалы так же эксплуатируют тему инопланетян. «Визитеры», «Звездные врата», «Вавилон 5», «Андромеда» - лишь немногие из них.

Конечно, инопланетяне появлялись и в мультфильмах.
Одним из самых первых мультяшных пришельцев можно считать Марвина Марсианина из серии мультфильмов о Баггзе Банни. Впервые появившись в мультфильме в 1948 году, Марвин до сих пор остается узнаваемым и популярным.

Так же, в поисках информации по теме я наткнулся на советский мультфильм «Контакт» 1978 года, который запал мне в душу еще в раннем детстве. В нем инопланетянин пытается поговорить с человеком, но у него никак это не получается, так как человек слишком боится. В итоге оба разума объединяет музыка – знаменитая мелодия из фильма «Крестный отец». Мультфильм получил множество премий, в том числе и международных. Если у вас вдруг будет 10 минут свободного времени, обязательно посмотрите этот мультфильм.

Вы наверняка помните и знаменитую короткометражку оскароносной студии «Pixar» - «Похищение» - о неудачливом и зеленом во всех смыслах этого слова инопланетянине, которому с трудом удалось выполнить практическое задание своего инопланетного учителя.

И опять же напомню вам про чудесную «Тайну Третьей планеты» где так же можно увидеть множество дружелюбных и не очень приветливых инопланетян.

Не могу не рассказать и о сверхпопулярном мультфильме «Люди в черном». Сериал длился несколько сезонов, и был не менее известен, чем одноименные фильмы. А его слегка черный юмор и разнообразие причудливых инопланетян всех форм и расцветок до сих пор не дают оторваться от экрана не только детишкам.

Голливуд, само собой, так же заработал ни один миллион долларов, снимая мультфильмы об инопланетянах, такие, например, как «Планета 51», «Монстры против пришельцев», "Мегамозг" и т.д.

Первое появление инопланетян в видеоиграх состоялось на заре игростроения, когда в 1978 году на игровых автоматах появилась знаменитая игра «Space Invaders». Уверен, что каждый человек на КаНоБу хоть раз играл в эту игру, или ее многочисленные вариации и ответвления.

Как существенный элемент массовой культуры инопланетяне проникли и в современные игры, причем они настолько часто встречаются в играх, что можно бесконечно перечислять лишь одни названия. Обойдемся, самыми известными из них.

Начну, пожалуй, с культовой игры Half-Life. Главной проблемой главного героя (извините за тавтологию) являются пришельцы из мира Зена - тентаклы, буллсквиды, хундаи, барнаклы и хедкрабы. Все вы прекрасно знаете, чем знамениты эти «красавцы», поэтому не буду вас мучать рассказом о том, что вы итак помните.

Не могу умолчать об одной из моих самых любимых игр – Mass Effect 2. Создатели игры не только разработали огромное количество инопланетных рас, но и наделили их своими сильными и слабыми сторонами, историей и культурой.

Так же упомяну об одних из самых «проработанных» инопланетян – а именно зергах, протосах и терранах из игр StarCraft и StarCraft 2: Wings of Liberty. Не удивляйтесь, терранов тоже можно отнести к инопланетянам, ведь они родились не на Земле, а значит для нас, землян, являются теми же пришельцами что и две другие расы. В StarCraft инопланетяне имеют богатую историю и культуру, и со стратегической точки зрения они, как говорится, «сбалансированы».

Конечно, инопланетяне в играх чаще всего занимают почетное место врагов-мишеней, которые пытаются вас поработить, истребить, испарить, заморозить, расчленить, использовать в качестве доноров или инкубаторов и т.д. и т.п.

Дабы вас не напрягло название этой главы, напоминаю, факт существования инопланетян не доказан, однако, сейчас речь пойдет именно о попытках его доказать.

Согласно опросу ВЦИОМ всего 6% россиян верят в инопланетян, однако эта «вера» статистически снижается с возрастом – наверное, потому, что многие так и не успевают быть похищенными.

Самым серьезным исследованием по поиску внеземного разума можно считать американский проект SETI (Search for Extraterrestrial Intelligence), начавшийся в 1959 году. Суть в следующем – гигантский телескоп «Большое Ухо» прослушивает космос в поисках сигналов от инопланетян. Причем однажды, там поймали таинственный «Wow-сигнал» - колебание частот, характерное для прогнозируемого учеными межзвёздного сигнала. Сигнал назвали так потому, что увидев распечатку с цифрами, координатор проекта обвел их красным кружком, подписав на полях знаменитое «Wow!». До сих пор этот сигнал так и не повторился, и до сих пор никто не может объяснить, что же на самом деле это было. Если вы хотите найти инопланетян, можете поучаствовать в проекте SETI@home – и ваш компьютер будет заниматься расшифровкой звуков космоса.

В России и ближнем зарубежье широко известна уфологическая организация «Космопоиск», которая, само собой, ищет следы существования инопланетян.

Так же широко известно «уравнение Дрейка», с помощью которого можно вычислить примерный процент вероятности существования разумных инопланетян во вселенной. Процент, статистически, крайне мал. Хотя, в некоторых подсчетах получалось, что вероятность отыскать планету с инопланетянами равна примерно 1:300.

Так называемый «Парадокс Ферми» также иллюстрирует крайнюю маловероятность контакта с инопланетянами. Суть парадокса в том, что если инопланетяне и существуют, то их техника не дает им долететь до нас. А если вдруг, они технически развиты, возникает вопрос – а зачем вообще им к нам лететь?

