20 августа 2015Интернет
Обновлено 21.08.2015

Как любителей «Игры престолов» учат настоящему бою на мечах


На сайте Polygon опубликован материал о чикагской школе «Фортеза-фитнес», где желающих учат итальянскому фехтованию на длинных мечах — в том виде, в котором оно практиковалось 800 лет назад.

Совладелец и основатель школы Грегори Меле объясняет, что длинные мечи впервые появились у римлян, а первые длинные мечи с двуручным хватом — где-то в 1250 году нашей эры. В Италии 14-15 века длинные мечи стали основным оружием в конфликтах между городами-государствами. Направление фехтования, которое преподает Меле, уникально тем, что у него есть четкий автор. Это итальянский рыцарь Фьоре дей Либери, родившийся в конце 14 столетия:

Он был наемник и опытный дуэлянт, который уверял, что победил пятерых в одном бою без доспехов. А еще он писал книги.

Как любителей «Игры престолов» учат настоящему бою на мечах - фото 1

В 80-х Меле увлекался реконструкцией среднековья вместе с другими членами международного Общества креативного анахронизма. В школе он изучал современное спортивное фехтование, потом японское кендо. Но во всем этом Меле чего-то не хватало — ну сколько раз можно зажигать оппоненту лампочку!

В начале 90-х, исследуя литературу по фехтованию, Грегори наткнулся на трактат дей Либери под названием Flos duellatorum in armis sine armis equester et pedester — или, в переводе с латыни, «Цветок битвы: в доспехах или без, верхом и в пешем порядке». Эта книга считается Святым Граалем итальянского фехтования.

Меле быстро выучил итальянский в местном общественном колледже и перевел работу дей Либери на английский. Книга стала его основным гайдом по воссозданию искусства боя на длинных мечах.

Как любителей «Игры престолов» учат настоящему бою на мечах - фото 2

В 1999 году Меле основал Чикагскую гильдию фехтования, и с тех пор ежедневно сражался длинным мечом и другим холодным оружием того исторического периода. Поэтому он может со всей ответственностью заявить: те бои на мечах, что нам показывают в кино и по телевидению, — полная ерунда.

Но это не помешало киношникам взять работу Меле и использовать ее в своих целях. Когда вышел фильм «Царство небесное», Грегори досмотрел до сцены с тренировкой… и вдруг осознал, что создатели фильма цитируют его перевод дей Либери!

Конечно, сценарист не понял, о чем идет речь в этой части трактата, или может быть хореограф хотел поставить бой по-другому… Но по крайней мере автор сценария попытался оставить в фильме какие-то реальные боевые принципы. Его работа — не научить людей драться на мечах. Его работа — написать развлекательный блокбастер. Я понимаю.

Нелепости в голливудской трактовке фехтования начинаются с самого меча. Актеры размахивают длинными мечами с натугой, как будто они весят по 10 кило. Настоящие европейские боевые мечи, сохранившиеся в музеях и воссозданные современными оружейниками, весят где-то 1,5-1,8 кг.

Поскольку тяжелое навершие на рукояти служит противовесом, меч на удивление легко сидит в руке, и обращаться с ним можно очень быстро. Из-за скорости движения меча поединки 14 века длились считанные секунды. Один удар, может быть два или три… четыре удара — это уже очень длинный бой.

Но никто не хочет, чтобы в бою между Недом Старком и Джейме Ланнистером все закончилось смертью после одного удара!

Как любителей «Игры престолов» учат настоящему бою на мечах - фото 3

Приходится искать методы искусственного растягивания боя — актеры стоят друг против друга и колотят своим мечом по чужому. На самом деле это происходит редко. Если настоящая дуэль тех времен растягивалась надолго, то это потому, что участники сходились, обменивались двумя-тремя ударами, а потом немедленно разрывали дистанцию.

Подобные факты можно почерпнуть из текста дей Либери — но проблема в том, что книга написана для людей с развитыми навыками фехтования. Там не объясняется, как нужно стоять, двигаться, распределять вес тела… «Там говорится, что нужно вот так шагнуть, потом положить меч на плечо. Но нигде не объясняется хват, которым нужно держать меч». Подразумевается, что аудитория и так это знает.

Меле опирается на современные итальянские школы боя на ножах и палках — как ученые в первом «Парке юрского периода», которые достраивали ДНК динозавров с помощью ДНК лягушек.

Меле не исключает, что так никогда и не сможет постигнуть всех тонкостей итальянского боя длинным мечом, известных дей Либери. Но во всяком случае у него получается более реалистично, чем это показывают в голливудских фильмах.

После двух недель обучения — четыре урока по 90 минут — студентам наконец-то дают подраться друг с другом. В качестве оружия используется пара пластиковых мечей с металлическими деталями общим весом примерно в килограмм. Оружие не слишком опасное… но все-таки не безвредное!

Продвинутые студенты носят фехтовальные шлемы и зеленые куртки с толстой подкладкой, их оружие — болонские прото-рапиры с затупленными клинками.

Как любителей «Игры престолов» учат настоящему бою на мечах - фото 4

40% учеников в «Фортеза-фитнес» — женского пола. Несмотря на то, что фехтование — самое смертельно опасное из боевых искусств, в современном мире у него нет негативных коннотаций тайского бокса или бразильского джиу-джитсу (где в залах занимаются в основном мужчины). Фехтование кажется чем-то романтическим и увлекательным.

Особенно много девочек-подростков — Меле связывает это с отдельными женскими образами в сериале «Игра престолов», киноцикле «Голодные игры» и фильмах по комиксам вселенной «Марвела».

Надеюсь, что через пару лет это перестанет кому-либо казаться странным, и мне не придется объяснять, почему у нас столько студентов-женщин.

Как любителей «Игры престолов» учат настоящему бою на мечах - фото 5

В наше время — в отличие от средневековья — исторические боевые искусства не знают классовых и гендерных границ. Кому-то нравится романтизм фехтования на мечах — «это связывает людей с иными временем и местом, хоть они и знают, что эти место и время идеализированы и мало чем напоминают реальность».

Кроме того, людей привлекают физкультурный — перемещение и размахивание мечом хорошо заменяют кроссфит — и социальный аспекты. «Как и в случае с любым боевым искусством, есть что-то очень интимное в том, чтобы научиться закалывать другого человека мечом». В процессе тренировок становятся очень близкими друзьями люди, которые никогда бы не встретились при других обстоятельствах.

В студии Меле друг с другом рубятся простые рабочие, врачи, адвокаты… Всем хочется попробовать что-то новое. Люди пробуют фехтование, потому что оно кажется им интересным занятием. Они остаются тренироваться, потому что в фехтовании есть что-то, чего им не может дать ни один другой вид физической активности.

Комментарии 48
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Space_Trump
Space_Trump
Заколоть мечом красивую тянку сомнительное удовольствие