К чему готовиться: как разрабатывать игры в стране под санкциями
На форуме Unreal Engine разработчики игр из Беларуси жалуются на закрытие доступа к движку Unreal Engine 4 для жителей страны. Блокировка происходит по IP-адресу.
Компания Epic Games в одностороннем порядке «отрезала» Беларусь от всех своих сервисов, включая даже регистрацию на форумах компании. Человек с «неправильным» IP-адресом вместо формы регистрации получает следующее сообщение:
Мы проверили информацию, размещенную на форуме Unreal Engine. Действительно, жители Беларуси не могут зарегистрировать нового пользователя на форуме, а также не имеют доступа к движку и даже альфа-версии Unreal Tournament 4.
На популярном в Беларуси сайте Onliner размещен комментарий одного из разработчиков:
Epic Games полностью заблокировали доступ к своему творению для белорусов. На данный момент мы не то что не можем зайти на сайт Unreal Engine, но даже не можем скачать пре-альфа версию Unreal Tournament 4… Некоторые бывшие подписчики Unreal Engine из Беларуси, которые долгое время вкладывали деньги и силы в разработку своих продуктов на данном движке, остались практически «кинутыми».
Об этом же сообщают другие жители Беларуси на форуме Unreal Engine. К примеру, пользователь Alexey Kryshen:
Добрый день! Сегодня (а может на несколько дней раньше) стало невозможно скачать UE4 из Беларуси. Что случилось? Значит ли это, что разработчики из Беларуси были просто заблокированы и потеряли деньги, потраченные на подписку? Будут какие-то официальные комментарии?
На это сообщение тут же пришел ответ от официального представителя службы поддержки Unreal Engine:
Спасибо, что сообщили нам об этом. Мы сейчас разбираемся в этом.
Практически сразу после этого сообщения жители Беларуси лишились не только доступа к движку, но и к официальном сайту компании. Их ждало то же сообщение, которое они видели при попытке зарегистрироваться на официальном форуме Unreal Engine.
Пока одни участники форума требовали от Epic Games разъяснить, что же на самом деле происходит с пользователями из Беларуси, другие начали обращаться напрямую в службу поддержки и биллинга.
Один из пользователей разместил на форуме переписку с представителями Epic Games («Канобу» не может гарантировать подлинность сообщения, однако никто из представителей Epic Games не опроверг его):
Из нее следует, что согласно американским законам Беларусь попала в число стран, в которые нельзя экспортировать определенные товары и услуги. Речь идет, безусловно, об «Акте о демократии и правах человека 2011 года в отношении Беларуси», подписанного президентом Обамой. Акт предусматривает запрет на поставку в Беларусь «вооружений и связанных с вооружениями технологий, а также других технологических инструментов». Расплывчатые формулировки документа позволяют трактовать его так, как это удобно американским компаниям.
Для сравнения: представители Microsoft и других американских IT-компаний не только предоставляют жителям Беларуси доступ к своим технологиям, но также на коммерческой основе сотрудничают с местными компаниями. Именно поэтому решение Epic Games кажется спонтанным.
Чтобы понять масштаб проблемы, нужно учитывать один фактор: бан по IP, который можно, безусловно, легко обойти — не главная проблема белорусских разработчиков. Куда больше их волнует процесс лицензирования своих игр и, соотвественно, доступ к международным системам дистрибуции (Steam, PSN и т.д.). Если крупная студия может позволить себе сменить юрисдикцию, то есть перестать быть белорусской компанией и больше не опасаться санкций, то независимые разработчики окажутся, фактически, отрезанными от западных технологий и площадок. Ведь никто не знает, когда следующая американская/европейская компания перестанет работать со страной, находящейся под правительственными санкциями.
Решение Epic Games кажется спонтанным.
Могут ли российские компании (как разработчики, так и издатели) столкнуться с похожими проблемами? Очевидно, что могут. Ведь игроки уже столкнулись. Из Крыма один за другим ушли такие компании и сервисы, как Steam, Odesk, League of Legends, Blizzard, Apple, Google Play, App Store. А теперь представьте, если с этими проблемами столкнутся жители России и отечественные разработчики и издатели.
Мы запросили комментарий у нескольких белорусских разработчиков.