Кстати, все больше научных подтверждений находит гипотеза «панспермии», о том, что жизнь на Землю была занесена из космоса. В обломках метеоритов уже не раз находили простейшие органические соединения, пережившие радиацию и критические перепады температур.

Интересным мне показался ответ одного ученого на вопрос, зачем нужно искать инопланетян? Он сказал примерно следующее: «Мы не знаем, есть ли в космосе инопланетяне. Зато мы точно знаем, чего в космосе нет».

Откуда же растут корни феномена инопланетян в массовой культуре?
Не трудно заметить, что с развитием астрономии инопланетяне все больше отдалялись от нас – сначала они «жили» на Луне, потом на Марсе, а теперь, когда Солнечная система изучена сравнительно подробно, большинство уверено, что они прилетают к нам из далеких галактик. Инопланетян боятся, как боятся всего неизвестного. Страх перед технически превосходящими силами противника – прямое следствие проникновения технологий в жизнь. Современная наука постепенно отдаляется от обычных людей и становится все менее понятной. А ведь именно наука рождена для того, чтобы объяснять необъяснимое. Причем чаще всего, ученым это удается, но об этом мало кто знает. Пресса не склонна рассказывать людям о том, чего достигли ученые в изучении космоса. В основном в сенсационные новости превращаются те факты, которые наука еще не в состоянии объяснить. Место науки и научного знания в массовой культуре в лучшем случае занимает религия, а в худшем мистика и эзотерика. Популярная как никогда теория глобального заговора также находит отражение в феномене инопланетян - «Правительство все знает, но молчит».
С одной стороны людям всегда хочется верить в инопланетного друга, который принесет нам знания, подарит технологии и улучшит нашу жизнь. С другой стороны под давлением образа злобного пришельца инопланетян боятся.

Вы задумывались, почему в книгах, фильмах, играх злобные пришельцы в большинстве случаев так или иначе напоминают насекомых, рептилий, моллюсков или членистоногих, а вот положительно настроенные к нам инопланетяне чаще всего очеловечены в большей или меньшей степени? Очевидно, что тут действует глубинный и древний страх человека перед опасными существами – змея может убить, паук или пчела – ужалить… Но мы меньше боимся того, что нам знакомо, поэтому инопланетный герой-защитник человечества Супермен так похож на нас. Доверили бы вы спасение человечества Супермену, если бы он был похож на хищника из одноименного фильма? Уж точно не сразу. Кроме того, даже пауко- или ящерообразные инопланетяне хоть как-то укладываются в человеческое сознание. Гораздо реже в массовой культуре встречаются инопланетяне, которые ничуть не похожи на что-либо земное. Хотя даже океан Солярис или мыслящая планета Эритро из книги Азимова «Немезида» так или иначе, были продуктом человеческой фантазии. Но разве может человек представить себе, какими на самом деле могут оказаться инопланетяне с другого края галактики?

Не нужно далеко ходить за примером – Вселенная игры Mass Effect 2 наполнена штампами и клише, рожденными феноменом инопланетян. Человечество воевало с турианцами? – вот они и покрыты роговыми пластинами. Кроганы хотели захватить галактику? – вот они и похожи на рептилий. Саларианцы и кварианцы – это расы ученых? – так вот почему их отличает от нас по большому счету лишь цвет кожи и количество пальцев. Но у всех этих рас, несмотря на обособленную и независимую эволюцию в разных условиях, имеется две руки, две ноги и два глаза. А вот главные противники Шепарда – Жнецы – просто не могли быть человечными, наверное, поэтому они, простите, напоминают мне креветок. В других играх\книгах\фильмах за редким исключением дела обстоят примерно так же.


Помимо всего прочего, инопланетяне в большинстве случаев являются бесполыми (однополыми) существами. И дело тут не в политкорректности, которая запрещает художникам и авторам «пририсовывать» лишние детали. Вопросы половой идентификации и всего что ней связано существенно влияют на психологию поведения людей (а по мнению дедушки Фрейда даже определяют ее). Отсутствие деления инопланетян на «м» и «ж» работает на подсознательном уровне – оно не только обезличивает пришельцев, но и отталкивает нас, заставляя испытывать смесь страха и отвращения. Это обезличивание продолжается и на уровне коллективного разума инопланетян, которые довольно часто ведут себя как пчелы или муравьи, четко разделенные иерархией на безликих трутней и единственную королеву. А страх перед обезличиванием, потерей своего собственного Я – она из глубинных фобий человека.

В итоге получается, что феномен инопланетян в массовой культуре является не квинтэссенцией научно обоснованных гипотез, а набором штампов, клише и стереотипов, порожденных самой же массовой культурой. Стереотипов, которые, в сущности, являются отражением наших собственных страхов.

Однако, современного человека не оставляет в покое мысль о том, что Вселенная огромна, и если уж жизнь зародилась в одном месте, то почему она не могла бы появиться в другом? На нас все еще «давит» осознание своей уникальности во Вселенной. А уникальность в этом случае «равно» одиночество. Именно это одиночество и толкает человечество вглубь космоса, хотя, кто знает, может где-то там, есть кто-то такой же космически одинокий, как и мы.

Истина где-то рядом. (с)

P.S. Надеюсь, вам понравилась эта статья. Жду конструктивной критики и предложений по будущему развитию серии "Все о..". И, конечно, жду ваших плюсов) И, кстати, С ПРАЗДНИКОМ!)


Игры в посте

69 комментариев
    Канобу
    Ваш браузер немного устарел

    Обновите его, пожалуйста, до версии 9+
    или воспользуйтесь альтернативными браузерами: